Как избавиться от дефекта речи картавость

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».
Читайте также:  Садовая крыса или крот

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения, развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Источник

Картавость — причины, виды и методы избавления

Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.

Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.

Нормальное произношение звука [Р]

При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.

Читайте также:  Чем намазать клеща чтобы сам вылез

Основные виды ротацизма

Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:

  1. Звуки [Р] и [Рь] отсутствуют в речи. Ребенок произносит «учка» вместо «ручка», «коова» вместо «корова» и т.д.
  2. Происходит замена звуков [Р] и [Рь] на другие (чаще всего это Л и Ль, В, Г, Д). Примеры: дорога – довога, рак – лак и т.д.
  3. Звуки произносятся с искажением.м

При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:

  • Увулярный. При звукопроизношении дрожит увулярный отросток. Такой дефект принято называть «французским Р», потому что появляется иностранный акцент и небольшой рокот.
  • Велярный. В этом случае вибрирует мягкое нёбо, вследствие чего возникает грубый рокот. Этот вид называется обычной жесткой картавостью.
  • Боковой. Характеризуется вибрацией боковых краев языка. В итоге слышится нечто похожее на «РЛЬ».
  • Одноударный. Язык находится в правильном положении, но вибрация отсутствует. Издается звук, который по звучанию близок к английскому D
  • Щечный. Воздушная струя проходит между щеками и краями языка, в результате чего возникают колебания одной или двух щек.
  • Двугубный (кучерский). Язык находится в неподвижном состоянии, губы вибрируют. Слышится как «тпру».
  • Носовой. Воздушная струя выходит через нос, при этом кончик языка не задействован в артикуляции. Звук произносится с носовым оттенком.

Причины картавости

Картавость может возникать из-за различных причин:

  • Аномальное развитие языка. Если у ребенка короткая подъязычная связка, то она будет мешать полноценному подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение за верхними резцами.
  • Плохо развитые артикуляционные мышцы. Слабые движения мышц языка приводит к приблизительной артикуляции звуков, при этом происходит неправильное их звучание.
  • Аномалии зубочелюстной системы. У детей с открытым боковым прикусом происходит утечка воздуха через щель между коренными зубами, что способствует боковому произношению. Носовой оттенок при произношении Р часто обусловлен нёбными расщелинами.
  • Нарушение фонематического слуха. Ребенок просто не в состоянии отличать правильное звукопроизношение от неправильного. В большинстве случаев приводит не к искаженному произношению, а к замене звука на другие.
  • Подражание. Если кто-то из членов семьи картавит, то ребенок может воспринимать данное дефектное произношение как норму. Определенные проблемы с произношением Р могут возникнуть, если ребенок владеет другим иностранным языком, в котором есть свои фонетические особенности произношения.
  • Наследственный фактор (выдвинутая вперед нижняя челюсть, редкие зубы и т.д.).

Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Какие методы диагностики существуют

Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:

  • Обследование артикуляционных органов. Специалист оценивает состояние зубов, губ, языка, мягкого и твердого нёба. Наличие серьезных отклонений, вроде нёбных расщелин и короткой уздечки, прямо указывает на причину картавости у ребенка.
  • Оценка подвижности органов артикуляционного аппарата. С помощью упражнений определяется темп, объем, точность движений, а также способность выдерживать определенную артикуляционную позу.
  • Исследование фонематического слуха. Исследуется дифференциация звуков (изолированно, в слогах, словах).

В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.

Можно ли и как избавиться от картавости

Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.

Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.

Читайте также:  Как избавиться от клеща если укусила

Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.

Для этого проводятся следующие упражнения:

  • «Маляр». Улыбаемся, открываем рот и поглаживаем кончиком широкого языка твердое нёбо (делая движения языком от горла к зубам). Нижняя челюсть и губы должны быть неподвижны. Количество повторений – 10-15 раз.
  • «Вкусное варенье». Рот слегка приоткрыт. Широким передним краем языка облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху-вниз, но не из стороны в сторону. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык широкий, боковые края касаются уголков рта.
  • «Качели». Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Широкий язык нужно положить на нижние зубы (с внутренней стороны). В таком положении нужно удерживать его от 1 до 5 (под счет). Далее широкий язык поднимается за верхние зубы и удерживается в таком положении так же под счет (до 5). Положения меняются до 6 раз. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  • «Индюк». Рот приоткрыт, язык нужно положить на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад (язык не нужно отрывать от губы). Постепенно ускоряем темп, добавляя голос, пока не получится что-то похожее на «бл-бл-бл».
  • «Чистим зубы». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Кончиком языка чистим нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Далее движения делаем снизу-вверх. Аналогичные действия делаем с верхними зубами с внутренней и внешней стороны.
  • «Утюжок». Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживаем альвеолы, которые находятся за верхними зубами (назад – вперед). Количество повторений – 15-20 раз.
  • «Комарик». Рот широко открыт, улыбаемся. Поднимаем язык вверх и упираемся им в альвеолы за верхними зубами. Нужно протяжно произносить «дззз» в течение 15 секунд.
  • «Грибок». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Широкий язык нужно прижать всей плоскостью к твердому нёбу, широко открыть рот.
  • «Лошадка». Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Щелкаем языком так, как цокает лошадь. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Постановка звука

После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.

Постановка возможна следующими способами:

  • Механическим способом. Вибрация кончика языка вызывается при помощи логопедического зонда (либо зондозаменителя).
  • По подражанию. Логопед изображает рев мотора, рычание тигра и т.д.
  • От верхнеязычного [З], опорных звуков [Д] и [Ж].

Автоматизация

Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.

Обязательно используются скороговорки со звуком Р:

«Рос в реке ершонок,

Рос, рос, стал ершом,

«Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

«Жили-были раки, раки-забияки.

Жили раки шумно, затевали драки»

Заключение

Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.

Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей