Преобразование двойных радикалов
Сторона а5 правильного пятиугольника, вписанного в круг радиуса R, вычисляется по формуле
Выражение входящее в эту формулу, имеет вид
где а, b, с — некоторые рациональные числа. Выражение такого вида называют двойным радикалом.
В преобразованиях выражений, содержащих двойные радикалы, стремятся освободиться от внешнего радикала. Это нетрудно сделать, когда выражение, стоящее под знаком радикала, можно представить в виде квадрата суммы или квадрата разности.
Пример 1. Освободимся от внешнего радикала в выражении
Попытаемся представить выражение 41 — 12√5 в виде квадрата разности двух выражений. Для этого 12√5 будем рассматривать как удвоенное произведение двух выражений, а 41 как сумму их квадратов. Выражение 12√5 можно представить, например, как 2 • 6 • √5 или как 2 • 3 • 2√5. Проверка убеждает нас, что именно в первом случае сумма квадратов множителей 6 и √5 равна 41. Значит,
Пример 2. Освободимся от внешнего радикала в выражении
Покажем, как можно решить эту задачу, используя метод неопределённых коэффициентов.
Пусть
где а и b — некоторые числа.
Тогда (а + √3) 2 = 61 + 28√3 и а + b√3 ≥ 0. Значит,
а 2 + 2ab√3 + 3b 2 = 61 + 28√3.
Выпишем все пары целых чисел (а; b), для которых ab = 14: (-14; -1), (-7; -2), (-2; -7), (-1; -14), (1; 14), (2; 7), (7; 2), (14; 1).
Из этих пар выберем те, которые удовлетворяют условиям
а 2 + 3b 2 = 61 и a + b√3 ≥ 0.
Нетрудно убедиться, что такая пара единственная — это пара (7; 2). Значит,
В тех случаях, когда а ≥ 0, b ≥ 0 и разность а2 — b равна квадрату рационального числа, освободиться от внешнего радикала в выражении можно с помощью формулы двойного радикала:
В правой части этой формулы записано неотрицательное число. Покажем, что его квадрат равен а ± √b:
Пример 3. Освободимся от внешнего радикала в выражении
По формуле двойного радикала имеем
Освобождение от внешнего радикала используется в преобразованиях выражений с переменными, содержащих двойные радикалы.
Пример 4. Упростим выражение
Представим в двойном радикале подкоренное выражение в виде
Источник
Сложные радикалы. Освобождение от внешнего корня в сложном радикале
Освобождение от внешнего корня в сложном радикале
Выделение полного квадрата под корнем
Если подкоренное выражение в сложном радикале представляет собой полный квадрат, то можно освободиться от внешнего корня, применив тождество
Освободиться от внешнего радикала в выражении .
Метод неопределенных коэффициентов
Если устный подбор полного квадрата под внешним корнем сложного радикала затруднителен, можно попытаться выделить полный квадрат методом неопределенных коэффициентов
Освободиться от внешнего радикала в выражении
методом неопределенных коэффициентов.
Пусть существуют целые х и у такие, что
Возведем уравнение системы в квадрат:
Тогда
Для целых х и у возможны 4 варианта: (3;1), (1;3), (-3;-1), (-1;-3), второй и третий из которых не удовлетворяют неравенству .
Рассмотрим первый и четвертый варианты:
1.
2.
Решений нет.
Следовательно, х = 3, у = 1 и
Применение формул сложных радикалов
В некоторых примерах удается освободиться от внешнего корня с помощью формул сложных радикалов:
В случае если является точным квадратом, эти формулы позволяют представить сложный радикал в виде суммы двух простых радикалов.
Эти формулы можно легко доказать, убедившись в том, что левая и правая части при неотрицательны, и возведя обе части формул в квадрат .
Представьте сложный радикал в виде суммы двух простых радикалов.
Источник
Урок алгебры в 8-м классе на тему: «Преобразование двойных радикалов»
Разделы: Математика
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с понятием двойного радикала.
2) Научить преобразовывать двойные радикалы выделением полного квадрата подкоренного выражения и по формулам двойного радикала.
3) Развивать умения и навыки работы с квадратными корнями, выявить закономерности и обобщить учебный материал.
1) Развитие внимания учащихся.
2) Развитие умения слушать товарища, доводить начатое дело до конца.
3) Развитие интереса к изучению алгебры и навыки самостоятельной и исследовательской работы.
1) Воспитание чувства коллективизма.
2) Продолжить формирование чувства ответственности за результат работы.
1 этап работы. Организационный момент.
2 этап работы. Устный счёт.
а) Найти два последовательных натуральных числа, между которыми заключено число:
б) Имеет ли смысл выражение:
в) Упростите выражение:
г) Выполни умножение:
Вводим понятие двойного радикала:
Выражения вида и
называют двойными радикалами или сложными радикалами.
Преобразовать двойной радикал – это значит избавиться от внешнего радикала.
Обратим внимание, что во время устного счёта мы с вами уже преобразовывали двойные радикалы. Преобразование двойных радикалов произошло во время алгебраических действий с квадратными корнями.
Преобразовать выражение в тетради:
1)
На этом примере мы убедились, что мы уже умеем преобразовывать двойные радикалы в процессе выполнения алгебраических действий.
2) Вместо “?” поставить числа так, чтобы получилось верное равенство:
Преобразовать следующие выражения, используя формулы полного квадрата:
Вывод: Если подкоренное выражение представить в виде полного квадрата, то можно легко освободиться от внешнего радикала.
Работаем в тетрадях примерам 1;2;3;5 с листа контрольных заданий.
Последний пример пытаются выполнить и не получается.
В тех случаях, когда подкоренное выражение нелегко представить в виде полного квадрата, можно использовать готовые формулы:
При данных условиях каждое подкоренное выражение не отрицательно. Докажем справедливость одной из формул.
Возведём обе части первого равенства в квадрат. Имеем:(доказывает ученик):
Применяя данные формулы решить примеры 7;8;10;17; 21 с листа контрольных заданий.
7)
Вывод урока: преобразовать двойные радикалы можно
1) при выполнении алгебраических действий в некотором выражении, содержащем двойные радикалы.
2) приводя подкоренное выражение к полному квадрату;
3) по формулам сложного радикала.
Дома вы преобразуете двойные радикалы с контрольного листа разными способами.
Источник
Урок по алгебре: «Преобразования двойных радикалов» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Преобразования двойных радикалов
1) Познакомить учащихся с понятием двойного радикала.
2) Научить преобразовывать двойные радикалы выделением полного квадрата подкоренного выражения и по формулам двойного радикала.
3) Развивать умения и навыки работы с квадратными корнями, выявить закономерности и обобщить учебный материал.
1) Развитие внимания учащихся.
2) Развитие умения слушать товарища, доводить начатое дело до конца.
3) Развитие интереса к изучению алгебры и навыки самостоятельной и исследовательской работы.
1) Воспитание чувства коллективизма.
2) Продолжить формирование чувства ответственности за результат работы.
1 этап работы. Организационный момент.
2 этап работы. Устный счёт.
а) Найти два последовательных натуральных числа, между которыми заключено число:
б) Имеет ли смысл выражение:
в) Упростите выражение:
г) Выполни умножение:
Вводим понятие двойного радикала:
Выражения вида и
называют двойными радикалами или сложными радикалами.
Преобразовать двойной радикал – это значит избавиться от внешнего радикала.
Обратим внимание, что во время устного счёта мы с вами уже преобразовывали двойные радикалы. Преобразование двойных радикалов произошло во время алгебраических действий с квадратными корнями.
Преобразовать выражение в тетради:
1)
На этом примере мы убедились, что мы уже умеем преобразовывать двойные радикалы в процессе выполнения алгебраических действий.
2) Вместо “?” поставить числа так, чтобы получилось верное равенство:
Преобразовать следующие выражения, используя формулы полного квадрата:
Вывод: Если подкоренное выражение представить в виде полного квадрата, то можно легко освободиться от внешнего радикала.
Работаем в тетрадях примерам 1;2;3;5 с листа контрольных заданий.
Последний пример пытаются выполнить и не получается.
В тех случаях, когда подкоренное выражение нелегко представить в виде полного квадрата, можно использовать готовые формулы:
При данных условиях каждое подкоренное выражение не отрицательно. Докажем справедливость одной из формул.
Возведём обе части первого равенства в квадрат. Имеем:(доказывает ученик):
Применяя данные формулы решить примеры 7;8;10;17; 21 с листа контрольных заданий.
7)
Вывод урока: преобразовать двойные радикалы можно
1) при вып-ии алгебраич-х действий в некот выражении, содержащем двойные радикалы.
2) приводя подкоренное выражение к полному квадрату;
3) по формулам сложного радикала.
Дома вы преобразуете двойные радикалы с контрольного листа разными способами.
Источник