Как избавится от диалекта

Как исправить говор?

Статья опубликована в 11-м выпуске межвузовского сборника научных трудов «XXI ВЕК: ИТОГИ ПРОШЛОГО И ПРОБЛЕМЫ НАСТОЯЩЕГО» Пензенской Государственной технологической академии в 2008 году.

ИСПРАВЛЕНИЕ ДИАЛЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ТЕАТРАЛЬНЫХ ШКОЛ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

Е.А. Вдовина, преподаватель кафедры сценической речи ВТУ (института) им. М.С. Щепкина, 2008 (г. Москва, Россия)

Речь человека – это его отражение в зеркале нашего восприятия. Именно из того, как человек говорит, мы извлекаем первую существенную информацию о новом знакомом. Тембр голоса может дать некоторое представление о характере, правильность словоупотребления и особенности произношения помогают выяснить общий культурный уровень человека. И если новый собеседник скажет, что «позвОнит» Вам, – захочется ли Вам продолжить знакомство с ним без веских причин?

Орфография, пунктуация – основные составляющие школьной программы по русскому языку, и это естественно – интеллигентный человек должен уметь грамотно писать.

Но почему в школьной программе так мало внимания уделяется изучению орфоэпии? Вот что непонятно.

В советское время роль главного «учителя» в области произношения брали на себя радио и телевидение. С их появлением так называемый «московский говор», признанный в качестве нормативного произношения, начал оказывать влияние не только на речь некоренных москвичей, но и на произношение жителей всего Советского Союза, благодаря теле-радиоведущим «старой школы», владевшим им в совершенстве. В эфир попадала речь «избранных» — выдержавших огромный конкурс и прошедших серьёзную профессиональную подготовку людей. В процессе работы на радио и телевидении они продолжали тщательно следить за своей речью, и не только из-за штрафных санкций, которые применялись, например, за ошибку в постановке ударения, но и из-за чувства личной ответственности перед своими зрителями и слушателями, для которых они являлись непререкаемым авторитетом в области звучащей речи. Время идёт вперёд и сейчас вряд ли кто-нибудь рискнёт назвать точное количество дикторов, теле-радиоведущих, журналистов и комментаторов, речь которых стремительным потоком врывается в круг нашего внимания, стоит нам включить телевизор или радиоприёмник. Разумеется, при таких условиях, принцип «штучной работы», по которому готовили работников эфира в советское время, ушёл в прошлое, что не может не отражаться на результате. Произношение нынешнего поколения работников эфира далеко от идеального, а зачастую и вовсе являет собой яркий пример того или иного диалекта. А стереотип зрительского восприятия теле-радио речи в качестве эталона остался. Таким образом, речь СМИ, вместо того, чтобы служить образцом правильного произношения, к сожалению, только ещё больше расшатывает орфоэпические нормы.

Очень многие носители диалектного произношения хотят избавиться от своих недостатков и приблизить свою речь к идеалу. Особенно это характерно для людей «речевых» профессий – учителей, журналистов, адвокатов, политиков, актёров.

Теоретическая составляющая этого предмета прекрасно разработана целыми поколениями учёных-лингвистов. Обратившись к авторитетному изданию орфоэпического словаря русского языка, можно исправить ошибки в постановке ударений. Правила орфоэпии без труда можно найти в трудах А.А. Потебни, Л.С. Щербы, Р.С. Аванесова и др. И этот этап чрезвычайно важен в работе – при сравнении своего произношения с нормой, человек понимает, в чём же заключается говор, которым он обладает.

Но самое важное – применить полученные теоретические знания в живом речевом процессе. Об этом и пойдёт речь в данной статье.

Театральными вузами нашей страны накоплен огромный материал именно по практическому освоению норм литературного произношения, ведь это одна из главных задач, которая стоит перед будущим актёром и его преподавателем. Основополагающие принципы исправления говоров в сценической педагогике были определены такими специалистами, как Е.Ф Саричева, Е.И. Леонарди, Н.А. Вербовая, И.П. Козлянинова. Автору этой статьи посчастливилось преподавать предмет «сценическая речь» на актёрском факультете ВТУ им. М.С. Щепкина при Малом театре России. Малый театр всегда был театром образцового русского слова, а его школа, старейшая театральная школа Москвы, до сих пор уделяет особое внимание речевой стороне актёрского творчества и, в частности, выработке чистого литературного произношения.

Цель данной статьи — рассмотреть основные принципы методики исправления говора, применяемой в театральных школах, и найти возможные способы её применения в образовании и самообразовании всех, кто заинтересован в приобретении чистого литературного произношения.

Процесс исправления говора сугубо индивидуален. Его результативность зависит от многих факторов: наличия фонематического слуха, особенностей восприятия, памяти, работоспособности и, в значительной мере, — от степени мотивированности обучающегося. Если говорить о применении методики в самообразовании, то вопрос мотивации отпадает сам собой. Что же касается применения методики в гуманитарном образовании, то вопрос заинтересованности студента, нацеленности его на определённый результат не следует недооценивать. Ведь очень часто молодой человек не осознаёт себя носителем диалекта, ему довольно трудно понять, чем его речь отличается от нормы. Очень важно точно диагностировать диалектные особенности каждого студента и доходчиво объяснить ему, в чём отличие его речи от нормы, воспитать желание добиться правильного произношения.

Читайте также:  Возраст крыс для размножения

Здесь сразу нужно сделать важную оговорку. В программе обучения студентов актёрского факультета предусмотрено проведение регулярных индивидуальных занятий, что позволяет педагогу подбирать стратегию работы наиболее подходящую для каждого студента и тщательно контролировать процесс коррекции произношения. К сожалению, в большинстве вузов форма индивидуальных занятий – редкость. С другой стороны, в групповом тренинге можно найти некоторые преимущества, например, — студент слышит много вариантов произношения, у него есть возможность сравнить свою речь с другими — всё это развивает фонематический слух, остроту восприятия звучащей речи. А чтобы занятия были максимально эффективными для всех студентов, в работу следует включать разнообразные упражнения, воздействующие на все сенсорные системы человека.

Как известно, в психологии выделяются три ведущих сенсорных системы человека — аудиальная, кинестическая и визуальная.

Люди с аудиальной модальностью хорошо усваивают правильное произношение «на слух», » с голоса». Полезно использовать аудиозаписи с эталонным произношением, имеет смысл записывать свою собственную речь — чтобы была возможность услышать себя со стороны, сравнить с другими, найти разницу в произношении.

Люди с кинестической модальностью хорошо усваивают учебный материал на упражнениях, включающих в работу всё тело. Основной принцип построения подобного рода упражнений — сочетание ударного слога с самым сильным движением тела.

При склонности к визуальному каналу общения полезно включать разнообразные рисунки, таблицы, обязательно транскрибировать текст письменно — чтобы максимально задействовать зрительный анализатор.

В работе по исправлению говора, есть определённая последовательность:

Прежде всего, необходимо развить умение правильно выделять ударный слог в слове, различать ритм ударного и безударного слогов, то есть организовать новые слуховые и произносительные навыки, которые соответствуют правильному ритмическому оформлению речи. Для закрепления этих навыков можно предложить произносить слова, выделяя ударный слог физическим движением — взмахом руки, броском мяча, шагом. Можно «прохлопать» ритмический рисунок слова по принципу — ударный слог — громкий хлопок, безударный — слабый. Полезно подбирать слова с одинаковым ритмическим рисунком, например: «трава, луна, гроза» (ударение на второй слог); «роза, груша, плюшка» (ударение на первый слог).

Хотелось бы добавить несколько строк о, пожалуй, самом старом способе работы над исправлением говора, который применяется в школе Малого театра на протяжении всей её, почти двухсотлетней истории. Я говорю о чтении гекзаметра. Упражнения на основе текстов гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», охватывают практически все разделы сценической речи — тренировку фонационного дыхания, постановку речевого голоса, выработку чёткой дикции, усвоение логических правил чтения текста, но особенно эффективны они при исправлении говора. Особый ритм строки, выделение ударного гласного — всё это помогает избавиться от многоударности и диалектного произношения безударных гласных. Н.Л. Тираспольская, артистка Малого, а затем Александринского театра в 1890х годах училась мастерству декламации у артиста Малого театра А.М. Невского. Вот как описывает она ход занятий: «Родина моя — Украина. Там выработались у меня и южный акцент, и высокий горловой тембр речевой подачи. От всего этого нужно было теперь отучиться. Читали мы гекзаметр сначала очень медленно, по слогам, набрав предварительно воздух всей грудью. Но вот темп ускорялся, чтение по слогам постепенно уступало месту нормальной человеческой речи» [1. С. 23]. И сегодняшние студенты Щепкинского училища обязательно проходят этот учебный этап — и на тексте гекзаметра, и на текстах русских былин. И по сей день этот метод не теряет актуальности и может быть рекомендован для работы по исправлению говора.

На следующем этапе, необходимо уточнить позицию речевого аппарата при произношении ударных гласных, так как любое нарушение правильной установки звука поведёт к искажению слова. Следует проконтролировать верное положение губ, челюсти, языка при произношении того или иного звука, при необходимости подкорректировать. Так, при образовании ударного звука А «нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов, губы образуют ровный овал, нёбная занавеска поднята». При произнесении ударного О «челюсть опущена на расстояние меньшее, чем при А (на полтора пальца), губы несколько вытянуты вперёд и округлены, кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов, задняя часть языка несколько приподнята к мягкому нёбу». При произнесении ударного У «челюсть опущена на расстояние, равное одному мизинцу, губы сильно выдвинуты вперёд и округлены больше, чем при звуке О ; кончик языка отодвинут от нижних передних зубов на расстояние большее, чем при звуке О, задняя его часть высоко поднята к нёбу, нёбная занавеска поднята». Ударный звук Ы произносится следующим образом «расстояние между зубами несколько меньшее, чем при У; зубы немного обнажены, кончик языка касается нижних передних зубов, средняя его часть приближается к нёбу, нёбная занавеска поднята». Установка произнесения ударного Э следующая: «Нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев, зубы слегка обнажены, язык своим кончиком касается нижних передних зубов, а его средняя часть поднята к нёбу, нёбная занавеска поднята». При произнесении ударного И : «кончик языка касается нижних зубов, спинка сильно напряжена и поднята к передней части твёрдого нёба… губы слегка растянуты и прижаты к обнажённым зубам, нёбная занавеска поднята» [2. С. 12 – 15]. При работе над произнесением ударных гласных звуков полезно не только полагаться на свои мышечные ощущения, но и зрительно закреплять нужную позицию органов речевого аппарата, глядя в зеркало.

Читайте также:  Плывун грунт как избавиться

Далее необходимо ознакомиться с правилами произношения, с редукцией гласных, со всеми нюансами произношения согласных (как было сказано выше, найти теоретический материал по орфоэпии не составит труда)

И, наконец, следует переходить к закреплению полученных знаний на практике. В этом виде работы можно использовать систему упражнений, предложенных доцентами кафедры сценической речи ВТУ им Б. Щукина А.М. Бруссер и М.П. Оссовской в их рабочей тетради «104 упражнения по дикции и орфоэпии». В упражнении приводится перечень слов, сходных по ритмической структуре и звуковому составу. Занимающийся читает слова вслух, отрабатывая правильное звучание того или иного редуцированного гласного, или произношение согласного, например: «каре, кафе, сонет, Мане» и т.д. (отработка звучания предударных А и О); «сцена, Терра, эпос, кредо» и т.д. (закрепление произношения заударных А и О) [3. С. 14 – 15].

Также следует обратить внимание на слитное произнесение предлогов и частиц со значимыми словами, что также является характерной особенностью «московского говора».

В практике обучения студентов актёрского факультета активно применяется игровой, творческий характер упражнений. Это повышает эффективность тренинга, облегчает усвоение материала, повышает мотивацию.

Ещё один важный принцип орфоэпического тренинга — импровизационный. Ведь закрепление правильного произношения на текстах упражнений — всего лишь первый этап, он не гарантирует чистого произношения нового или спонтанного текста. Поэтому, по мере усвоения материала, необходимо вводить в тренинг упражнения, содержащие момент импровизации, например – пересказ предварительно протранскрибированного текста и т.д.

На всех этапах обучения полезно включать в ход занятий прослушивание аудиозаписей лучших образцов литературного произношения.

Исправление говора – длительный и трудоёмкий процесс. Успех этого предприятия зависит от многих факторов – но, прежде всего – от целеустремлённости и систематических занятий. Это сочетание – первый шаг на пути к грамотному литературному произношению.

Список используемой литературы:

1. Тираспольская Н.Л. Жизнь актрисы. — М.-Л., 1962.

2. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М.: Искусство, 1977.

3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии. М.: Реглант, 2004.

Источник

Как избавиться от говора

В русском языке нет диалектов в полном значении этого слова, когда жители одной деревни не понимают жителей другой, даже близлежащей. Зато в нем существуют говоры, отличающие уроженца одной местности от другой. Многие провинциалы стремятся избавиться от говора в русском языке и овладеть чистой, красивой речью.

Каждый региональный говор содержит слова, непонятные соседям или дико для них звучащие, как например, знаменитая петербургская «парадная» или сибирские «сотик» и «мультифора». Но основные отличия не в словарном составе, а в произношении – в особенностях постановки ударения, произнесения тех или иных звуков, мелодике речи.

С помощью регулярных и упорных тренировок можно избавиться от:

  • уральского говора;
  • говора на «г»;
  • ростовского говора;
  • южного говора;
  • украинского говора;
  • вятского говора;
  • кубанского говора;
  • сибирского говора и др.

Типы и особенности русских диалектов

Основные группы говоров русского языка – это южная и северная, а также среднерусская, объединяющая черты первых двух. Они образовались еще в XVI–XVII веках. Позже, по мере заселения нынешней территории страны, образовывались новые диалекты: уральский, сибирский, дальневосточный. Как и диалекты среднерусской группы, последние являются смешанными типами, где разнообразно сочетаются черты других говоров.

В южном говоре, известном как говор на «г», этот «г» – фрикативный, он растянут и похож на озвонченный «х». Здесь мягко произносятся шипящие звуки, что придает речи некоторую манерность. А еще здесь «акают», то есть не сокращают безударные «а», а ударные зачастую растягивают.

Жители северных регионов страны «окают», то есть выговаривают все буквы «о» без редуцирования. Также они произносят взрывной звук «г», что стало литературной нормой.

Читайте также:  Чем избавится от псориаза

Носителям уральского диалекта свойственно растягивать звук [о], пренебрегать знаками препинания и как бы петь текст. Это наследие северных наречий. Остальные гласные проглатываются, потому что жители Урала разговаривают в полтора-два раза быстрее москвичей и петербуржцев. Ученые заметили, что носители этого говора практически не шевелят нижней челюстью.

Сибирский говор отличается многоударностью, когда редуцируются не все безударные гласные. Сибиряки выделяют неожиданные с точки зрения жителя других регионов слоги – это называется интонационный зигзаг.

Дальневосточный диалект соединяет в себе скорость уральцев, сибирскую многоударность и южную мягкость шипящих.

Методы избавления от говора

Существование говоров делает язык живым, показывает, что он развивается. Но не всем носителям диалекта понравится, если по их речи собеседник поймет, где они родились и прожили большую часть жизни. Они справедливо хотят, чтобы о них судили не по месту рождения, а по делам, и стремятся избавиться от провинциального говора в речи.

К тому же отличаться от окружающих психологически тяжело. Человек, недавно переехавший в другой город, может сильно стесняться при общении. У него разовьются комплексы, и это помешает ему налаживать необходимые связи.

  • дыхательные упражнения;
  • массаж мышц: мимических, шейных;
  • упражнения для развития дикции;
  • изучение правил орфоэпии, постоянное использование их в речи;
  • скороговорки;
  • прослушивание аудиозаписей.

Чтобы упражнения были максимально полезны, определите, в чем особенности артикуляции и именно вашего произношения. Запишите свою речь – лучше всего живую, например, телефонный разговор на диктофон. Прослушайте, как вы произносите слова и сравните с лучшими образцами литературного произношения. Это могут быть передачи советского радио, постановки классических театров или аудиокниги, начитанные хорошими актерами. Так вы поймете, что именно в вашей речи нужно изменить и к какому результату прийти.

Посмотрите видео “Как красиво говорить”:

Эффективные упражнения

Чтобы избавиться от деревенского акцента, в частности кубанского, ростовского, украинского говора, где есть проблемы с отдельными согласными звуками, полезно говорить фразы с максимальным количеством таких звуков, концентрируясь на правильном их произнесении. Начать отработку согласных лучше всего с повторения рядов слогов. Бе, би, бу, бэ, ба. Пе, пи, пу, пэ, па. И так далее.

В певучих украинском, южном, северном, сибирском, вятском говорах не хватает редуцирования безударных гласных. Для избавления от них важно научиться верно акцентировать ударный слог в слове, отличать ритмику слоговой ударности и безударности. Для этого можно произносить слова с однотипным ритмическим рисунком, как вариант: гроза, трава, луна.

Жителям Урала, привыкшим говорить, как бы сквозь зубы, очень важно научиться дышать с помощью диафрагмы – животом, а не грудной клеткой. А в тренировке мимики им поможет утрированно шевелить нижней челюстью.

В театре на занятиях по культуре речи используют гекзаметр. Упражнения, в которых за основу взяты тексты гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», включают в себя большинство разделов сценречи: здесь и тренировка дыхательного аппарата, выработка четкой и точной дикции, постановка голоса, понимание и применение основных правил логического прочтения текста, но более всего положительный эффект проявляется при исправлении говора. Специфический строчный ритм дает возможность побороть многоударность и диалектное произношение безударных гласных.

Сложности для пользы

Для улучшения дикции полезно создать сложности для произнесения слов. Заполните рот неочищенным фундуком или зажмите в зубах винную пробку. Если вы добьетесь понятной речи в таких трудных условиях, то без этих препятствий тем более будете говорить красиво.

Занятия следует начинать с полного мышечного расслабления, массажа. Занимайтесь не менее двадцати минут каждый день. Десять минут делайте упражнения на дыхание и голосовые упражнения, десять минут – «дикционную зарядку», каждое упражнение повторяйте 4–5 раз. Скороговорки, которые правильнее назвать чистоговорками, нужно сначала повторять медленно и правильно, постепенно ускоряя темп.

Избавление от говора – процесс небыстрый. Чтобы сельский говор трансформировался в красивый русский язык, главное – регулярно тренироваться и постоянно следить за своей речью.

И еще один важный момент: ораторы, преподаватели сценической речи, имиджмейкеры – все дают совет читать больше классической литературы в хорошем издании. Это увеличит словарный запас, разовьет культуру речи, поможет улучшить грамотность и расширит кругозор. К вашим словам начнут прислушиваться потому, что они красиво звучат и продолжат слушать потому, что они интересны.

Приходите на курсы обучения ораторского мастерства в театральную студию Бенефис.

На курсах мы научим вас:

  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как улучшить дикцию
  • Как сделать свой голос сильным и уверенным
  • Как поставить красивую и четкую речь
  • Как четко и грамотно доносить свои мысли и идеи

И многое другое

Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей