Как избавиться от эготизм

Как избавиться от эготизм

Реферат Ирины Шляйферт. Техники работы с механизмами прерывания контакта( дефлексия, профлексия, девалидизация)

Техники работы с дефлексие й , профлексией и девалидизаци ей .

Как известно, понятие контакта является одним из ключевых в гештальт -терапии. Контак т- форма взаимодействия, взаимофункционирования организма с окружающей средой, процесс соприкосновения с другим , отличным от меня . Контакт предполагает полное проживание актуальной ситуации «здесь и сейчас» при осозна вании взаимодействия и различий себя и окружающей среды. Контакт является творческим приспособлением к окружающей среде и ее изменениям , проблемы начинаются тогда, когда в контакте перестают удовлетворяться потребности организма ,в результате стереотипного поведения (вчера полезная привычка, завтра сопротивление, послезавтра болезнь). При этом если терапевт находится в контакте с клиентом, опирается на принципы теории поля и феноменологи ческие методы он может обходиться вообще без специальных техник, так как основным инструментом гештальт -терапии является активное слушание, во время которого терапевт предоставляет клиенту возможность полностью развернуть переживание.

Однако существуют и техники, помогающие клиенту осознать где и как его творческое приспосо бление перестало быть таковым, человек перестал осознавать и удовлетвор ять важные для него потребности, используя механизмы прерывания контакта .

Механизмы прерывания контакта как механизмы психологической защит ы- это реакция на взаи моотношения с окружающей средой . Проблемы возникают, когда эти механизмы становятся невротическими и возникает фиксация, теряется осознование .

К. Наранхо в своей книге « Отношение и пра ктика атеоретического эмпиризма « разделил техники гештальт -терапии на три основные группы :

— С упрессивные (сдерживающие) техники — их задача фрустрация избегания чувственного опыта и содействие в уходе от интеллектуализации к проживанию чувственного опыта . К ним относятся

*отказ от повествовательности высказываний (« эбаутизма »)

* конкретизация высказывани й( кому говоришь, о чем говоришь, от первого лица, в настоящем времени)

*отказ от интерпретации поведения

*фокусирование на настоящем моменте и на переживаемых ощущениях в теле

*перевод вопросов в утверждения.

-Э кспрессивные (раскрывающие) техники-направлены на развитие осознанности за счет повышения способности к интенсивному вниманию или осознанному преувеличенному выражению :

* инициализация действий – простое побуждение, побудь, стань ( Йонтеф Г.)

*в ыявление и передача эмоционального содержания («сделай это с моей рукой»)

*п реувеличение и развитие действий (амплификация) : « у силивайте постукивание рукой. Что Вы чувствуете?»

*в ербализация невербальной экспрессии: мычалки и бормоталки

*м онолог ощущения – станьте своим страхом или скажите что-то от своей тоски

*п еревод фигуры из одной модальности в другу ю- визуализация ощущения, пантомимическое выражение зрительного образа т.п. « Покажите , как в ы это себе п редставляете или на что похоже в аше ощущение».

*и дентификация и исполнение роли: «стань соей мамой и скажи от её имени!»

-Т ехники интеграци и- способствуют присвоению, отчужденных вследствие интрапсихиче ского конфликта частей личности:

*ассимиляция проекций – смена оно ( он, она) на я

*отождествление с симптомом

*выявление и присвоение интроектов

*опровержение интроектов , моделирование когнитивного и эмоционального опровержения

При этом каждая техника нацелена на определенный механизм прерывания контакта . Существуют следующие механизмы- конфлюенция 1 -го и 2 -го род а( слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия , профлексия , эготизм, девалидизация (обесценивание). В этой работе я рассмотрю три механизма ( дефлексию , профлексию и девалидизацию ) и техники работы с ними.

Дефлексия -уклонение от прямого контакта и перенесение переживаний в умственную зону (мысли, фантазии и т.д.). Человек совершает действия, связанные с удовлетворением потребности, но либо в отношении более безопасного объекта , либо обходными путями. Это часто результат отсутствия безопасного контакта в прошлом. « Терапевт может обнаружить в ходе сессии, что тема беседы все время меняется и что он не понимает и не помнит, как они с клиентом оказались в другой теме.» ( Булюбаш , стр . 165). Д ефлексия приводит к тому, что переход к фазе момбилизации становится невозможным и неполны м( Булюбаш И. Д.,2011).

Читайте также:  Запах старого мяса как избавиться

Часто дефлексивные клиенты не отвечают на заданный вопрос, а в контрпереносе у терапевта возникает переживание «транса», тумана или раздражения.

Платой за дефлексию является скука, вялость, отсутствие энергии потому, что удовлетворяется не та потребность. И в конечном итоге дефлексия приводит к потерям.

Однако существует и здоровое применение дефлексии -это способ снятия напряжения контакта, например , при дипломатических переговорах или просто острых конфликтных ситуациях.

При работе с дефлексией используются техники:

1. С упрессивные :

— О тказ от повествовательности, повествовательность н е дает возможности произойти истинному контакту, получить новый опыт и принять личную ответственность. С повествовательностью конфронтируют путем задавания вопросов: «что мешает вам сказать об этом прямо?», «чего избегаешь сейчас ?» , « как избегаешь?».

— Ко нкретизация высказывани й — а бстрактные высказывания позволяют снизить остроту переживаний и создают иллюзию безопасности, но зачастую это приводит к непониманию и разочарованию. По этому в гештальте часто просят о конкретной ситуации, адресовать слова конкретному человеку.

— Перевод вопросов в утверждение – вместо вопросов «не кажется ли вам, что?», в высказывание «я считаю что». Иногда применяют прямые предписания: вместо расспросо в- скажи прямо.

2. Отслеживание т раектории фигуры (с чего клиент начал, к чему перешел и как это связано между собо й( челночная техника))

3. Отслеживание точек перехода от темы к теме, фокусировка на них ( проясняем чего клиент избегал при пере ходе)

4. Конфронтац ия со сменой тем и вышучиванием.

Важные вопросы при работе с дефлексией : чего избегаешь ? , как избегаешь ? , что чувствуешь перед тем ,к ак сменить тему ?

Я делаю другому, то что хочу получить от него сам. Механизм характерен для депрессивных и со зависимых личностей, а также для людей помогающих профессий ( человек привык испытывать нужду и идет помогать другим). Яркий пример профлексии поговорка «относись к другим так , как хочешь, чтобы они относились к тебе. Часто профлексия проявляется в близких и терапевтических отношениях, когда хочется внимания и заботы человек не просит об этом прямо, а начинает сам проявляться таким образом по отношению к партнеру или терапевту, бессознательно надеясь, что он ответит тем же.

В детско — родительских отношениях тоже очень много проявлений профлексии , начиная с желания накормить или теплее одеть маленького ребенка и заканчивая обидами мам взрослых детей, старающихся получить внимание в ответ на зачастую неуместную заботу.

Поскольку профлексия является комбинированной формой проекции и ретрофлексии, то и формы работы с ней будут такими же как и с вышеупомянутыми прерываниями контакта.

1. О тказ от интерпретации, путем замены « ты-высказывания » на «я-высказывание», которые способствуют принятию точке зрения другого и переоценки собственного поведения.

Источник

Эготизм. Механизм прерывания контакта

Полный контакт требует растворения границ, слияния с объектом потребности (с другим человеком), спонтанности и «отпускания» контроля. Именно этого не происходит при эготизме. Здесь возможен целый ряд причин: страх слияния и поглощения, потери себя (если есть опыт травмирующих слитых отношений), страх «потерять лицо», высокий контроль, постоянная оценка себя со стороны, страх нового опыта и т. д.

Читайте также:  Средство для уничтожения тараканов global

Здоровый эготизм — это нормальная рефлексия, самая адекватная форма самоанализа. Как способ прерывания контакта, эготизм — это поглощѐнность клиента собственными мыслями, чувствами, манерами и тем, как он выглядит в глазах других. Человек поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Такая зацикленность может носить как позитивный характер, когда человек собой восхищается, так и негативный (т.н. «внутренний критик»). В любом случае эготизм — это способ избежать контакта с действительностью.

В момент желанного события человек сдерживает себя, не отдается полностью этому событию, превращаясь в «человека в футляре» и теряя при этом часть своего удовольствия, рождая неполноту и незавершенность. Эготизм -частая защита у нарциссических клиентов.

Эготизм считается зрелой защитой. Зачастую он развивается как результат психотерапии: человек успешно научился распознавать собственные потребности, сепарировался, стал отстаивать границы, выражать чувства, рисковать действовать, не сдерживая себя, и постоянно отслеживать свое состояние.

В результате вновь приобретенная автономия настолько ему ценна, а непрерывная рефлексия стала настолько привычной, что он не рискует даже на время ослабить границы и контроль, оценивая каждый свой шаг и оберегая собственную целостность. Это не дает ему отдаться новому опыту. Он как будто все время наблюдает за собой со стороны, оценивая и выверяя поступки и решения. Или в пиковый момент занимается самолюбованием. Освобождение от невроза часто проходит через нарциссическую стадию (но не обязательно).

Проявление эготизма в семье.

Типичный эготик — это чеховский человек в футляре: человек, сознательно отгораживающийся от других и не только не стремящийся к близости, но и старающийся ее избежать. И, действительно, эготирующий родитель отгораживается от своего ребенка.

Известный петербургский психотерапевт А. И. Захаров, описывая такой тип родителя, использовал метафорору Снежная Королева.

Снежная Королева — холодная, нечувствительная, неживая. Такая мать стремится к идеалу. И хочет видеть идеального ребенка: воспитанного, всегда чистого и аккуратного, спокойного, нешумного, вежливого. У нее нередко завышенные требования к ребенку. Мать — Снежная Королева нередко отгораживается от процесса воспитания, приглашая няню или слишком рано отдавая ребенка в ясли и детский сад.

Сказать, что эготирующий родитель совсем не интересуется ребенком, будет неправдой. Он интересуется. И даже общается. Но несколько выборочно. Эготирующий родитель предпочитает структурированное и опосредованное общение. Так называемую культурную программу. Поход в музей, кино, театр, зоопарк, планетарий — такие развлечения любит родитель-эготик. Он готов читать ребенку, играть в настольные игры, заниматься с ним, обучая математике или чтению.

Опосредованность общения проявляется в том, что между родителем и ребенком стоит что-то, что создает предпосылку общения. Это может быть мероприятие (спектакль), экспонат в музее, книга и развивающее пособие. Не нужно быть спонтанным, не нужно ничего придумывать. Можно посмотреть спектакль и обсудить его. Можно ходить по музею и обсуждать экспозицию.

А вот спонтанные игры, ролевые игры или беседы по душам чужды эготику. В таких играх родителю слишком много нужно вкладывать самого себя, много проявлять инициативы. Это сложно эготирующему родителю, ведь в такого рода играх между родителем и ребенком уже нет объекта, который является поводом для общения и задает тему. Родитель-эготик неосознанно старается избежать такой формы общения с ребенком. (Юлия Гусева).

Читайте также:  Как выглядит гнездо таракана прусака

Пример проявления эготизма.

Эготизм легко проиллюстрировать на примере с пищей или сексом. Давайте вспомним наш пример про то, как вы отправились в кафе и в предвкушении и с усилившимся голодом ожидаете заказа. Если вы человек, свободный от эготизма, то с аппетитом наброситесь на заказанный вами стейк, с удовольствием поглощая его, урча от наслаждения и полностью отдаваясь процессу долгожданного воссоединения с объектом потребности. Вы в этот момент не заняты самонаблюдением: «Вот я, я ем мясо, сосед слева смотрит на меня, надо ему улыбнуться…» Ваше «Я» на время растворилось, «и пусть весь мир подождет», как говорится в одной известной рекламе. Но если вы склонны к эготизму, то вам будет важно, как вы выглядите со стороны и не потеряете ли лицо, если жадно наброситесь на еду. Поэтому, несмотря на сильный голод, вы контролируете себя, аккуратно отрезая мясо небольшими кусочками и неторопливо, красиво пережевывая. Вы вроде бы удовлетворяете свою потребность в еде, но не получаете от этого максимального удовольствия. Ригидная потребность не потерять лицо и сохранить свое «Я», не дав ему раствориться в процессе, в этот момент оказывается важнее, чем любая другая актуальная потребность.

С сексом все тоже очень наглядно: человек без труда чувствует сексуальное возбуждение, он легко соблазняет другого на секс, хорош в технике, его возбуждение в процессе нарастает, но в пиковый момент он придерживает себя от того, чтобы отдаться процессу целиком, и оценивает, как он выглядит со стороны.

У женщин эготизм проявляется аноргазмией (не путать с фригидностью, где возбуждение вообще не возникает, – там речь идет скорее о механизмах конфлюэнции или интроекции), у мужчин – эякуляцией без яркого оргазма.

Эготизм – это основной невротический механизм в нарциссическом поле. Человек с нарциссической структурой опыта легко заводит отношения, очаровывает окружающих, увлекает их, он обаятелен и обходителен, но чем дальше отношения продвигаются к близости, тем большим холодом и недоступностью веет от него. Про нарциссов говорят: «Теплые руки – холодное сердце», имея в виду, что в отношениях с ними хорошо и тепло и нет никаких проблем и прерываний до тех пор, пока дистанция не сокращается слишком сильно. Если на горизонте замаячила близость, пиши пропало. Человеку нарциссического склада невозможно подпустить кого-то близко, растворить свои границы и отдаться слиянию хоть ненадолго. Самое избегаемое нарциссом переживание – это переживание «Мы».

Гештальт терапия в работе с эготизмом

(из книги Гештальт терапия: шаг за шагом)

Задача терапевта — вытащить клиента из бездны самоанализа и помочь вступить в контакт с терапевтом и средой.

Отмечайте, как клиент прерывает контакт и уходит во внутренний диалог. Укажите клиенту на это и попросите вернуться к вам, быть с вами здесь и сейчас — со своим волнением о том, как он выглядит, какое впечатление на вас производит, со своей потребностью всегда быть идеальным. Используйте упражнения на заземление, концентрируясь на телесных ощущениях клиента и взаимодействии клиента со средой: «Не думайте, погрузитесь в свои чувства».

Символический смысл эготизма: Недовкладывание себя. Контроль контакта.

Символический образ эготизма: кран с водой.

Вербальные индикаторы эготизма: Придание словам бОльшей значимости, чем ситуация.

Невербальные индикаторы эготизма: Нет спонтанности, контролируемые движения.

Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Управляемое и дозируемое возбуждение.

Действия терапевта: Обеспечение безопасности. Открытые позы, зрительный контакт. Создание условий для спонтанности.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей