Как избавиться от альтруизма

4.7. Альтруизм как психологический механизм защиты

4.7. Альтруизм как психологический механизм защиты

В психоанализе под защитными механизмами понимают бессознательные действия человека, направленные на защиту от тех импульсов, которыми он атакуется со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира. Такими импульсами, например, могут быть зависть, внутренние моральные запреты, неудовлетворенные потребности, фантазии и мечты и т. д.

По сути все защитные механизмы являются средствами самообмана, искажая, отрицая или фальсифицируя восприятие реальности, чтобы сделать возникшую тревогу менее угрожающей для человека.

Как считают некоторые психологи, альтруизм может развиться как защитная реакция в результате осознанного подавления человеком таких качеств, как агрессия, злость, которые являются производными эгоизма.

Психологические защитные механизмы разделяются по способам проявления.

Рационализация поступков и действий. Рационализация — логическое объяснение человеком собственных мыслей и поступков, позволяющее оправдывать и скрывать их истинные мотивы. При этом человек верит в эти объяснения и сам, искусственно создавая тем самым внутреннюю гармонию. Таким образом, рационализация — это «самообман посредством логического рассуждения». Действуя как альтруист, человек вроде бы показывает свою гуманность, участие в судьбе других. На самом же деле истинная природа его альтруистических поступков — это деспотизм, потребность держать под контролем все происходящее, чтобы никто не смог нанести вред его собственному Я. Он начинает как бы тайком влезать в чужие дела, навязывать свою помощь и участие в каждом вопросе, объясняя свои намерения чувством долга, заботы и ответственности за близкого человека.

Реактивное образование. Этот защитный механизм подразумевает полное вытеснение из сознания негативных, неудобных мыслей и замещение их на противоположные. Агрессия может заменяться невероятным добродушием и лояльностью, зависть и ревность — заботой. Однако за внешней слащавостью и гуманностью человека может скрываться враждебность и злость. Обычно такой человек чрезмерно навязчив в предложениях своей помощи. При этом в своих попытках облагодетельствовать близкого он действует демонстративно, так как самолюбование является основной причиной его поступков. Таким образом, альтруистические поступки гораздо нужнее такому альтруисту самому, чем тому, для кого они совершаются.

Альтруистическое подчинение. В этом случае человек собственные эгоистические импульсы проецирует на других людей, придавая им форму заботы о ближнем и потребности во что бы то ни стало воплотить в чужую жизнь свои желания. Например, человек, который отказывает себе во всем вследствие своей жадности, оказывается очень щедрым в отношении близких ему людей. В таких случаях происходит полное психологическое замещение собственного Я на аналогичное Я другого человека. Происходит так потому, что человек внутренне и неосознанно сдерживает свои потребности, считая их неприемлемыми для себя в силу какой-то психологической травмы, строгого воспитания и особенностей менталитета. Однако если аналогичные потребности возникают у других, он с одержимостью бросается их удовлетворять, «кормя» тем самым свои эгоистические позывы.

В таких случаях эгоизм и альтруизм могут смешиваться в самых различных пропорциях. А. Фрейд приводит в пример родителей, которые иногда навязывают своим детям собственные жизненные планы — одновременно и альтруистически, и эгоистически. Дело обстоит так, словно они хотят через ребенка, которого они считают более подходящим для этой цели, вырвать у жизни исполнение желаний, которых им самим реализовать не удалось.

Альтруистическое отречение. Этот механизм защиты — обратный предыдущему. Он имеет в своей основе комплекс неполноценности.

Проявление этого механизма хорошо показано в пьесе Ростана «Сирано де Бержерак». Герой этой пьесы Сирано является типичным самоотреченным альтруистом.

Читайте также:  Как избавиться от воспаления пальца

Полюбив Роксану, но зная о своем уродстве (а он считал, что его длинный нос — это самое настоящее уродство), Сирано посчитал себя недостойным красавицы, в которую был влюблен, и отдал все свои силы на помощь более удачливому товарищу, тоже добивавшемуся любви этой женщины. Суть такого механизма — поиск объекта и перенос на него реализации своих мечтаний в силу того, что этот объект является более достойным кандидатом.

Альтруистическое отречение очень тесно связано со страхом смерти, причем не за собственную жизнь, а своих близких. Человек считает, что может существовать лишь при возможности удовлетворения собственных душевных инстинктов за счет их проецирования на близких. А значит, их жизнь для такого альтруиста бесценна. При этом собственное физическое существование становится настолько незначимым, что человек зачастую перестает замечать грозящую опасность.

Невротическая любовь. В этом случае человек в буквальном смысле просто живет для других. Он перекладывает на себя их проблемы, решает возникшие вопросы и утрясает неурядицы, проявляет бесконечную заботу и задаривает подарками, берет на себя ответственность, граничащую с навязчивостью, практически за все, что случается в жизни других. Но происходит это потому, что человек испытывает потребность быть постоянно в центре внимания. Даря любовь и заботу близким, он остро нуждается в обратной отдаче такого же чувства, ему жизненно необходимо ощущать себя нужным и любимым.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

14.10. Альтруизм (заботливость)

14.10. Альтруизм (заботливость) В психоаналитической концепции З. Фрейда альтруизм рассматривается как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины либо как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. Исходным для формирования

Глава 4. Альтруизм

Глава 4. Альтруизм Давайте попытаемся учить великодушию и альтруизму, потому что мы рождаемся эгоистами. Давайте, наконец, поймем, на что способны наши гены эгоизма, потому что тогда у нас хотя бы появится шанс противостоять их намерениям, т. е. сделаем то, на что никогда не

4.1. Что такое альтруизм

4.1. Что такое альтруизм Термин «альтруизм» был введен Огюстом Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. В общих чертах альтруизм в понимании Конта отражает принцип «жить ради других» (лат. alter —

4.4. Парохиальный альтруизм

4.4. Парохиальный альтруизм Известно, что нами люди часто делятся на «своих» и «чужих», и это отражается на нашем альтруистическом поведении. Одной группе людей («своим») мы более склонны оказывать помощь, чем другим («чужим»).Альтруизм, ограниченный рамками определенной

4.5. Альтер-альтруизм

4.5. Альтер-альтруизм А. Н. Поддьяков (2010) пишет, что «в традиционном понимании альтруизма как бескорыстной помощи другим людям не дифференцированы представления о двух сущностно различающихся типах неэгоистических установок и поведения. Один тип предполагает общую

4.8. Альтруизм и личностные характеристики

4.8. Альтруизм и личностные характеристики А. А. Моисеева (2007) выявила, что лицам с высоким альтруизмом присущи и некоторые личностные характеристики.Эмоциональной основой альтруизма является склонность к эмпатии, сочувствию и пониманию других людей. Альтруистичной

Опросник «Альтруизм»

Опросник «Альтруизм» Источник: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005.Назначение. Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности, способствует выявлению

Тест «Альтруизм — эгоизм»

Тест «Альтруизм — эгоизм» Инструкция. В тесте имеются две шкалы — «альтруизм» и «эгоизм».Он включает 31 утверждение. Прочитайте их и выразите к ним свое отношение, выбрав тот или иной вариант ответа, отметив его знаком «+». Если в утверждении даются три варианта ответа, то

26. Социально-психологический механизм преступного поведения

26. Социально-психологический механизм преступного поведения Под социально-психологическим механизмом поведения личности понимают последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс можно

Читайте также:  Уничтожение крыс крысы борьба с ними

Да здравствует альтруизм посторонних

Да здравствует альтруизм посторонних Общепринятая точка зрения на эгоизм подразумевает некий любопытный парадокс. Как правило, мы относимся к нему негативно. Мы презираем алчность и предостерегаем друг друга от людей, известных слишком рьяным преследованием

2.9 Альтруизм

2.9 Альтруизм Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Апостол Иоанн Альтруизм (лат. Alter — другой) — бескорыстная направленность поведения и деятельность человека, ставящая интересы другого человека или общее благо выше личных интересов. Как правило,

2.9 Альтруизм

2.9 Альтруизм Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Апостол Иоанн Альтруизм (лат. Alter – другой) – бескорыстная направленность поведения и деятельность человека, ставящая интересы другого человека или общее благо выше личных интересов. Как правило,

Источник

Что может скрываться за нашим альтруизмом?

«Самообман нечистой совести. » Как часто мы совершаем альтруистические поступки? И вообще, что это такое? Альтруизм – это такое поведение или действие, направленное на благо и пользу другого человека совершенно бескорыстно и безвозмездно, т.е., как говорится, «от всей души». Наверное, каждый из нас с этим знаком – не раз мы оказываем помощь нашим близким, простым знакомым или даже случайным людям «просто так», абсолютно не задумываясь о благодарностях и ответных шагах. А многим наверняка знакома реальная жертвенность и самоотверженность во имя любимого дитя, друга или возлюбленного.

Как правило, такого рода поступки принято напрямую противопоставлять эгоистическим. Однако в нашей психологической реальности не все так просто, и нередко одни вещи оказываются совершенно противоположными по сути, если заглянуть в бессознательную часть и выявить истинные намерения и мотивы.

В психоанализе существует понятие психологической защиты, когда с помощью определенного поведения человек бессознательно старается отгородиться от каких-либо внешних проблем или от своих истинных внутренних потребностей, мыслей, намерений. Поэтому бывают случаи, когда отъявленный альтруизм может служить лишь внешним фасадом человеческого поведения, за которым могут скрываться эгоизм или агрессия, злость или зависть. Таким образом, в некоторых случаях альтруистическое поведение может не быть истинным по своему глубинному происхождению, а выступать в качестве психологической защиты. При этом в действие вступают определенные защитные механизмы личности.

Нечто подобное мы можем встретить еще у легендарного философа Ф. Ницше. Для него добродетели — это ширма благоразумия, лояльности и конформизма. С помощью заповеди любви, считал он, люди пытаются скрывать свою зависть, но одновременно и закабалить других. В мнимой «любви к ближнему» легко просматриваются себялюбие и потворствование своим слабостям. Вот некоторые примеры и способы действия таких защитных механизмов.

При помощи рационализации человек может много говорить о своей гуманности и человечности, доказывать альтруистичность и милосердность своих поступков, оправдывая тем самым своё поведение, за которым на самом деле скрываются совсем иные мотивы. Например, кто-либо, имеющий деспотические наклонности и желание держать другого человека под полным контролем, объясняет свою навязчивую помощь и влезание в чужие дела, называя это чувством долга, заботы и любви. Когда в силу вступает реактивное образование, человек вытесняет свою злобу и агрессию и начинает активно проявлять заботу и доброту. Например, зависть и ревность таким образом могут превратиться в бескорыстие и заботу о других. Так, за внешней слащавостью и гуманностью человека может скрываться реально существующая агрессия, враждебность. Обычно такие люди чрезмерно навязчивы в предложениях своей помощи, все их поведение направлено скорее на социальную демонстрацию, нежели на действительное оказание поддержки. Хорошим примером может служить письмо одного мужчины, активно отстаивающего права животных. Взывающий к любви и человечности по отношению к братьям нашим меньшим в начале письма, в конце он заявляет с неподдельной злобой, что был бы рад видеть мучителя бедных зверушек умирающим в страшных муках.

Читайте также:  Что делать если клещ залез под кожу у собак

Еще существует так называемое альтруистическое подчинение. Это означает, что наши собственные инстинктивные импульсы могут уходить в подчинение на пользу других людей. Так, например, одна молодая девушка в детстве была одержима двумя идеями – хотела иметь красивую одежду и много детей. Однако в своей взрослой жизни она была неброско одета, была не замужем и без детей. Зато эта девушка с энтузиазмом занималась сватовством своих подруг и их нарядами. Она была чрезвычайно озабочена тем, чтобы у ее друзей была красивая одежда, чтобы ими восхищались и чтобы у них были дети. Было похоже на то, что ее собственная жизнь была полностью лишена интересов и желаний. Вместо того чтобы стремиться к достижению собственных целей, она растрачивала всю свою энергию на сочувствие людям, о которых заботилась. Она жила жизнью других людей вместо того, чтобы иметь какие-либо переживания в своей собственной. Для всех своих импульсов и желаний она нашла замещение во внешнем мире. Таким образом, ее отказ от своих собственных желаний в пользу других людей на самом деле имел эгоистическое значение, но ее поведение, стремящееся удовлетворить потребности других, не может быть названо нами иначе как альтруистическое.

В истории психологической практики есть масса различных примеров скрытого за добродетелью эгоизма. Одна молодая девушка мечтала выйти замуж, но не имела в личной жизни успеха, в результате она старалась сделать все, чтобы устроить помолвку своей сестры. Другой пациент страдал от навязчивых состояний, когда не мог истратить на себя ни копейки, но тем не менее не колебался в щедрых тратах на подарки друзьям. Еще один мужчина, не осмеливающийся попросить о повышении зарплаты для себя, осаждал руководителя требованиями в защиту интересов своего коллеги. Во всех этих случаях идентификация пациента с другом, сестрой, получателем подарка выдает себя неожиданным теплым чувством связи между ними, которое сохраняется до тех пор, пока косвенным образом не будет удовлетворено его собственное желание.

Одним из хорошо известных житейских примеров является ситуация, когда родители навязывают своим детям собственные жизненные планы – одновременно и альтруистически, и эгоистически. Дело обстоит так, словно они хотят через ребенка, которого они считают более подходящим для этой цели, вырвать у жизни исполнение желаний, которые им самим реализовать не удалось.

Обратный предыдущему механизм называется альтруистическим отречением. Хорошим примером здесь может служить знакомая всем пьеса «Сирано де Бержерак». Главный герой, отличавшийся своим происхождением, умом и храбростью, к сожалению, не имел успеха у женщин из-за огромного носа. Влюбившись в свою кузину, но, зная о своем уродстве, он отказался от всякой надежды завоевать ее сердце в пользу человека более красивого, чем он сам. Совершив эту жертву, он обращает свою силу, храбрость и ум на службу этому более удачливому любовнику и делает все, что в его силах, чтобы помочь ему добиться цели. В бою он борется за его жизнь, не жалея своей. Так внешний дефект поэта – необыкновенно длинный нос, вызывающий, по его мнению, к нему презрение — заставляет его думать, что другие больше подходят для реализации его мечтаний, чем он сам. Подобного рода механизм имеет тесную связь со страхом смерти. Человек считает свою собственную жизнь достойной сохранения лишь при наличии возможности удовлетворения собственных инстинктов. Когда он отрекается от своих импульсов в пользу других людей, их жизни становятся для него дороже, чем своя собственная.

Известная женщина-психоаналитик Карен Хорни, обращаясь к проблеме замаскированного эгоизма, описывала понятие невротической любви, когда человек с безграничной жаждой любви к себе может дарить любовь другим, неосознанно преследуя цель получить подобное же ответное отношение.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей