- О современном фарисействе
- Православная Жизнь
- Современное фарисейство и средство избавления от него
- Читайте также
- § 2. Пороки и пути избавления от них
- Близость Избавления – но еще не в ощущениях
- Средство избавления от многих страданий
- Для избавления от материальных сложностей и проблем на работе
- Для избавления от бедности и долгов
- 30. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. 31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
- Для избавления от материальных сложностей и проблем на работе
- Для избавления от бедности и долгов
- 8. Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.
- 9. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
- Глава 10. Пребывание во внешнем христианстве и фарисейство
- 17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь
- 20. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ
- 7. Что означают слова в Библии: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17)?
- Глава 31. ФАРИСЕЙСТВО ФАРИСЕЕВ.
О современном фарисействе
интервью с архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым),
доцентом СПб Духовной Академии.
– Сейчас много говорится и пишется о фарисействе среди христиан. Как вы определите значение этого термина?
– Конечно, он имеет более расширенное значение, чем во времена Христа. Теперь никто уже не связывает фарисейство исключительно с одним из направлений в иудаизме, теперь это метафора. Термином «фарисейство» обозначается религиозное лицемерие.
– То есть, говорить нужно прежде всего о психологии фарисейства?
– Вернее, об особенности греховной психологии человека. Ведь в Евангелии в притче о мытаре и фарисее именно это подчеркивается. Господь говорит: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.14:11 ).
– Падшему человеку свойственно считать себя лучше других, а иногда и ханжески демонстрировать свое превосходство.
– Почему человек становится фарисеем, и как уберечься от этой болезни?
– Все же, в основе фарисейского поведения лежит сознание того, что есть добро и есть зло. Человек стремится к добру, у него это не совсем получается. И он начинает изобретать то, чего нет. К тому же фарисейство всегда (пусть неосознано) рождается из желания доминировать над другими. Если такое состояние заходит далеко, то рано или поздно вырождается в ненависть к тем, кто не хочет признать твое величие, твое совершенство. Оно может дойти до актов преследования и жажды уничтожения инакомыслящих. Чтобы уберечься от этой болезни, нужно терпимее относиться к людям, уметь прощать их. И жить сознанием собственной греховности, покаянием. В той или иной степени, пусть самой малой, лицемерие и фарисейство живет в каждом из нас. Мы все больше стараемся кем-то казаться, чем быть на самом деле.
– Можно ли сказать, что в наше время «фарисейская болезнь» наиболее заразна и распространена, особенно среди неофитов?
– Думаю, что среди неофитов это всегда было распространено. А поскольку в церкви сейчас много неофитов, то и фарисейство так заметно. К сожалению, такое настроение – судить всех, отыскивать недостатки, обличать – кончается часто отходом от церкви или рождает всевозможные раскольнические группировки.
– Поговорим о конкретных примерах проявления фарисейского сознания в наши дни.
– Примеров этих, увы, немало. Нередко люди, придя в церковь, начитавшись книг, начинают думать, что они уже все знают. Что они праведны. И к своим еще недавно близким людям из окружающего нецерковного мира они начинают относиться свысока, с презрением. И тем самым не привлекают их к вере, а только отталкивают. Или, наоборот, еще совсем не укоренившись во Христе и в Церкви, оставаясь невеждой в богословии, в догматике, человек повсюду начинает проповедовать. Естественно, что он повсюду наталкивается на сопротивление и сам становится нетерпимым, озлобленным.
А еще хуже, когда вчерашние партийные деятели начинают защищать Православие со страниц газет и с экранов телевизоров. Цитируя святые слова, они по привычке подо все подводят политическую подкладку. От них не услышишь слов любви, а только обвинения.
Люди старого поколения часто склонны повторять фарисейскую ошибку неразличения сути христианской Веры от буквы Предания. Ведь Предание нарастало из столетия в столетие, как снежный ком, и не все в нем применимо ко дню сегодняшнему. Конечно, стремление сохранить прошлое не так уж плохо, но ведь суть Предания именно в том и состоит, чтобы соединить вечное Божественное Откровение с условиями жизни каждого времени, каждой эпохи.
– К тому же, и до правильных слов нужно дорасти? Ведь часто, повторяя цитаты из святых Отцов, мы, не имея их духа, плохо понимаем значение их слов…
– Конечно, это так. Наследие святых Отцов громадно. И всегда надо знать, в каких условиях было сказано то или иное слово, для кого, с какой целью. А просто начетническое цитирование может даже исказить смысл.
– Справедливо ли сказать, что мы тут имеем дело с некоей театральностью?
– Верно. Потому что само слово «лицемер» в буквальном переводе означает актерство.
– Можно ли сказать, что фарисейство – антипод святости?
– Да. Ведь когда человек думает или говорит, что он лучше другого, то он всегда хуже другого. А святые люди считают себя хуже всех и никем не гнушаются. Ярчайший пример XX столетия – поведение св. прав. Иоанна Кронштадтского. Великий праведник земли нашей никого не отвергал, ни к кому не относился с пренебрежением. К нему приезжали, ему писали со всего мира люди, и он старался помочь всякому: и евреям, и мусульманам, и католикам, и протестантам. А человек с фарисейским сознанием, прежде чем помочь кому-то, будет выяснять «наш» или «не наш» человек. Фарисей живет в принципиально замкнутом мире. Таким человеком руководит не живая личность Христа, а свод законов, мертвая буква. И такой человек, в отличие от святого, который во Христе имеет свободу духа, страшно несвободен, зажат системой запретов. Но обычно он не видит своего бедственного состояния, пока Господь не смирит болезнью, несчастьем или даже каким-либо падением.
Источник
Православная Жизнь
Как известно, первый призыв, каким Церковь предваряет Великий пост, – искоренить в себе фарисейство.
Здесь, конечно, стоит оговориться: не всё в фарисеях плохо и достойно осуждения. Например, каждый фарисей был знатоком Писания. Конечно, зная букву последнего, они были чужды его духа, но мы-то, православные, подчас и знанием буквы не блещем. Что уж там Ветхий Завет, когда даже Евангелие остаётся для многих книгой регулярно читаемой и ни разу не прочитанной? В своих преданиях, сколь бы они ни были многочисленны, фарисеи не просто ориентировались или разбирались, они исполняли их со всей возможной скрупулёзностью и дотошностью. Тогда как среди нас едва ли не каждого второго можно поставить в тупик просьбой пересказать своими словами Символ веры…
Таким образом, нам у фарисеев даже есть чему поучиться. Но тогда тем более интересно, что же оно такое, это фарисейство, регулярно обличаемое Христом и ежегодно порицаемое Церковью?
Чтобы с ним столкнуться, нам не нужно ни далеко ходить, ни долго ждать.
Итак, Великий пост. Первая седмица. Зайдите в храм и оглядитесь вокруг. Что в первую очередь бросается в глаза? Правильно: чёрные платки и хмурые лица. Хмурые лица и чёрные платки… Открывайте Евангелие и читайте: «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». И снова оглядитесь по сторонам. Всё нормально? Тогда читайте дальше: «…Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим». Ничего не смущает, не режет глаз, никакой вопрос не назревает? Тогда приходите в храм снова, но только вечером, к началу Покаянного канона. Не пожалейте первых двадцати минут службы, послушайте, о чём между поклонами говорят хмурые женщины в чёрных платках. «Отойдите, вы мешаете поклоны бить», «я ещё днём это место заняла», «вы не даёте мне молиться», «отойдите, я из-за вас не могу на колени встать»…
Вот это оно и есть. Фарисейство в чистом виде. Фарисейство как сочетание внешнего, пусть даже условного, благообразия с внутренним безобразием. Такой тип церковного человека не так уж и редок. С одной стороны, строго определённый дресс-код, демонстративный аскетизм (пост «по благословению» в непостные дни, постоянное ношение платка, отказ от мяса и т. п.), подчёркнутая серьёзность. Внешне всё благообразно до безупречности, хотя и не без излишеств. Но всё это причудливо уживается с целым набором привычек и черт характера, совершенно несовместимых ни с благочестием, ни с верой. Любому священнику известно, насколько мелочными, склочными и мстительными бывают порой образцово церковные люди. Сколь, к примеру, жёлчны жалобы благообразных старушек на «издевательство» со стороны соседей сверху, чьи дети «постоянно бегают» и «ни днём ни ночью не дают покоя». Насколько неумолимы иногда серьёзные бородачи с крестами на полгруди в стремлении «проучить» или «наказать» ближнего за неправильную парковку во дворе. Как изворотливы, хитры и изощрённы бывают отдельные приходские мироносицы в желании «съесть» неугодную коллегу, сотрудницу или даже прихожанку. А сколько их таких, правильно крестящихся, проворно берущих благословение, одетых по всем правилам, ежедневно обивает пороги архиерейских приёмных с жалобами на священников за «не так» отслуженную панихиду или недопущенного к причастию сына, которого «я с таким трудом уговорила впервые за пять лет в церковь прийти». Но и это ещё мелочи. На счету православных фарисеев хватает и разрушенных семей, и сломанных судеб, и жизней, превращённых в ад. И всё это всегда без малейшей жалости, без тени сомнения, с непоколебимой уверенностью в собственной правоте, кого бы ни касалось дело: врагов, друзей или даже собственных детей…
Именно от этого Церковь предлагает нам избавиться сейчас, за несколько недель до Великого поста. И не стоит себе льстить, что это всё не про нас. Про нас и ни про кого другого. Зацикленность на внешнем, стремление к решению наших проблем другими людьми, лицемерие, оправданное необходимостью, щедрость на советы, наставления и замечания, всезнайство, низменные страсти, лукаво выдаваемые за добродетели, стремление быть всегда правым и любовь к чувству собственной правоты… Всё это и делает верующего своего рода православным фарисеем, то есть человеком, живущим сознанием собственной праведности, чуждым Христа, не нуждающемся в Спасителе, неспособным быть участником благодатной жизни Церкви и причастником непреходящей реальности Царства Божьего. Потому и так важно нам, чадам Христовой Церкви, изжить в себе всякую склонность к фарисейству, всякую тягу к «уверенности сытой», всякое желание влиять на жизнь ближнего. И Церковь сама призывает нас к этому. Что ж, постараемся услышать её призыв.
Протоиерей Владимир Пучков
Источник
Современное фарисейство и средство избавления от него
Современное фарисейство и средство избавления от него
Теперь мы вполне оценили резкий контраст, который Иисус проводит в Нагорной проповеди между фарисейской и христианской набожностью. Они принимают различные формы (явную и тайную), руководствуются разными мотивами (стремлением прославить себя и желанием Божьей славы) и получают разные вознаграждения (людские аплодисменты и Божьи благословения). Ничто другое не смогло бы так явно показать, насколько глубоко пускает корни это ложное, фарисейское стремление искать славы человеческой прежде славы Божьей. Если оно не давало им покаяться, мешало их свидетельству и искажало их поведение на людях, то, кроме всего этого, оно полностью разрушало их личное благочестие.
Тот же самый фарисейский дух преследует всех детей Адама и сегодня. Легко критиковать современников Христа, не замечая при этом постоянных проявлений тщеславия в нас самих. Уж очень глубоко засела в нашей греховной сущности эта жажда людской похвалы. Скорее всего, это дьявол так исковеркал одну из основных психологических потребностей человека: быть нужным и быть любимым. Мы жаждем аплодисментов, искусно напрашиваемся на комплименты, добиваемся своего с помощью лести. Нам нужны человеческие рукоплескания; нам недостаточно нынешнего Божьего одобрения или Его слов в последний день: «Хорошо, добрый и верный раб!» Однако, как сказал об этом Кальвин: «Есть ли что более безумное, нет, даже более тупое, нежели предпочитать Божьему суду ничтожное людское восхищение?» [144].
По всей видимости, Иисус хочет сказать нам, что избавиться от тщеславия можно только в том случае, если мы признаем в нем форму идолослужения. «Друг от друга принимаете славу, — сказал Он Своим современникам–иудеям, — а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5:44). Здесь Он намеренно и со значением называет Своего отца «Единым Богом». Этим самым Он говорит, что принимать «славу» как должное и давать ее по праву может лишь один Бог. Слава (или хвала) принадлежит только Богу и искать славы можно только у Него, именно потому, что Он — Бог. Как только мы это осознаем — осознаем, что слава всегда является Божьей, что только Он раздает ее и принимает, — для нас тут же станет очевидной та истина, что заменять Бога человеком в любом случае будет идолопоклонством. Это значит отнимать у Бога по праву принадлежащую Ему славу и самовольно наделять ею людей. А этим самым мы практически отрицаем, что Он один есть Бог.
Но почему же Бог является единственным законным обладателем этой славы? Почему лишь Он один может наделять ею других и принимать ее от людей?
Слава принадлежит по праву только Богу, потому что Он — наш Творец. Бог есть источник нашего бытия. Все материальное и духовное творение берет начало от Его воли и силы. Истина о том, что это «Он сотворил нас» (Пс. 99:3), — а не мы сами! — относится и к духовному, и к материальному миру. Сама наша жизнь находится в Его руке. Физически Он «дает всему жизнь, и дыхание, и все». Духовно Он тоже, благодаря Христу, «оживляет, кого хочет» (Деян. 17:25; Ин. 5:21; ср.: Ин. 10:28; 17:2 и т. п.). Поэтому христианин, живущий физически и возрожденный духовно, признает полную зависимость своей души и тела от Господа, дающего жизнь. И он никогда не устает повторять: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10). Для него это не простое набожное притворство, но реальный факт. Смирение — это не что иное, как истина.
Исходит слава также только от Бога, ибо Он есть наш Судия. Иисус говорил и об этом: «Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий» (Ин. 8:50). В конечном итоге, все мы ответим только перед Богом и лишь перед Ним нам придется отчитываться за свою жизнь. Значит, к Нему одному нужно идти за всяким оправданием или похвалой. Кроме того, только Он способен рассудить истинно, ибо Он справедлив и милостив, абсолютно нелицеприятен и знает все тайны всех сердец. Таким образом, если мы вдруг начинаем принимать славу от других людей или берем на себя обязанность наделять славой кого–то еще, то тем самым мы самовольно присваиваем себе Божье дело и воздвигаем «человеков» на место Бога–Судии.
Апостол Павел был прекрасным примером человека, искавшего только Божьей славы, то есть славы от Бога. Он научился быть глухим к человеческой лести и критике — не потому, что с самого начала был к ним невосприимчив (это далеко не так), но потому, что знал своего небесного Господа и Судию, перед Которым ему предстояло отчитываться и перед Которым сердце его было подобно открытой книге. Он жил в Божьем присутствии. Неоднократно в своих посланиях он призывал в свидетели Бога. Будучи слугой Христовым и хранителем тайн, открытых ему Богом, Павел знал, что должен оставаться верным своему призванию. Поэтому он и мог сказать: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне — Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:1–5; ср.: Рим. 14:1–12).
Каждый грех — это уступка первородному искушению стать подобным Богу. Это бунт против «божественности» Бога, гордое человеческое нежелание самому оставаться лишь человеком и позволить Богу быть Богом. Как сказал об этом Эмиль Бруннер: «Человек хочет оказаться на одном уровне с Богом и тем самым перестать от Него зависеть… Грех — это желание человека стать автономным; поэтому, в своем крайнем выражении, это не что иное, как отрицание Бога , и обожествление самого себя; этим человек избавляется от Господа Бога и провозглашает себя самого верховной властью»[145]. А тщеславие — это грех, больше всего походящий на идолопоклонство, потому что оно, в сущности, отнимает у Бога славу, принадлежащую Ему одному как Творцу и Судие.
Фарисейство внутри нас уступит место христианству только тогда, когда мы смиримся и признаем, что Бог есть Бог — наш Творец и Судия, наше Начало, из которого все мы исходим, и наш Конец, к Которому все мы придем. И тогда мы уже не будем, подобно фарисеям, жить в горизонтальном измерении (ища славы человеческой и воздавая славу «человекам»), но станем жить в измерении вертикальном (признавая, что лишь Бог вправе давать и принимать славу). Мы возлюбим славу Божию более, нежели славу человеческую. Избавившись от бремени и оков себялюбия, мы воистину познаем небесную жизнь на земле, ибо в центре нашей жизни будет вечный престол Божий.
Читайте также
§ 2. Пороки и пути избавления от них
§ 2. Пороки и пути избавления от них Ложь и предательство. Призыв к нравственному совершенству в Коране сочетается с предостережением от дурных поступков и порочных качеств. Человек не способен вкусить прелесть веры, пока не освободится от бремени душевных пороков. Одним
Близость Избавления – но еще не в ощущениях
Близость Избавления – но еще не в ощущениях Вопрос: Извиняюсь за глупый вопрос – когда Вы пишете, что «скоро общество вознуждается в Творце» – имеются в виду месяцы? Годы? Не десятилетия, надеюсь?Ответ: Времени практически нет, потому что ошибка, как в траектории полета
Средство избавления от многих страданий
Средство избавления от многих страданий СЦ 2, 45, 46:119. Вы должны строить свою жизнь согласно принципам санитарной реформы: отречься от самоугождения и питаться во славу Божью. Воздерживайтесь от плотских желаний, «восстающих на душу». Строгое воздержание необходимо во
Для избавления от материальных сложностей и проблем на работе
Для избавления от материальных сложностей и проблем на работе Молитвы на день памяти Собора святых Двенадцати Апостолов Празднование 30 июня/13 июляНа протяжении года православная Церковь отмечает дни памяти каждого из Двенадцати Христовых Апостолов, а 13 июля празднует
Для избавления от бедности и долгов
Для избавления от бедности и долгов Молитва святителю Мартину Милостивому День памяти 12/25 октябряСвятой Мартин жил в в Паннонии IV в. и с ранних лет мечтал посвятить себя служению Богу, но, подчинившись воле родителей, выбрал карьеру военного. Будучи военачальником в
30. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. 31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
30. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. 31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными. С особою силою убеждения говорил Христос, и Его слова были так
Для избавления от материальных сложностей и проблем на работе
Для избавления от материальных сложностей и проблем на работе Молитвы на день памяти Собора святых Двенадцати Апостолов Празднование 30 июня/13 июляНа протяжении года православная Церковь отмечает дни памяти каждого из Двенадцати Христовых Апостолов, а 13 июля празднует
Для избавления от бедности и долгов
Для избавления от бедности и долгов Молитва святителю Мартину Милостивому День памяти 12/ 25 октябряСвятой Мартин жил в Паннонии в IV в. и с ранних лет мечтал посвятить себя служению Богу, но, подчинившись воле родителей, выбрал карьеру военного. Будучи военачальником в
8. Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.
8. Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. Человек не в состоянии бороться с установленным порядком вещей, так как последний господствует над самой его жизнью. В
9. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
9. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! И скажут. Конечно, здесь разумеются прежде всего спасенные люди из среды избранного еврейского народа, который,
Глава 10. Пребывание во внешнем христианстве и фарисейство
Глава 10. Пребывание во внешнем христианстве и фарисейство Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Мф. 5, 20 Очисти прежде внутренность, чтобы чиста была и внешность. Мф. 23, 26 Если я раздам все имение мое и
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь
17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь «в день. смертью умрешь». Слово «день» здесь, как и раньше (2:1), должно понимать в смысле неопределенного указания времени и переводить словами: «в то время, когда. «
20. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ
20. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ «И о Измаиле Я услышал тебя. двенадцать князей родятся от него. » Первая половина этой фразы в еврейском
7. Что означают слова в Библии: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17)?
7. Что означают слова в Библии: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17)? Вопрос: Что означают слова в Библии: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него,
Глава 31. ФАРИСЕЙСТВО ФАРИСЕЕВ.
Глава 31. ФАРИСЕЙСТВО ФАРИСЕЕВ. И пришел опять в синагогу. Там был человек, имевший иссохшую руку.И наблюдали за ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.А им говорит: должно ли в субботу добро
Источник