Эхолалия как признак имеющегося нарушения
Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.
В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития). С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.
В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.
Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):
Эхолалия бывает:
Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.
Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.
Механизмы эхолалии:
- Нарушение/замедление обработки слуховой, слухоречевой информации (чаще при немедленных эхолалиях);
- Нарушение когнитивных механизмов речи (соотнесение слова с предметом/действием, которое оно обозначает, и грамматические связки);
- Несформированность образа «Я» как субъекта речи (часто у детей с эхолалией можно наблюдать проблемы с использованием местоимений) и соответствующие проблемы коммуникации;
- Нарушение/несформированность функции планирования речевого высказывания (артикуляция остается сохранной, а что и в какой последовательности говорить – с этим проблема);
- Нарушение/несформированность мышления;
- Нарушение «центрального связывания» — способности проанализировать и связать детали в общую картину (это можно и к мышлению отнести).
Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно отметить «проблемы» с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.
Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.
Функции эхолалии:
- Способ коммуникации, выражение потребности принять участие в разговоре, выразить эмоции, согласиться с чем-то;
- Самостимуляция – способ справиться со стрессом или получить удовольствие от повторения фраз, которые связаны с приятными впечатлениями;
- Самоорганизация психики (подвести итоги, связка событий прошлого и настоящего).
Коррекция при эхолалии
- Коррекция, конечно, должна строиться индивидуально в зависимости от механизма нарушения.
- При замедлении обработки слуховой информации показан Томатис (это нарушение часто можно увидеть по результатам обследования с помощью вызванных потенциалов);
- Можно использовать для помощи ребенку визуальные и кинестетические опоры-подсказки (картинки, предметы);
- При нарушении мышления, соотнесения слова и предмета, планирования высказывания полезны игры с чек-листами, решение «проблемных» ситуаций (которые провоцируют выход из зоны комфорта и активизацию инициативы, но посильных для ребенка), визуально-ритмические задания, а также специальные пособия на развитие мышления (например, пособие Стребелевой).
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
1 Комментарий
Ребенок может пережить опыт, который слишком трудно выразить словами, особенно если он касается чувств и настроений. Дети с эхолалией могут попытаться поделиться своими переживаниями с помощью готовых сценариев. Для этого они могут повторять части других разговоров (например, сказать «теперь бери кисточку», чтобы сообщить, что сегодня у них было рисование) или цитировать строчки из телепередачи или фильма, которые передают похожую эмоцию (например, «Где ты, Немо?», если ребенку страшно).
Источник
Как научить ребенка с эхолалией общаться:
1) Разговаривая с ребенком, постарайтесь оставаться спокойным и терпеливым. Если вы примете тот факт, что эхолалия помогает ребенку общаться, а не является способом раздражать людей, возможно, это позволит вам понять точку зрения ребенка.
2) Научите ребенка сценарию «Я не знаю». Ребенка с аутизмом необходимо научить фразе «Я не знаю», чтобы он мог ответить на вопрос, на который не знает ответа. Существуют свидетельства, предполагающие, что если научить ребенка отвечать «Я не знаю» на вопрос, на который он не знает ответа, он также научится использовать эту фразу должным образом.
-Попробуйте задать ребенку несколько вопросов, на которые, как вам известно, он не знает ответа. Например, спросите его: «Где твои друзья?», после чего сразу скажите: «Я не знаю». Вы можете записать вопросы заранее и каждый раз повторять с ребенком этот сценарий.
Научить ребенка сценарию «Я не знаю» можно и другим способом. Для этого понадобится два человека. Один будет задавать вопросы, а другой – отвечать на неизвестные вопросы фразой «Я не знаю».
3) Подскажите ребенку правильный ответ. Дети используют эхолалию, когда не знают, как ответить, или не могут подобрать нужные слова. При наличии сценария они будут знать, что сказать.
Будьте терпеливы. Бывают случаи, когда раздражает слышать, как повторяют концовку твоих же предложений и вопросов. Не забывайте, что благодаря этому ребенок пытается общаться. Он просто не обладает теми же навыками общения, что и вы. Полезно дать ребенку больше времени для ответа, это поможет ему расслабиться и лучше использовать свои навыки общения.
Например, спросите: «Как тебя зовут?» и дайте правильный ответ (имя ребенка). Повторяйте так до тех пор, пока ребенок не научится правильному сценарию. Повторите так со всеми вопросами с одним и тем же ответом.
Такой подход сработает лишь с вопросами, на которые ответ будет неизменным.
4) Обучите ребенка множеству других сценариев. Так ребенок сможет успешно ответить на самые простые вопросы.
5) Научите ребенка сценариям, которые будут направлены на потребности. Если ребенок с РАС не может сказать о своих нуждах, это может сильно его расстроить и огорчить, спровоцировав нежелательное поведение.
Выученные правильные ответы с помощью эхолалии помогут ребенку сказать, что он хочет, позволив вам быстро решить проблему до того, как он начнет кричать и плакать. К примерам сценариев относятся: «я хочу побыть в тишине», «я хочу есть», «слишком громко», «прошу, хватит».
Как смоделировать правильный ответ:
1.Используйте именно те слова, которые вы хотите услышать от ребенка. Пример: вы точно знаете, что ребенку не нравится играть с определенной игрушкой, но чтобы научить его выражать это словами, вы можете предложить ему игрушку и сказать «спасибо, но нет» или «не хочу».
-Когда ребенок использует нужную фразу, позаботьтесь о результате. Например, если ребенок скажет: «Пожалуйста, я хочу еще» – дайте ему еще.
Если вы повторите фразу несколько раз, а ребенок никак не отреагирует, выполните нужное действие. Ребенок начнет ассоциировать фразу с этим действием. Попозже попробуйте еще. Со временем ребенок начнет использовать эту фразу.
2.Оставьте пробел в предложении и укажите на ответ. Если вы собираетесь дать ребенку перекусить или ему пора выпить молоко, скажите: «Я хочу выпить____ (укажите на молоко и скажите «молоко»)». Или скажите: «Я хочу ____ (укажите на еду и скажите «есть»)». Со временем ребенок начнет заполнять пробелы самостоятельно
3.Вместо вопросительных предложений вам необходимо использовать утвердительные. Старайтесь избегать вопросов, вроде «Ты хочешь это?» или «Тебе нужна помощь?», так как ребенок лишь повторит этот вопрос. Вместо этого скажите то, что сказал бы ребенок.
4.Старайтесь не заканчивать фразу именем ребенка., так-как ребенок будет повторять всю фразу. Лучше говорить просто «привет», «спокойной ночи» и т.д.
5.Сделайте так, чтобы ваше обучение проходило весело и непринужденно. Обучение не должно отягощать и не должно предполагать войну интересов. Если кто-то из вас начал сильно нервничать, остановитесь и попробуйте позже.
Таким образом, чтобы речь ребенка была правильной и понятной для окружающих, родителям необходимо соблюдать все рекомендации. Также, необходимо проводить ежедневные занятия в спокойной, благоприятной обстановке. Только так, вы добьетесь хороших результатов!
Источник
Вопрос-ответ. Что делать, если у ребенка эхолалия?
Как использовать повторение слов и фраз ребенком для развития коммуникации
Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из других источников (например, из видео, песни или предыдущего разговора) повторяются как эхо. Иногда эхолалию ошибочно называют «бесцельным повторением», однако в действительности у нее всегда есть цель, и нужно лишь понять, в чем она заключается.
Эхолалия, как и перестановка местоимений, является нормальной стадией развития речи. В тот или иной момент жизни она проявляется у большинства детей, просто обычно она продолжается недолго и относится только к очень раннему возрасту. Аутичные дети могут обладать отличной памятью и способностью к механическому запоминанию, и, возможно, именно поэтому их эхолалия может стать такой сложной.
В этой статье я говорю только об эхолалии аутичных детей, но, конечно, такое поведение встречается не только у детей и не только при аутизме.
Существует два вида эхолалии — немедленная (повторение только что услышанного) и отсроченная (повторение того, что было услышано какое-то время назад). Функции каждого вида эхолалии могут быть различны, и они часто пересекаются. Давайте рассмотрим, какие это могут быть функции.
Функции эхолалии
Заполнить паузу
Иногда дети начинают понимать, что разговор имеет определенный ритм и состоит из обмена фразами. Им хочется участвовать в беседе, но они пока еще не понимают, как это делается. Они чувствуют, что сейчас их очередь что-то сказать, хотя они и не могут понять, что нужно говорить. В такой ситуации они могут просто заполнять паузы словами, которые кажутся им подходящими.
Выразить согласие
Некоторые дети учатся говорить «нет», но не «да». Возможно, они просто реже слышат «да» (часто ли им кричат: «Да, продолжай это делать!») Так что дети, которые пока не умеют выражать согласие, могут повторить «Ты хочешь пить?» в качестве замены слова «да».
Назвать окружающие предметы или явления
В ходе обычного развития речи дети сначала просто повторяют слова, связанные с определенными предметами (например, «настольная игра»). Постепенно они учатся распознавать в речи отдельные слова или строительные кирпичики языка, которые можно комбинировать разными способами, создавая новые смыслы (например, положить ту же игру на стул и назвать «настульной»). Эхолалия может быть просто продолжением ранней стадии называния предметов, когда дети приобретают способность повторять очень сложные и длинные комбинации звуков, но они все еще не умеют вычленять составные части языка и их смысл (например, ребенок говорит «садись за стол» вместо «обед», потому что так ему говорят перед обедом).
Успокоиться
Аутичным детям нравится однообразие, оно помогает им почувствовать себя защищенными в мире, который в большинстве случаев кажется непонятным и запутанным. Предсказуемое повторение хорошо знакомых слов может помочь, когда ребенок напуган или беспокоится о чем-то, тем самым, он как бы устанавливает порядок посреди хаоса и успокаивает себя.
Получить нужную стимуляцию
Эхолалия может быть видом «стимминга» (сокращение от термина «самостимулирующее поведение», вы также можете назвать это стереотипией, хотя ума не приложу, зачем бы вам это делать). К стиммингу относятся любые действия, которые дети делают снова и снова, чтобы успокоить или стимулировать свою нервную систему. То же самое можно сказать и об эхолалии. Многократные повторения одних и тех же слов могут просто вызывать приятные ощущения.
Потренироваться
Когда вы учитесь чему-то новому, то практика может доставлять настоящее удовольствие. Повторение нового навыка равнозначно заявлению: «Смотри, что я могу!» Хотя в данном случае перевод скорее похож на: «Круто, мои губы могут издавать все эти звуки, почему бы не повторить то же самое раз сто, пока не станет идеально!»
Повеселиться
Давайте признаем, что некоторые слова действительно смешно звучат. Обычно детям нравится звук собственного голоса, и их может завораживать язык. Вы видели выражение лица младенца, когда он понимает, какие звуки может издавать?
Понять чужую речь
Поскольку вы взрослый человек, у вас была масса возможностей потренироваться в родном языке, так что ваш мозг тут же понимает сказанное другими людьми. Однако если вы будете слушать иностранный язык, все будет по-другому. Внезапно вы слышите какофонию странных звуков, и вы вроде понимаете, что это язык, но звуки сливаются вместе, и вам трудно вычленить отдельные слова и определить их значение. Именно так чувствует себя ребенок, который только-только начинает понимать устную речь. Он нуждается в дополнительном времени, чтобы разобраться, что же такое было сказано, и для этого он может повторять чужую речь, пытаясь расшифровать ее значение (или удостовериться, что он правильно услышал). Кто-то повторяет чужие слова про себя, а кто-то повторяет их вслух, и стремление понять также может стать причиной эхолалии.
Вспомнить прошлое и дать определение настоящему
Иногда ситуация может действовать как подсказка для сценария в памяти. Может быть, каждый раз, когда вы были в супермаркете, там играли одну и ту же рекламную песню, и ваш сын начинает повторять ее, когда видит тележку для покупок. Мой любимый пример — это когда мы застряли на карусели в Диснейленде прямо напротив рождественской елки, а в мегафон снова и снова повторяли правила безопасности. И теперь, когда мой сын Макс получает рождественский подарок, он каждый раз говорит «Пожалуйста, оставайтесь на своих местах» по-испански.
Поделиться чувствами
Ребенок может пережить опыт, который слишком трудно выразить словами, особенно если он касается чувств и настроений. Дети с эхолалией могут попытаться поделиться своими переживаниями с помощью готовых сценариев. Для этого они могут повторять части других разговоров (например, сказать «теперь бери кисточку», чтобы сообщить, что сегодня у них было рисование) или цитировать строчки из телепередачи или фильма, которые передают похожую эмоцию (например, «Где ты, Немо?», если ребенку страшно).
Защитить себя
Эхолалия может стать способом уменьшить страх перед выражением собственных мыслей и чувств. Аутичным детям обычно трудно интерпретировать реакции окружающих, их часто неправильно понимают, а выражение своих мыслей заставляет их переживать и чувствовать себя беззащитными. В таких ситуациях ребенку может казаться, что безопаснее просто повторять чужие слова.
Что делать с эхолалией ребенка?
В первую очередь, нужно признать, что эхолалия не является бесцельным, бездумным и бессмысленным повторением чужих слов. Это форма общения. Теперь давайте посмотрим, как можно превратить эхолалию в отличный инструмент для взаимодействия с ребенком.
Эхолалия — это интересное явление, которое часто неверно понимают. Очень часто даже специалисты считают, что нужно как-то исправить, контролировать и искоренить такое поведение. Однако такая позиция не только противоречит интересам вашего ребенка, она упускает прекрасную возможность для общения.
Не останавливайте
Способность повторять речь и звуки — это важный способ самовыражения для детей, у которых возникают трудности с устной речью. Если лишить ребенка такой возможности, то он не сможет выражать эмоции, успокаивать себя, поддерживать разговор, тренироваться в произношении или уменьшать тревожность с помощью вербальной коммуникации.
Не игнорируйте
Проще всего не обращать внимания на слова, которые не имеют для вас смысла (или сбегать от миллионного повторения одной и той же фразы), но из-за этого вы можете упустить возможность признать и поощрить попытки коммуникации со стороны вашего ребенка. Даже если он просто развлекается, разве вы не хотите в этом участвовать?
Поймите
Важно понять, для чего ребенок повторяет определенный набор звуков, особенно если для вас это полная бессмыслица. Весь фокус в том, чтобы заглянуть за смысл самих слов — здесь важны тон и ритм сказанного. Вам будет проще понять, что стало источником эхо, и у вас будет больше контекста, с которым можно работать. Также обращайте внимание на остальное поведение — если ребенок перевозбужден, он может пользоваться эхолалией, чтобы успокоиться, если ему весело, и он сосредоточен на вас, то это может быть способом поддержать общение.
Присоединяйтесь
Эхолалия может стать отличным способом навести мосты между вами и ребенком. Если вы знаете любимые речевые сценарии ребенка, то вы можете присоединиться и говорить фразы поочередно с ним, чтобы у вас получился «разговор». Начинайте без спешки, не прыгайте с места в карьер — в противном случае ребенок может решить, что вы его перебиваете и портите все веселье, но многие дети придут в восторг от того, что их наконец-то поняли и начали общаться на их условиях.
Формируйте новое
Вы можете осторожно менять слова в заученной фразе или сценарии, и это поможет вам расширять словарный запас ребенка и продемонстрировать, как можно сочетать или смешивать слова, чтобы использовать фразу в разных ситуациях. Так что если ваш сын любит повторять «Папа дома! Папа дома!», попробуйте варьировать фразу в зависимости от того, кто приходит к вам домой. «Бабушка дома! Бабушка дома!» Постепенно можно будет перейти к «Бабушка пришла!» или «Джейкоб на улице!»
Расширяйте
Обеспечьте эхолаличного ребенка всевозможными новыми ответами, которые он сможет добавить в свою копилку фраз. Когда даете ребенку пить, скажите «Я хочу пить». Если ребенок повторяет фразу «И Перси бежал всю дорогу до дома!» в состоянии возбуждения, вы можете говорить в соответствующей ситуации «Как весело!» Как только вы поймете причину для повторения той или иной фразы, вы сможете научить ребенка более функциональным словам, которые будут понятны всем.
Будьте осторожны с выбором
Немедленная эхолалия — враг в ситуации выбора. При перечислении вариантов эхолаличные дети часто повторяют последнее слово, создавая ошибочное впечатление, что именно это они и хотят. В результате, ребенок может сильно разозлиться, когда вы дадите ему что-то, чего он по-настоящему и не просил. Можно избежать таких случаев, если перечислить варианты снова в другом порядке. Если ребенок опять выберет последний вариант, то используйте изображения для выбора — предложите ему доску с изображениями того, что он может попросить.
Не запутайте друг друга
Эхолаличные дети могут быть прекрасными подражателями, часто они копируют все особенности речи и интонации настолько точно, что это можно принять за естественную речь. Если вы не уверены, что было источником эхо, то вы можете даже не понять, что это повтор услышанного. Вам может казаться, что вы ведете осмысленную беседу, а на самом деле вы повторяете диалог из сериала, пока ребенок не придет в ярость от того, что вы отклонились от сценария. Так что если ребенок внезапно начинает проявлять недовольство во время разговора, отмотайте ваш диалог назад и удостоверьтесь, что это не заученные фразы.
Выводы
Эхолалия может вызывать у вас досаду, путать и даже раздражать… но можно относиться к ней совсем по-другому. Мы родители детей, у которых есть серьезные трудности с общением, и все мы ждем не дождемся того дня, когда мы найдем общий язык с нашими детьми. Эхолалия указывает на то, что этот день может быть ближе, чем вам кажется.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник