Меню

Как избавиться от домашки

Как‌ ‌правильно‌ ‌делать‌ ‌уроки:‌ ‌9‌ ‌правил,‌ ‌которые‌ ‌ сберегут‌ ‌нервы‌ ‌детей‌ ‌и‌ ‌родителей‌‌

Благодаря рекомендациям наших экспертов вы узнаете, как помочь ребёнку справляться с домашними заданиями быстро, эффективно и без слёз.

Сколько времени должно уходить на домашнее задание

Существуют нормы, определяющие, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день. В нашей стране правила таковы:

  • 4–5 классы — 2 часа;
  • 6–8 классы — 2,5 часа;
  • 9–11 — не более 3,5 часов.

Но на практике эти нормы не соблюдаются — россиянам приходится ежедневно помогать детям с домашками. Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения рабочая неделя взрослого человека составляет 40 часов. Поэтому уже не первый год обсуждается вопрос отмены домашних заданий.

Согласно исследованию компании Office Deport, 25% американских семей считают, что школьникам задают на дом больше, чем они способны выполнить. Почти 50% мам и пап хотели бы отменить домашние задания хотя бы по одному предмету. 40% опрошенных признались, что как минимум раз в неделю ругаются со своими детьми из-за уроков.

Правила выполнения домашних заданий

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» каждое занятие сопровождается заданиями, иногда даже устанавливается дедлайн на их выполнение. Но это не классические домашки на оценку. Фоксфордские задания — это возможность отработать полученные знания на практике. Их выполнение добровольно: чем лучше что-то решил, тем больше «очков опыта» получишь. Чтобы не испортить мотивацию, оценки не выставляются. Возможность безопасно ошибиться при выполнении задания развивает в детях самостоятельность, они всё реже призывают маму с папой на помощь.

Эксперты «Домашней школы Фоксфорда» составили правила выполнения домашних заданий. Надеемся, наши рекомендации помогут вашему ребёнку делать домашку быстро, эффективно и без стресса.

1. Выполнение домашних заданий должно войти в привычку

Делать уроки дома должно быть так же естественно, как чистить зубы или заправлять постель. Формировать этот паттерн необходимо с первого класса. Желательно, чтобы ребёнок занимался в одно и то же время и этому предшествовал какой-нибудь ритуал. Например, включение настольной лампы или раскладывание тетрадей на столе. Мозг привыкнет к этой рутине и будет настраиваться на учёбу, как только начался ритуал.

Когда домашнее задание становится не выбором, а привычкой ребёнка, вероятность того, что он отложит его на потом, становится меньше.

2. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего

Окружающее пространство влияет на продуктивность человека. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину.

Письменный стол школьника всегда должен быть убран. Там должно быть достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других учебных принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками для фотографий и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка от выполнения домашней работы.

3. У ребёнка должно быть не только расписание занятий, но и график выполнения домашних заданий

Планирование избавляет от чувства беспокойства. Школьнику важно наглядно увидеть, какие уроки ему нужно сделать. Сядьте и вместе с ним составьте график домашних работ. Задайте периодичность решения регулярных задач, расставьте приоритеты для заданий, имеющих срок сдачи. Контроль над ситуацией придаёт ребёнку уверенность в том, что он в состоянии со всем этим справиться.

Позвольте ученику самому написать план, и лучше на бумаге, а не в гаджете. По мнению многих психологов, запись целей и задач от руки повышает вероятность того, что человек будет им следовать.

4. Большие задания необходимо разбивать на части

Эссе, презентация, научный эксперимент — всё это требует серьёзной, вдумчивой и поэтапной работы. Помогите ребёнку разбить объёмную задачу на части и включите каждую из них в расписание выполнения уроков. Распределение нагрузки избавит от ощущения, будто большие задания — это долго, трудно и нудно.

5. Начинать делать уроки лучше с самого сложного предмета

Желание откладывать дела, которые нам не нравятся, лежит в основе человеческой натуры. Но ресурсы времени, внимания и энергии ограничены. Поэтому выполнение домашней работы стоит начинать с предмета, который хуже всех даётся или меньше всего нравится ребёнку.

Чем больше сил школьник израсходует на простые задачи, тем сложнее ему будет перейти к сложным. А выполнив трудное задание сразу, ребёнок получит заряд положительных эмоций и легко доделает остальную домашку.

6. Каждые 30–50 минут необходимо делать короткий перерыв

Интенсивную мыслительную деятельность необходимо чередовать с физической активностью или простым коротким ничегонеделанием. Установите правило: каждые 30–50 минут решения домашки устраивать десятиминутные перерывы. Работа отрезками называется методом «Помидора», мы рассказывали о нём в статье с приёмами тайм-менеджмента.

Ребёнок будет рад отвлечься, только заранее договоритесь, что «переменка» в подготовке домашнего задания пройдёт без социальных сетей и сериалов. Объясните школьнику, что новый поток информации не даст мозгу расслабиться. Лучше погулять с собакой или съесть что-нибудь питательное. Например, орехи активизируют мозговую деятельность.

Читайте также:  Таракан ползает по экрану

7. Родители должны подталкивать к правильному ответу, а не делать домашние задания за детей

Любая мать и каждый отец стремятся помочь своему ребёнку. Но будем откровенны, если школьник приходит с вопросами по урокам, а взрослый просто решает за него задачи, он ему не помогает. Он стремится поскорее покончить с этим, сэкономить своё время и нервы.

Не отмахивайтесь от ребёнка, когда он просит помочь ему с домашкой, но и не делайте её сами. Направляйте его к решению, почитайте вместе учебник, посмотрите видео, покажите, как решаются подобные задачи. Если вы не можете включиться в работу сразу, договоритесь об удобном для вас времени.

Важно установить чёткие границы: домашние задания — это обязанности ребёнка, а не взрослого. Именно поэтому наставники «Домашней школы Фоксфорда» никогда не решают домашку за учеников, даже если об этом просят сами родители. Следующий шаг — постепенное, от класса к классу, ослабление контроля за правильностью и своевременностью выполнение домашек. Подросток должен учиться распоряжаться своим временем и нести ответственность за свои действия.

8. Если не получается делать уроки, необходимо подключать дополнительные ресурсы

Задания, которые раз от раза вызывают сложности и приносят плохой результат, — это не повод ругаться. Это сигнал, чтобы задуматься. Быть может, у ученика нарушены способности к чтению и письму, и поэтому каждое сочинение для него — когнитивный ад. А может, ему просто не хватает знаний, и нужен дополнительный ресурс, чтобы устранить пробелы. В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» предметы за определённый класс входят в единый абонемент. Например, если ребёнку нужно нагнать программу пятого класса, берите соответствующий абонемент и занимайтесь в удобное время. Курсы в абонементе состоят из вебинаров, задач с автопроверкой, теории — не придётся гуглить дополнительные материалы для учёбы.

Вот несколько вопросов, которые помогут выявить проблемы с подготовкой домашнего задания:

  • Расскажи, что вы делали на занятии по этой теме? Как решали подобные задачи?
  • Тебе нравится такой тип заданий? Если нет, то какое задание тебе по душе?
  • Иногда, когда мне приходится сталкиваться с чем-то новым, я опасаюсь, что не справлюсь. Это то, что ты чувствуешь сейчас?
  • Как следует выполнить это задание? Что ты можешь сделать, чтобы убедиться, что правильно его понял?
  • Могу я как-то помочь тебе в выполнении этого задания?
  • Сделай столько, насколько понял тему. Затем давай составим вопросы, которые возникли у тебя по ходу выполнения домашнего задания, чтобы ты смог их завтра задать преподавателю. Какие вопросы у тебя есть?

9. Родители должны всегда поддерживать своего ребёнка

Определить плотность вещества, построить график функции, запомнить годы правления Ивана Грозного — всё это действительно сложно. Особенно для подростка, переживающего гормональный взрыв.

Вспомните себя в школьные годы. Разве вам всё давалось сразу? Наверняка кто-то скажет да. Здорово, но ваш ребёнок самостоятельная личность, у него может быть по-другому.

Не корите себя, если не успеваете или не хотите делать уроки с ребёнком. Это его обязанности, а не ваши. А главное — не упрекайте детей, которые не делают домашние задания вовремя или хорошо. Лучше попробуйте разобраться, в чём причина, поддержите и помогите организовать процесс, следуя советам выше.

Подведём итог. Чтобы выполнить домашнее задание на пятёрку и при этом не слишком устать, следуйте этим простым правилам: введите выполнение заданий в привычку, держите рабочий стол в порядке, составьте вместе с ребёнком график и следуйте ему, а также разбивайте большие задания на части и начинайте с самых сложных. Не забывайте делать перерывы каждые 30–50 минут, поддерживать ребёнка, а не ругать его за промахи, и ищите дополнительные ресурсы, когда это необходимо.

Источник

«Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения

Рассказываем, почему школьники списывают и можно ли с этим бороться.

  • Почему школьники используют ГДЗ?
  • Как с ГДЗ борются учителя и родители
  • Так влияет ли ГДЗ на систему образования?

Готовые домашние задания – тематическая литература, в которой содержатся ответы на упражнения из школьных учебников. Согласно данным поисковой системы «Яндекс», практически каждый день с начала учебного года одним самых популярных запросов становятся ГДЗ [готовые домашние задания]. Кроме того, по статистике онлайн-сервиса SimilarWeb, в списке 50 самых популярных образовательных сайтов мира расположились два российских – znanija.com и megaresheba.ru. На обоих ресурсах размещены ГДЗ для школьников разных возрастов.

Свойкировский пообщался с учителями, школьниками, их родителями и экспертами, чтобы выяснить, меняется ли система образования под влиянием решебников.

Почему школьники используют ГДЗ?

Учителя замечают, что российское образование пытается объять необъятное. Большое количество дисциплин не позволяет ученикам вникнуть в каждую тему. В этом году федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС — ред.) среднего общего образования изменился. Сейчас учебный план профильных и непрофильных классов должен содержать 11-12 учебных предметов, тогда как в стандарте 2012 года их было 9-10. Образовательные программы тоже изменились: во многих классах появились новые предметы — второй иностранный язык, астрономия, робототехника и программа «Истоки». Учитывая и без того серьёзную нагрузку, новые предметы часто появляются не в виде отдельных дисциплин, а в рамках имеющихся или за счёт сокращения нагрузки по другим предметам. Например, астрономия проводится в рамках физики, а робототехника — как социальный факультатив. Пока вводятся новые предметы, ученики пытаются разобраться со старыми.

Читайте также:  Как самому избавиться от шейного остеохондроза

На некоторые темы в школьной программе отводится мало времени, так как в учебном плане количество часов распределяется между всеми дисциплинами. В такой ситуации домашние задания играют важную роль. Они нужны для закрепления знаний и в качестве проверки того, как усвоен материал. Но чем старше школьник, тем больше домашнего задания ему приходится выполнять. Например, в 10 и 11 непрофильных классах литературе уделяется три часа в неделю и 102 часа в год. Сами преподаватели признаются, что этого времени недостаточно для изучения некоторых произведений. Их тексты настолько велики, что приходится разрешать школьникам пользоваться кратким содержанием.

Система образования в Англии и в США применяет подход, когда в средних классах ученики могут составить себе индивидуальное расписание с предметами, выбранными в зависимости от планов на будущее. В то время как российским школьникам нужно изучать всё, что есть в программе. При этом старшеклассники постепенно «забивают» на те предметы, которые не пригодятся им в дальнейшем. Например, для поступления в вуз. Поэтому в одних случаях ГДЗ – возможность проверить свои знания, а в других – способ выкроить время на личные дела.

– Я пользуюсь ГДЗ с 6 класса, в основном решебником по алгебре, так как по этому предмету нужно проверять много разных моментов. После того как посмотрю вариант решения, стараюсь разобраться в нём, чтобы лучше понимать тему. ГДЗ отлично помогает в этом, если не просто списывать, – рассказывает семиклассник Миша.

Некоторым обучение в школе даётся относительно легко, для других учёба становится испытанием буквально с первого дня. Трудности не всегда связаны с переходом от одного звена к другому, иногда их провоцируют конфликты в классе, проблемы в семье, несоответствие психотипа ребёнка с профилем обучения.

На стремление школьника хорошо учиться влияют два фактора. Во-первых, в старшей школе ученики понимают, что при поступлении в вуз во время решения спорных вопросов приёмная комиссия обращает внимание не только на результаты ЕГЭ, но и на аттестат. Поэтому подростки говорят, что самое главное для них – оценки, а простейшим способом не получить двойку становится использование ГДЗ.

– Темы проходим быстро, надо успеть за планом, поэтому домашки огромное количество, её учителя стараются проверять каждый урок. Мне, например, понимание нужно только по тем предметам, которые сдаю, поэтому я списываю 70% домашки, а остальное решаю с репетиторами. Сейчас заканчиваю с заданиями за полночь, мне кажется, если бы делала всю домашку сама, не спала бы вообще. Родители не знают, что мне приходится сидеть допоздна, пытаюсь не палиться, потому что они ругаются. Просто не понимают, чего мне стоят более-менее хорошие оценки, а они для них очень важны, – делится одиннадцатиклассница Саша.

Во-вторых, дети не хотят идти на конфликт с родителями и преподавателями. Психологи отмечают, что часто школьники учатся не для себя, а для взрослых. Ведь родители, как правило, возлагают на своего ребёнка большие надежды: «Учись, чтобы жить нормально», «Сейчас без образования никуда». Получается, что дети получают знания механически. И если ученик не так успешен, как хотели бы его родители, ругаться бесполезно, нужно разбираться в причинах, считают специалисты.

– Для одних школьников слово «ругать» ассоциируется с замечанием, а для других – выпороть так, что на попе больно сидеть. Поэтому это слово и эти меры не стоит использовать. Лучше провести разбор ситуации и спокойно поговорить, объяснив, что ребёнок не один и родитель хочет ему помочь. Нужно позитивно воздействовать на школьника, потому что учиться на страхе невозможно — рано или поздно человек к этому адаптируется. Нужно радоваться вместе с ребёнком пятёрке и хвалить его. Ещё думаю, что в некоторых ситуациях родители и дети говорят о разных вещах. Например, когда ребёнок сидит допоздна за компьютером. Взрослые думают, что он развлекается, а ребёнок просто не понимает, что происходит с учёбой. В такой ситуации просто нужно выяснить ситуацию вместе, – объясняет психотерапевт Мария Дубровская.

Как с ГДЗ борются учителя и родители

Многие родители, понимая важность оценок, пытаются помочь ребёнку сделать домашнее задание. Но школьная программа, учебники и задания постоянно меняются и усложняются, взрослые часто не могут справится даже с самыми простыми задачками. Тогда на помощь приходят ГДЗ.

Впрочем, сами учителя замечают, что в нынешних учебниках могут встретиться, мягко говоря, некорректные задания:

– Современные учебники становятся все более странными, если не сказать больше. Дошло до того, что в начальной школе приходится обращаться к репетиторам в решении какого-нибудь отдельно взятого задания. Те, в свою очередь, собирают все свои знания в кучу, консультируются с интернетом/учебниками/коллегами и выдают максимально рациональное, на их взгляд, решение. А в итоге оно оказывается либо неверным, либо «притянутым за уши». Итог — заплаканный ребёнок с двойкой в дневнике и напрочь отбитой надеждой на успешное окончание школы. Ну и как тут без ГДЗ? Чтобы полностью отказаться от решебников, нужно сначала привести в порядок саму систему образования, – считает кировский учитель Елена (имя изменено по просьбе собеседника — ред.).

Ученик списывает, что плохо сказывается на его обучении. Ведь знания не откладываются в голове, не формируется навык решения. Именно поэтому многие родители и учителя запрещают детям пользоваться ГДЗ.

– Я хочу развить мышление в своём ребёнке, а не практиковать слепое списывание. Прошу у него решение, если оно неправильное, мы вместе с ним разбираем, где у него пробел в образовании. Однажды мы подловили его на списывании из ГДЗ. Оказалось, даже в нём бывают ошибки. У него было неправильное решение, объяснить, откуда оно взялось, он не мог. Состоялся серьёзный разговор. Теперь все списывают у него, – рассказывает Михаил, отец шестиклассника.

Несмотря на контроль, найти ответы на задания становится всё легче: в сети есть масса сайтов, которые размещают ГДЗ. Во многих из них даже есть подробный алгоритм решения не только домашних работ, но и контрольных. Но учителя говорят, что, как бы быстро не двигался технический прогресс, есть «железный» способ проверить знания — с помощью самостоятельных и контрольных работ.

– Проверить, сам ли ученик делал задание, очень просто: из творческого задания можно ввести в поисковик несколько строчек: выведет на сайт точно с таким же текстом — значит списал. Или если ребёнок слабый, а написал без ошибок, значит или ГДЗ пользовался, или помогал кто-то. Тогда можно дать проверочную по этой теме на уроке: она покажет точнее, на какую оценку он знает материал, – рассказывает преподаватель Центра дистанционного образования детей Константин Ярыгин.

В попытках избежать бездумного списывания на плечи учителей ложится ещё одна задача: переделывать или расширять упражнения из учебника, а также придумывать творческие задания.

– Я думаю, что пользоваться ГДЗ ученикам можно в том случае, если они хотят проверить полученный ответ. Но необходимо помнить, что и ГДЗ пишут люди, которые не застрахованы от ошибок. Использование решебников значительно повлияло только на выполнение самостоятельных заданий. Ведь в классе у ученика всё же меньше шансов найти эти ответы «нелегальным» путём. Я не часто замечаю, что мои ученики списывают домашнее задание из решебников, так как многие из них творческие. Мне кажется, с помощью своей фантазии учителя могут бороться с бездумным списыванием, – рассказывает Екатерина Белова, учитель школы № 10.

Так влияет ли ГДЗ на систему образования?

Несмотря на все споры, сами педагоги утверждают, что ГДЗ почти не влияет на процесс обучения, скорее на самих учеников — стало больше тех, кто не вкладывает сил в получение образования. Но есть учителя, которые не склонны перекладывать всю ответственность на систему и детскую лень. Ведь адекватное распределение нагрузки — одна из главных задач педагога.

– У каждого учителя есть норма домашнего задания. Например, я знаю сколько времени будет потрачено на каждое задание: его не должно быть слишком много или слишком мало. Обязательный уровень — это три, а дальше уже по уровню возможностей. Получается и учителя отчасти виноваты, если неправильно распределяют нагрузку. Нужно понимать, что дети не изучают только один предмет. Вообще учитель сейчас старается убедить учеников, что контрольные работы и государственные экзамены придётся писать без ГДЗ. У меня был печальный опыт, когда ученик долгое время пользовался решебниками, а когда перестал, скатился на двойки, – рассказывает Алевтина Кряжевских, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Мурыгино.

Путей решения проблемы использования готовых домашних заданий пока нет. В Институте развития образования Кировской области говорят, что списывание из решебников — предмет внимания не только экспертов сферы образования нашего региона, но и всей страны в целом.

–Дети используют ГДЗ как готовое клише, не отрабатывая необходимых действий. И я затрудняюсь ответить, как можно исправить эту ситуацию. Сейчас решебники стали общедоступными, нельзя же ученикам перекрыть доступ в интернет. Единственное учителя могут пытаться доносить до школьников, что использование ГДЗ может негативно сказаться во время сдачи государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классе. Потому как определённых навыков сформировано не будет, – говорит Надежда Носова, заведующая кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области.

Источник