Как избавится от бюрократии

Борьба с бюрократией

Вы будете перенаправлены на Автор24

Суть бюрократии и необходимость борьбы с нею

Бюрократия – это элемент системы управления, направленный на формализацию управленческих процессов и повышение их эффективности.

Бюрократия выступает в качестве неотъемлемой части любого управленческого процесса укрупненного масштаба. Бюрократия как элемент системы управления имеет положительную характеристику, позволяющую уравновесить права граждан при обращении в органы государственного и муниципального управления, быстро решать однотипные проблемы, обеспечивать предсказуемость действий чиновников в тех или иных ситуациях.

Помимо положительных сторон бюрократия обладает некоторыми недостатками. В крайней своей форме она трансформируются в бюрократизм, который может возникнуть на любом уровне государственного и муниципального управления, поражая государственную или муниципальную власть в целом, власть отдельного должностного лица, органа управления и так далее. Бюрократизм характеризуется динамичностью, подверженностью трансформации, то есть возможностью изменения его уровня.

В контексте борьбы с бюрократией речь идет именно о борьбе с бюрократизмом, который выступает негативным проявлением бюрократии.

Полное искоренение бюрократизма невозможно поскольку требует перехода на принципиально иные способы управления. Единственной альтернативой бюрократизма выступает самоуправление, когда между субъектом власти и объектом не существует промежуточных звеньев. В рамках самоуправляющихся систем невозможно выставление препятствий бюрократического характера по отношению к этой системе, поскольку именно она принимает решения в отношении себя и их же осуществляет. К примерам антибюрократического общества относятся первобытные, естественные формы самоуправления, существовавшие в догосударственных формах организации власти.

Самоуправление следует рассматривать в качестве апофеоза демократического процесса, представляющего собой наиболее полное воплощение демократии.

Готовые работы на аналогичную тему

Естественным препятствием на пути борьбы с бюрократизмом и бюрократией является невозможность перехода к самоуправлению в любых социальных условиях и различных властных системах. В связи с этим борьба с бюрократией подразумевает разработку тактических мер ее осуществления. Система борьбы с бюрократией призвана обеспечивать устойчивую обратную связь между субъектом управления и его объектом.

Характеристика отрицательных черт бюрократии

Бюрократизм как крайняя форма проявления бюрократии обладает следующими негативными характеристиками:

  • бюрократизм выступает в качестве общественного, социального явления, присущего только обществу;
  • бюрократизм находится в прямой неразрывной взаимосвязи с властью;
  • проявления бюрократизма характерны для любого типа власти: крайняя форма бюрократии может проявляться как в негосударственной власти, так и в государственной;
  • официально оформленное общественное образование всегда сталкивается с проблемой бюрократизма, хотя эта проблема выступает в качестве частного проявления общего взаимоотношения центрального управления и объектов управления при наличии их разделенности;
  • любые уровни государственного управления подвержены бюрократизму;
  • бюрократизм характеризуется динамичностью, проявляющейся в увеличении или уменьшении его уровня, а значит и непредсказуемости;
  • разная степень бюрократизма характерна для различных систем государственного управления: наибольший уровень бюрократизма характерен для профессионального аппарата управления, государственной службы исполнительного характера, меньший уровень бюрократизма наблюдается в представительных органах управления;
  • бюрократия представляет собой антипод демократии;
  • борьба с бюрократизмом возможна только за счет перехода к самоуправлению.
Читайте также:  Тараканы день за днем мы с тобой

Подходы к осуществлению борьбы с бюрократией

Борьба с бюрократией может идти в рамках нескольких подходов:

  • во-первых, в рамках технологического подхода, который намерен обеспечить формирование идеальной модели управленческого механизма за счет незначительных изменений, снижающих сопротивление бюрократии, отрицательно влияющей на усилия реформаторов;
  • во-вторых, в рамках рыночного подхода, который ориентирован на стихийное приспособление управленческого механизма к изменчивым условиям. Спонтанность, характерная для данного подхода, может обеспечить внутреннюю поляризацию сил, увеличивает сопротивляемость изменениям и укрепляет позиции бюрократии. Это является недостатком такого подхода;
  • в-третьих, в рамках стратегического подхода вырабатывается перспективный план борьбы с бюрократией, опирающейся на реальные условия функционирования управляемой системы и органов управления. Для этого подхода не характерен конфликт с бюрократией, он стремится к использованию положительных черт бюрократии.

Стратегический подход подразумевает использование следующих вариантов его реализации:

  • первый вариант состоит в применении новых организационных схем управления;
  • второй вариант состоит в развитии методов разработки и принятия управленческих решениях на коллективных началах;
  • третий вариант состоит в формировании принципиально новых моделей управления;
  • четвертый вариант предполагает осуществление распространения экономических отношений в рамках системы управления.

Бюрократизм является отрицательным проявлением бюрократии, носящим неизбежный характер. Основной путь борьбы с бюрократией состоит в формировании такого поколения чиновников, которое будет стремиться к максимально эффективному исполнению своих обязанностей, не будет пренебрегать нормами нравственности при выполнении своих трудовых функций, показывать способности к нестандартному решению ситуаций, выходящих за рамки шаблонных проблем. Бюрократия необходима для эффективного функционирования государства, но государство должно предпринимать действия для ограничения ее крайней формы.

Источник

Бюрократия и бизнес: как снизить бумажную волокиту

Многоуровневую бюрократическую систему России считают одной из главных проблем при ведении бизнеса. Она не только во многом усложняет развитие отечественного предпринимательства, но и провоцирует нарушения – все больше бизнесменов предпочитают «прятаться в тень», чтобы избежать трудностей с «канцелярщиной». О необходимости преодоления этой проблемы и снятия с предпринимателей груза ответственности говорят давно, но кардинальных изменений пока не наблюдается.

По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, среди факторов, препятствующих открытию собственного дела в России, бюрократия занимает второе место (22% ответов) сразу после высоких налогов (25%). Отсюда и статистика, показывающая, что, по мнению 62% респондентов, вести честный бизнес в нашей стране невозможно.

Но действительно ли все так печально?

С одной стороны, государство пытается создавать условия, способствующие упрощению для предпринимателей начала официальной деятельности. Самый простой пример – регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Это несложная процедура, предусматривающая небольшой пакет документов в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». От заявителя потребуются: заявление (форма Р21001), ксерокопия всех страниц паспорта, квитанция об оплате госпошлины и уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) (в трех экземплярах), если необходимо.

УСН, кстати, тоже помогает снизить долю бюрократического бремени, поскольку заменяет оплату трех налогов (НДС, НДФЛ и налога на имущество) одним. Несложно подсчитать, во сколько раз это облегчает жизнь предпринимателя.

С другой стороны, именно малый бизнес с организационно-правовыми формами ИП и ООО в основном страдает от бюрократии. Большое количество надзорных органов и частые проверки, «замораживающие» работу предприятия, явно не идут тому на пользу. А с учетом коррупционной составляющей, нередко проявляющейся в ходе визита аудиторов, «тиски» сжимаются еще сильнее.

Читайте также:  Как обезопасить системный блок от тараканов

Спасаясь от перегруженного надзора и контроля, предприниматели «уходят в тень». Раз не позволяют существовать легально, обременяя поборами и бумажной волокитой, зачем платить и официальные налоги? – к таким выводам нередко приходят они. Звучит логично, но в то же время пугающе. В 2018 г. доля теневого сектора российской экономики составила около 20% ВВП, то есть порядка 20 трлн руб.

К чему это может привести в дальнейшем? Вероятнее всего, к увеличению налогов, которые лягут как раз на плечи «играющих в открытую» предпринимателей. А затем – к росту цен на продукцию, что совсем некстати, учитывая падение доходов населения страны с 2014 г.

Разумеется, проблема излишней бюрократизации волнует не только граждан и предпринимателей, она напрямую касается самих госорганов, и государство старается оптимизировать процесс документооборота, снижая количество бумаг там, где это возможно.

За последние годы многое сделано для того, чтобы уйти от излишних бюрократических процедур во взаимодействии с судебными и налоговыми органами. Например, процессуальные документы можно подать в арбитражные суды в электронном виде, как и сдать отчетность посредством Интернета, без визита в налоговые органы. Также есть возможность заказать через Интернет многие документы – это касается как бизнеса, так и частных лиц (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРН). Благодаря указанным мерам снизилась нагрузка на офисы за счет уменьшения очных обращений и существенно возросла скорость обработки данных.

Многие подобные документы требуют подписи, в этом случае допустимо воспользоваться электронной цифровой подписью. ЭЦП надежнее рукописной подписи на бланке, которую намного проще подделать, и отличить подделку в состоянии только эксперт. Тем не менее от фальсификации ЭЦП тоже никто не застрахован, хотя подобные случаи очень редки. Доказательствами недействительности оформленной электронной подписи (в случае, если она поддельная) будут:

–квалифицированный сертификат (выдается в удостоверяющем центре, его нужно сохранить);

подписи получившего электронную подпись лица;

регистрационное дело в удостоверяющем центре.

ЭЦП необходима, чтобы обмениваться посредством Интернета не только информативными письмами, но и юридически значимыми документами (договорами, актами и т.д.). Для организации указанного документооборота можно использовать любой вид ЭЦП – в зависимости от целей, а также договоренности пользователя с другими участниками электронного обмена информацией.

При этом, как уже не раз отмечалось, участники данной формы документооборота экономят время и освобождают себя от многочисленных встреч, общаясь посредством Сети. Кроме того, для электронного документооборота характерны централизованная структура, систематизированное хранение электронных документов, процесс согласования также существенно упрощается.

«Забюрократизированность» наблюдается и при совершении сделок с недвижимостью в аспекте взаимодействия с Росреестром ввиду большого объема документов. Так, наиболее удобный способ оформить сделку с недвижимостью – заключить договор у нотариуса, который затем направит в электронном виде документы на регистрацию в Росреестр. Но оказание данной услуги занимает длительное время, необходимо отсканировать множество документов, поэтому нотариусы зачастую даже не стремятся ее оказывать. В данный момент стала доступна онлайн-регистрация договоров аренды.

Читайте также:  Собака нахватала клещей что делать

В целом регистрация перехода прав на недвижимость – сложный и трудозатратный процесс, требующий изучения большого количества документов, поэтому говорить об упрощении в этой сфере пока рано.

Конечно, многочисленные документы, справки и проверки усложняют жизнь, но в то же время, если бы их не было, наблюдали ли бы мы изменения в лучшую сторону? Или, наоборот, ощутили бы снижение качества товаров и продукции, халатное отношение торговых точек к безопасности на производстве и противопожарным нормам?

Другое дело, что сложившийся механизм требует оптимизации. На мой взгляд, необходимо стремиться к обоюдному сотрудничеству между бизнесом и контролирующими органами, чтобы предписания Роспотребнадзора, Росздравнадзора и других служб выполнялись осознанно, а не «для галочки», а проверки ставили собой цель не оштрафовать собственника, а указать на недочеты и помочь их исправить. Не стоит забывать и о пересмотре перекрестных требований ведомств, «конфликтующих» друг с другом и создающих для бизнесменов лишние барьеры. К исключению подобных условий следует подойти с особой тщательностью.

Сегодняшняя ситуация с бюрократизацией переломная. Все больше ведомств переходят на взаимодействие в режиме онлайн, упрощают порядок оказания услуг, а значит – сложный документооборот, толстые папки и десятки справок постепенно уходят в прошлое.

Источник

Без долгих согласований: как упростить бизнес-процессы в компании

Бюрократия удлиняет сроки решения простых вопросов и замедляет реакцию на внутренние и внешние вызовы. Компания становится неповоротливой и неспособной к созданию прорывных идей и внедрению инновационных решений, которые требуют скорости. Есть и еще два негативных, но не всегда очевидных последствия бюрократии: это падение удовлетворенности сотрудников работой и снижение их мотивации. Вместо того чтобы решать сложные задачи, они тратят уйму времени на рутинные рабочие процессы.

Российские компании более забюрократизированы, чем западные. Одна из причин состоит в том, что российское законодательство накладывает на компании множество ограничений и усложняет процессы в ряде отраслей. Однако основная причина бюрократии — неправильные поведенческие модели менеджмента. Руководители, которые боятся делегировать и потерять контроль над ситуацией, занимаются микроменеджментом, даже там, где это совсем не нужно. Повышенный контроль действительно способен снизить риски принятия неверных решений, но он резко ограничивает возможности менеджеров среднего звена расти внутри компании и становиться лидерами, которые будут определять ее стратегию. Поэтому важно искать баланс между расстановкой точек контроля и делегированием.

Как мы избавляемся от бюрократии

Будем честны: ни одна крупная компания не может похвастаться тем, что в ней полностью отсутствует бюрократия. Мы не исключение. Для того чтобы упростить бизнес-процессы, мы начали проект Simplify (от англ. «упрощать»). Его целями стали сбор обратной связи от сотрудников разных департаментов и поиск бизнес-процессов, которые тормозят развитие бизнеса.

Инициатива затронула большинство процессов, включая полный производственный цикл. Мы обнаружили более 400 процессов, требующих пересмотра и переосмысления. По части из них упростили согласования, часть полностью автоматизировали (электронный документооборот, составление финансовой отчетности, создание портала самообслуживания для сотрудников), часть упразднили.

Наибольший эффект дали пересмотр и автоматизация согласований документов в отделе закупок (от момента инициирования сотрудничества с контрагентом до проведения оплаты), управления транспортными услугами и командировками сотрудников.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей