ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ!
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
Эдипов комплекс — это абсолютно бессознательное сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола. То есть мальчик (девочка) в возрасте от 3 до 5 лет в среднем начинает испытывать притяжение к матери (отцу), которое он сам не осознает. Также проявляется ревность и соперничество за них к родителю того же пола. Чаще всего этот термин касается мальчиков, но в некоторых случаях может наблюдаться и у девочек.
Описание Эдипова комплекса
Фактически это первая привязанность малыша к одному из своих родителей, которая является проявлением его сексуальности и желанием её выразить. Ребенок, отождествляя себя с каким-либо полом, пытается попробовать найти того, кто будет относиться к нему по-особенному. Чаще всего это родитель противоположного пола. Например, мальчик ощущает сильную привязанность к матери и ревнует её внимание к отцу.
Название данного комплекса пошло от древнегреческого мифа про Эдипа. Это человек, который, сам не ведая того, убил своего отца, а затем женился на матери. Эдип воспитывался отдельно и не знал своих настоящих родителей, по несчастливой случайности он встретился с отцом через много лет и убил его. Потом, не зная правды, женился на своей матери и даже имел детей. Когда позже он выяснил правду о том, что натворил, ослеп, а его жена и мать повесилась.
Естественно, ситуация с Эдиповым комплексом не настолько печальная. Зигмунд Фрейд описывает его как стадию нормального развития мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Кроме того, данный комплекс может абсолютно не проявляться и не вызывать никаких признаков. Известный психоаналитик признает, что такое поведение является универсальным этапом формирования детской психики в этом возрасте. Он на собственном примере указывал, что был действительно очарован матерью и ревновал к отцу.
Официально термин был введен в психиатрию в 1910 году в одной из работ Фрейда, где он рассуждает о формировании предпочтений у мужчин при выборе партнера.
Величайший психиатр всех времен Зигмунд Фрейд положил в основу своего понимания развития психики у человека теорию сексуальности. Согласно ей, ребенок проходит несколько догенитальных стадий до наступления половой зрелости. Соответственно им постепенно развивается его психика.
Если будут происходить какие-то психотравмирующие ситуации или же события, они могут отразиться на будущем малыша. Их проявление зависит от той стадии, в которой ребенок находился в том возрасте:
Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.
Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.
Фаллическая стадия. Наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Другими словами, это стадия Эдипова комплекса. В этом периоде дети активно интересуются гендерными различиями, ставят массу вопросов касательно своего появления на свет. Интерес проявляется также к собственному телу, ребенок может начать бессознательно периодически касаться половых органов, что отнюдь не является признаком того, что он извращенец. Это абсолютно нормальная реакция, что позволяет узнавать этот мир и, прежде всего, себя самого. Также наблюдаются первые привязанности. Первая женщина для мальчиков, которая представляет собой цель направления своей сексуальности, является их матерью. Малыш подрастает, осознает свою половую принадлежность и тянется к тому, к кому привязан больше всего. Кроме этого, может испытывать ревность к отцу, который выступает «соперником» в каком-то смысле. Малыш боится лишиться любви к себе, воспринимая её как что-нибудь уникальное, что можно подарить лишь одному человеку.
Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.
Генитальная стадия. Начинается от периода полового созревания и до конца жизни. Проявляется пониманием своих сексуальных потребностей в общении с противоположным полом, а также их реализации. Естественно, это не значит, что с началом полового созревания наступает период, когда человеку необходим секс. Чаще всего нужно просто направить свою симпатию в необходимое русло, оно может проявиться даже в простом общении. Желание проводить время вместе или же осознание первых привязанностей являются теми шагами сексуальности, которая реализовывается.
Основные признаки Эдипова комплекса
Появления Эдипова комплекса могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, способа воспитания и степени либеральности в семье. Также по-разному могут себя вести мальчики и девочки, которые находятся в этом периоде.
Общие аспекты и признаки
Для обоих полов характеры некоторые изменения в поведении, что могут указывать на развитие Эдипова комплекса:
Раздражительность. Ребенок может вести себя нервно, так как находится в условиях постоянного психологического давления. Ему сложно справиться с внезапно возникшими чувствами, ощущениями, в том числе и ревностью.
Капризы. Малыш может отказываться выполнять что-либо, если рядом не будет отец/мать. Добиться внимания от родителя, к которому сформировалась такая привязанность, ребенок пытается любым способом.
Трудности с прощаниями. Например, если мама или папа уходят на работу. Ребенку очень сложно смириться с тем, что нужно отпустить дорогого человека на целый день. Возникает чувство собственности, и малыш постоянно будет раздражаться, когда объект его привязанности отлучается. Для Эдипова комплекса характерно то, что это будет только один из родителей и такой симптом развивается в возрасте ребенка от 3 до 5 лет.
Отказ от общения со сверстниками. Частым симптомом также может быть нежелание ребенка играть и контактировать со своими одногодками. Малыш отдает предпочтение одному из родителей, вместо того, чтобы повеселиться с друзьями.
Особенности Эдипова комплекса у мальчиков
Для мальчика мать с самого рождения — самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.
Ревность к отцу проявляется раздражительностью, постоянным плачем, как только он пытается отнять от малыша внимание матери, отвлекает её или просто разговаривает. На тот момент ребенок воспринимает себя с матерью единственным целым и не допускает даже возможности поделиться.
Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества. Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.
Особенности Эдипова комплекса у девочек
Вариант Эдипова комплекса также может присутствовать в развитии девочек. В возрасте от 3 до 5 лет они начинают ассоциировать себя с женским полом. Они осознают свою схожесть с матерями, и первая привязанность с ними постепенно перерастает в нечто большее. Девочки копируют поведение матери, наследуют её предпочтения и манеры. Кроме того, они начинают анализировать её выбор спутника жизни и их отца.
В этом периоде формируется идеология настоящего семейного счастья, которое олицетворяет в себе для девочек их папа. Он тот образец или даже прототип, который подсознание сохранит на всю жизнь. В будущем девочка будет искать свою половинку, так похожую на отца. Также может ревновать его к матери.
Внимание со стороны мужского пола, даже если это папа, всегда будет важно для ребенка в таком возрасте. В случае если поведение отца будет далеким от идеала и девочка со временем станет относиться к нему как минимум негативно, это скажется на её будущем. Она будет испытывать трудности в выборе партнера и не сможет довериться из-за того, что не был правильно сформулирован идеальный прототип того, кто должен быть рядом.
Советы родителям
В фаллическом периоде психического развития ребенка по Фрейду следует внимательно отнестись ко всем проявляющимся симптомам. Периодично возникающие признаки Эдипова комплекса могут вызвать негативную фиксацию на переживаниях и стать одной из причин развития в будущем различных психических расстройств.
Именно поэтому родителям нужно знать, как избавиться от Эдипова комплекса их детям:
Доверие. Прежде всего необходимо убедиться, что ребенок действительно сможет поговорить хотя бы с одним из родителей в том случае, если ему это будет необходимо. Большинство детей чувствует себя одинокими, они не способны выражать переживания своим отцам и матерям. Если же контакт налажен, то избавиться от таких симптомов будет куда проще.
Внимание. Чаще всего ревность и привязанность к одному из родителей может возникать из-за недостатка внимания. Дети сами додумывают историю. Например, мальчик думает, что мама его не любит, так как папу. Следует не обделять вниманием малыша и постараться больше времени проводить вместе (втроем, если нет других детей). Необходимо настроить здоровые отношения между всеми членами семьи, выработать такие схемы поведения, которые бы удовлетворяли каждого.
Общение. Если все вопросы, что беспокоят малыша, остаются не отвеченными, он сможет придумать себе другое объяснение, которое не всегда является правильным. Например, если девочка не понимает, почему папа иногда хочет поговорить с мамой, не посвящая её в подробности, она может решить, что её не любят. На подсознательном уровне ребенок станет ревновать свою мать к отцу, который является её образцом идеального мужчины. Правильно объяснив различие между любовью к детям и к супругу, можно помочь малышу осознать свое место в сложной цепочке человеческих взаимоотношений.
Социализация. Нельзя, чтобы малыш рос в закрытом семейном кругу, где он сможет лицезреть только один тип любви. Следует записать его в садик, разнообразные кружки, где у него будет возможность пообщаться со своими сверстниками, завести друзей. Таким образом, можно достичь значительного уменьшения проявлений Эдипова комплекса.
Эдипов комплекс по Фрейду — это всего лишь временное состояние психики ребенка, который пытается найти свой идеал в ближайшем окружении, первые попытки малыша наследовать родителей. Именно поэтому не стоит сразу же паниковать, если он испытывает временную сексуальную привязанность к одному из родителей. Чаще всего это проходит с возрастом бесследно. В других случаях, когда в таком периоде была нанесена психотравма, ребенок может фиксировать свои переживания, тем самым ухудшая симптоматику и вызывая в будущем различные отклонения.
Источник
Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте?
В преддверии очередного семинара из цикла «Психоаналитический взгляд на проблемы подросткового возраста» предлагаем вашему вниманию обзорные статьи по вопросам, которые будут затронуты в докладе Александры Оксимец «Работа подросткового возраста» . Надеемся что эта информация будет вам интересна и поможет сделать нашу дискуссию на предстоящей встрече плодотворной и увлекательной.
На эту важную тему в своей статье «Почему Эдипов комплекс в подростковом возрасте? Его актуальность, эволюция и появление в лечении» размышляет Марша Х. Леви-Уоррен, доктор философии, психолог, преподаватель, автор многочисленных работ, касающихся особенностей подросткового развития.
Зигмунд Фрейд открыл важнейшую личностно-образующую структуру в психике человека и назвал ее Эдиповым комплексом. Он стал одним из центральных понятий в психоаналитической теории и практике. В литературе и клинических дискуссиях мы часто сталкиваемся с устойчивым представлением об Эдиповом комплексе как о констелляции, которая относится к опыту маленьких детей. Однако концепция Эдипова комплекса может быть увидена гораздо шире: как совокупность проблем, возникающих в раннем детстве и повторяющихся на протяжении всего развития.
Марша Леви-Уоррен предлагает думать об Эдиповом комплексе как о комбинации, которая сначала формируется в раннем детстве, но затем продолжает развиваться и трансформироваться в течение всего жизненного цикла. Это трансформация отражает то, как мы изменяем представление о себе и объектах с течением времени. Наиболее важными являются способы, которые отражают наше основное представление о себе как о гендерных и сексуальных существах, так и о людях в близких отношениях.
Эдипов комплекс, как правило, считается сочетанием внутренних отношений и фантазий, которые формируются в возрасте от 2 до 6 лет. Марша Х. Леви-Уоррен считает, что необходимо рассматривать Эдипов комплекс как структуру, которая сначала формируется в раннем детстве, а затем продолжает развиваться и трансформироваться на протяжении всего жизненного цикла. Эта трансформирующая конструкция отражает способы, которыми мы меняем наше » Я » и представления об объектах с течением времени. Огромное значение имеют представления, отражающие наше основное ощущение себя как половых и сексуальных существ и как людей в интимных отношениях.
На ранней эдиповой фазе усиливается напряженность в отношениях между детьми и их родителями. Дети в этом возрасте склонны думать в черно-белых тонах, их когнитивная организация не допускает особой двусмысленности: велико их желание однозначно любить своих родителей. Конфликтная смесь негативных и любовных чувств, которые сопровождают Эдипов комплекс, ставит детей перед острой необходимостью объяснять, подавлять и приводить в порядок спутанные аффективные состояния. Чтобы уменьшить напряженность, дети развивают теории о том, почему их родители имеют особенные отношения. Эти сознательные теории успокаивают детей, что позволяет им меньше заботиться о жизни своих родителей и больше сосредоточиться на своей собственной деятельности по мере развития. Детские решения проблем ранней эдиповой эпохи, независимо от исторического времени и места, основаны на существовании отдельных миров для детей и взрослых.
Дети решают, что есть деятельность, которая принадлежит взрослому миру, и существуют знания, которые временно недостижимы. Они становятся менее озабоченными своими родителями, устанавливая, что существует форма отношений, которая является исключительно взрослой. В сущности, поскольку это взрослые отношения, отношения между двумя большими людьми, им не нужно беспокоиться об этом, потому что они все еще маленькие. Теории этого времени уходят в дальние уголки сознания детей, и начинается латентность.
Центральное значение Эдипова комплекса раннего детства заключается, в том, что это первый из многих случаев в жизни человека, когда наблюдается когнитивный и эмоциональный рост, который фундаментально меняет восприятие как социокультурного мира, так и внутреннего мира. Происходит революция в сознании, и эта революция оказывает эффект озарения.
Фундаментальные изменения в сознании, межличностном опыте и идентификации, которые являются основой Эдипова комплекса, происходят впервые в раннем детстве. Затем они развиваются и трансформируются в подростковом возрасте и повторяются в течение всей взрослой жизни.
Важнейшие вопросы эдиповой фазы-вопросы исключительности, ревности, страстных связей, агрессии и так далее — нарастают и ослабевают на протяжении всего развития. Каждый раз, когда эти вопросы всплывают в сознании, происходит реинтеграция предыдущего опыта с опытом настоящего; в каждый период возрождения дети, затем подростки, затем взрослые переформулируют свои представления об отношениях, сексе и поло-ролевой идентичности. Для этого преобразования они используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы для понимания своей внутренней и внешней жизни.
На протяжении всего жизненного пути эти изменения ускоряются физическим созреванием, развитием и обстоятельствами жизни. Но, пожалуй, именно в подростковом возрасте актуализация Эдипова комплекса наиболее турбулентна и драматична. Это связано с тем, что впервые подросший ребенок начинает чувствовать силу гормональной активности, чувствует, как тело растет и изменяется. В это время необходим постоянный пересмотр представлений о себе, то есть ментальных образов своего тела. По мере того, как подростки растут интеллектуально и эмоционально, они все больше способны представить себя частью интимной пары, и это трансформирует их самоощущение.
Когда дети по мере достижения половой зрелости переживают всплески роста и другие телесные изменения, они должны начать реорганизовывать свои представления о себе, чтобы осознать свое нынешнее положение, внешний вид, внутренние чувства и ощущения. Они начинают видеть себя уже не маленькими, но достаточно большими, то есть вполне сравнимыми по размеру с родителями.
В романе Ямайки Кинкейд (1983) «Энни Джон» прекрасно описан способ, которым этот процесс может начаться на ранних стадиях подросткового возраста:
«Летом того года, когда мне исполнилось двенадцать, я заметила, что стала выше; большая часть моей одежды больше не подходила. Когда я могла надеть платье через голову, талия доходила мне чуть ниже груди. Мои ноги стали более тонкими, волосы на голове еще более непослушными, чем обычно, маленькие пучки волос появились под мышками, и когда я вспотела, запах был странным, как будто я превратилась в странное животное. Однажды мы с мамой пошли за материалом для новых платьев, чтобы отпраздновать ее день рождения . когда я наткнулась на отрез ткани. Я сразу же сказала, как мне он мне нравится и как хорошо она будет смотреться на нас обоих, но мама ответила: “О, нет. Ты слишком взрослая для этого. Ты просто не можешь всю оставшуюся жизнь выглядеть маленькой!» Сказать, что я чувствовала, как земля уходит у меня из-под ног, было бы слишком мало. Дело было не только в том, что она сказала. Дело было в том, как она это сказала! Никакого сопровождающего смеха. Она не наклонилась и не поцеловала мой влажный лобик. Моя мать сообщила мне, что я нахожусь на грани превращения в юную леди, так что есть немало вещей, которые мне придется делать по-другому.»
Как красноречиво в этом отрывке, описан опыт ощущений, когда тело становится больше и принадлежность к полу более определенной. Этот опыт полон боли потери и страха изменения. Главная героиня особенно сосредоточена на потере способности ее родителя к близкому телесному контакту. Все подростки, достигшие половой зрелости, должны смириться с тем фактом, что они оставляют позади свое детское “маленькое Я” с телом, пол которого, не очень определен и приятный опыт нежного физического контакта с родителями.
Таким образом, в это время эдиповы объяснения, которые основывались на идее, что существуют отдельные миры взрослых и детей, становятся неудовлетворяющими. Эти бывшие дети развивают более взрослые тела и воспринимают себя более взрослыми по духу и поведению. Их половая идентификация становится более сфокусированной на” взрослых » представлениях о гендерных ожиданиях. Это приводит подростков к пониманию, что их родители просто обычные. Такие открытия наполнены смешанными чувствами, что отражено в словах 14-летнего пациента-подростка раннего подросткового возраста:
. Вы знаете, я раньше думал, что мой отец был самым большим, самым сильным, самым умным человеком. И, конечно, я не мог думать иначе. Каждый раз, когда я задавал вопрос, у него был ответ. Я помню, каждый раз, когда самолет летел в небе над нами, и я спрашивал его, куда он летит . он мне говорил!? Я имею в виду: как он знал? Теперь я чувствую, что он ошибается, по крайней мере, в половине из своих ответов. И он становится таким старым. Я сильнее его, и больше тоже. Это странно. Иногда, кажется, что он сжался или что-то в этом роде. Я не знаю. Это как будто. у меня даже и нет отца или что-то в этом роде…
В этой виньетке присутствуют элементы конкуренции, величия и малости, разочарования, эдипального желания « смерти » и чувства потери, которое должно быть частью нашего понимания сложной структуры Эдипа, которое повторяется на протяжении всей жизни. Для подростковой версии мы должны обратить особое внимание на реальность изменения в росте. Для мальчиков, например, приток дополнительной силы и размера затрудняет поддержание прежнего идеализированного образа отца это делает возможность «победы» над их отцами более реальной. Расширение базы знаний дает ощущение, что подростки могут узнать больше, чем их родители в различных сферах.
Символично, что переход в юность — это «смерть» детства и, конечно, смерть ранних представлений о жизни. Есть необходимость совершения символического отцеубийства для решения проблем Эдипова комплекса: фактическое уничтожение родительского авторитета и участия в жизни ребенка. Чтобы дети могли функционировать автономно: завязывать собственную обувь, кормить себя, купаться и т. д., требуется уничтожить чувство, что родителям необходимо выполнять такие родительские роли. То, что дети пережили пассивно через взаимодействие с родителями, теперь они должны активно и независимо выполнять. Для молодых людей теперь рассматривать привилегии и удовольствия детства как вечные больше не представляется возможным, равно как и родителей в их прежних переоцененных и всепроникающих ролях. Родители больше не занимают той же роли в жизни своих детей; они тоже должны справляться с этой потерей.
То, как подростки развиваются в своих мыслях о том, кто их родители, а также их растущий интерес и понимание того, кем они являются, вносят существенные изменения в их интернализованные объектные отношения. Подростковый возраст явно оказывает мощное влияние на идентификацию и фантазии, которые формируют Эдипальную ситуацию, особенно в отношении эротики.
Но всю эту Эдипову драму подростковости можно пережить с достаточно хорошим опытом отношений со своими объектами: когда Эго не утратит способности справляться с натиском импульсов Ид и нападками Супер-Эго. В аналитический кабинет попадают подростки, у которых такой опыт был нарушен или недостаточен, и тогда они вынуждены прибегать к таким защитным механизмам, которые не дают им пройти очередной Эдип успешно и осуществить это внутреннюю трансформацию.
(Статья из журнала » Studies in Gender and Sexuality» (2008))
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Источник