Родительский невроз: как избавиться от чувства вины
Сегодня в обществе принято считать, что «хорошие» родители должны читать книги по воспитанию и всесторонне развивать ребенка, а еще постараться не травмировать его психику. Родители принимают эту модель, но если им не удается соответствовать образу «хорошего родителя», ответственность давит, гложет чувство вины — и вот он, невроз!
Как выглядит «невроз хорошего родителя»
Многие современные родители беспокоятся, хорошо ли они воспитывают своих детей. Они очень ответственны и часто переживают, не верят в себя, спрашивают советов друзей и психологов. Жизнь с ребенком превращается в прогулку по минному полю. Хотя, казалось бы, мы просто-напросто стараемся вырастить его здоровым и успешным.
Книги по детской психологии в наше время очень популярны, так что мамы и папы слишком много знают о том, как можно причинить вред собственному ребенку. Еще лет тридцать назад родители не подозревали, как легко нанести травму малышу или вырастить невротика, если “неправильно” себя вести. Сегодня они начинают чувствовать вину перед ребенком и накручивать себя буквально по любому поводу: малыш часто плачет, плохо адаптируется к садику, устает в школе, не любит читать.
Откуда взялся “невроз хорошего родителя”
Веками люди не задумывались, правильно ли они воспитывают детей. Они просто заботились о них, как это было принято в их социальном слое. Почему же сегодня появился этот родительский невроз?
С одной стороны, у нас стало больше свободного времени и сил, которые мы посвящаем любимым детям: ведь мы живем в благополучном мире, где не нужно выживать и спасаться от эпидемий или военных конфликтов. Немудрено, что мы больше думаем о том, как сделать детей счастливыми.
С другой стороны, появилась масса книг по психологии, которые рассказывают о невероятной важности детского опыта для всей дальнейшей жизни. Они предлагают ценные воспитательные методики, которые часто противоречат друг другу, — тут есть отчего прийти в замешательство.
А еще вместе с развитием общества и технологий меняется культура человеческих отношений. Новые поколения мам и пап не хотят перенимать модели воспитания, которые использовали их мамы или бабушки. Современным родителям приходится искать подходящие педагогические приемы самостоятельно — и это ощущается как большая ответственность.
В чем вред родительского чувства вины
Во-первых, родитель-перфекционист сам себя изводит постоянными сомнениями. Во-вторых, такой напряженный и встревоженный родитель негативно воздействует на своих близких. Его тревожность легко передается другим членам семьи, и дети не очень хорошо себя чувствуют рядом с недовольными и неуверенными родителями.
Невротичный родитель почти никогда не ведет себя с детьми естественно. Он постоянно оценивает ребенка, смотрит на него — и сверяется с некими нормами и эталонами. Мама или папа просто не успевает задуматься: а что же сейчас чувствует ребенок, что ему нужно? Между родителем и ребенком словно вырастает стеклянная стена, которая каждому из них мешает установить душевный контакт и ощутить обыкновенную радость общения, мешает расслабиться и почувствовать себя счастливыми людьми, а не заложниками ситуации.
Как выйти из “невроза хорошего родителя”
С одной стороны, внимание к процессу воспитания — это хорошо. Но с другой стороны, если мы слишком много думаем об этом, невротизируются все: и дети, и взрослые. Важно найти «золотую середину» между беспечностью в воспитании — и крайним стремлением к совершенству.
Чтобы избавиться от чувства вины перед ребенком, признайте относительную нормальность этой вины. Да, это неприятное явление, но сегодня оно очень распространено. Для сегодняшних родителей нормально чувствовать себя немного неуверенными, ведь они живут в стремительно меняющемся мире и вынуждены вырабатывать собственную стратегию воспитания. Признав естественность родительского невроза, мы сможем снизить его давление.
Перестаньте на 100% доверять психологическим доводам. Психологи сами напоминают: психология все еще не является наукой. Только в отдельных сферах она довольно точно описывает законы развития — это работа мозга, механизмы памяти и внимания. Но в ситуации с воспитанием детей психология совершенно ненаучна! Лучше признать: ваш ребенок — это ваши гены и ваши семейные модели, так что в этой сфере стоит довериться собственному разуму и интуиции.
Перестаньте думать, что вы полностью контролируете развитие ребенка. Это не так. Мы не знаем, к каким последствиям приведет то или иное событие. Есть дети, которым уделяли мало внимания, — но они выросли сильными личностями. Есть дети, которые с рождения имели все самое лучшее, — и во взрослом возрасте у них часто бывают серьезные проблемы. Воспитание человека — это таинственный, похожий на танец или приключение процесс. Здесь нужно доверять себе и быть внимательным к ребенку.
Уважайте зарождающуюся личность ребенка. Каждый ребенок появляется с особой нервной организацией, потом на нее накладывается уникальный опыт развития. Ребенок понемногу формирует свою личность каждый день и каждый час. Именно его собственные решения формируют его характер — даже если эти решения приняты бессознательно. Поэтому психологи и говорят: личность формируется только “изнутри”. Повлиять на это можно только опосредованно — создавать интересную ”питательную среду”, подавать хороший пример, “заражать” своим интересом и поддерживать.
Не старайтесь избавить ребенка от повседневных сложностей. Любой рост и развитие связаны с преодолением трудностей. Даже сосание груди — стресс для младенца, ведь раньше он не делал ничего, чтобы насытиться. И в каждом здоровом ребенке достаточно сил для преодоления повседневного стресса, такое преодоление делает его сильнее. Но любой организм готов избегать стресс, если есть доступные способы. Когда родители стараются ограждать ребенка от “лишних” трудностей, ребенок легко соглашается на это — и лишается ценного опыта преодоления, самостоятельного принятия решений. Ребенку нужны обыкновенные трудности, так что поддерживайте детей и не беспокойтесь, что им приходится нелегко.
Замечайте хорошее, хвалите ребенка и себя. Часто родители сосредоточены на проблемах — и не видят успехов ребенка. А стоило бы сместить фокус! Например, ребенок плохо привыкает к детскому саду и каждое утро встречает капризами и нытьем. Зато он с удовольствием сочиняет истории, отлично подбирает цвета в рисунках и поделках и терпеливо лепит из пластилина огромные здания. Замечайте, какие занятия и темы увлекают малыша, и поддерживайте его: интересуйтесь, помогайте, хвалите. И себя не забывайте погладить по головке за то, что ваш сын или дочка чем-то увлекается и в чем-то развивается — значит, вы создали для этого условия. Так вы поможете ребенку найти настоящее ресурсную нишу, которая будет давать уверенность и развивать способности. А сложности бывают у всех детей — и все дети с ними мало-помалу справляются.
Найдите по-настоящему интересные занятия для себя. Часто родительская тревожность усиливается по той простой причине, что мама или папа не реализует собственные желания, амбиции и интересы. Мы так сильно переключаемся на ребенка, что теряем влечение к другим занятиям и целям. У этого процесса есть неприятные последствия: вы пытаетесь добывать радостные переживания, в основном, “из ребенка”, он становится вашим главным “стимулятором”. Чтобы не попасть в эту ловушку, уделите внимание себе и вспомните, что вас по-настоящему зажигало, пока не появился малыш. Найдите те занятия и вещи, которые наполняют вас интересом к жизни, заставляют чувствовать осмысленность и счастье. Рисуйте, шейте, учитесь новому, читайте, знакомьтесь с людьми, планируйте и реализуйте большие и маленькие проекты. В жизни много тонизирующих источников счастья, кроме детей, важно подключиться к ним и разрабатывать эту “золотую жилу”.
Родительский невроз часто проходит с опытом, если мама и папа не зацикливаются на переживаниях за ребенка. Разрешите себе расслабиться, доверьтесь своему природному чутью — тогда вы будете внимательными и открытыми для детей, но без тревоги. А в семью придет больше радости, спокойствия и простого удовольствия от жизни с ребенком.
Источник
Чувство вины перед детьми из-за развода
Алия, 35 лет.
Проблема такая. Замуж вышла по молодости без любви, просто парень был серьезный, ответственный. Прожили 10 лет. Двое детей, 11 лет сын, дочь 6 лет. Жили неплохо. Он не пьет, не курит, работает, всё в дом. Но тепла от него не было, хоть любит меня очень. Холодно мне с ним всегда было, он не говорил красивых слов, я не чувствовала от него ни внимания, ни заботы. Мог целый день не позвонить, не спросить как дела у меня, у детей.. В последние годы спать с ним уже не хотела.
Год назад ушла с детьми к маме.
Подала на развод, развелись. Он переживал, хотел чтоб я вернулась. Менялся в лучшую сторону.. И сейчас хочет чтоб я вернулась, но устал ждать.. А я не знаю уже смогу ли я с ним быть если вернусь. За это время я встретила человека, мой одноклассник. Школьная любовь. Семьи у него нет, женат не был, детей тоже нет. Отношения у нас с ним длятся год. Я его люблю, но не вижу будущего с ним. Зарплата у него небольшая, жилья нет, бывает выпивает. Сам неплохой, мягкий, заботливый, внимательный, но ревнивый очень. Всегда подозревает меня в чем то, не доверяет. Какое то время он употреблял наркотики, лет 8 назад, кокаин. Сейчас этого нет. Был один раз в психклинике. Агрессия на фоне шизофрении. Но никакого лечения не проводили в больнице и далее не назначали. Только наблюдали.
Теперь вот меня мучает чувство вины перед детьми, что я лишаю их полной семьи, нормального общения с отцом. И нормального благополучного будущего.
Не знаю что делать.. Вернуться к мужу из за детей.. Жалко одноклассника.. Он совсем один.. Мама умерла 2 года назад от рака.. Никого из близких больше нет у него.
А если остаться с ним чувство вины перед детьми сильное.
Это продолжается год. Сил нет уже что то думать и решать.
Теперь вот меня мучает чувство вины перед детьми
Поэтому, когда появляется чувство вины, то напоминайте себе, что делая счастливой себя, Вы помогаете детям, да и у Вас счастливой на них будет больше эмоционального ресурса.
Теперь вот меня мучает чувство вины перед детьми, что я лишаю их полной семьи, нормального общения с отцом. И нормального благополучного будущего.
Не знаю что делать.. Вернуться к мужу из за детей.. Жалко одноклассника.. Он совсем один.. Мама умерла 2 года назад от рака.. Никого из близких больше нет у него.
Я очень запуталась.. И когда Вы спрашиваете чего я хочу? Я даже не знаю что ответить. Хочу чтоб больно никому не было.. Не хочу причинять вред другим.. От мужа я отвыкла.. Как к мужчине меня к нему не тянет.. Но он мне нравится как друг, он всегда поможет если надо, я его уважаю. Но быть со мной в дружеских отношениях он не сможет, либо вместе, либо толком не общается. Это на детях сказывается. Поэтому мы вместе не ходим никуда. Дети сидят в четырех стенах почти всегда дома с бабушкой. А раньше мы много где бывали, парки, музеи, кафе, другие города.. Сейчас ничего этого нет.. Я не хотела чтоб у моих детей было такое детство.. ((
Хочу ли продолжения отношеий с одноклассиком. Не знаю.. Он очень сложный человек.. Я писала, что он ревнив.. И это тяжело.. Он часто контролирует меня, постоянно звонит. Спрашивает что я делаю.. Он объясняет это тем, что его раньше часто предавали и он боится. Что я поступлю с ним также как другие. Но мне иногда кажется что это у него какие то навязчивые мысли.. Жить я с ним совсем не готова.. И не уверена что когда нибудь буду готова.. Он очень вспыльчив и эмоционален.. А я хочу спокойствия детям.. Однокласснику нужна семья.. Чтоб всегда кто то рядом был. Ждал его дома.. Но отпустить меня не может.. Говорит жить не может без меня..
Если я вернусь к мужу, мн конечно финансово будут легче.. И детям смогу что то позволить.. Дети хотя бы каждый год будут видеть море.. С одноклассником этого скорее всего не будет.. Он не потянет нас с детьми.. Поэтому мне и страшно за будущее..
Меня мучает чувство будто я что то делаю неправильно и поэтому нет покоя в душе..
Я очень запуталась.. И когда Вы спрашиваете чего я хочу? Я даже не знаю что ответить. Хочу чтоб больно никому не было.. Не хочу причинять вред другим..
Я верю Вам, что очень непросто понять, чего хочется. И, в общем-то Вы (или я или ещё кто-то) не в силах поступать так, чтоб всем от этого было всегда хорошо. Потому что там, где есть конфликт интересов, всё равно кому-то может быть больно, такова жизнь. Я слышу, что Вам не хочется делать кому-то больно, но важно чтоб Вы при этом не приносили себя в жертву такой цели, потому что в итоге может выйти так, что плохо будет всем — потому что когда мы не выбираем себя, то и другим от нас тоже пользы мало.
Поэтому, всё-таки, попробуйте прислушаться к себе и ответить на вопрос — если обстрагироваться от того, кому может быть плохо от Вашего выбора, а выбрать исключительно для себя — то что бы Вы хотели?
Дети сидят в четырех стенах почти всегда дома с бабушкой. А раньше мы много где бывали, парки, музеи, кафе, другие города.. Сейчас ничего этого нет.. Я не хотела чтоб у моих детей было такое детство.. ((
И важно разделять эти две задачи: выбор с каким мужчиной быть или не быть, и как дать детям больше, чем получается сейчас. Как сейчас по факту реагируют сами дети? Какие желания выражают?
Какие их желания, какое времяпровождение Вы можете организовать им прямо сейчас и без мужа? Например, в парки и музеи Вы точно можете сходить сами с детьми.
Как, кстати, проходило Ваше детство? Чего Вам не хватало от родителей? Какие были у них отношения?
Меня мучает чувство будто я что то делаю неправильно и поэтому нет покоя в душе..
Источник
Как избавиться от чувства вины перед ребёнком?
Родительский невроз – это переживания по поводу невозможности стать идеальной матерью или отцом, самобичевание за ошибки.
Поколениями (во многих странах, в нашей в т.ч.) детей били, психологически принижали и не ставили их интересы высоко. Сейчас ребёнок – главная ценность и его жизнь и счастье – превыше всего. Наше поколение не хочет жить, как жили наши родители, бабушки и пра-пра…и предъявляет много требований к предкам и ещё больше – к себе. Эта завышенная планка и бьёт по самооценке.
Как же всё-таки надо растить детей? Кто знает? Тогда считали – так, сейчас – иначе, страшно представить, как нас будет ругать поколение через 100 лет и какими дикими обзывать те, кто будет жить через 200…
Много вопросов о здоровье и развитии новорождённого? Наши эксперты ответят на все вопросы мам в видеокурсах «Программы Мамы ». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРСЫ
Есть и культурные различия в разных странах, и что-то странное для нас, для кого-то норма. Мы говорим есть суп, тепло одеваться, быть опрятными – норма, обычные европейские и американские дети не слышали о супе, одеваются легко и даже несколько безалаберно. Но, кажется, счастливы и те и другие, когда едут на самокатах. И что это такое вообще – счастье?
Людмила Петрановская пишет, что современные родители в ловушке счастья , которое сейчас в основе нашего существования. Все должны быть счастливы и демонстрировать друг другу, кто больше счастлив. Но у людей так не бывает, не надо лишать ни детей, ни взрослых тоски, жалости, хандры, сплина, разочарования – это тоже чувства, они создают объём жизни.
Или вот известный психологический приём контейнирования . Его часто понимают так: чтобы не случилось, кто бы ни умер, я счастлив, потому что меня мама любила. По факту приём работает иначе: когда случаются проблемы, я иду к людям, и они мне помогают. Не к бутылке, не в агрессию, не на шоппинг, а в социум.
Как же настроить маленького человека на счастливую жизнь? Чтобы он научился быть самостоятельным, принимал решения? Ведь если взвалить на него слишком много и позволить вести свою жизнь по собственным эмоциональным представлениям (например, не доучиться, заниматься, чем хочется, выбирать собственный пол (!)), что мы получим в итоге. Большой вопрос.
На родителях гигантская ответственность. Всё зависит от них. Это объяснили в 20 веке примерно так: у ребёнка астма, аутизм, гиперактивность – слишком много требовали, стал наркоманом, не получил профессию – дали слишком много свободы. Во всём всегда виновата мама. Поэтому так актуальны психотерапевты – на маму можно свалить многое. Даже если её не было. Может, и правда, всё так.
Да, она родила, как-то жила, как могла растила, по-своему любила. А любили ли её? А научили ли её любить? И кто вообще должен был учить? Простите свою маму — так легче любить своих детей.
Как-то это просто – вешать всех собак на мам (и иногда пап). Причинно-следственные связи воспитания и становления человека очень запутанные, на самом деле. Да и психика человека, ребёнка – странная вещь. Кто-то помнит, как на него орали и шлёпали, но забыл, как его целовали и поддерживали, а кто-то – наоборот. Даже если задаться целью создать у малыша пласт счастливых воспоминаний, наткнёшься на странности: вот вы специально для него поехали в дождь на велосипедах, и это было чудесно, вы все смеялись и веселились…но спустя год он этого и не помнит, зато постоянно вспоминает, какие были колючие огурцы у бабушки на огороде. Почему так? Непонятно. Даже в одной семье дети разные и реагируют на разные события и на воспитание по-разному. Что далеко ходить – осмотритесь.
Вот и получается, что не всё от родителей зависит, есть ещё и личность самого малыша, и столкновения личностей, и особенности воспитания родителей, и жизнь, их всех окружающая…и много других и явных, и неочевидных факторов.
Что же делать родителям, мамам? Жить своей жизнью, быть рядом с ребёнком, приближаться и помогать, когда нужно, отходить, когда мешаешь. Это актуально для тех, чьим детям 2 или 32 года – неважно.
Все родители делают ошибки, всегда «недогибают» или «перегибают». Людмила Петрановская считает, что единственный тонкий путь – оставлять себе возможность манёвра. Идти по одному пути до пор, пока он работает, свернуть на другой, когда потребуется, проявлять гибкость, следить за ходом событий и реакциями ребёнка.
Источник