Консультация для родителей «Как избавить ребенка от вредной привычки»
Ольга Дымиха Завадская
Консультация для родителей «Как избавить ребенка от вредной привычки»
К детским вредным привычкам относятся: ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца (в том числе и перед засыпанием, верхней или нижней губы, кусание губ, наматывание волос на палец (иногда с последующем их выдергиванием, подергивание края уха, бровей и ресниц и т. д. Они нередко остаются «на память» на всю жизнь, и немало взрослых продолжают, как в детстве, грызть ногти, покусывать губу, теребить сережки в ушах и т. д.
Такие привычки даны ребятишкам отнюдь не свыше. Но вот «замена счастью» они превосходная. А все потому, что, по мнению психологов, подобные «странности» восполняют маленькому человечку недостаток положительных эмоций. За неимением лучшего радость жизни ребенок начинает черпать, так сказать, из подручного материала».
Самая распространенная среди привычек — «вредин» — сосание пальца. С ней сталкиваются чуть ли не в каждой семье. Но, строго говоря, назвать ее привычкой трудно. Скорее, это первый в жизни ребенка навык, рефлекс, который дала ему сама природа и который, как ни странно, должен иметь применение. Все дело в способе. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. На руках у мамы он вообще вряд ли испытывает другие эмоции. И если в раннем возрасте ребенок не удовлетворил свою потребность в сосании, впоследствии она может «выплыть» как привычка,например в виде пресловутого сосания пальца: при любом дискомфорте, малейшем чувстве тревоги, даже в школе, ребенок тянет палец в рот, грызет ручку или карандаш. Кстати, «гастрономическая» тяга к одеялу, простыням, волосам, краям кофточки и кусание губ — все это того же «поля ягодки». Попытка ослабить накопившееся напряжение или беспокойство может трансформироваться в другие вредные привычки: откусывание и сдирание ногтей, дергание за ушко, носик, брови, реснички и т. д. В любом случае это симптомы,свидетельствующие об одном: ребенок нервничает. И это не недостаток воспитания, а сигнал, на который надо адекватно отреагировать — понять причину проблемы, а после выбрать оптимальное ее решение.
Мир ребенка еще достаточно мал, особенно пока он не пошел в школу. Семья, друзья, группа в детском саду — вот, пожалуй, и все окружение. События в этом мире становятся поводом для радостей или беспокойств дошкольника. Значит, чтобы понять, почему ребенок нервничает, надо выяснить, какие впечатления он получает из своей «малышовой вселенной».
Начните с себя, с семьи. Именно проблема «отцов и детей», а также лицезрение домашних неурядиц чаще всего расстраивают ребенка. Поэтому, чтобы отучить его сосать палец или грызть ногти, прежде всего, восстановите спокойствие в семье.
«Голубой экран» тоже не успокаивает нервную систему малыша. Не важно,что там показывают: новости или мультфильмы, детскую передачу или взрослый фильм, — все это одинаково «тормошит» неокрепшую психику ребенка. Просмотр телевизора должен занимать не более 15-30 минут в день.
Беспокоить малыша может и ваше невнимание к нему или слишком сильная опека. Недостаток ласки компенсировать довольно легко. Постарайтесь чаще обнимать своего ребенка, целуйте его,гладьте: по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Не бойтесь избаловатьдетей и не стесняйтесь произнести слова: «Митенька (Машенька, я так тебя люблю, я так рад (а, что ты мой ребенок!». Это довольно просто — попробуйте сделать это один, два, три раза специально. Очень скоро ласка и нежность станут абсолютно естественным выражением ваших чувств. Чаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры.
В то же время слишком опекать ребенка тоже не стоит. Как и перегружать его умственными занятиями (языки, музыка, математика, до которых малыш просто еще не дорос. Они вызывают сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым «нетрадиционным» способом.
Если причина выявлена, можно заняться искоренением привычки. Не надо по совету бабушек мазать пальчик ребенка перцем или горчицей, и тем более бить по рукам. Сосать палец или кусать губы он, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.
Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих моментов. Увидев, что он грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта, лица, забрать тряпочку, которую он сосет. Если малыш опять повторяет жест, повторите и вы свое действие — все так же, с невозмутимым спокойствием. Если ребенок проявляет настойчивость,переключите его внимание: отвлеките лаской, щекотанием, игрой, даже банальным вопросом «Смотри, это что?» — и опять отведите его ручку.
Не задабривайте своего ребенка подарками, конфетами, потаканием его желаниям. И не реагируйте на его поведение агрессивно, с криками и рукоприкладством. Так привычка — «вредина» у него только закрепится. Более того, подобный подход дает сыну или дочке возможность манипулировать родителями. В дошкольные годы малыш изучает мир, в том числе отношение взрослых к своим действиям, определяя, хорошо он поступает или нет. Истерику и негативную реакцию, если ребенок делает это нарочно, не надо замечать.Не говорите ему: «А ну прекрати кричать, немедленно замолчи!»Не подходит также и противоположный вариант: «Не плачь, деточка, на пряничек». В этом случае ребенок зафиксирует: чтобы взрослые сделали мне приятно, надо сделать им неприятно, например, начать грызть ногти. Позднее это может вылиться в полное непослушание, необоснованную жестокость, хулиганство, воровство и т. д.
Если ребенок прилюдно ковыряет в носу, чавкает и, зевая, не закрывает рукой рот — не спешите обвинять в недосмотре няню или сомневаться в собственных педагогических способностях. Да, это невоспитанность, ведь дети во всем копируют родителей, но тратить время на самобичевание не стоит.
Лучше обратить внимание на себя и другие «образцы для подражания», которые регулярно попадают в поле зрения ребенка. Не следует думать, будто дома «все свои», так что церемониться незачем. Ребенок обязательно вынесет дурные манеры за порог, на всеобщее обозрение.
Чтобы отучить малыша oт неприличного занятия, тихо,неслышно для окружающих и очень мягко скажите: «Чавкать (разговаривать с набитым ртом, брать руками котлету, ковырять в носу) некультурно, некрасиво, это может быть неприятно людям, которые тебя любят или просто находятся рядом». Не говорите ребенку, что он «ведет себя как свинья» или что-нибудь в этом роде. Так вы лишь выставите себя перед ним в еще более неприглядном виде и угнетающе подействуете на его самооценку. Даже если малыш с ног до головы измазался мороженым и чихнул отнюдь не в носовой платок, не стоит ругать его, стыдить перед окружающими взрослыми и детьми. Лучше помогите ему справиться с пятнами,приговаривая: «Это некрасиво, правда? Ну, ничего, в следующий раз ты обязательно возьмешь платочек, ты ведь очень аккуратный». У ребенка сразу повысится самооценка и проснется ответственность. А это — один из шагов на долгой и нелегкой дороге воспитания подрастающего поколения. Относясь к мнению и желаниям маленького человечка с большим вниманием, чаще говоря ему ласковые слова и признаваясь в своей любви к нему, вы, несомненно, поможете ребенку избавиться и от мрачных мыслей, и от скверных привычек.
Нередко вредные привычки появляются у детей из-за нарушений в работе ЦНС. Они, как правило, определяются в роддоме или во время осмотров у невропатолога еще на первом году жизни малыша. Избавиться от подобных недугов иногда помогает лишь серьезное лечение. Такому ребенку нужна помощь психолога, да и родителям намного легче решить эту проблему, если ее поддержит опытный специалист.
Однако данный совет не означает, что лишь нервный недуг приводит к возникновению вредных привычек. На их появление у детей с нарушением ЦНС влияет и напряженная обстановка в семье. Общаться с таким малышом нужно спокойно, не повышать голос, не делать рядом с ребенком резких движений. Постарайтесь оградить его от телевизионных потрясений. Обстановка в доме должна быть расслабляющей, а при выборе мебели избегайте как мрачных, так и чересчур ярких красок. Подойдут обои мягких, светлых пастельных тонов — зеленые, бежевые, песочные, горчичные.
Если вы замечаете, что ребенок срывает злость, причиняя себе боль (рвет волосы, грызет ногги, или ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, или испытывает ночные страхи (вскрикивает во сне, плохо спит, не может заснуть, снова мочится в постель,то в таких случаях спросите себя: хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли в своих силах?
С перечисленными и другими вредными привычками у детей младшего школьного возраста можно успешно бороться, уделяя ребенку больше внимания, проявляя нежность и одновременно развивая самостоятельность малыша так, чтобы он ощутил веру в свои силы. Если ребенок не может расстаться с вредной привычкой, например,продолжает сосать палец, обратите внимание на то, как вы общаетесь с ребенком, какое положение, он занимает в семье. Важно также находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе того, как малыш ведет себя в группе.
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Детские привычки» Детские привычки,почему их совершает ваш ребенок,а может быть плохое воспитание и ребенок плохо воспитан?Как надо вести родителям,если.
Консультация для родителей «Долой вредные привычки!» Консультация для родителей. Долой вредные привычки! Мы часто в жизни сталкиваемся с вредными привычками у детей. Что делать, если у вашего.
Источник
Что делать с привычками ребёнка, которые раздражают?
То грызет ногти, то ковыряет в носу — все это и некрасиво, и вредно, и вызывает наше раздражение. Как отучить ребёнка от вредных привычек без стресса?
Вытащи палец изо рта!
У многих детей есть привычки, которые могут сильно раздражать родителей. Вот самые распространенные: грызть ногти, крутить волосы, ковырять в носу, сосать пальцы (или держать их во рту). Кроме некоторых случаев, когда такие привычки становятся навязчивыми, обычно это всего лишь этап нормального процесса развития и не повод для беспокойства.
Что такое привычка?
Привычка — это повторяющаяся модель поведения, которую ребенок обычно даже не осознает. Часто у детей может быть несколько таких привычек (а у вас еще больше беспокойства) — например, одна рука в рту, а вторая накручивает прядь волос.
Обгрызание ногтей
Грызть или кусать ногти — одна из самых распространенных детских привычек. В среднем от 30% до 60% детей и подростков грызут один или несколько ногтей. Мальчики и девочки обычно одинаково склонны к этой привычке в более ранние годы, а вот среди грызущих ногти подростков уже больше мальчиков.
Закручивание волос
А вот тут большинство детей, которым нравится крутить, перебирать или тянуть себя за пряди волос — девочки. Накручивание волос может появиться в раннем детстве и чаще проходит сама собой (а иногда просто помогает стрижка). Но тем детям, кто начинает дергать себя за волосы в более старшем или подростковом возрасте, от этой привычки труднее избавиться, и она может быть признаком тревожности, депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).
Ковыряние в носу
Похоже, что ковыряние в носу — не только детская привычка, она часто встречается и у взрослых. Это и правда факт: исследование показало, что 91% взрослых людей регулярно исследуют свои носы.
Сосание большого пальца
Считается, что дети предпочитают сосать именно большие пальцы на руках, так как это движение напоминает им внутриутробный и младенческий период. Некоторые дети также сосут пальцы, руки или весь кулак в дополнение к большим пальцам или вместо них. Так чаще делают дети в возрасте до двух лет, чуть реже — от 2 до 4 лет: чтобы успокоиться, в сложных или напряженных ситуациях, или чтобы расслабиться и заснуть. Но если частое или интенсивное сосание большого пальца продолжается и после 4 лет — это может вызвать проблемы с прикусом.
Почему возникают вредные привычки?
Эксперты не всегда уверены, что именно вызывает ту или иную привычку, но уже известно, что дает такое поведение ребенку. Такие действия могут быть и обычным развлечением для скучающего ребенка или, что чаще, привычным механизмом преодоления беспокойства. Попробуйте вспомнить, не было ли недавно в жизни ребенка, который грызет ногти, стресса, сильного напряжения, смены привычной обстановки? Если это так, то такое поведение может быть попыткой снять это напряжение. С другой стороны, у некоторых детей такие действия появляются в расслабленном состоянии, например, перед сном или когда вы им читаете.
Некоторые привычки могут остаться с младенчества. У младенцев сосание пальца — обычное поведение для самоуспокоения, которое вызывает приятные ассоциации с кормлением и прекращением голода. Так что это может остаться в детстве из-за своих положительных ассоциаций.
Или, возможно, объяснение того, что ваш ребенок грызет ноготь, находится в вашем зеркале. Вы грызете ногти? Исследования показывают, что грызть ноготь может иметь сильную наследственную или генетическую составляющую.
Другие дети приобретают привычки привлекать внимание или манипулировать своими родителями. Если дети чувствуют, что родители их игнорируют, они могут проявить раздражающую привычку, потому что знают, что на нее отреагируют мама или папа.
Как справиться с привычками вашего ребенка
Хорошая новость заключается в том, что большинство привычек исчезают, обычно к тому времени, когда ребенок достигает школьного возраста, потому что ребенок больше не нуждается в них или перерастает их.
Как помочь ребенку избавиться от вредной привычки?
— Спокойно укажите, что вам не нравится в его поведении и почему. Этот подход можно использовать с детьми в возрасте 3−4 лет: им уже важны объяснения, они готовы их воспринимать. Скажите, например, так: «Мне не нравится, когда ты грызешь ногти. Это выглядит довольно некрасиво. Давай ты перестанешь так делать?» Самое главное: в следующий раз, когда вы снова это увидите, не ругайте его. Наказания, насмешки или критика могут вызвать усиление нежелательного поведения.
— Вовлеките его в процесс отказа от привычки. Если ваш 5-летний ребенок приходит домой из детского сада в слезах, потому что другие дети высмеивают его сосание пальца — расценивайте это как просьбу о помощи. Вы можете спросить ребенка — что, по его мнению, помогло бы ему справиться с привычкой, хочет ли он избавиться от нее. Придумайте, как вы можете вместе это делать: придумать слово-пароль, чтобы ребенок на него реагировал, или рисунки-напоминалки.
— Предложите альтернативные варианты поведения. Например, если ребенок кусает ногти, вместо того, чтобы говорить: «Не грызи!», попробуйте сказать «Давай пошевелим пальцами» или предложите поиграть в пальчиковые игры. Можно носить на запястье эластичный браслет и щелкать им, или перебирать руками слайм или кусочек меха. Чтобы занять внимание ребенка, попробуйте отвлечь его, например, помочь вам на кухне или полепить из пластилина.
— Поощряйте и хвалите за самообладание. Например, разрешите дочке покрасить ногти вашим лаком, когда они достаточно отрастут, или выдавайте за успехи наклейки или маленькие призы.
— Будьте последовательны в поощрении хорошего поведения. Проявления хорошего поведения важно замечать — причем более активно и эмоционально, чем плохого или нежелательного. Новая положительная привычка должна быть прочно закреплена, прежде чем исчезнет старая. Важно, чтобы у ребенка появилась мотивация перестать делать то, что неприятно окружающим и вредит ему самому. Как вредным привычкам нужно время, чтобы закрепиться, так и отказ от них тоже требует времени, так что наберитесь терпения.
Когда привычка требует особого внимания?
В некоторых случаях привычка становится результатом или причиной физической или психологической проблемы. Например, ковыряние в носу может происходить потому, что в ноздре действительно застрял какой-то предмет. Кроме того, вредные привычки могут вызвать некоторые медицинские осложнения, например, кровотечения из носа или ранки на слизистой, врастание ногтя, стоматологические проблемы, инфекции поврежденной кожи. Привычка может отрицательно влиять и на социальные отношения ребенка или мешать его повседневному функционированию.
Дети постарше, которые постоянно сосут большой палец, могут испытывать сильный стресс или беспокойство. Если детей дразнят в школе или им трудно говорить, потому что они не вынимают пальцы изо рта, такое поведение выходит за рамки простой привычки. Дети, которые выдергивают волосы, могут страдать трихотилломанией — состоянием, которое приводит к выпадению волос. А привычки, возникающие в результате навязчивых мыслей, могут быть признаком ОКР. В таких случаях важно обратиться к неврологу.
Читайте также:
Фото: Ann in the uk, EdwardsMediaOnline, Romrodphoto\Shutterstock
Источник