Что такое аффилированные лица и компании, и что от них требует закон?
Чем крупнее бизнес-структура, тем сложнее ею управлять. Порой возникает необходимость разделить зоны ответственности, обезопасить головное предприятие. Так возникают аффилированные (взаимосвязанные) лица, которые могут оказывать влияние на принятие решений. Само по себе явление негативным не является. Другой вопрос, что аффилированные лица могут быть скрытыми, использоваться в противоправных целях – для уклонения от уплаты налогов, незаконного выигрыша торгов, выведения активов. Есть ли за ответственность за злоупотребления в этой сфере?
Законодательный аспект
В интернете часто пишут, что аффилированные лица возникли относительно недавно, причём сугубо для противоправной деятельности. На самом деле, в законодательстве этому понятию определение дано в далёком 1998 году. Именно тогда в ст.4 Закона РСФСР №948-1 от 22 марта 1991 года «О конкуренции…» впервые упомянули данное словосочетание. До настоящего момента норма не утратила актуальности.
Для юридического лица аффилированными лицами являются следующие:
- Член наблюдательного совета, совета директоров или другого органа управления либо исполнительного органа;
- Организации и должностные лица, относящиеся к группе компаний;
- Физические и юридические лица, владеющие (распоряжающиеся) свыше 20% голосов организации (акций, долей в уставном фонде);
- Совет директоров (иной орган управления) финансово-промышленной группы, в которую входит компания.
Верно и обратное: если гражданину (ИП) принадлежит более 20% голосов в организации, юридическое лицо тоже ему аффилировано.
К сожалению, в вышеупомянутом Законе №948-1 за 22 года ничего и не осталось, кроме определения взаимосвязанных лиц. Не верите? Откройте, почитайте: все статьи утратили силу, кроме четвёртой. Отдельный нормативный акт, который бы регламентировал деятельность контролирующих лиц, так и не приняли. Хотя разговоры об этом были.
Признаки аффилированных лиц простым языком:
- Между руководителями организаций и ключевыми должностными лицами (главбух, директор) – родственные или дружеские отношения;
- Одна организация (предприниматель) может оказывать влияние на принятие решения другой;
- Одна организация владеет блокирующим пакетом акций (долей в уставном фонде) в другой фирме;
- Ключевые сделки одной компании не могут осуществляться без одобрения другой либо без санкции руководства финансово-промышленной группы.
Зачем нужны аффилированные лица?
Складывать все яйца в одну корзину – рискованно. Особенно в России, где удары по чужим корзинам не редкость. В таком случае возникает необходимость создать дополнительную организацию (зарегистрировать ИП), чтобы проводить часть операций через эту структуру. Иногда предусмотрена обязанность сообщать о том, что организации являются взаимосвязанными.
К примеру, п.8 ч.2 ст.50 ФЗ №14 от 08.02.1998 «Об ООО» обязывает хранить списки аффилированных лиц и представлять их участнику общества по первому требованию. Однако структуры могут быть взаимосвязанными, даже будучи зарегистрированными в разных субъектах РФ и в разных странах. И тогда обязанность обнародовать эту информацию вроде как отсутствует.
Связь по своему характеру может быть различной:
- Семейной, родственной, дружественной;
- Имущественной;
- Договорной;
- Управленческой.
Не новость, что аффилированные лица используются для создания видимости конкуренции при участии в госзакупках. Секрет успеха прост: к торгам допускаются только определённые организации, которые договариваются, кому побеждать, а кому – проигрывать. Сама идея государственных закупок в этом случае теряет смысл.
В 2016 г. произошла страшная трагедия: во время отдыха в парке-отеле «Сямозеро» и при сплаве по реке группа попала в шторм, погибло 14 детей. Их безопасность должным образом обеспечена не была, а процесс организован поверхностно. При расследовании дела выяснилось, что для организации детского отдыха ежегодно проводились аукционы московскими властями. В них неизменно выигрывало ООО «Парк-отель «Сямозеро», мнимую конкуренцию которому составляло ООО «Карелия-опен». Обе компании были зарегистрированными по одному адресу и очевидно являлись аффилированными структурами.
Ещё один вариант – создание взаимосвязанных организаций для уменьшения налоговой базы. Часть бизнеса распределяется на формальные структуры, работающие по УСН, ПСН, в качестве ИП. Если такая схема вскроется, юридическому лицу не поздоровится. Сделки могут быть признаны недействительными, а «спасённые» от налогов деньги придётся выплатить, с учётом пени.
Аффилированные лица для списания долгов
Даже если читатель никогда не слышал про взаимосвязанные структуры до сего момента, у него непременно возникла мысль: а что если с их помощью не только уменьшать налоги, но и «терять» долги? Эта идея настолько популярна в бизнес-сообществе, что Верховному суду РФ даже пришлось поработать над Постановлением Пленума №53 от 21.12.2017, чтобы разъяснить особенности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, которые на первый взгляд к чужому банкротству не имеют отношения.
Сформировалась противоречивая практика, связанная с экономической несостоятельностью. Так, предприимчивые дельцы одну организацию «банкротили» и тут же на её месте, с тем же имуществом, создавали новую. От старой фирмы переходили активы и персонал, долги же оставались с ликвидируемой организацией.
При процедуре банкротства кредиторы очень часто требовали призвать к ответу аффилированных (контролирующих) лиц. В конце концов, Верховному суду пришлось установить, каким признакам должны соответствовать взаимосвязанные организации. Нет смысла подробно останавливаться на положениях Постановления – они весьма сложны для восприятия. Важно лишь то, что это решение усложнило жизнь недобросовестным дельцам, которые любят забирать в новую фирму активы, а долги – оставлять в прошлом.
Кто должен вести список аффилированных лиц?
Согласно ст.93 ФЗ №208 от 26.12.1995, такая обязанность лежит на владельцах акций АО. В течение 10 дней со дня их приобретения они должны уведомить общество о наличии аффилированности. Зачем это нужно? Для установления заинтересованности обществом в совершении той или иной сделки (ст.81 ФЗ №208), а также для корректного приобретения пакета акций свыше 30% (ст.ст.84.1, 84.2 ФЗ №208).
Несоблюдение требований законодательства в данном случае является основанием для признания сделки недействительной. Кроме того, если в результате неизвещения о наличии аффилированности организации причинён ущерб, он подлежит возмещению за счёт контролирующего лица.
Предусмотрена и административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению список контролирующих организаций: для АО – ч.1 ст.13.25 КоАП, для ООО – ч.2 ст.13.25 КоАП. По обоим частям санкции одинаковы: штраф 2-5 тыс. руб. на должностное лицо, 200-300 тыс. – на компанию.
Резюме
Итак, аффилированные лица – это взаимосвязанные структуры, которые могут влиять друг на друга при принятии решений. Такие организации создаются как с благими намерениями, так и в противоправных целях. Кому-то они нужны для упрощения бизнес-процессов и минимизации рисков.
Кто-то использует взаимосвязанные лица для уклонения от уплаты налогов и незаконного списания долгов. Важно понимать, что всякое действие может встретить противодействие, в том числе – со стороны правоохранительных органов, ФАС и ФНС.
Источник
Аффилированность. Ответственность аффилированной компании
Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.
Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.
Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.
Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.
Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.
Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.
В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.
При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.
Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.
Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).
Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.
Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.
Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.
Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:
за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;
за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;
за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;
за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;
за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.
Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?
Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.
Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.
МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Источник