- Страх одиночества
- Читайте также
- Аддикция избегания и избавление от одиночества
- Страх
- 14. Избавиться от одиночества
- Ко мне вернулось желание жить после долгих лет отчаяния и одиночества
- Страх
- Страх
- Страх страхов: страх, что меня не любят
- Урок 15 Выйди из зоны одиночества
- Глава 8. Преодоление злости, гнева, чувства вины, стыда, смущения, ревности, одиночества и неприятия
- Страх одиночества
- Страх
- Развод и страх одиночества
- Кошка — спасение от одиночества
- Физиология одиночества
- Преобразователь одиночества
- Как помочь ребенку преодолеть страх одиночества?
- Продолжение. Начало: Страх одиночества
Страх одиночества
Обычно дети уже лет в шесть вполне спокойно остаются дома в одиночестве (конечно, ненадолго). И уж тем более спокойно играют одни в комнате, давая возможность родным заниматься делами и не требуя их постоянного присутствия рядом с собой. Но нервных детей одиночество часто тяготит и пугает. Они боятся потеряться и в незнакомом месте льнут к родителям. А уж о том, чтобы оставить их где-нибудь без близких взрослых, не может быть и речи.
Такое поведение бывает обусловлено самыми разными причинами: и полученной некогда психической травмой (например у нас с И. Я. Медведевой занимался мальчик, которого в четырехлетнем возрасте пытались похитить, чтобы потребовать выкуп), и ревностью, и природной робостью, и деспотизмом, для которого страх лишь маскировка. Очень часто дети «липнут» к маме, чувствуя ее раздражение и желание от них отгородиться. В таком случае следует прежде всего справиться со своими собственными отрицательными эмоциями. Если вам это удастся, ребенок тоже успокоится и перестанет проявлять назойливость. Аутичные дети, избегающие контактов с окружающими, тоже на самом деле боятся одиночества, и у них наблюдается некий симбиоз с родителями (обычно с матерью). Понять истинную причину нежелания ребенка оставаться в одиночестве совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разный подход.
Здесь пойдет речь об истинном страхе одиночества, часто присущем хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным детям. Обычно у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно и практически не имеют своей внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевые игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно «штампует» страшные образы. Даже в светлой, прекрасно знакомой комнате ребенку могут мерещиться всякие ужасы: вот-вот кто-то незаметно подкрадется сзади и схватит; в окно заглядывают пришельцы; из угла выползает спрут с огромными щупальцами и т. д. и т. п.
Поэтому основная задача родителей — направить богатое воображение ребенка в иное русло, научить его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению. Часто хватает небольшого толчка, чтобы творческая энергия таких детей буквально забила фонтаном.
Прорабатывая игры на преодоление страха темноты, вы уже начали борьбу со страхом одиночества, поскольку многие из этих игр подходят для обоих случаев, — просто тема одиночества там открыто не заявлена. Теперь же попробуйте освоить игры, в которых она звучит более явно. Разумеется, как и все прочие, эти игры не «одноразовые», к ним следует периодически возвращаться, обогащая и разнообразя их содержание.
(для детей 4–8 лет)
Можно использовать мягкие игрушки, а можно играть самим детям. Количество участников не ограничено.
В одном доме жил маленький щенок (пусть ребенок сам придумает, хорошо ему жилось или не очень, и покажет это вместе с вами в сценках). Пошел он как-то на прогулку и… потерялся. Заострите внимание на состоянии щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите ребенка показать мимикой и жестами, как щенок растерялся, испугался, впал в отчаяние. Если ему будет трудно, покажите, как изобразить эти чувства. Непременно обсудите причину, по которой потерялся щенок. Может, он слишком далеко убежал вперед или, наоборот, зазевался и не заметил, когда хозяева свернули в переулок? А может быть, щенок заигрался и не услышал команду?
Дальнейшее развитие сюжета будет зависеть от состояния ребенка. Если он охотно участвует в игре и готов продолжать ее, придумывайте вместе приключения Потеряшки. Если же сюжет его травмирует, поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь к игре и последите за реакцией ребенка. Показывайте именно ПРИключения, а не ЗЛОключения Потеряшки, подчеркивая доброту персонажей, с которыми щенок будет сталкиваться по ходу сюжета. Если ребенок скажет, что щенку было у прежних хозяев неуютно, пусть его найдут другие люди. Например, сам ребенок. Момент обретения дома должен, конечно, быть отыгран как очень радостный, но надо непременно подчеркнуть, что и приключения свои щенок потом вспоминал с удовольствием.
2. «Случай в магазине»
(для детей 5–8 лет)
В этой игре участвуют и люди, и куклы. Ребенок и его родители играют сами себя, а в роли покупателей и продавцов выступают куклы и мягкие игрушки. Нужно создать впечатление многолюдного помещения, где царит суета, где все снуют в разные стороны.
Ваш ребенок пошел вместе с вами в большой магазин. Народу было очень много, поэтому, не желая, чтобы малыша толкали, вы поставили его… (пусть сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас вернетесь (повторяя эту игру через несколько дней, можно выйти в другую комнату). Малыш остался один. Пусть покажет, как он вас ждет, как через некоторое время начинает беспокоиться, хочет кинуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять там, где его поставили, иначе он действительно потеряется (таким образом ребенок в игровой форме усваивает важнейшие правила поведения в людных местах.) Наконец вы появляетесь. Вы очень довольны, что ребенок проявил терпение и выдержку. Не скупитесь на похвалу и вручите малышу приз (настоящий!).
Если призы варьировать и до последней минуты держать в секрете, у ребенка появится дополнительный стимул затевать эту игру. Время ожидания мамы надо потихоньку увеличивать (но, естественно, не до бесконечности), побуждая малыша заполнять паузы какой-то умственной деятельностью. Пусть, в зависимости от своих склонностей и интересов, либо понаблюдает в окно за тем, что происходит на улице, а потом расскажет вам, либо сочинит какую-нибудь историю, либо займется устным счетом, либо почитает книжку.
3. «Малютка потерялась»
(для детей 4–8 лет)
Эту сценку лучше разыгрывать с помощью кукол. Однажды ваш ребенок (пусть играет себя сам; он вряд ли откажется от столь лестной роли) увидел в магазине маленькую девочку (ее изображает совсем крохотная куколка, чтобы ребенок почувствовал себя особенно большим и сильным). Девочка плачет. Ваш сын или дочь заговаривает с ней и понимает, что она потерялась. Дальнейшие действия вашего ребенка должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала просто утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз пусть выяснит у девочки, где именно она потерялась, и отведет ее на это место, поскольку мама с папой будут искать девочку именно там. В третий раз пусть подойдет с малюткой к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио.
Эти эпизоды не только вселят в вашего ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в подобных ситуациях.
4. «Как важно знать свой адрес»
(для детей 4–7 лет)
Один мальчик потерялся. (Пусть ребенок даст ему имя и придумает, каким образом потерялся мальчик, а вы внимательно следите за развитием сюжета. Не проскользнет ли в повествовании ребенка страх быть отвергнутым? Ведь это еще одна причина, по которой дети порой боятся одиночества. Может быть, вы с ним слишком строги, требовательны? В таком случае следует менять в первую очередь свое отношение к малышу.)
Итак, мальчик потерялся, но не растерялся, а подошел к милиционеру и бойко назвал свой адрес и телефон. Милиционер похвалил мальчика за сообразительность и отвел домой, где его встретили родители. (В этой сцене попросите ребенка сыграть маму с папой, и если они встретят потерявшегося мальчика упреками или, того хуже, угрозой наказания, я также советую вам задуматься над собственным поведением.)
(для детей 4–9 лет)
Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их к одиночеству. Готовьте друг другу сюрпризы. Для этого, естественно, нужно на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка, и сами не забывайте открыто выражать восторг, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страх.
Если вы потом в присутствии родных или друзей похвалите малыша не только за золотые руки, но и за терпение и смелость, то не исключено, что на довольно долгое время «сюрпризы» станут его любимой игрой, так что вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. Советую поискать книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги), а также освоить несложные фокусы. И то, и другое, как правило, вызывает у детей живой интерес.
6. «Готовимся к бою»
(для детей 5–8 лет)
Эта игра больше подходит мальчикам, и лучше играть в нее с папой. Сын, оставшись один в комнате, готовится к сражению: придумывает план боя, чертит карту местности, расставляет солдатиков, строит укрепления, придумывает военные хитрости. (Отцу следует провести с сыном предварительную подготовку, подсказать некоторые идеи, показать, что собой представляет простая карта местности). Наконец вражеские войска появляются на горизонте и сражение начинается.
Игра должна проходить весело, сопровождаться шутливыми угрозами и насмешками. Но папе необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок не перевозбудился, а шутливый бой не перешел в настоящий. Ну и конечно, сын должен выходить из сражения победителем.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Аддикция избегания и избавление от одиночества
Аддикция избегания и избавление от одиночества Любовь – главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни. Бертран Рассел Аддикт избеганияне менее любовного аддикта нуждается в любовном наркотике, однако
Страх
Страх Чувством, наиболее часто встречающимся при шизофрении, является страх. Его интенсивность нередко превосходит пределы человеческого воображения. Внешним его проявлением чаще всего бывает заторможенность либо кататоническое возбуждение, а внутренним — нарушение
14. Избавиться от одиночества
14. Избавиться от одиночества Алкоголизм характеризуется как «болезнь одиноких», и мало кто из бывших алкоголиков оспаривает такое название. Оглядываясь на месяцы и годы своего алкогольного прошлого, буквально сотни тысяч из нас помнят то чувство изоляции, которое мы
Ко мне вернулось желание жить после долгих лет отчаяния и одиночества
Ко мне вернулось желание жить после долгих лет отчаяния и одиночества Мне 40 лет. Чувствую себя современным человеком, активный пользователь компьютера, часто бываю в Интернете. Однажды увидела объявление: «Приглашаем в клуб любителей Малахова». Сначала подумала, что
Страх
Страх Защиты как психические, так и соматические затронутые в предыдущей главе, в настоящем времени имеют функции охраны человека от тревоги. Наиболее сильная тревога ассоциируется с нарушениями в функционировании сердца. Ранее я упоминал, что любая нерегулярность в
Страх
Страх Страх смерти; страх перед толпой; боязнь выходить из дома; постоянная боязнь чего-либо — Аконитум.Страх смерти —
Страх страхов: страх, что меня не любят
Страх страхов: страх, что меня не любят Материализм преподал человечеству урок властвования над женщиной. Властвование есть негативность. Для того чтобы жизнь складывалась хорошо, нужно привести физический и духовный мир в состояние равновесия.Наипервейшая сторона
Урок 15 Выйди из зоны одиночества
Урок 15 Выйди из зоны одиночества Этот урок сосредоточивается на твоих взаимоотношениях с другими людьми, поскольку твоя компульсия гнездится в ледяном дворце, который ты могла бы назвать своей зоной одиночества. Переедание – это не проблема с едой, а проблема с
Глава 8. Преодоление злости, гнева, чувства вины, стыда, смущения, ревности, одиночества и неприятия
Глава 8. Преодоление злости, гнева, чувства вины, стыда, смущения, ревности, одиночества и неприятия Злость — это сильное душевное волнение, заставляющее людей почувствовать себя живыми, а также ответственными за свою жизнь. Поэтому мы часто ощущаем потребность проявить
Страх одиночества
Страх одиночества Обычно дети уже лет в шесть вполне спокойно остаются дома в одиночестве (конечно, ненадолго). И уж тем более спокойно играют одни в комнате, давая возможность родным заниматься делами и не требуя их постоянного присутствия рядом с собой. Но нервных детей
Страх
Страх Страх нам достался в наследство от далеких предков как средство выживания. В наше время он тоже бывает необходим, но, во всяком случае, не в таких количествах, в каких мы привыкли его испытывать. Страх, беспокойство, тревога часто становятся нашими спутниками. Мы
Развод и страх одиночества
Развод и страх одиночества Существует еще одна проблема, которая особенно сильно переживается разводящимися даже в том случае, если развод является для них продуманным и желанным шагом. Это страх одиночества, боязнь, что, потеряв данную семью, какой бы плохой она ни была,
Кошка — спасение от одиночества
Кошка — спасение от одиночества Трудно поспорить с тем, что довольно часто люди заводят домашних животных, когда остро чувствуют свое одиночество. Любимая кошка или собака для пожилого или одинокого человека часто является смыслом жизни. Конечно, жить одному
Физиология одиночества
Физиология одиночества Так что же это такое – жить в сплоченной общине, собираться и общаться с теми, кто разделяет ваши религиозные убеждения, жить вместе с партнером, иметь множество друзей, получать наслаждение от интимной близости, которая стимулирует оздоровление
Преобразователь одиночества
Преобразователь одиночества Если вы ведете уединенную жизнь, больше не пытаетесь стать общительнее или добровольно выбрали для себя одиночество, то можете найти противовес некоторым отрицательным последствиям такой изоляции. В главе 8 я обучу вас некоторым приемам
Источник
Как помочь ребенку преодолеть страх одиночества?
Продолжение. Начало: Страх одиночества
Для того чтобы помочь ребенку преодолеть страх одиночества, прежде всего необходимо четко определиться с причиной его переживаний. Именно от того, насколько точно будет определена причина происходящего, зависит эффективность родительских усилий.
Если в основе страха одиночества лежит слишком активное воображение ребенка, которое «подсовывает» ему путающие образы, необходимо помочь ему направить этот талант в другое, более конструктивное русло. Задача родителей в таком случае — создать условия для самостоятельной творческой работы ребенка. Возможно, ему поможет в этом новый конструктор с большим количеством деталей и возможностью реконструкции многочисленных пространств — автомобильной парковки, деревенского домика, аэропорта, больницы и т. д. Или наборы для аппликаций из приятной на ощупь бархатистой бумаги, росписи по стеклу и керамике, лепке и т. д.
Важно, чтобы те занятия, которые вы подбираете для ребенка, соответствовали трем требованиям. Во-первых, они должны отвечать интересам вашего ребенка: ведь если он совершенно не любит вырезать, то набор для аппликаций ему вряд ли придется по душе. Во-вторых, они должны предполагать максимальную свободу действий: если это конструктор, то многофункциональный, если набор для рисования — то без жестких образцов и шаблонов и т. д. Желательно, чтобы каждая такая поделка ребенка могла стать основой сюжета ролевой игры, которую он по ходу мог бы придумать, а потом и реализовать в действительности. И наконец, третье: эти занятия не должны требовать вашей активной помощи, ребенок должен быть способен справиться с ними самостоятельно.
Часто бывает достаточно небольшого толчка, для того чтобы ребенок с богатым воображением нашел для себя более интересное занятие, чем придумывание страшилок и ужастиков, и, будучи увлеченным интересной игрой, научился бы проводить время в одиночестве.
Если вы предполагаете, что причины страха одиночества кроются в неприятных для него событиях прошлого, то ваши главные союзники — терпение, внимание и забота. Для преодоления любого психотравмирующего опыта ребенку необходимо ощущение надежного тыла, прочной опоры, чтобы он почувствовал себя защищенным и смог позабыть про свои страхи хотя бы на некоторое время. При этом родительская забота не должна быть «тревожной», не должна выглядеть как проявление постоянного беспокойства о благополучии ребенка — это еще больше накалит его эмоциональное состояние. Одним из самых важных и самых эффективных способов проявления «спокойной заботы» является физический контакт. Сажайте ребенка к себе на колени, обнимайте его, гладьте по голове, по спине.
Обязательно обратите внимание ребенка на его страх одиночества. Может получиться так, что именно разговор с ним о том, что происходит в те моменты, когда он остается один, поможет вам лучше понять причины его страхов. А кроме того, этот разговор, проведенный в конструктивном ключе («Давай мы вместе с тобой победим этот страх!»), сделает ребенка вашим союзником и помощником. Вы сможете определить, в каких конкретно формах поведения проявляется этот страх, использовать метод постепенного изменения поведения, а также «Дневник успехов», описанные в статье «Страх незнакомых людей».
Кроме того, этот разговор может показать, что страха, который вас беспокоит, на самом деле нет, а есть недостаток информации. Например, часто бывает так, что ребенок не хочет оставаться дома один просто потому, что не знает, как долго это будет продолжаться, чем он может заняться, а за что обязательно будет наказан вами по возвращении домой. Помогите ему сориентироваться в этих вопросах: скажите, куда уходите, почему это так важно, во сколько вы придете. Вместе придумайте, чем ребенок может заниматься в ваше отсутствие. Четко обсудите список запрещенных дел: игры со спичками, открывание двери незнакомым людям и т. д. Начав с коротеньких, десятиминутных выходов в магазин, вы со временем сможете увеличивать интервал своего отсутствия, и ребенок, привыкая к ситуации «один дома» постепенно, не будет чувствовать себя при этом брошенным, покинутым и беззащитным.
Если в вашей семье сохранились традиции совместных игр родителей с детьми, вы можете изменить их привычный сюжет таким образом, чтобы в нем появился элемент игрового одиночества. Например, построив снежную крепость, можно «запереться на ночь» каждый в своей башне и пробыть таким образом в одиночестве минутку-другую, до тех пор, пока не прокукарекает петух. А с первым криком петуха можно вылезать из своего укрытия и начинать снежный обстрел противников. В ситуации игры одиночество перенесется намного легче, и это может стать первым шагом на пути преодоления страха перед ним. Сюжеты таких игр могут быть самыми разными. Единственное условие — в таких играх одиночество не должно быть наказанием или штрафом.
При страхе одиночества, маскирующем проблемы во взаимоотношениях с родителями, необходимо вести себя несколько иначе. Залогом успеха в этом случае будут родительская твердость, четкость и однозначность их воспитательных позиций. Используя описанные выше приемы, вы сможете помочь своему ребенку, но только в том случае, если вы раз и навсегда договоритесь о некоторых правилах поведения. Важно, чтобы ребенок понял, что вы имеете право на личное время (приготовить ужин, принять душ, посмотреть телевизор и т. д.) и будете требовать соблюдения этого своего права от всех членов семьи, в том числе и от него.
Итак, чтобы помочь ребенку избавиться от страха одиночества, нужно:
- создать психологически комфортные условия для ребенка, которые помогли бы ему чувствовать себя защищенным;
- найти способ направить работу воображения ребенка в более конструктивное русло;
- имитировать одиночество в игровых ситуациях;
- постепенно менять неблагоприятные проявления поведения ребенка, отмечая все достижения в «Дневнике успехов»;
- помочь ребенку структурировать свою деятельность в те моменты, когда он находится в одиночестве;
- придерживаться четких воспитательных позиций.
Источник