Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
На приеме у врача-фониатра
Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка
«У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться»
Наталья Зайцева, г. Ростов
С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще. А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет. С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.
Осторожно – голос!
Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.
К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания.
Наш ребенок растет и постоянно меняется. Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания , к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам.
Почему теряется «серебристость»?
Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.
Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников. Процесс
Развития голоса у детей проходит 4 периода:
- Дошкольный (6-7 лет)
- Домутационный (7-12 лет)
- Мутационный (12-15 лет)
- Постмутационный (15-19 лет)
Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение . Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.
Голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, в виде отдельных пучков начинают формироваться с 5 лет и развиваются примерно к 11-12 годам, то есть уже во втором периоде — домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, Голосовые складки у них никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет.
К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации — грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету.
Затем наступает собственно мутация — период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если процесс протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации происходят резкие изменения в голосе — срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» . Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.
Трудности подросткового возраста
Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Причем, это характерно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных ощущений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков в продольном, а у девочек в поперечном направлении ). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается 1,5 раза, а у девочек только на одну треть.
Голос подростка понижается почти на октаву. Меняется и его тембр: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.
Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или затянуться на несколько лет. Нередки случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У ребят, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, даже в возрасте взрослого мужчины.
Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В дни менструации лучше освободить представительниц слабого пола от пения. Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако при этом требуется строгое соблюдение «охранительного режима» — не рекомендуется использовать репертуар взрослых певцов. Не стоит заниматься пением при явных изменениях голоса. А, главное, надо помнить о том, что подросткам, занимающимся вокалом, требуется опытный и внимательный педагог.
Доктор вам поможет
Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. И не секрет, что послемутационному периоду свойственна особая ранимость. В этом возрасте голосовой аппарат быстро «устает». Чрезмерно громкое пение, крик, несоблюдение возрастного диапазона -пение «взрослых» песен, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания, все это может привести к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани , кровоизлияние в голосовую складку.
Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками голосовых складок ,(«узелками крикунов»). К вечеру голос у них «садится», хрипнет, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной психогенной афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.
При любом нарушении голоса, особенно длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. В ОКДЦ для такой диагностики используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани.
Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.
При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) колебания голосовых складок становится видимым, что позволяет уточнить характер голосовых нарушений. Выполнить осмотр гортани этими методами можно с возраста 7-8 лет, в связи с эмоциональными и поведенческими особенностями маленького пациента. В более раннем возрасте такая процедура может быть выполнена только в условиях общего обезболивания , под легким наркозом, который безопасен для организма.
Все знают, что любое заболевание легче предупредить , чем лечить. То же можно сказать и о нарушения голоса.. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом, и на его интеллект. Но репертуар должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка, а продолжительность занятий пением не должна превышать 30-45 минут.
Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости или осиплости — своевременное обращение к врачу-фониатру.
Источник
Голоса в голове, что делать?
Слуховые галлюцинации достаточно распространенный симптом у психически больных людей. Голоса в голове могут возникнуть в любой момент. У некоторых они идут фоном постоянно. У некоторых возникают с определенной частотой приступов. При возникновении слуховых галлюцинаций, человек может слышать различные звуки, шорохи щелчки, звук шагов, глухие звуки падения шара на пол, плачь ребенка, разговоры и обсуждения, которых в реальности не существует.
Реже слуховые галлюцинации сочетаются со зрительными, когда в голове возникают голоса и картинки, либо видения.
Характер голосов может быть крайне разным. Голос может быть женским или мужским, а может быть и вовсе непонятным человеку. Голосов в голове может быть несколько. Они могу говорить о своем, а могут и обсуждать больного. Обсуждения тоже носят крайне, разнообразный характер.
Какие бывают слуховые галлюцинации?
Голоса в голове могут хвалить, а могут наоборот ругать. Обзывать нецензурными словами. Иногда в голове могут происходить целые диалоги. Голоса могут приказывать, заставлять, что либо делать. Часто больной бывает, неспособен противостоять их напору, что может повлечь за собой социально опасные деяния. Голоса в голове могут приказывать нанести себе увечья или увечья другому человеку. Поведение больного становится непредсказуемым. Голоса, звучащие в голове у человека воспринимаются как реальные.
В связи с непониманием наличия у себя тяжелого психического симптома в виде голосов в голове, больной навряд ли самостоятельно обратится за помощью к врачу.
Чаще всего слуховые галлюцинации встречаются при шизофрении , в рамках параноидного синдрома. Однако, голоса могут быть проявлением органического заболевания мозга, опухоли. При употреблении некоторых групп наркотиков возникают слуховые галлюцинации. При истощении нервной системы, после долгой нагрузки. Некоторые препараты могу давать как побочное действие подобные галлюцинации.
Есть галлюцинации которые человек видит когда человек засыпает или наоборот просыпается (гипногогические и гипнопомпические ). Такие галлюцинации, как правило, относят к норме. Происходят они на фоне сильного истощения нервной системы, либо употребления психоактивных веществ.
Диагностика голосовых галлюцинаций
При диагностике шизофрении, следует исключать отоларингологические заболевания и заболевания связанные с поражением ЦНС, а также исключить возможное употребление психоактивных веществ.
При вовремя и правильно выявленных галлюцинациях можно быстро подобрать необходимую эффективную терапию, таким образом избавив человека от недуга.
Источник
Как избавиться от детского голоса девушке
Представьте, что вы настраиваете гитару. На первой струне звучит высокая нота ми, а на шестой – низкая нота ми. Шестая струна гораздо толще первой, поэтому и звучит ниже.
А когда вы натягиваете струну, она начинает звучать выше, и наоборот: ослабляете, и тон снижается. То же самое и с вашими голосовыми связками. Чем они толще и свободнее, тем ниже голос. Зажимая струну на высоких ладах, вы тем самым сокращаете её длину от пальца до бриджа, отчего звук становится выше. Если вы уберёте палец, струна снова станет длиннее, а её звучание – ниже. И опять же: с голосовыми связками всё абсолютно так же.
Увлажнение. Для нормальной работы голосовые связки должны быть влажными. Пить больше воды полезно не только для общего состояния здоровья, но и для голоса. Общая рекомендация – выпивать от шести до восьми стаканов воды в день (примерно 1,2 литра).
Вызвать обезвоживание могут также некоторые лекарства и так называемые диуретики (кофеиносодержащие напитки, алкоголь).
Воздух. Я заметил, что звучание голоса зависит от качества воздуха в помещении. На работу связок могут влиять кондиционеры, пыль, выхлопы, даже дезодоранты и лак для волос. Тем не менее воздух может помочь вашему голосу звучать лучше.
Желудок. Например, при изжоге кислота из желудка поднимается по пищеводу прямо к горлу. Иногда от этого раздражается слизистая связок. Изжогу может вызвать стресс, а также некоторые продукты и напитки, и есть море способов, как её избежать. Самое простое, что можно сделать, – не ложиться в течение двух часов после приёма пищи (просто на диван или поспать – неважно).
Физическое напряжение. В какой-то мере этот пункт повторяет предыдущий: неправильная осанка зачастую вызывает напряжение в теле. Но в нашем теле всё взаимосвязано. Поэтому, в принципе, любой зажим в любой точке тела может повлиять на работу голосовых связок. Например, зажатые челюсть, язык, шея и плечи – их стоит расслабить в первую очередь.
Усталость голосовых связок. Если вам пришлось много разговаривать в шумном месте или помещении с плохой акустикой, вполне вероятно, что голосу пора отдохнуть. Риску переутомления связок особенно подвержены учителя, лекторы, продавцы-консультанты, администраторы шумных кафе и ресторанов, актёры, певцы, а также дикторы на радио и телеведущие. Чрезмерные нагрузки на голосовые связки могут также привести к появлению на них узелков, полипов и кист. Чтобы этого избежать, устраивайте себе «голосовой отдых» – периоды полного молчания (исключить даже шёпот), чем дольше, тем лучше.
Болезнь. Очевидно, что болезнь может сказаться на голосовых связках. Особенно, если среди симптомов – выработка слизи, кашель и обезвоживание. Кстати, некоторые лечебные средства могут вызвать сухость связок, например, леденцы для горла с ментолом и эвкалиптом.
Смыкание ложных голосовых связок. Ложные голосовые связки смыкаются, чтобы закрыть вход в дыхательные пути. Такое смыкание происходит непроизвольно во время подъёма тяжестей, при толкании или когда мы тужимся. Если ваша работа включает физический труд, то связки постоянно смыкаются в течение дня, а к вечеру сильно зажимаются. То же самое происходит, если вы занимаетесь тяжёлой атлетикой, любите силовые тренировки или увлекаетесь спортом, где регулярно приходится толкать или отжиматься.
Как быть? Попробуйте в момент усилия делать выдох со звуком [ф]: это поможет ослабить напряжение в связках.
Привычка прочищать горло. При регулярной «прочистке» голосовые связки могут сильно устать или зажаться. Как быть? Делайте это мягко, без усилия, чтобы не травмировать связки. Кроме того, задумайтесь, откуда взялась такая привычка. Зачастую это признак повышенного волнения.
Психологическое состояние. Гнев, страх, грусть и стресс – любые сильные эмоции проявляются физиологически, в том числе влияют на связки. Чем спокойнее вы, тем расслабленнее ваши связки.
Источник