Экзистенциальная тревога. Как избавиться?
«Если есть тревога, значит, человек живет.
Как и лихорадка, тревога свидетельствует о том,
что внутри человека идет борьба.»
Ролло Мэй, «Смысл тревоги»
Ирвин Ялом считает, что «..тревога порождается базовыми конфликтами. мы желаем продолжать быть и тем не менее осознаем неминуемую смерть; жаждем твердой почвы и структуры, а должны противостоять их отсутствию; каждый из нас желает контакта, защиты, хочет быть частью большего целого, а в жизни имеет дело с непреодолимой пропастью между собой и другими; мы — ищущие смысла существа, брошенные в бессмысленный мир». Эмми Ван Дорцен называет такие данности парадоксами бытия. Эти парадоксы не требуют от нас какой-то преданности к той или противоположной позиции. Они лишь задают динамику нашей жизни ставя наше бытие в череду нескончаемых выборов. Они пугают нас своей открытой правдой и неминуемой ответственностью за наши жизни. Они не дают нам никакого шанса остановиться и «почивать на лаврах». Они заставляют нас двигаться и тревожиться вновь и вновь…
А можно ли избежать тревоги?
Есть как минимум два способа избежать тревогу:
- Первый способ – это отказ от жизни. Выражение этого протеста может проявится в виде суицида или в постепенном отказе от бытия. Когда человек понимает, насколько много рисков связано с активным бытием и сколько от него потребуется усилий, он выбирает не напрягаться. Человек пытается уйти от ответственности за свою жизнь, делегировать жизненно важные выборы другим людям. Этот отказ от жизни может привести к наркотической, алкогольной и другим зависимостям. В конечном счете, человек, выбирающий не жить, заканчивает полной неудовлетворённостью, апатией и жизненным крахом.
- Второй способ избегания тревоги – это убедить самих себя в полном детерминизме и своей незначительности… Решить, что всем правит судьба. В этом случае получается, что мы не обладаем волей выбирать. Мы становимся игрушками и рабами в руках судьбы. Нет выбора и ответственности – нет тревоги. Сартр называет такой путь самообманом и маловерием. Этот путь очень популярен в последнее время, так как телевизор и интернет предлагает множество стратегий разделенных (общих) иллюзий и самообманов, поддерживая людей в этой игре. Общество дает готовые решения и модели для его членов, в которых можно не думать, как жить. На всё есть социально принятый готовый ответ, опираясь на который можно «не париться». Но социум всё-таки не может надежно защитить человека от всех невзгод. Рано или поздно случаются смерти, разводы, расставания, потери работы и состояний, проблемы со здоровьем – все это может разрушить наш защитный кокон и столкнуть с неминуемой правдой жизни. И тогда человек вдруг может внезапно почувствовать со всей неимоверной силой пустоту своего существования и незащищенность. Он может ощутить также свое экзистенциальное одиночество, взывающее к существованию. Толчок может быть такой силы, а способность его выдерживать столь ничтожна, что человек может легко скатиться в депрессию и к отрицанию жизни. Иногда, правда, общество может предоставить такому человеку новые способы защиты от тревоги, но и это до поры до времени. Человек всё равно рано или поздно сталкивается с зовом бытия и поиском своих смыслов либо возвращается к первой концепции жизни вне бытия.
Так можно ли избавиться от тревоги? По моему мнению, можно, но ненадолго, если выбирать стабильность вместо жизни. Рано или поздно, для того, чтобы всё поставить на свои места, обязательно придет кризис. Он затронет самое болезненное и напомнит, что мы живые.. Внутри человека, по моему мнению, всё борется за жизнь. А жизнь – это постоянное движение, изменение, выборы. Какие выборы и изменения могут быть без тревоги?! Другое дело, овладевает ли нами тревога, захватывая и сбивая с ног, или мы научились её лучше понимать и читать её тайные знаки для нашей Жизни.
Наверное, есть еще один способ уменьшения тревоги – наполнить свою жизнь смыслами, которые по своей силе превысят тревоги.Тогда само наше существо будет требовать активного присутствия в жизни и права занять свое уникальное место в бескрайней вселенной со всеми её возможностями и опасностями.
А как Вы считаете, труднее ли жить с тревогой выбора или постоянно прятаться от этих выборов?
Источник
8 проверенных способов преодолеть страх
Страх — обычная физиологическая реакция, необходимая для выживания. Но далеко не всегда он является оправданным и разумным. Избавиться от плохих мыслей и прогнать чувство тревоги можно с помощью несложных действий.
Прочувствуйте свой страх
Страх не исчезнет только потому, что вы его игнорируете. Принять страх — первый шаг на пути к его преодолению. Это поможет заменить тревожные мысли более рациональными. Не пытайтесь себя отвлечь. Можно рассказать о своем страхе вслух или записать его на бумаге. Основная задача — сконцентрироваться на том, что вас пугает. Когда вы пытаетесь игнорировать страх, он увеличивается. И наоборот, если вы признаете его, страх станет меньше. Психологи из Калифорнийского университета доказали, что обсуждение отрицательных эмоций помогает победить страх. Они предложили людям, которые боятся пауков, прикоснуться к живому тарантулу. Чем эмоциональнее был рассказ участника после эксперимента, тем скорее он избавлялся от своего страха.
Исследуйте объект страха
Страх перед неизвестностью — один из самых сильных. Попытайтесь как можно больше узнать о том, что вас пугает. Например, если вы боитесь летать, сравните статистику аварий на разных видах транспорта, изучите основы работы самолета и посмотрите значение некоторых звуков. Попробуйте в режиме реального времени понаблюдать за тем, сколько самолетов ежеминутно взлетают и приземляются в разных точках планеты. Также полезно почитать истории людей, которые смогли преодолеть тот же страх, что и у вас. Опираясь на эти знания, составьте список аргументов, подтверждающих беспочвенность ваших переживаний. В следующий раз, чтобы успокоиться, вы сможете обратиться к своему «запасу контратак» и оперировать фактами, а не предположениями.
Откажитесь от плохих мыслей
Когда мы чего-то боимся, воображение рисует самые неприятные варианты развития событий. Попробуйте сместить фокус внимания и заменить плохие мысли позитивными. Если вы проходите мимо большой рычащей собаки, не нужно представлять, как она срывается с поводка и бросается на вас. Вместо этого сосредоточьтесь на том, что животное крепко привязано и не сможет до вас добраться. При этом старайтесь вести себя максимально естественно. Можно представить ситуацию, которая вызывает у вас приятные воспоминания. С помощью такого приема вы отправите подсознанию мощный сигнал о том, что его «чрезмерная» эмоциональная реакция не требуется, потому что ничего необычного с вами не происходит.
Чтобы быстро преодолеть страх и снять тревожность, начните медленно и глубоко дышать. Это увеличит приток кислорода к мозгу. Во время вдоха мысленно сосчитайте до семи, на выдохе — до одиннадцати. Можно использовать другие цифры, главное — делать акцент на выдохе. Он должен быть длиннее, чем вдох. При вдохе нервная система активизируется, а во время выдоха наступает успокоение и расслабление. Контролируя свое дыхание, человек контролирует симптомы тревоги. Успокаивающее дыхание работает и в том случае, если вы только задумываетесь о предстоящем событии, которое вызывает страх. Кроме того, в борьбе с тревогами хорошо помогают медитация, йога, здоровый сон, сбалансированное питание и прогулки на свежем воздухе.
Страхи могут основываться на детской травме, болезненном прошлом опыте или богатом воображении. Попытайтесь понять, откуда появился ваш страх, в каких ситуациях начинается приступ, каковы его симптомы. Это может быть затрудненное дыхание, повышенное потоотделение, покраснение лица, дрожь. Попробуйте оценить свой страх по десятибалльной шкале. Справиться со страхом хорошо помогают вопросы, обращенные к самому себе. Насколько реальна угроза, которая вас пугает? Что вы должны сделать, чтобы избежать нежелательного развития событий? Настолько вам может быть плохо, если оправдаются самые неприятные опасения? Чем больше вы узнаете о своем страхе, тем легче будет его контролировать и преодолевать.
Продумайте план действий
Визуализируйте свой страх на бумаге. Если вы беспокоитесь о том, что в день вашей свадьбы на улице пойдет дождь, выпишите его конкретные последствия, которые вас пугают. Неожиданно для себя вы сможете обнаружить, что сам по себе страх как эмоция на самом деле хуже всего того, чего вы опасаетесь. Большинство страхов иррациональны и неразумны. Они задерживают нас на одном месте и заставляют отказываться от интересных возможностей. Заранее продумайте план ваших действий на случай, если страх сбудется. Выпишите конкретные шаги, которые вы предпримете для адаптации. Таким образом, постепенно страх будет становиться меньше, а вы почувствуете себя спокойнее и увереннее.
Победить страх помогает постепенное и многократное взаимодействие с объектом, которого вы боитесь. Бороться со страхом перед полетами начинают с обычных походов в аэропорт. Затем переходят к занятиям на специальных тренажерах. Финальный этап — короткие авиаперелеты. Если страх связан с конкретным видом деятельности, лучший способ избавиться от него — практиковаться. Тем, кто боится телефонных звонков, нужно начать чаще звонить. Попробуйте записываться на маникюр и бронировать столики в ресторанах не через сайт, а по телефону. Если вас беспокоит страх публичных выступлений, отрабатывайте речь перед близкими или перед зеркалом. Скоро вы заметите, как барьеры, которые когда-то вас сдерживали, начнут исчезать.
Найдите группу поддержки
Окружите себя людьми, которые помогут преодолеть страхи. Шведские ученые из Каролинского института доказали, что наблюдать за тем, как ваш страх не вызывает панического состояния у других людей, очень полезно. Если снова и снова смотреть, что кто-то делает то, чего вы боитесь, страх может отступить. Мозг обновляет свои знания об опасности, основываясь на наших ощущениях. Тем, кто боится высоты, полезно пообщаться с парашютистом или банджи-джампером. Они могут рассказать о положительных эмоциях, которые испытывают, находясь в воздухе. Иногда необходимую поддержку способны оказать друзья, даже если у них нет опыта борьбы с тем страхом, который вам мешает. Например, дети часто совершают что-то пугающее только потому, что делают это с друзьями, которые их «подталкивают».
Обратитесь к специалисту
Описанные выше способы эффективны для борьбы только с легкой формой страха. При фобии страх сильно выраженный, неконтролируемый и не поддающийся полному логическому объяснению. Он приводит к дезадаптации и может сопровождаться тошнотой, головокружением, одышкой, обмороками. Если избавиться от навязчивого состояния не получается, проработайте проблему с квалифицированным специалистом. В зависимости от конкретного случая, рекомендуем обратиться к психологу, психотерапевту или психиатру.
Источник
Экзистенциальная психотерапия и логотерапия: найти свой путь
Подход, который поможет отыскать личный смысл
Экзистенциальная терапия родилась на базе философии экзистенциализма. Самые яркие ее представители — Мартин Хайдеггер, Серен Кьеркегор, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм был популярной философией XX века. В его основе — уникальность человеческой жизни, в ходе которой он постигает себя, переживая тревогу, конфликты и кризисы. Экзистенциалисты отводят важное место переживаю страха. По их мнению, страх без очевидной угрозы — экзистенциальный страх — заставляет человека переосмыслить свою жизнь. Например, испытывая страх перед смертью, человек может ощутить свою экзистенцию.
Психологи Людвиг Бинсвангер и Карл Ясперс первыми стали применять философию экзистенциализма в психотерапии. В 1930-х годах Бинсвангер начал практиковать экзистенциальный анализ — психоаналитический метод, направленный на постижение сути человека.
Параллельно экзистенциальный анализ стал изучать Виктор Франкл, доктор медицины и философии, ученик Зигмунда Фрейда. В 1938 году Франкл открыл свое собственное направление экзистенциального анализа — логотерапию. Центральное понятие логотерапии — смысл жизни. Она помогает клиенту найти тот смысл, с помощью которого можно преодолеть любой кризис.
Впоследствие экзистенциальный анализ стал изучать Альфрид Лэнгле, ученик Виктора Франкла. Он использовал экзистенциальный анализ как полноценную терапевтическую практику, целью которой было помочь клиенту жить наиболее полной и свободной жизнью. Для этого клиенту надо почувствовать себя «здесь и сейчас» и принять ответственность за все свои поступки и выборы. Альфрид Лэнгле основал Общество Экзистенцального Анализа и Логотерапии в Вене. Сейчас Президент Общества — Кристоф Кольбе.
Основная цель экзистенциальной терапии — научить клиента действовать из «свободной воли», самостоятельно выбирать свой жизненный путь и нести ответственность за выбор.
Экзистенциальная терапия опирается на феноменологию — стремление понять опыт другого человека так, как он сам его проживает и ощущает. Клиент — это личность, а не объект, которому свойственны определенные модели поведения. Иными словами, терапевт должен воспринимать клиента так, как будто это его первый опыт общения с человеком — не опираясь на прошлый опыт, типирование, категоризации и диагнозы. Ирвин Ялом, известный экзистенциальный психотерапевт, даже предлагал «изобретать свой вид терапии для каждого клиента».
Поэтому терапевту важно развивать эмпатию — умение понимать и разделять чужие эмоции. Терапевт не оценивает и не осуждает клиента, что помогает клиенту без страха делиться содержанием своего внутреннего мира.
Личность терапевта играет огромную роль в экзистенциальной терапии. Терапевт сам должен быть свободным и аутентичным, чтобы стать примером для клиента и позволить ему раскрыться.
«Буквально слово «экзистенциализм» означает «существование». Экзистенциальная терапия опирается на следующие положения экзистенциальной философии:
- Человек сущностно одинок в мире, куда оказывается заброшен.
Чтобы жить, человек должен постоянно принимать решения, отказываясь от многих возможностей в пользу одной.
Экзистенциальная тревога — постоянная спутница человека, так как он никогда не может быть вполне уверен, что совершил правильный выбор, принял верное решение.
Отчуждение от самого себя, других людей, окружающего мира — также исходная характеристика человеческой жизни (мы никогда не можем быть уверены, что вполне знаем самих себя, другого человека или понимаем происходящее в мире). С другой стороны, усиление отчуждения является результатом и признаком невротизации, когда становится легче «не быть», чем быть уязвимым и открытым для диалога.
Отсутствие гарантий правильности выбора также может сделать человека невротиком (не принимающим никаких решений вообще, перекладывающим ответственность за принятие решений на других, постоянно меняющим свои решения)
Многие определяют экзистенциальную терапию как психодинамический подход. Это значит, что она обращается к прошлому опыту клиента.
Между экзистенциальной терапией и психоанализом есть существенные различия. Если психоанализ винит во всем проблем детские переживания и неудовлетворенные потребности, то экзистенциальный подход считает корнем проблем столкновение с действительностью и ее неизбежными негативными проявлениями. Оба направления работают глубоко. Но психоаналитики понимают «глубокое» как «давнее», а экзистенциалисты — как «глобальное» и «духовное».
Ирвин Ялом считал, что основные изменения в ходе терапии касаются воли, принятия ответственности и вовлеченности в жизнь. Чтобы добиться этих изменений, экзистенциальный терапевт работает с базовыми тревогами и страхами клиента.
Все мы конечны — эта мысль может вызывать панику и желание закрыться от мира. С точки зрения экзистенциального терапевта, в идее неизбежности смерти есть много ресурсов. Именно она заставляет человека переосмыслить жизнь и осознать себя здесь-и-теперь.
Терапевт работает с защитными механизмами клиента, анализирует его сны, находя и прорабатывая в них тематику смерти. Также терапевт может предложить клиенту представить собственную смерть: когда и где она произойдет, что и кто будет окружать клиента. Эта техника помогает лучше понять, чего клиенту не хватает в данный момент жизни. То есть, прояснить личные смыслы.
Цель терапии — научить клиента самостоятельно выбирать путь и брать за него ответственность.
Терапевт работает над поведением, которое нацелено на уклонение от ответственности. Нередко клиент перекладывает ответственность на самого терапевта — ведь «это его работа» и «он лучше разбирается». Чтобы изменить это, терапевт расспрашивает клиента о его личном вкладе в каждую проблемную ситуацию.
Многие боятся ответственности, потому что ассоциируют ее с виной. Это пассивная позиция: ведь виноватый несет наказание, а ответственный — изменяет ситуацию. Экзистенциальная терапия помогает занять активную позицию по отношению к собственной жизни. Для этого на терапии часто используется «техника принятия решений»: терапевт учит клиента принимать решения так, чтобы они активизировали внутренние ресурсы. Это происходит из-за осознания того, что любому действию или событию предшествует решение. Если мы хотим жить подлинную жизнь в соответствии с собственными ценностями — необходимо ответственно принимать решения.
Заводить отношения из страха одиночества — значит, никогда не познать настоящей ценности общения с другими людьми. Экзистенциальный терапевт снижает чувствительность клиента к страху одиночества, разговаривая с ним на эту тему. Он помогает клиенту понять, что все мы рождаемся и умираем в одиночестве — но это не отменяет нашей способности любить.
Терапевт стремится выстроить с клиентом отношения, которые были бы примером взаимопонимания, принятия и доверия. Несмотря на то, что эти отношения неизбежно закончатся, когда исчезнет необходимость в терапии, они все равно могут быть ценными. Этот опыт помогает клиенту в дальнейшем общаться с людьми без попытки использовать их, чтобы избавиться от страха.
С точки зрения экзистенциальной терапии, в жизни нет определенного объективного смысла. А значит, человек должен сам его создать.
Смысл помогает противостоять экзистенциальному ужасу. Он способствует тому, чтобы человек был вовлечен в жизнь. Терапевт создает условия, в которых клиенту легче было бы обыскать смысл: принимает мысли и чувства клиента без осуждения, задает вопросы, помогает осознать защитные механизмы и преодолевать их.
«Разные терапевты могут использовать различные техники, определяя, в чем наиболее нуждается данный клиент. Например, очень распространены техники на работу с чувствами (для лучшего понимания своего состояния). Это может быть дневник чувств, который клиента просят вести в течение недели. Там он каждый день записывает, что он чувствовал в ответ на те или иные события дня (в помощь дается шпаргалка с названиями чувств).
Это может быть юнгианская техника активного воображения, когда клиент пускается с терапевтом в воображаемое путешествие, представляя себе некий дом и исследуя его комнаты в состоянии легкого транса. Дом в данном случае — собственное Я клиента. В этом доме могут быть найдены забытые детские вещи, пробуждающие чувства, в подвале или на чердаке могут быть тайники с сокровищами, а в стене может оказаться дверь, ведущая к новому решению».
«Логос» в переводе с греческого означает «смысл». Логотерапия фокусируется на смысле человеческой жизни — том, ради чего стоит жить.
Виктор Франкл был учеником Зигмунда Фрейда. Под влиянием работ экзистенциальных философов и психологов он начал развивать собственное направление. Чтобы отделить его от остальных направлений, он выбрал термин «логотерапия».
С 1942 по 1945 Франкл находился в немецких концентрационных лагерях. Его близкие родственники, включая жену, погибли. Франкл не только остался в живых, но и продолжил работать над своей теорией. Он заметил, что в лагерях выживали не самые здоровые, а самые крепкие духом — те, у кого было, ради чего жить. После он издал книгу-бестселлер «Сказать жизни „да!“», где описал свой опыт и свою философию.
Если стремление к жизни фрустрировано, это может привести к экзистенциальной фрустрации. Это значит, что человек теряет волю к поиску смысла и переживает сильный внутренний кризис.
Некоторые люди считают свою жизнь абсолютно бессмысленной; они чувствуют, что она движется в никуда, не имеет ценности. Это чувство Франкл назвал «экзистенциальным вакуумом». Экзистенциальный вакуум, как и экзистенциальная фрустрация, приводят к специфическому неврозу. Чтобы отличить этот невроз от привычного нам психогенного, в логотерапии используется слово «ноогенный» (от греч. «ноос» — дух, смысл). Он базируется не на психологических травмах, а на глубоких духовных переживаниях.
Так как ноогенный невроз — это кризис смысла, с ним лучше всего справляется логотерапия. Терапевт пользуется психоаналитическими техниками, чтобы помочь клиенту самораскрыться. Смысл работы в том, чтобы помочь клиенту пройти через кризис, и на этом пути обрести смысл.
Виктор Франкл изобрел две техники логотерапии, которые помогают работать с тревожными состояниями, обессивно-компульсивными расстройствами и сексуальными неврозами.
Метод парадоксальной интенции был впервые описан в 1939 году. Его суть заключается в том, чтобы нарочито делать то, что вызывает страх и тревогу, и искусственно усиливать собственную реакцию. Например, если человека трясет перед выступлением на публике, логотерапевт предлагает ему трястись еще сильнее — желательно придавая этому комичную форму. Это поведение помогает перестать сопротивляться тревоге, что само по себе снимает часть напряжения. Также оно помогает отделиться от проблемы, взглянуть на нее со стороны. Когда клиент некоторое время практикует технику парадоксальной интенции, он перестает реагировать на проблемы «закрепленным» образом.
Экзистенциальная терапия и логотерапия — подходы, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Все зависит от запроса, с которым приходит клиент.
В экзистенциальном подходе нет четких границ работы: она может анализировать прошлое клиента, если есть запрос на проработку травм и переосмысление опыта. Также она может работать с настоящим и будущим, если клиент хочет преодолеть конкретную трудность или обрести цель в жизни. Эти запросы предполагают разную технику — а, соответственно, и продолжительность работы.
«Продолжительность курса может быть различной, в зависимости от запроса клиента. Минимальная продолжительность — 10 встреч, средняя — 6 месяцев, но есть клиенты (в частности, в моей практике), кто остается в терапии, используя ее как поддерживающую в течение 1 года и более».
«Клиентка 32 лет пришла с запросом на принятие решения — сохранить или прервать случайную беременность. Это ее первая беременность, она считает себя чайлдфри, никогда не хотела и не хочет детей, муж (7 лет в браке) всегда ее в этом поддерживал. Клиентка собралась идти на прерывание, но муж «неожиданно предложил подумать, и, может быть, оставить». Клиентка растерялась, испугалась, расстроилась, стала расспрашивать мужа, почему ему пришла в голову эта идея. Муж признался, что «всегда хотел ребенка, но не хотел ее расстраивать, поэтому поддерживал позицию чайлдфри». Женщина была ошеломлена. Муж предложил «подумать, почему ей так не хочется иметь детей, может быть,с этим связана какая-нибудь травма». Клиентка начала сомневаться и не смогла принять решение.
Она пришла на 7 неделе, у нас было немного времени для принятия решения: произвести вмешательство можно до 12 недели.
Эмоциональный контакт и доверие между нами сразу установились, что было благоприятной почвой для работы. Мы провели 8 встреч, по две встречи в неделю. Так как эмоционально клиентка была очень взвинчена, мы решили сразу структурировать ее переживания с помощью некоторых техник. Например, мы составляли таблички. В одной графе она писала: «Если я сохраню беременность, я уже никогда не смогу…» В другой графе: «Если я прерву беременность, я уже никогда не смогу…». В каждой графе нужно было написать не меньше пяти позиций.
Неожиданным ответом для самой клиентки было совпадение одной из позиций в обеих графах. Она написала: «Если я сохраню беременность, я уже никогда не смогу быть свободной, потому что перестану жить для себя». И в другой графе: «Если я прерву беременность, я уже никогда не смогу быть свободной, потому что не смогу забыть о том, что однажды была матерью 10 недель». Я спросила, считает ли она уже сейчас себя матерью. Она ответила, что да, и что это ужасно, потому что она плохая мать, которая раздумывает, не прервать ли жизнь ребенка. Из этой ситуации нет выхода, так как она будет плохой матерью в любом случае — если прервет жизнь ребенка и если родит ребенка. Я спросила, значит ли это, что ей важно было бы стать хорошей матерью. Она ответила, что «конечно, да». Я спросила, значит ли это, что она была бы готова что-то сделать для того, чтобы добиться положительного результата. Клиентка растерянно посмотрела на меня и сказала: «Но ведь тогда я похороню свою жизнь». Я сказала: «Это звучит так, как будто бы нам с вами сейчас непременно нужно кого-то похоронить: или вас, или вашего ребенка. Как будто вы не можете жить оба одновременно — только один из вас за счет другого». Клиентка заплакала и плакала несколько минут, в течение которых я молчала, чтобы не мешать ей. Затем она сказала: «Моя мать всю жизнь говорит, что ее жизнь закончилась с рождением меня, и она жалеет, что не сделала аборт». Я осторожно сказала: «Это выглядит так, как если бы ваш аборт стал подарком для вашей матери… Как будто бы вы решили переписать ее историю, подарив ей утраченную возможность прервать беременность. Смотри, мама, — как будто бы говорите вы, — я делаю это для тебя, я поняла, как нужно, я хорошая дочь, ты ведь похвалишь меня за это решение, ты больше не будешь жалеть, что родила меня?» Клиентка снова заплакала и проплакала до конца сессии. Это был переломный момент терапии. На следующей встрече она открывала для себя возможность не хоронить никого и позволить жить обоим — себе и своему младенцу. Она также прощалась с иллюзией быть хорошей девочкой для своей мамы и отвоевывала право прожить свое собственное материнство, используя технику пустого кресла: она представляла в нем свою мать и разговаривала с ней».
Источник