Как справиться с блудной страстью: отвечают святые отцы
Современное общество живет в ужасающем потоке блуда и прелюбодеяния. И это стараются сделать нормой жизни для всех людей. Но недаром преподобный Анатолий Оптинский высказал мысль, что именно блуд дает аду наибольшее число жертв. Именно из-за этой страсти люди теряют себя, свою личность, духовную чистоту и самоуважение. Ведь с малых лет каждому православному известно, что это грех для всех, кто не состоит в браке.
Советы от Святых отцов
К счастью, многие пытаются бороться с блудными помыслами. Для того, чтобы помочь им, стоит обратиться к великому богатству православной Церкви – к духовному опыту Святых. Многие из них на собственном опыте испытали влияние блудных помыслов, но справились с ними, не загрязнив ни душу, ни тело грехом.
Преподобный Ефрем Сирин
Ефрем Сирин советует при появлении похотливых мыслей вспомнить о Страшном Суде и участи грешников – вечной муке. Если же дать греху хотя бы один раз победить, появится привычка грешить. Хотя и поспешишь раскаяться в этом грехе, но совесть все равно будет мучить. Внешне это не будет проявляться, человек будет весел и спокоен, но душа уже не будет чиста, она всегда будет помнить о содеянном.
Поэтому преподобный советует быть строгим изначально ко всякому блудному желанию и не давать ему ни единого шанса. Помнить о душевных муках и всегда иметь в себе Бога — вот способ не дать победить в себе греху.
Преподобный Иоанн Кассиан
Иоанн Кассиан говорил, что блудная страсть восстает в душе и в теле, то есть она двояка, наступает со всех сторон. Поэтому и бороться с ней надо двояко. И этим обоюдоострым оружием станет пост и молитва. Кроме этого, следует постоянно читать Святое Евангелие, заниматься физическим трудом и занимать себя работой. Но особо – смириться, не давать гордыне никакой возможности завладеть душой.
Игнатий Брянчанинов
Владыка Игнатий Брянчанинов разъяснял природу греха блуда в том, что он имеет свойство соединять два тела в одно, хотя это и против Законов Божиих. И если сразу после этого греха раскаяться в нем, оставить блуд навечно, то он прощается сразу после исповеди. Но беда в том, что очищение тела и души от связи и заражения единением, идет очень долго и мучительно. Оба тела долго помнят то, что произошло между ними, пусть и не в мыслях, но на более тонком уровне. Поэтому в блудном грехе нужно не только раскаяться, но и длительное время выводить из себя память о нем, путем молитвы, поста и даже страдания.
Иоанн Лествичник
Святой Иоанн Лествичник очень образно описал способы борьбы с блудом:
- кто старается только воздерживаться от блуда, тот подобен человеку, старающемуся выплыть против течения, двигая только одной рукой;
- кто трудом телесным, обливаясь потом, борется с блудом, тот уподобляется человеку, связавшему своего врага слабой веревкой;
- кто борется с блудом с помощью воздержания и постоянного бдения за своими помыслами, тот подобен человеку, заковавшему врага в цепи;
- кто вооружится смиренномудрием, кротостью и жаждой спасения, тот уподобится человеку, убившему врага и похоронившему его в песке.
Таким образом, борьба с блудными помыслами должна вестись не столько телесными методами, но, прежде всего, духовными.
Нил Синайский
Совершенно в духе нынешнего времени есть еще один совет — от Нила Синайского: колонна стоит на основании, так и блуд имеет под собой основание – пресыщение.
Именно пресыщение в современном мире и вызывает у людей желание испытать еще больше удовольствий, ни в чем себе не отказывать, ни в чем себя не ограничивать.
Избавиться от пресыщения, обратить внимание на тех, кто беднее, слабее, кто нуждается в помощи – вот способ побороть в себе блудные помыслы. Делать добро и делиться, видеть страдания ближнего и облегчить их – вот способ забыть о грехе.
Василий Великий
Один из основоположников нашей Церкви, богослов и писатель, обращается к женщинам с тем, чтобы они были осторожны в желании нравиться окружающим:
Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе желание и внимание мужчин, даже не вступив с ними в телесную связь, уже предается блуду в своем сердце.
Как это важно для сегодняшних девушек, которые стали стремиться не столько одеться, сколько раздеться, чтобы вызывать у окружающих вожделение. А ведь за это им придется дать ответ на Страшном Суде, при чем не только за свой грех, но и за грех тех, у кого они вызвали желание прелюбодействовать и подтолкнули к греху. Не правда ли, это страшно?
Заключение
Итак, из советов Святых отцов Православной Церкви, можно понять, что бороться с грехом блуда нужно путем воздержания, скромности, смирения, молитвы, поста. Нужно много трудиться, работать над собой, чтобы места для блудных помыслов просто не было в жизни.
Тем же, кто совершил этот грех, следует покаяться и долго искупать, очищая душу от стыда и грязи, которую в нее принесли телесные немощи слабых людей.
Источник
О блудной страсти
Из наследия Оптинских старцев
Мытарство блуда |
Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.
Различие в согласии помыслов и преклонении воли
Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:
«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли».
Причина блудной брани
Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:
«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».
О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.
Преподобный Амвросий писал:
«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».
«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».
Как бороться с блудной страстью
Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:
«Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?
Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.
Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».
Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:
«Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».
Старец напоминал о силе крестного знамения:
«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”».
Преподобный Амвросий также предупреждал:
«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение».
«От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».
Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:
«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».
Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:
«90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».
Чистота возвращается покаянием
Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:
«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».
Быть осторожным до самой смерти
Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:
«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.
И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».
Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:
«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Источник
Борьба с блудом. Метод Иоанна Кронштадтского
Иоанн Кронштадтский – один из лучших проводников в духовный мир. Он жил меньше двухсот лет назад, рядом с Санкт-Петербургом. Он ближе нам по духу, по мыслям, нежели святые отцы, подвизавшиеся в Египте или на Афоне. Все-таки место налагает отпечаток. Иоанн Кронштадтский может наилучшим образом объяснить нам путь. Его дневники очень объемны. Специально, чтобы каждый день вести нас к свету. Читая дневники Иоанна Кронштадтского, никогда не собьешься с дороги.
Чтение Дневников приносит неожиданные последствия. Ты осознаешь пользу чтения, но польза некоторых способов борьбы с грехом, изложенных в Дневниках, открывается лишь впоследствии. Так, Иоанн Кронштадтский постоянно пишет о том, как бороться с прилогами диавола. Это злые мысли, которые он всевает в сердце человека. Из тома в том ты читаешь о том, что нужно перекреститься, нужно мысленно отказаться от греха. И только на практике тебе открывается вся польза этого способа.
Самый надежный и верный способ лишиться Божией благодати – впасть в блуд. В любую его форму. Достаточно лишь совершиться факту поклонения образу зверя – половым органам, и человек лишается богообщения как недостойный. Необходимо сразу каяться, затем ждать немалое количество дней, пока душа восстановится, и благодать вновь начнет действовать. И только человек обретает покой в Боге – снова падение. Приходится начинать все с начала. Так продолжается бесконечно много раз. Человек пробует разные способы. Он усиленно постится. Но в разгар поста впадает в блуд с еще большей силой, погружаясь в адский мир зверя еще глубже. Как побитый пес, он возвращается к молитве. Затем пост все же приносит плоды, человек становится способен выдерживать более долгие периоды без поклонения зверю, без жертвы Молоху (малакии). Но несмотря на исправное посещение служб, долгие молитвы, периодические посты падения продолжаются. Человек все яснее осознает свое порабощение греху. Он продолжает пробовать разные способы. Борясь с грехом, он совершает длительные прогулки – и падает. Занимается тяжелыми физическими упражнениями, щипает тело, умывается ледяной водой – все физические методы оказываются бессильны. Все, чего удается добиться – лишь отдалить время следующего падения, немного реже приносить жертву Веельфегору – жертву мертвых (Пс 105:28). Ведь блудный грех – это умерщвление самого себя. Человек лишает себя жизни души, оставаясь в теле, которое приобретает инстинкты животного. После греха гораздо труднее выдерживать посты, невыносимо находиться в церкви, службы кажутся бесконечно долгими. Все это – признаки смерти души.
Дневники Иоанна Кронштадтского проливают яркий свет на то, как нужно бороться. Идея не нова, но озарение приходит внезапно.
«Когда приступает к сердцу твоему какая-либо страсть, вспомни тогда слова апостола: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми [Гал. 5,24], и, изобразив на чреве своем с верою знамение креста, произнеси, тоже с живою верою, означенные слова – и страсть отразится».
«Бесплотный враг прост по природе – оттого он и силен в нападении. Надо отражать его так же просто, то есть простым, верующим сердцем, о имени Господа Иисуса Христа. Диавол мгновением мысли входит в наше сердце; подобным мгновением – отрицательным, то есть словом, выражающим вдруг противоположную им внушенной мысли, – выгонять его».
«Ведайте, работающие Господу, и твердо помните, что диавол постоянно, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить [1Пет. 5,8]. Замечайте за собою, трезвясь и бодрствуя умом и сердцем, и вы увидите, что лукавый едва не безотходно стоит пред дверьми вашего сердца, если вы еще не отворили их для него, и с наглостию усиливается отворить их и войти в дом души вашей, всевая в ваш ум и сердце свои адские плоды, по виду всегда почти благовидные, чтобы, если мы примем их, и самому ему удобно было пристать к своему произведению, потому что, если бы он не имел в нас ничесоже своего, как в Господе, тогда и не вошел бы в нас».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Дневник. Том III. 1859-1860
Итак, человек может либо согласиться с вселением в себя сатаны, либо отказаться, чтобы в нем жил Христос. Получается, борьба происходит на мысленном уровне. Сатана не может действовать в человеке без его согласия. Ведь змей вначале обольстил Еву словами, обманул ее, и после того как она выразила согласие на вкушение запретного плода, умертвил ее душу. Эта ситуация проигрывается в жизни христианина, ведущего духовную брань, каждый день. Получается, чтобы не стать жертвой блудной страсти, необходимо решительно отказать змею. И отказ этот происходит словами. «В начале было Слово» (Ин 1:1). Человек ведет мысленную борьбу с сатаной. Всегда грех начинается с согласия с ним. Мысленно человек думает: «Как же было бы приятно согрешить сегодня. Жаль, Бог запретил». По сути, это уже согласие со змеем. Сомнения, колебания, жалость – и человек вскоре решительно соглашается со змеем и умерщвляет себя грехом, в котором тут же раскаивается, но уже поздно. Змей снова обманул его. Снова нарисовал соблазнительную картину, человек повелся на нее и сразу разочаровался. Ведь что в этом интересного в сравнении с духовным миром Иисуса Христа? Блуд – это животный инстинкт, поэтому это и есть поклонение образу зверя. Поклоняясь Христу, человек поклоняется всему возвышенному. Он думает о вселенной, о добре и зле, о высоте. Вспоминает великих писателей, подвиги духа. Джек Лондон, «Белое безмолвие»… Думает о тех, кто отдал жизнь за близких. И вдруг ползет этот жалкий змей со своими жалкими соблазнами, шепчет на ухо: «Давай, согреши». И все, что нужно, это сразу решительно наложить на себя крестное знамение и сказать мысленно или вслух: «Именем Господа Иисуса Христа, изыди из меня, нежить. Я люблю Иисуса Христа и служу Ему». Текст может отличаться, важна лишь решительность отказа каждый раз, когда змей предлагает свои гнусности. А также важно именно произнести имя Господа и наложить на себя Крест.
Новоначальному христианину все эти соблазнительные мысли кажутся собственными, ему кажется, что он беседует сам с собой и соглашается на грех исключительно по собственной воле. Но стоит начать бороться с этой страстью, и сразу становится очевидным, что эти лукавые мысли приходят извне. И что человек сам себе не хозяин, раз, если не хочет грешить, все равно вынужден делать это.
Иногда достаточно один раз решительно отказаться. Зачастую нужно отказываться на протяжении некоторого времени, пока действует искушение. Необходимо приводить все новые новые аргументы для отказа. «Я не хочу поклоняться образу зверя. Я не хочу уподобляться животному, поклоняться нечистым органам, превращаться в бессловесную тварь. Ведь поклоняющиеся блуду люди со временем теряют красноречие, теряют дар слова. Я хочу поклоняться Богу и образу Божию в человеке. Я хочу любить и быть любимым. Поклоняясь зверю, я лишаюсь любви и у Бога, и у людей. Зверям любовь не нужна. Я не хочу жить в неведении, подобно животному, не зная свое место в мире, идя на поводу у низменных страстей. В будущей жизни я хочу летать, подобно ангелу, а не гореть в огненном озере вечно».
Вот в таком примерно русле нужно вести разговор со змеем. И он отступит, посрамленный, потому что может искушать вас лишь определенное время. И вы раскрыли его замысел. В дальнейшем он будет нападать, стараясь застать вас врасплох, через людей, которые словно нарочно оказываются рядом тогда, когда вы не в духе и готовы взорваться от малейшего пустяка. Иоанн Кронштадтский называл их нарочитыми людьми. Но взрываться ни в коем случае нельзя. Нужно хранить незлобие изо всех сил. И это тоже мысленная борьба на словах. «Я люблю ближних. Когда-то они были детьми. Мы все братья. Я должен прощать их, чтобы мне простил мои грехи Отец Небесный». В общем, необходимо все время словесно программировать себя на то, чтобы не поддаться никакой из страстей. Так же и с унынием. «Живу хорошо. Всему рад, всем доволен, все нравится. Кто-то томится в тюрьмах, кто-то болен, при смерти. Иоанн Крестьянкин томился в лагерях, подвергался пыткам. Живу хорошо, как сыр в масле катаюсь». В конце концов действительно начинаешь видеть, сколько благ тебя окружает. «И умолчах от благ» (Пс 38:3). И люди вокруг неплохие, и вся злоба внутри нас самих. Удержи свою злобу, свои страсти, и весь мир будет распят для тебя, не будет тебе вредить. «Мир распят, и я для мира» (Галатам 6:14). Весь мир как натянутая струна. Можно на ней играть и наслаждаться. А можно рвать и страдать. Как ты к миру, так и он к тебе. Потому что мир живой, мир – это тело Господа, Который пребывает в каждой частице бытия, и в тебе самом, и в каждом человеке.
Итак, поначалу нужно стараться отвыкать от пагубного греха на физическом уровне, чтобы избавиться от привычки. В дальнейшем необходимо вести мысленную борьбу. О духовной брани писали все святые отцы. Дневники Иоанна Кронштадтского оказываются особенно эффективны на практике. Отец Иоанн, повторяя из записи в запись о своем опыте прогнания греховных мыслей с помощью имени Господа и крестного знамения, в конце концов внушает этот способ, и он закрепляется на подсознательном уровне. И вдруг этот метод начинает работать. Это пример того, как Слово Божие сеется в сердце человека, а затем приносит плоды. Слово Божие не может быть бесплодно. Важно убегать слов сатаны, чтобы не выросло терние и не заглушило Слово Божие.
Человек призван к духовной бестелесной жизни. Укрепляйтесь словами святых отцов ежедневно.
«И воспоешь победительные и благодарственные песни слову Божию, живому и действенному, проходящему до разделения души и духа, составов и мозгов, судящему помышления и намерения сердечные [Евр. 4, 12] и отсекающему острием своим все ветви страстей» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том IV. 1860-1861).
«Иисус – ежедневная победа моя невидимых врагов; Иисус – верный и надежный врач мой лютых, ежедневных скорбей сердца, избавитель готовнейший, было бы только готово сердце мое [Пс. 56,8] к Нему; Иисус – широта моего сердца, его покой и блаженство. Куда не могу проникнуть я для прогнания врагов невидимых и для избавления от скорбей, туда проникает мой Христос и за меня совершает желаемую победу. Также, чего не могу сделать я, при всех моих усилиях, – то делает одно изображение креста Господня, с сердечною верою сделанное на персях и чреве моем. Дивен во мне Господь мой, дивен Его Крест Животворящий: невидимые враги, невидимо и нещадно поражающие душу мою разжженными стрелами, разливающие во мне часто адский пламень, убивающие дух мой скорбию и теснотою, бежат от страшного для них имени Иисуса Христа и знамения креста: оно палит их, как они палят меня, и за равное Господь воздает им за меня равным. Вдруг легко бывает на душе моей, и прояснится она, как после туч мрачных и грозных».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Дневник. Том III. 1859-1860
Стихиры Кресту
Иже Крестом ограждаемы, врагу противляемся, не боящеся того коварства и ловительства, яко бо гордый упразднися и попран бысть на Кресте силою распятого Христа. Крест Твой, Господи, освятися, тем же бывают исцеления немощствующим грехми, сего ради к Тебе припадаем, помилуй нас.
Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпяй взирати на силу его. Яко мертвые возставляет и смерть упразднил еси. Се бо ради покланяемся погребению Твоему и востанию.
† † †
Пользуясь этим методом – при малейших блудных помыслах решительно отказываться от них в самом зародыше, отвергая вселение в себя сатаны крестным знамением и именем Иисуса Христа, вскоре вы заметите, что блудное разжение не достигает такой силы, когда дух подчиняется плоти. Потому что словами дух подчиняет себе плоть. Вы перестаете быть рабами своего тела. Блуд не дает спокойно заниматься ни одним делом, постоянно отвлекает, всегда порождает неудовлетворенность и злобу. Жизнь без блуда и блудных мыслей – райская жизнь. Вы наслаждаетесь каждым днем, вы наслаждаетесь ощущением своего тела в этом мире и этим миром, всеми его разнообразными благами, отказавшись лишь от одного блага, которое таковым не является – блуда. И это выгодный обмен.
Источник