ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ( КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧУ)
Признаки психических расстройств, а также частота их возникновения являются распространенным вопросом, волнующим население в последние годы. Особенно это актуально в связи с тем, что темп жизни неукоснительно растет, а ресурсы человеческой нервной системы остаются на прежнем уровне. Очень часто психические нарушения развиваются постепенно, ступенчато, привнося черты в психику человека, ранее ему не свойственные, соответственно, есть хорошие шансы вовремя их заметить и оказать должную медицинскую помощь.
По последним данным, психические расстройства выявляются у 25-30% населения, то есть у каждого четвертого в мире. Однако примечательно, что при этом 75-80% больны непсихотическими, легкими психическими нарушениями. Серьезные психические заболевания, такие как шизофрения, встречаются в 6-17% случаев. Алкоголизм — в 60%.
Необходимо помнить, что психическое расстройство – не приговор, так как при достаточном и своевременном лечении у специалиста, а также ответственном отношении и внимательности к своему состоянию, симптомы психических расстройств могут быть купированы, (а зачастую само расстройство может быть полностью вылечено), что поможет сохранить прежний социальный, профессиональный статус и уровень качества жизни.
ПРИЗНАКИ
Астенический синдром.
Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна, чувство разбитости, повышенной утомляемости, неспособность справляться с до этого привычной нагрузкой на работе, учебе.
Навязчивые состояния.
В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, неприятных мыслей, «застревающих, крутящихся в голове», страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных, необычных действий. Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить — выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду. Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо — это тоже навязчивость. Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида — тоже навязчивое состояние.
Изменения настроения.
Особенно важно обратить внимание не сколько на кратковременные изменения под воздействием сиюминутных факторов, сколько на изменения настроения, ранее не свойственные человеку, длительные, от 2 недель и более.
- Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности, греховности, о смерти, об отсутствии будущего, надежды на лучшее и пр.
- Неестественное легкомыслие, беззаботность.
- Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
- Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
- Апатия, болезненное ощущение у себя отсутствия эмоций.
- Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
- Раздражительность, гневливость, агрессивность
- Невозможность удержать эмоции, плаксивость, легкие срывы на крик в беседе
- Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания или наоборот исчезновение либидо, отсутствие утренней эрекции у мужчин
Необычные ощущения в теле.
Покалывания, жжение в коже, ощущения жжения, давления «выкручивания» в теле, шевеления «чего-либо внутри», «шуршания в голове», наличия посторонних предметов в организме – могут сигнализировать о нарушениях в нервной системе.
Ипохондрия.
Выражается в навязчивом, одержимом поиске у себя тяжелых заболеваний и расстройств, болезненном «прислушивании» к малейшим изменениям состояния своего организма. При этом пациент зачастую не верит врачам, требует повторных и более глубоких исследований, полностью сконцентрирован на поиске у себя тяжелых заболеваний, требует к себе отношения как к больному.
Нарушения аппетита.
Важно обратить внимание как на внезапное усиление аппетита — «волчий аппетит», так и на его резкое снижение и извращение вкусовых предпочтений. Причина может быть как в заболевании желудочно-кишечного тракта, так и в общей подавленности состояния, либо болезненной убежденности в излишней полноте при ее отсутствии. Также важно, если ранее вкусная пища утратила ее вкусовые качества, стала пресной, безвкусной, « как картон».
Иллюзии
Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.
- узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
- размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
- стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
- тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.
Галлюцинации
Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно. Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании. Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие. Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.
- При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.
- Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.
- При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.
- Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.
Изменения мышления
Ранее не свойственные переоценка собственных возможностей или способностей, убежденность в собственной исключительности, увлечение эзотерикой, магией, внезапно появившаяся вера в сверхъестественное. Темп течения мыслей в голове также может меняться, либо становиться некомфортно медленным, либо столь быстрым, что порой очень сложно сконцентрировать внимание на одной мысли.
Бредовые мысли.
Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают значимость, определяющую все поведение. Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.
Десоциализация.
Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в психических расстройствах. Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог — это повод для беспокойства о его психическом здоровье. Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, может уволиться с работы без веской для этого причины, забросить свою карьеру, прежние цели и интересы, в обществе может начать вести себя шокирующе — совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.
Склонность к собирательству или неумеренная щедрость
Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека. Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.
Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом. Следует особо обратить внимание на это состояние, особенно когда человек начинает неожиданно активно посещать банки и оформлять кредиты.
Источник
Статьи
Как справиться с нечистой силой
Борис Клин
«Снятие порчи», «Изгнание бесов», «Снятие сглаза» — такими объявлениями пестрят и газеты, и интернет. В 99,9% случаев колдуны и маги, изгоняющие бесов, — обычные аферисты, зарабатывающие деньги на доверчивых согражданах. И все же все религии признают существование нечистой силы. Более того, с ней даже можно успешно бороться, не прибегая к услугам гадалок. Откуда взялись бесы, где живут, чем занимаются и, самое главное, как их обезвредить — это «Известия» выясняли у богословов.
Ищите копыта и петушиные лапы
В иудаизме бесов называют мазиким (нечистая сила). Они бесплотны, но обладают способностью принимать человеческий облик. Однако их все же можно распознать — по копытам на ногах. Правда, есть бесы, предпочитающие петушиные лапы. Отсюда — сказки про избушки на курьих ножках. Бесы, конечно, свои копыта и лапки скрывают, но их можно довольно легко обнаружить.
По словам руководителя департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Боруха Горина, в иудейской традиции есть такой рецепт: нужно взять кошачий послед и сжечь его, а пепел рассыпать возле кровати. Если утром обнаружатся следы петушиных лап — стало быть, бес был рядом.
Бесы бывают женского и мужского пола, а «руководит» ими падший ангел Асмодей. Наиболее злокозненным бесом считается Лилит — властительница ночи. По одной версии она выглядит как длинноволосая женщина, по другой — как птица, похожая на сову. Лилит, как рассказал Борух Горин, очень сильный бес:
— Она сумела околдовать самого царя Соломона, хотя он мог заклинать демонов. Считается, что если мужчина прелюбодействует, то это работа Лилит. По мнению наших мудрецов, на Лилит лежит миссия убивать детей, зачатых во грехе. Да и не только во грехе — ранние смерти детей считаются результатом ее деятельности. А если ребенок смеется в ночь субботы, считается, что Лилит с ним играет.
За болезни отвечает бес Агран. Она летает в сопровождении свиты демонов. Демон по имени Хабала оплетает человека как виноградная лоза, и человек впадает в пьянство. Среди бесов отличают шедим — чертиков и сеерим — косматых дьяволов, пляшущих на глазах у Азазело, считающегося главой сеерим. Азазело обладает козлообразной внешностью.
Есть бесы, которые вселяются в человека, — диббуки. И тогда человек не владеет собой, кричит не своим голосом. Словом, начинает бесноваться.
Относительно природы возникновения демонов есть несколько предположений. Одно из них заключается в том, что их произвел колдовством Асмодей. Согласно другому — жизнь демонам дали Адам и Ева.
Если верить Боруху Горину, число бесов постоянно растет.
— Бесы вечны, они не умирают, их количество постоянно увеличивается, — объясняет Горин. — Новые бесы появляются от рукоблудия, поэтому число демонов назвать невозможно, их мириады.
Разумеется, существуют и способы оградить себя от демонов. Для защиты жилища иудеи прикрепляют к косякам дверей мезузу — капсулу со словами молитвы, написанными на пергаменте. А рядом с кроватью рекомендуется ставить чашу с водой, чтобы утром, проснувшись и еще не встав с постели, омыть кончики пальцев от ночной нечисти. Кстати, иудей должен помыть руки и уходя с кладбища, поскольку там тоже обитают бесы. Есть специальные обереги от Лилит для младенцев.
Экзорцизм (религиозная практика ритуального изгнания дьявола) характерен не для всех направлений иудаизма. Борух Горин пояснил, что хасиды уже давно не заклинают демонов, поскольку считают, что двести лет назад раввин Бал Шем Тов изгнал их с лица земли. А вот сефарды заклинают. Горин отметил, что взгляд на бесов в иудаизме отличается от представлений других монотеистических религий:
— В иудаизме демоны не борются со Всевышним, они лишь выступают слепым орудием его гнева.
По словам Горина, обращения в синагогу людей, считающих себя одержимыми бесами, случаются, но, как правило, это связано с психофизическими заболеваниями, и им нужен не столько раввин, сколько врач. «Мне лично бесноватых видеть не приходилось», — сказал он.
В монастыре игумен поздно вечером проверяет, чем занимаются монахи. Заходит в одну келью и видит, что монах в ложке на свече жарит куриное яйцо. Делать этого нельзя — в монастырях едят в трапезной в определенные часы. Игумен спрашивает: «Ты что делаешь?» Монах: «Ой, прости, отец игумен, бес попутал». В это время из угла раздается голос: «Ничего подобного. Я сам у него учусь».
Этот популярный в православной среде анекдот рассказал «Известиям» профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Осипов.
Православные также признают наличие бесов. Но считается, что они изначально были созданы добрыми, но возгордились и извратили свою нравственную природу, став злобными существами. Сами бесы невидимы, как инфракрасные лучи:
— В ХIХ веке было такое определение — эфирные тела, — говорит профессор Осипов. — Бес может вселиться в человека, но только Божьим попущением. Причем совсем необязательно, что вселение беса как-то плохо свидетельствует о человеке.
Профессор Осипов выступает против экзорцизма, в православной традиции называемого отчиткой или отчитыванием.
Молитвы об изгнании бесов возникли еще в IV веке, а соответствующий чин (порядок богослужения) составлен был митрополитом Киевским Петром Могилой в XVII веке на основе католических источников.
Но, как говорит Осипов, Русской православной церковью этот чин никогда не использовался. И распространение отчитки в некоторых храмах Алексея Осипова очень беспокоит. Экзорцизм он считает видом прелести — высокого самомнения, невидения своего духовного убожества теми священниками, которые этим занимаются.
— Изгнание бесов — это чудо, его совершал сам Спаситель, апостолы, святые люди, получившие Дары Духа Святого. Сейчас им занимаются отдельные священники, не имеющие на то, как правило, благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия.
«Я сам его отчитаю!»
Ссылки современных заклинателей на благословение духовника являются откровенным самооправданием, поскольку без благословения епископа любое священнодействие и тем более отчитывание (как дело исключительное, не входящее в обычный круг обязанностей священника) превращается в деяние антиканоническое и греховное, губительно действующее и на заклинателя, и на больных. Так считает профессор Осипов.
— А если благословение получено?
— Как вы себе представляете получение такого благословения?! Приходит священник к епископу и говорит: «Благословите, владыко, я буду чудеса творить. » Благословение на отчитку духовник никогда не даст по своей инициативе. То есть не епископ призывает священнослужителя к этому, а сам священнослужитель просит. И это свидетельствует о болезненном духовном состоянии просящего.
— Но такие благословения даются?
— Я о таких случаях ничего не знаю. Я слышал, что святейший патриарх как-то сказал, что того, кто будет заниматься отчитками, он «сам отчитает».
По словам Алексея Осипова, даже преподобный Сергий Радонежский, когда к нему привели бесноватого, не проводил отчитки, а собрал монахов на коллективную молитву, и они молились об исцелении больного.
Профессор Осипов обращает внимание на еще одно важное обстоятельство: Христос и святые изгоняли бесов только из тех, на кого указывал Господь, а отнюдь не в массовом порядке, как это пытаются делать сегодня, собирая огромное число людей в храмы на отчитку. Осипов считает, что людям, думающим, что они одержимы бесом, прежде всего следует обращаться к врачам и поменьше забивать себе голову историями о порче и колдовстве. Но если бес действительно вселился, то идти надо не на отчитку, а продолжать вести христианскую жизнь.
Официальная позиция Московского патриархата не столь однозначна, как точка зрения профессора Осипова. Как сказал заведующий службой коммуникаций священник Михаил Прокопенко, среди пастырей Церкви единого мнения относительно чина отчитки нет. Отец Михаил отметил, что, к сожалению, многие люди видят в чине отчитки некий магический ритуал, который позволяет избавиться от действительной или мнимой бесовской одержимости, не обращаясь к полноценной церковной жизни. Он также сообщил, что верующий может уточнить в епархиальном управлении, осведомлен ли архиерей о том, что тот или иной священник практикует чин отчитки, и есть ли у него благословение на это.
«Хоттабыч — джинн верующий»
Согласно исламскому учению, Аллах создал ангелов, людей и джиннов. Джинны были созданы из огня. Как рассказывает заведующий отделом науки Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин, джинны полагали, что должны быть по своему положению выше людей. В итоге джинны разделились на верующих и неверующих. Неверующие — это бесы во главе с дьяволом Иблисом, падшим ангелом, вступившим в борьбу с Всевышним. Джинны могут принимать человеческий облик и будут существовать до конца света. Неверующие джинны пытаются всячески совратить правоверных, отвлечь их от молитвы, заставить забыть свои обязанности перед Всевышним. Они влияют на души. Старика Хоттабыча и джинна из сказки «Волшебная лампа Аладдина», по мнению шейха Фарида, можно отнести к джиннам верующим. Зла за ними не числится.
Живут злые духи в руинах, пустынных местах и в банях, где люди смывают свои грехи. Но они могут вселяться и в человека. Для борьбы с ними, говорит шейх Фарид Асадуллин, мусульманин может прочитать азан — это призыв к молитве.
Звуки азана заставляют сатану покидать верующего. Также исламские богословы рекомендуют мусульманам, испытывающим дискомфорт, считающим, что в них вселился злой дух, читать аят Аль-Курси и суру Аннас.
Есть у мусульман и свои обереги — рукья. Это кожаные мешочки с текстами сур и аятов.
Сеанс исцеления. Быстро. Недорого
Касаясь вопроса о всевозможных бабках-знахарках, снимающих порчу, отец Михаил Прокопенко заявил, что посещение таких людей вообще к православной вере не имеет никакого отношения.
— Какие бы иконы такие люди вокруг себя ни вешали, что бы ни говорили, православному христианину там делать нечего. Это не православие, это какие-то квазинародные оккультные верования. Мне один раз попался на глаза такой «справочник» по снятию порчи, где были перемешаны молитвы с какой-то ахинеей и заклинаниями, — говорит отец Михаил. — Да и какая порча может быть у православного человека, живущего христианской жизнью?! В любом случае ходить к колдунам для православного человека немыслимо! Этому бесы только радуются. Если человек болен, ему следует обращаться к врачам и вести нормальную церковную жизнь.
Диакон Андрей Кураев заявил «Известиям», что его отношение к экзорцизму настороженное:
— В самом чине отчитки ничего плохого нет. Но смущает мода на это. Появилось огромное количество гастролеров, разъезжающих по стране. Они даже афиши развешивают: «Приходите к нам на молебен — получите полное исцеление». Устраивают спектакли. Есть даже один архимандрит, выпускник театрального вуза, такие спектакли устраивает.
Что касается всевозможных сглазов, порчи и ее снятия, то Андрей Кураев считает, что насланные болезни, сглазы и порчи пришли не из церковного языка, а из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок. «Такие истории и ведут к распространению магических ритуалов, — считает диакон Андрей Кураев, — и приводят к подмене почитания настоящих святынь «святыньками».
Оригинал статьи находится на сайте Известия Науки
Источник