- Почему лодка ПВХ дельфинирует и как это устранить?
- Что такое дельфинирование?
- Как избавиться от дельфинирования?
- Вопрос — ответ
- Дельфинирует лодка! Кто поможет? (Просматривает: 1)
- den30484
- тофалар
- den30484
- Alex22rus
- den30484
- Alex22rus
- Хуторянин
- тофалар
- den30484
- Как избавиться от «дельфинирования» (Просматривает: 1)
- fedrom
- SLAVDm
- fedrom
- SLAVDm
- coralsea
- fedrom
- ИвaныЧ
- fedrom
- FIREMAN 39
- Jekson221
- coralsea
- fedrom
- «Дельфинирование» кто и как устранил.
- Адмирал
- танкист
- Telenkov
- танкист
- Telenkov
- танкист
Почему лодка ПВХ дельфинирует и как это устранить?
Каждый рыбак и просто любитель порассекать по водным просторам хочет чувствовать себя уверенно при движении на лодке или катере. Но вот беда — судно колеблется вверх и вниз, нарушая всё спокойствие. Какое уж тут глиссирование! У такого явления есть отдельное название — дельфинирование. Слово красивое, а вот значение не очень. Плавсредство начинает просто прыгать по воде. Почему лодка дельфинирует и как это устранить — рассказываем в статье.
Что такое дельфинирование?
Дельфинирование также называется продольной неустойчивостью. Такое нарушение устойчивости движения связано с возникновением угловых колебаний корпуса плавсредства в вертикальной плоскости, когда угол атаки днища и его смоченная поверхность постоянно меняются. Научные термины, конечно, хорошо, но проще посмотреть это на видео:
У этого явления серьёзные минусы:
- Не получается достичь максимальной скорости (V) движения плавсредства. Иногда невозможно даже включить двигатель на всю мощность, падает эффективность его работы, а сопротивление воды очень велико.
- Сильно ухудшается маневрирование. Плавсредство легко буксует на поворотах и тяжко входит в виражи. И вообще управлять дельфинирующим катером ох как не просто.
- Если дельфинирование — частый спутник ваших водных походов, то судно быстро износится, так как двигатель постоянно испытывает повышенную нагрузку.
В чём же кроется корень проблемы? В том, что положение центра тяжести плавсредства не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического действия по продольной части дна.
Длина участка днища, который контактирует с водой, изменяется в ходе движения и зависит от той самой буквы V (скорость), в ходе набора этой самой V и может нарушаться важное соответствие. Так на дно лодки оказывается давление большой силы, что вкупе с гидродинамическими воздействиями приводит к тому, что корпус плавсредства резко опускается на воду всем своим днищем.
Если объяснение кажется вам слишком замудрённым, расслабьтесь и посмотрите видео:
Не думайте, что дельфинирование свойственно только большим плавсредствам, катерам. На самом деле оно наблюдается и у коротких прогулочных лодок, у которых стоят очень мощные моторы.
Как избавиться от дельфинирования?
Если ваша прогулка на катере стала омрачаться дельфинированием, попробуйте:
- Переместить центр тяжести вперёд, изменив расположение пассажирских мест, тяжёлого снаряжения.
- Отогнуть днище вниз у транца. Учитывайте, что в таком случае увеличится смоченная часть, сопротивление трению, а также снизится V.
- Утяжелить катер для регулировки балансировки, если на вашем плавсредстве слишком мощный для лёгкого судна мотор.
Полезно помнить и о влиянии следующих факторов:
- При маленьких скоростях короткие и широкие корпуса становятся менее устойчивыми, также как и корпуса, у которых дно поднято вверх у транца или сильно сужается в корме.
- Дельфинирование может быть следствием сильного развала надводного носового борта и слишком активного встречного ветра, который отрывает нос судна от воды.
Если хотите избавиться от дельфинирования, дерзайте! У вас всё получится! Немаловажное значение в этом деле имеет и качественное плавсредство с подходящим мотором. Подходящий вариант вы найдёте в нашем магазине.
Рыбачьте с удовольствием!
Вопрос — ответ
Вопрос: Почему лодка ПВХ при плавании дельфинирует и как это устранить?
Имя: Ильдар
Ответ: Дельфинирование связано с угловыми колебаниями корпуса судна в вертикальной плоскости. Избавиться от такого эффекта можно, изменив расположение пассажирских мест, снаряжения, чтобы переместить центр тяжести. Ещё можно утяжелить катер, если мотор слишком мощный для этой лодки.
Вопрос: Лодка ПВХ дельфинирует: что с этим нужно делать?
Имя: Владимир
Ответ: От этого нужно избавляться, потому что из-за дельфинирования страдает скорость и маневрирование лодки. Есть несколько способов бороться с этим, например, можно отогнуть днище вниз у транца. Но это приводит к снижению скорости.
Вопрос: Что такое эффект дельфинирования на моторной лодке?
Имя: Рамиль
Ответ: Это продольная неустойчивость, когда лодка колеблется вниз и вверх. Если лодка часто дельфинирует, то быстро изнашивается, так как увеличивается нагрузка на движок.
Вопрос: Почему на полном ходу обычная лодка неприятно дельфинирует?
Имя: Иван
Ответ: Центр тяжести лодки не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического воздействия по продольной части днища. Некоторые факторы, влияющие на дельфинирование — мощный встречный ветер и сильный развал надводного носового борта.
Источник
Дельфинирует лодка! Кто поможет? (Просматривает: 1)
den30484
тофалар
den30484
Alex22rus
дно натягивай, чет не то
———- Сообщение добавлено в 22:42 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:42 ———-
зафотай дно и сюда кинь
den30484
Alex22rus
Да странно как то, обычно наоборот если вдвоем зад загрузить то прыгать начинает, а если один вперед ушел, все, нос прижало и прет. Фотке давай ))
———- Сообщение добавлено в 22:48 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:47 ———-
Мотор то точно максимально к транцу прижимал?
Хуторянин
Заблокирован
тофалар
den30484
Да странно как то, обычно наоборот если вдвоем зад загрузить то прыгать начинает, а если один вперед ушел, все, нос прижало и прет. Фотке давай ))
———- Сообщение добавлено в 22:48 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:47 ———-
Мотор то точно максимально к транцу прижимал?
Да! Всё перепробовал уже!
———- Сообщение добавлено в 21:51 ———- Предыдущее сообщение размещено в 21:50 ———-
Источник
Как избавиться от «дельфинирования» (Просматривает: 1)
fedrom
Приобрел комплект Badger FLA330AD + sea-pro OTH9.9s.
При езде на полном газу (иногда среднем) наблюдается волна на полу, как бревно проезжаешь. Air Dack скрипит.
Пробовал мотор правильно выставить по высоте, дейвудом игрался. Не помогает.
«Дельфин» отсутствует только когда один еду.
Где-то читал, что гидрокрыло поможет.
SLAVDm
fedrom
SLAVDm
coralsea
Приобрел комплект Badger FLA330AD + sea-pro OTH9.9s.
При езде на полном газу (иногда среднем) наблюдается волна на полу, как бревно проезжаешь. Air Dack скрипит.
Пробовал мотор правильно выставить по высоте, дейвудом игрался. Не помогает.
«Дельфин» отсутствует только когда один еду.
Где-то читал, что гидрокрыло поможет.
fedrom
ИвaныЧ
Приобрел комплект Badger FLA330AD + sea-pro OTH9.9s.
При езде на полном газу (иногда среднем) наблюдается волна на полу, как бревно проезжаешь. Air Dack скрипит.
Пробовал мотор правильно выставить по высоте, дейвудом игрался. Не помогает.
«Дельфин» отсутствует только когда один еду.
Где-то читал, что гидрокрыло поможет.
fedrom
FIREMAN 39
Jekson221
Уважаемый ТС перепутал понятия.
Т.н. Дельфинирование — это вертикальная раскачать корпуса при движении на глиссере.
Примерно так:http://yandex.ru/video/pad/search?filmId=iamNQP5vUXI&text=эффект дельфинирования видео&path=wizard
Лечится изменением угла наклона мотора, установкой гидрокрыльев.
А у Вас лодка при выходе на глиссирование не может преодолеть второй горб сопротивления. Этот горб оказывается под лодкой и ломает её пополам. Как лечить — сложно сказать. Возможен и конструктивный просвет, и брак. Возможно, недостаточно мощности мотора.
Попробуйте, для начала, накачать баллоны и аирдек до давления, в соответствии с инструкцией.
Баджеровским манометрам Не Верить!
coralsea
fedrom
она уже шла стандартно с такой штукой у меня! с доской приклееной.
———- Сообщение добавлено в 15:55 ———- Предыдущее сообщение размещено в 15:51 ———-
Уважаемый ТС перепутал понятия.
Т.н. Дельфинирование — это вертикальная раскачать корпуса при движении на глиссере.
Примерно так:http://yandex.ru/video/pad/search?filmId=iamNQP5vUXI&text=эффект дельфинирования видео&path=wizard
Лечится изменением угла наклона мотора, установкой гидрокрыльев.
А у Вас лодка при выходе на глиссирование не может преодолеть второй горб сопротивления. Этот горб оказывается под лодкой и ломает её пополам. Как лечить — сложно сказать. Возможен и конструктивный просвет, и брак. Возможно, недостаточно мощности мотора.
Попробуйте, для начала, накачать баллоны и аирдек до давления, в соответствии с инструкцией.
Баджеровским манометрам Не Верить!
Посмотрел видео. Да у меня не так! нет раскачиваний вертикальных, а вот проезд через бревно есть(
———- Сообщение добавлено в 15:57 ———- Предыдущее сообщение размещено в 15:55 ———-
Источник
«Дельфинирование» кто и как устранил.
Адмирал
капитан 1-го ранга
танкист
капитан 1-го ранга
Telenkov
капитан 1-го ранга
танкист
капитан 1-го ранга
Если посмотреть внимательно на данные скорости которые я давал, то однозначно можно увидеть что среди них скорость на которой «дельфин» неизбежен. Как по твоему я хожу с дельфином? Прыгаю как лягушонок по воде?
Конечно же нет.
Всё просто до безобразия.
Разогнал лодку до 45- это начало дельфина на моем комплекте.
То есть баланс, той самой 1/3 кормовой части корпуса- с носовой частью.
К тому же и своеобразный индикатор того, что лодка встала на минимальную площадь глиссирования.
И в путь дорогу, с минимальным расходом.
Моторчик не напрягается. Заслонки в карбах открыты на 1/3.
А если надо побыстрей, то ни каких проблем нет- поджал моторчик тримом и топчи на здоровье.
То есть сменил угол атаки винта и вся любовь.
В итоге имеем следующее.
40-45 литров на 100 км. со скоростью 55-60 как и положено для 2Т мотора мощностью 60 л.с. для такого комплекта.
20-23 литра на 100 км. со скоростью 45-48 как и положено для корпуса который идет на «пятке».
Я выбрал второе. К тому же загрузил корму по полной, что бы сдвинуть баланс как можно дальше к транцу, тем самым ещё уменьшил смоченную поверхность днища. (ту самую кормовую 1/3)
Telenkov
капитан 1-го ранга
танкист
капитан 1-го ранга
Транцевые плиты при любом раскладе, на скорости близкой к дельфину, создают дополнительную подъемную силу.
То есть поднимают корму из воды. Будем условно считать что глиссирующая площадь днища, на большинстве скоростных режимов с плитами, одинаковая и больше чем 1/3 днища. Это первый их минус.
Корпус без транцевых плит с тем же весом на корме, имеет меньшую площадь глиссирования.
То есть нужна большая скорость, что бы возникла та же самая подъемная сила, что и с плитами.
Далее с набором скорости площадь глиссирования уменьшается. Возникает баланс кормы и носа.
Начинает качать, то есть начинается дельфин.
Меняем совсем не значительно угол атаки винта. Нос не прижался к воде. Стало быть площадь глиссирования осталась та же. Но качать перестало. Почему? Правильно- вектор тяги винта удерживает корпус в состоянии баланса кормы с носом.
При этом потери от небольшого угла винта, относительно потока, настолько не значительны, что транцевые плиты с их сопротивлением- и как правило в большинстве случаев с постоянным углом- просто рядом не стояли.
Набираем ещё скорость. Подъемная сила ещё больше выталкивает корму из воды и лодка постепенно начинает уже сама ложиться всей площадью днища на воду.
Далее идет уже огромнейшее сопротивление корпуса. То есть сильнейшая нагрузка на мотор.
От чего он и начинает «кушать» как «рота солдат».
Так где тут проблема с «дельфином»?
Которую бы надо было решать.
Я точно так же как и ты хожу на любой скорости и с любой загрузкой.
Поэтому повторю ещё раз- у меня нет и не было проблем с «дельфином».
А по скольку их нет, то и решать нечего.
Всё что требовалось решить по этому комплекту- это режим экономичного плавания.
И эту задачу решило за меня КБ которое разработало Прогресс. Мне лишь оставалось найти данные испытаний корпуса. Посмотреть графики зависимости сопротивления корпуса от скорости и так далее.
П.С. Все данные когда то публиковались в журналах КиЯ. Какие номера и года сейчас не вспомню.
Кто захочет тот найдет.
Источник