Как избавиться от чувства неполноценности своей

Комплекс неполноценности: как перестать чувствовать себя ниже других?

Иллюстративное фото: Pixels.com

Неуверенность в себе бок о бок соседствует с ощущением, что другие люди важнее и значимее вас, что вы не достойны любви, уважения и внимания окружающих. Это в корне неверная установка. У каждого человека есть свои сильные стороны и тонкие, уязвимые места, свои достоинства и свои – нет, не недостатки – ограничения. Поэтому не стоит ставить себя ниже окружающих. На самом деле вы ничем не хуже других – ценность у всех людей равная.

О том, как справиться с внутренним критиком и перестать ощущать себя хуже других, рассказывает психолог Александра Середа в своем Instagram-блоге.

По словам эксперта, если мы выросли в среде, где не получили достаточного одобрения, поддержки и признания собственной значимости, то можем чувствовать себя и во взрослом возрасте «ниже» других людей.

«Это ощущение «я ниже других» нормально в детском возрасте, но во взрослом превращается в серьезный тормоз для развития личности», — говорит психолог (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)

Что мешает нам воспринимать себя, как равного другим людям?

Рассмотрим признаки этого ощущения «я ниже других»:

  • Потребность в постоянном внешнем одобрении.
  • Страх неодобрения.
  • Постоянная тревога и беспокойство в равной степени, по значимым и незначимым поводам.
  • Избегание любого риска.
  • Страх неудачи.
  • Чувство собственного ничтожества.
  • Желание превосходства над другими.
  • Соревновательность в отношениях с партнером.
  • Отсутствие понимания собственной жизненной нормы.
  • Несформированные личные границы.
  • Неспособность брать на себя ответственность и принимать решения.
  • Ограниченный принятыми извне правилами образ мышления.
  • Склонность к слепому следованию мнению большинства.
  • Импульсивность в поведении.
  • Непринятие авторитетов.
  • Склонность к депрессии.
  • Пассивно-агрессивное поведение.
  • Склонность сравнивать себя с другими.
  • Склонность выискивать недостатки в себе и других людях.
  • Склонность идеализировать других людей.

«Можно ли сказать, что такой человек действительно управляет своей жизнью? Сомневаюсь. Мы все где-то в подсознании принимаем убеждение о том, что все люди равны, но не каждый может вынести тяжесть своего равенства перед другими.

Мы можем идеализировать выдающихся людей, которые чего-то добились в жизни, но они такие же обычные взрослые люди, которые делают свое дело.

Нам может казаться, что мы должны сделать что-то весомое или великое, чтобы встать в один ряд с другими взрослыми людьми. Но ощущение себя ниже других может провоцировать такой страх действия, который не позволит нам даже выбрать свое дело», — предупреждает эксперт.

По словам специалиста, в основе перфекционизма, спасательства, самопожертвования, и других деструктивных проявлений, всегда лежит попытка доказать себе и другим свою ценность. Все это лишь способы компенсировать свою «неполноценность.»

Как с этим быть?

«Пока человек не разберет свои привычные схемы, пока не откажется от кривой линейки, которой вы измеряет свою ценность, компенсаторную стратегию оставить не получится.

Если вы находите свое отражение в этом списке, то вам может быть важно работать над собой, чтобы менять эти установки и модели поведения, принимая новые: «я важен и нужен, как и другие люди.

Я имею полное право на то, чтобы быть собой, заниматься своим делом и проживать свою жизнь», — подытожил эксперт.

Читайте также:  Как избавиться от пересыхания во рту

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Чувство
неполноценности
как с ним бороться

Нравится Вам или нет, но.
Но сама идея быть полноценным, скорее, имеет абсурдный характер,
идея быть полноценным, скорее, не реальна к исполнению.

Быть полноценным, наполненным – возможно?
Быть полноценным значит быть наполненным, не нуждающимся.
Значит быть абсолютно не нуждающимся.
Вы можете быть либо полноценным, либо неполноценным.
Это законы логики.

Я пытаюсь сказать Вам, уважаемый читатель, что человеком, которым ни в чем не нуждается быть сложно.
Так или иначе Вы будете нуждаться в кислороде, пище, в том, чтобы билось Ваше сердце.

Уже по этому называться полноценным, не нуждающимся Вы не можете.
В принципе.

Что за ересь и бред? О чем я вообще? Какой кислород?
Я повел куда-то в сторону? – Отнюдь.

Ересью и бредом, уважаемый читатель,
считать, что чтобы чувствовать себя наполненным и полноценным
нужно состоять в правильных отношениях,
нужно работать в правильном месте,
иметь правильное количество денег,
иметь хорошие оценки окружающих,
путешествовать несколько раз в год,
кататься на той машине,
носить ту одежду,
И прочее прочее.

Основная проблема,
с которой нужно работать, уважаемый читатель,
заключается в том, что «кто-то» посчитал с какого-то перепугу,
с какой-то стати, что ему чего-то не хватает,
что ему чего-то нужно.

Единственным выходом из данной «петли» будет
признание своей неполноценности, будет признание в том, что некоторые горизонты недостижимы, а некоторые препятствия или условия непреодолимы.

Откуда это берется?

С одной стороны, как верно указано в статье
– чувство неполноценности по-сути заставляет двигаться вперед, достигать.

С другой – не указано, что человека в принципе нельзя воспитать полноценным.

Человек рождается и он, например, полностью зависим от родителей, они его боги.
Накормят ли его родители — зависит от воли родителей.
Будет хорошо себя вести получит чупа-чупс.

От воспитателей, учителей, преподавателей, соседей, работодателей, коллег, детей – зависит очень многое.
Они, порой, имеют вес не меньший, чем имеют родители.

Так уж выходит когда все вокруг только и говорят о том,
что Вам чего-то нужно, что Вам чего-то не хватает
– В это несложно поверить. В это сложно не_поверить.

Как научиться выдерживать это давление?

По-настоящему проблема неполноценности разрешается путем признания этой неполноценности.
Но для этого нужна особенная философия,
и это не про философию терпилы.

Источник

Практические способы работы с чувством неполноценности

Такой популярный термин, как “комплекс неполноценности”, ввел австрийский психоаналитик Альфред Адлер (1870-1937). Начались исследования в этом направлении с изучения органической неполноценности и механизма ее компенсации. Кульминацией научного интереса стали исследования психологического чувства неполноценности. В этой статье, рассуждая о сути изысканий Альфреда Адлера, мы рассмотрим коннотацию понимания “чувства неполноценности”.

Истоки чувства неполноценности

Итак, назвать себя действительно счастливым и довольным собой и своей жизнью человеком могут немногие. Да и есть ли необходимость ежедневно задаваться философскими вопросами о счастье?

Мы создаем для себя идеализированную цель полной адаптации, а затем боремся за ее достижение, как если бы эта цель равнялась успеху, счастью и безопасности [4].

Здесь уже не до рассуждений. Происходит борьба – независимо от того, подчинена ли повседневная деятельность фиктивным целям, сформулированным стереотипами, о чем пишет Альфред Адлер в работе “Невротическая конституция”. Или, как нам кажется, ею руководят осознанные порывы, боремся мы за них или отступаем.

Но только смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире, как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемам жизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами [3].

Как правило, трудности и социальные проблемы провоцируют развитие чувства неполноценности, которое присуще каждому. Это совсем не указывает на то, что вы неуверенный в себе или не смелый человек. Или на то, что те люди, которые чувствуют себя в мире, как дома, о которых писал Адлер, вымышленные и просто не могут существовать. Дело в том, что чувство неполноценности может как строить препятствия, так и мотивировать человека на конструктивные достижения.

Читайте также:  Черные канализационные тараканы как с ними бороться

Индивидуальная психология Адлера основывается на исследовании конкретных примеров поведения и их последствиях. Он, как психолог, транслировал свой жизненный опыт на исследуемое поле. Из биографии ученого известно, что в детстве Адлер перенес не одну серьезную болезнь. Вероятно, стремление быть таким же, как другие дети, быть включенным в коллектив — является примером, когда чувство неполноценности стимулирует желание жить и развиваться. Так, он полагал, что применимые к ребенку объяснения в необходимости семьи возможно применить к обществу вообще.

Слабость, по причине которой ребенок живет в семейной группе, аналогична слабости, которая заставляет взрослого человека жить в обществе. Все люди чувствуют свою неадекватность в тех или иных ситуациях. Они чувствуют себя придавленными трудностями жизни и не в состоянии встретиться с ними один на один. Поэтому одной из самых сильных наклонностей человека всегда было стремление объединяться в группы с тем, чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированный индивид [3].

Безусловно, стремление к общности является движущим началом для индивида. Тем не менее, в условиях необходимости включения человека в социальную жизнь и разворачиваются баталии компенсации и чувства неполноценности.

Карен Хорни – исследователь, который принадлежит к важным фигурам в развитии социально-психологических теорий личности, акцентировала в своей работе “Невротическая личность нашего времени” внимание на значении окружающей социальной среды.

Каждый человек понимает, что в границах того, что считается нормальным, имеются вариации. Такая вариация имеет место, например, вследствие половых различий, поскольку они существуют в обществе, как это имеет место и в западной культуре, где считается, что мужчины и женщины обладают разными темпераментами. Проявление сверхозабоченности и страха перед приближающейся старостью для сорокалетней женщины является «нормальным», в то время как мужчина в аналогичной ситуации будет считаться невротиком [1].

В контексте же нашей темы – это доступный пример того, как с общепринятым пониманием нормальности уживается и чувство неполноценности. Более того, такое понимание его провоцирует. Человек сравнивает себя с другими людьми или какими-либо стандартами – и если он не соответствует им или они ему чужды, ощущает свою неполноценность. Другая сторона — чувство превосходства, когда человек испытывает потребность быть лучше других.

Как справиться с чувством неполноценности

Чтобы справиться с чувством неполноценности, прежде всего, нужно освободиться от стереотипов. А с этим можно разобраться, только прибегая к философскому вопросу, с которого мы начали: доволен ли я собой, счастлив ли я? Адлер выделял понятия жизненной цели и стиля жизни. Так, сознательно поставленная жизненная цель помогает справиться с чувством неполноценности. Жизненная цель проецирует светлое будущее, неуверенность или неприятности преодолеваются в стремлении достигнуть ее, что и трансформируется в стиль жизни.

Читайте также:  Боязнь общения с людьми фобия как избавиться

Но ведь все не так просто. Казалось бы, кто знает больше человека, что ему нужно? Тем не менее, скрытые цели, которыми мы руководствуемся бессознательно, могут быть разрушительны. К примеру, Адлер заметил, что невротики часто ставят фантастические цели о превосходстве, уделяя им больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям. Невроз – это зачастую конфликт между подавленными желаниями и социальными нормами. Поэтому так важно обозначить действительно свои цели, абстрагируясь от «нормальных», общепринятых.

Карен Хорни пишет, что невротиками в обществе считают тех людей, которые отличаются от остальных отношением к жизни:

Например, мы будем склонны считать невротичной девушку, предпочитающую ничем не выделяться, отказывающуюся от получения более высокой оплаты и не стремящуюся к достижению более высокого положения, или художника, зарабатывающего всего 30 долларов в неделю и предпочитающего довольствоваться малым вместо того, чтобы трудиться и стремиться к большему. Причина, по которой мы будем называть таких людей невротичными, заключается в том, что большинство из нас знакомо только с таким образцом поведения, который подразумевает стремление преуспеть в жизни, опередить других, заработать больше того минимума, который необходим для нормального существования [1].

Парадокс в том, что заимствуя общепринятую модель поведения, игнорируя истинные желания и следуя поставленным не нами целям — мы испытываем чувство неполноценности. То же случается, если мы не подавляем свои желания, а следуем им, но не находим отклика в обществе.

В подобном ключе Фромм рассматривал проблему свободы. Как суметь быть собой, быть свободным и при этом оставаться частью общества? Он усмотрел компромисс в возможности свободной реализации личности.

Спонтанная активность – это не вынужденная активность, навязанная индивиду его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная некритическим восприятием шаблонов, внушаемых извне. Спонтанная активность – это свободная деятельность личности; в ее определение входит буквальное значение латинского слова sponte – сам собой, по собственному побуждению. Под деятельностью мы понимаем не «делание чего-нибудь»; речь идет о творческой активности, которая может проявляться в эмоциональной, интеллектуальной и чувственной жизни человека, а также и в его воле [2].

Каждый из нас способен жить спонтанно. Но прежде нужно ответить на вопрос: что действительно делает меня счастливым?

Второй способ избавиться от чувства неполноценности сугубо практический и видеться нам наиболее эффективным как в отношении затраченного времени, так и в отношении результативности. Этот способ заключается в планомерной и систематической работе по методике депрограммирования «ТС» [5].

В основе этой системы ( ТС ) лежит идея об избавлении от стереотипов с помощью постепенной их «проработки» и для того, чтобы система себя полностью раскрыла, может потребоваться немало времени, однако первые мощные результаты можно получить уже в течение нескольких месяцев.

Список литературы:
  1. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. Питер, 2013.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. АСТ, 2015.
  3. Адлер А. Наука жить. Port-Royal, 1997.
  4. Фрейджер Р., Фейдимер Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
  5. Дмитрий Леушкин Турбо-Суслик. Брутальная скоростная система — ISBN 978-5-9573-2948-0
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей