- Плохая дикция
- Дикция речи
- Как улучшить дикцию взрослому и подростку
- Работа над дикцией и произношением
- Упражнения для дикции и голоса
- Упражнения для дикции и артикуляции
- Скороговорки для развития дикции
- Упражнения на ускорение и замедление темпа речи для публичных выступлений
- Какой бывает темп речи и от чего он зависит
- Упражнение на ускорение темпа речи «Глобус кружится»
- Тахилалия в логопедии: причины, формы, симптоматика и лечение
- Определение тахилалии
- Основные виды тахилали
- Основные причины развития
- Основные симптомы тахилали
Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Дикция речи состоит:
- Из отчетливой артикуляции;
- Правильной артикуляции;
- Манеры произношения: темпа и интонации.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
- Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
- Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
- Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
- Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».
Упражнения для дикции и артикуляции
Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:
- Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
- Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
- Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
- Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:
- Для тренировки звуков: р, л, м, н.
— Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. - Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
— В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
— Все бобры для своих бобрят добры. - Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
— Свиристель свиристит свирелью.
— Прецедент с претендентом.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.
Источник
Упражнения на ускорение и замедление темпа речи для публичных выступлений
Темп речи, то есть скорость произнесения звуков, слогов, слов — важный ингредиент выразительности оратора. Это один из компонентов интонации, который способствует разнообразной мелодике речи, делает выступление более интересным и увлекает слушателя. Но, для многих именно упражнения на развитие темпа речи становятся «камнем преткновения» на пути к ораторской выразительности.
Что примечательно, в обыденной жизни, подчеркивая важность слов, мы произносим их медленнее. А что-то второстепенное и малозначительное как бы скороговоркой. Однако выступая публично, спикеры часто лишают свою речь этой естественности. Подготовленный текст звучит в одинаковом темпе, причем иногда слишком быстром или медленном.
А ведь от манеры вашей речи зависит то, какое «заключение» сделает о говорящем подсознание зрителя. Вот как слушатели воспринимают человека, который:
- имеет оживленную и бойкую манеру говорить, и соответственно достаточно быстрый темп речи — оратор импульсивен и уверен в себе;
- говорит спокойно и медленно — это указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность. Но если при этом ваша речь монотонная, то вас сочтут скучным;
- в своем выступлении вы хаотично расставляет паузы, использует резкие и нелогичные колебания в скорости речи? Это свидетельство того, что спикер недостаточно уравновешен, легко возбудим и не уверен либо в себе, либо в материале.
Какой бывает темп речи и от чего он зависит
Темп речи бывает медленный, размеренный и быстрый. Он зависит, как от доминирующего типа темперамента человека, так и языка на котором он разговаривает. Например, в странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слогов в минуту. Поэтому, специалисты по вербальной коммуникации утверждают, что для французов или итальянцев «нормальная скорость» обычно выше, чем для немцев. Поэтому сложно переводить итальянские и французские фильмы на немецкий язык: синхронизация становится делом крайне тяжелым. Средний темп говорящего на русском языке взрослого человека примерно 120 слов в минуту.
Если скорость говорящего ниже среднего уровня, то у него крайне медленная речь. Поэтому, в народе про человека, который так разговаривает, говорят «слова цедит». Существует и противоположный вариант, когда люди буквально «сыплют словами». Наверняка, у каждого есть знакомая дама, про которую можно сказать: «говорит, как из пулемета строчит». Слушать таких людей тяжело, и смысл ими сказанного ускользает от сознания, как полуденная тень.
Индивидуальный темп, с которым говорит человек, часто связан с тем, как протекало его речевое становление:
- Есть ли в семье родственники с нарушением речи.
- На одном ли языке общаются в семье или окружение двуязычное.
- Насколько спокойная или конфликтная психологическая обстановка.
Вот почему так важно, чтобы человек с детства слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь для подражания.
Скорость речи также зависит от подготовленности к развернутому высказыванию, эмоционального состояния и даже от содержания речи. Существует ещё и зависимость между длиной фразы и скоростью её произнесения: чем длиннее слово или предложение, тем быстрее мы стремимся его сказать. В связи с этим, возникает вопрос: так какой же темп речи оптимальный, что надо развивать? Чем чаще во время публичного выступления человек логично изменяет темп речи, тем интереснее его слушать.
В общении, для достижения взаимопонимания, имеет смысл подстраивать темп своей речи под скорость, с которой говорит собеседник. Как правило, подчиненный подстраивается под темп начальника, женщина (как более искусный коммуникатор) под речь мужчины, продавец под покупателя. Для публичных выступлений на аудиторию с настройкой по темпу сложнее. Чтобы уметь варьировать скорость речи в зависимости от смысловой нагрузки — нужны тренировки, упражнения на темп речи.
Упражнение на ускорение темпа речи «Глобус кружится»
Вот стихотворение, которое хорошо подходит для тренировок. Стихотворение Генриха Сапгира развивает умение постепенно увеличивать темп речи, как бы раскручивая маховик.
Круглый-круглый глобус школьный,
Словно мячик волейбольный.
Вот он шар земной какой!
Я толкнул его рукой. (начинается убыстрение темпа)
Источник
Тахилалия в логопедии: причины, формы, симптоматика и лечение
Определение тахилалии
Тахилалия проявляется патологически ускоренным темпом речи, при котором сохраняются правильное оформление речи, её грамматический строй и фонетическое оформление. При этом расстройстве отмечается повторение одних и тех же слов, «проглатывание» слов, запинки, изменение произношения слов, нарушение чтения и письма.
Наряду с брадилалией (замедленным темпом речи), это нарушение рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В данном случае речевые судороги отсутствуют. Структуру дефекта составляет ускоренный темп речи, моторное беспокойство, ускоренное протекание всех психических процессов.
Основные виды тахилали
Выделяют следующие формы тахилалии:
- Чистая. Для этой формы характерен ускоренный темп произношения, при этом фонетические, лексические и грамматические нарушения отсутствуют.
- Баттаризм (парафразия). Наряду с ускоренной речью, у человека наблюдаются аграмматизмы, нарушение речевого дыхания, ему трудно закончить начатое предложение (человек как будто «захлебывается» собственной речью).Еще одно проявление баттаризма – невозможность правильно построить лексическую конструкцию.
- Полтерн (Спотыкание). Характеризуется прерывистым, убыстренным речевым темпом с несудорожными паузами и запинками. Смысл сказанного часто не выражен, фразы короткие, рубленные
Полтерн неоднороден по своим проявлениям, поэтому внутри этой формы также выделяют полтерн с трудностями формулировки речи, подбора слов, с сенсорными (быстрый речевой темп с нарушением слухового внимания) и моторными нарушениями (быстрый речевой темп с неправильной артикуляцией).
Основные причины развития
Как правило, эта разновидность речевых нарушений возникает по причине следующих факторов:
- Наследственная предрасположенность.
- Подражание торопливой речи окружающих (педагогов, родителей и т.д.).
- Развитие различных патологий головного мозга (эпилепсии, опухоли).
- Перенесенные ранее черепно-мозговые травмы.
- Проведенные нейрохирургические вмешательства.
- Отсутствие взаимосвязи между мышлением, восприятием и речью.
- Нечёткая артикуляция, при которой ребёнку трудно произносить длинные малоизвестные слова.
- Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в головном мозге. Чаще всего тахилалии подвержены гиперактивные, неуравновешенные дети, у которых наблюдается повышенная возбудимость.
Без проведения специальной коррекционной работы, данное расстройство, которое возникло в детском возрасте, может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека в его взрослой жизни.
Основные симптомы тахилали
У людей с этим расстройством наблюдается речевая и неречевая симптоматика.
В первую группу входят:
- Невероятно ускоренный речевой темп – 20-30 звуков в секунду при норме 10-12 звуков. Стремительный речевой поток зачастую сложно понять.
- Невнятность произношения фраз, запинки, «проглатывания» слов и слогов, повторы и перестановки.
- Нарушение чтения и письменной речи. Звуки и буквы заменяют друг друга, переставляются местами и т.д.
- Излишне экспрессивная речь, при этом интонация нарушена.
- При баттаризме или полтерне у человека меняется лексика, нарушения проявляются в артикуляции, голосе.
К неречевым симптомам относятся:
- Нарушение общей моторики. Наблюдается подвижность мимики, жестикуляция избыточная и очень быстрая.
- Беспокойство в поведении, которое отмечается не только в дневное время, но и ночью.
- Быстрое переключение внимание с одного на другое.
- Недостаточный объем слуховой, моторной и зрительной памяти.
- Повышенная эмоциональная возбудимость. При волнении или споре у человека наблюдается сильная потливость, учащенное сердцебиение, покраснение кожных покровов.
Источник