Как избавиться от фобии самостоятельно подростку

Помочь ребенку самореализоваться: боремся с подростковыми страхами

Алена Ковалева

Чувство страха — неотъемлемая часть базовых эмоций человека. В подростковом возрасте, в период самоопределения и поиска себя, эти эмоции играют особую роль. «А что, если меня не поймут одноклассники?», «Боюсь быть неуспешным в глазах других, что делать?», «Что скажут родители, если я получу плохую оценку?». Как помочь подростку преодолеть страхи, превратить их в полезный ресурс и обрести уверенность? Рассказываем об этом по следам встречи экспертов федерального ресурсного центра наставничества EDMENTOR со слушателями «Родительского университета: PRO-Родители» ГК «Просвещение».

Реальные «гремлины»

В топе подростковых страхов оказались отсутствие поддержки, осуждение со стороны близких и знакомых, страх ошибки, выбора, ЕГЭ и неопределенности.

Для подобных опасений канадский бизнес-тренер и писатель Мэрилин Венди Аткинсон придумала специальный термин — «гремлины». Это особая форма осознанного или бессознательного внутреннего диалога, которая не дает человеку предпринять действие, и зацикливает мозг на воспроизведение одних и тех же мыслей.

Всего Аткинсон выделяет четыре вида «гремлинов», которых можно встретить и у подростков:

  1. Страх провала — опасения, что поступок не будет оценен;
  2. Страх расстроить других людей;
  3. Страх завершения: опасение неизвестного исхода тех или иных действий;
  4. Страх неосуществимости большой мечты. Эта боязнь приводит подростка к инертности, он начинает, например, повторять поступки родителей или сверстников и безоговорочно следовать их советам.

Чем «страшны» страхи

Как отмечает наставник-психолог Александра Зёлко, если страхам не противостоять, они могут нанести вред не только психологическому, но и физическому благополучию ребенка. Здоровье неразрывно связано с эмоциональной сферой, и стресс от постоянной тревоги будет его истощать. Кроме того, страхи часто являются причиной низкой самооценки, которая проявляется в нежелании быть инициативным, стремлении уклониться от трудностей и ответственности. От самоощущения и уверенности ребенка зависит его будущее. Если он не уверен в себе, опасается людей и стремится их избегать, это отрицательно скажется на его дальнейшей жизни. Поэтому важно работать не с проявлениями низкой самооценки, а с ее причинами: изучать техники управления страхом или обратиться к психологу.

Как отмечают наставники, один из самых важных моментов в жизни любого человека — самореализация. В ней есть такие составляющие, как мечта, осознанность и действие. При полном раскрытии потенциала личности человек ощущает гармонию и счастье, он находится в состоянии баланса. Если подросток не умеет мечтать, он рискует повторить чужой путь и не пройти свой. Помочь ребенку избавиться от страхов, поверить в свои силы и не бояться ответственных решений — задача наставников, которыми могут выступать его собственные родители.

Учимся наставничеству

Чтобы быть наставником, необходимо усвоить и глубоко разделять главный принцип: действуем направляя, а не требуя.

Для родителей при погружении в наставничество одним из самых сложных является вопрос о том, сколько свободы дать детям. С одной стороны, взрослым хочется уберечь ребенка от всех опасностей, но с другой стороны, подросткам необходимо давать право принимать собственные решения.

Выбор — это всегда ответственность и автономия, и задача наставника — помочь ребенку им научиться.

Наставник-коуч Лидия Орлова на собственном опыте узнала, каково это — быть ментором для своего сына. Некоторое время ей приходилось играть две роли — независимого специалиста и мамы, и порой было сложно соблюсти баланс. Орлова делится несколькими приемами, которые помогут родителям на этом пути.

«Сначала вопросы, потом совет»

Наставнику важно помнить, что прежде чем посоветовать или рассказать о своем опыте, нужно выяснить позицию собеседника. Есть несколько вопросов, которые следует задавать ребенку, чтобы научить его делать выбор осознанно и самостоятельно:

— Что ты можешь сделать?
— Какими способами подойти к решений проблемы?
— Что уже срабатывало в прошлом?
— Какие есть альтернативы?
— Кто бы тебе с этим мог помочь?
— Где бы ты мог получить информацию?

Читайте также:  Как избавиться от отрыжки от копченой рыбы

Только в завершение разговора родитель-наставник задает ребенку вопрос: «У меня есть опыт в этом деле. Тебе поможет, если я поделюсь им?». Если предлагать свой совет незамедлительно, теряется весь смысл наставничества — учить ребенка делать осознанный выбор. Иногда подросток уже принял решение и выбрал конкретный путь, и не исключено, что ему не нужен совет. В этом случае остается позволить ребенку самому принимать решение, но при этом обозначить, что его всегда готовы поддержать.

Как отметила Орлова, родители могут пренебрегать этим правилом и говорить с ребенком в ультимативной форме, поскольку уверены, как следует поступить. В итоге подросток может лишиться права на собственный выбор.

«Выбираем принцип поведения»

Когда ребенок оказывается в заблуждении, его что-то угнетает или вызывает страх, задача родителя-наставника — указать на два варианта выхода из положения. Первый вариант — когда человек начинает рефлексию со слов «Потому что. ». Второй — со слов «Для того, чтобы. ».

Часто дети сталкиваются со следующими тупиковыми ситуациями:

  • завалил экзамен;
  • не поступил в вуз;
  • не взяли на работу;
  • не поехал отдыхать.

Первые две наиболее распространены. Ребенок опасается многого — оценки родителей, комментариев учителей, друзей и одноклассников, боится вообще двигаться дальше. От взрослых в этом случае требуется понять, как на самом деле ребенок оценивает ситуацию и чего от нее ожидает.

Как показывает практика, подросткам, рассуждающим о сложностях даже гипотетически, очень трудно выбрать между вариантом «потому что» и вариантом «для того, чтобы», а следовательно — двумя моделями поведения.

Первый — принцип основания (в чем причина?). Происходит реакция: «я сделал что-то не то, у меня не получилось, кто виноват». При этом внимание подростка обращено в прошлое. Второй — принцип целесообразности (для чего? для какой цели?). Происходит продуктивное действие: подросток пытается осознать, как выйти из сложившейся ситуации. Это говорит о том, что он готов смотреть в будущее.

При работе с трудностями наставник обращает внимание подростка на то, ситуация уже произошла и теперь его задача — понять, что делать дальше. Важно переключить внимание подростка на поиск возможных вариантов решения и движения вперед.

«Продумываем план Б»

В некоторых случаях хорошей идеей будет продумать вместе с ребенком план Б. Например, он не поступил в вуз. Одно дело — когда он слышит слова о том, что «это не страшно», другое дело — когда сам знает, что именно будет делать дальше.

Как рассказала Орлова, когда детям предлагают рассмотреть эту гипотетическую ситуацию, они начинают предлагать рациональные варианты. Из самых популярных ответов: непоступление даст возможность лучше подготовиться в следующем году, потому что не будет школы и можно сосредоточиться только на нужных предметах; появится возможность устроиться на работу.

При проигрывании плана B подростки начинают размышлять о возможностях и действиях, которые до этого не представляли. Это придает им уверенность: даже если что-то не получится или пойдет не так, у них есть запасной план действий и есть ощущение родительской поддержки.

Для отработки этой технологии существует специальное упражнение: «Обозначь тупиковую ситуацию и напиши аргументы: «Для того, чтобы. ». Правда, как советуют специалисты, прежде чем предлагать упражнения ребенку, родителям следует самим их выполнить, чтобы в дальнейшем служить для детей примером.

«Что же там, за дверью?»

В практике Орлова задает ребятам и такой вопрос: что бы вы почувствовали и было бы вам страшно, если бы вы зашли в комнату без света? Так наставник наводит детей на размышления о собственных страхах. Если человек осознает свои тревоги, он знает, как их можно обойти. Тогда заходить в «темную комнату» — в неизвестность — уже не так страшно.

Есть несколько приемов, которые помогают распознавать страхи.

Читайте также:  Таракан с яйцом дома

Во-первых, «развернуть» страх и спросить, от чего он защищает. Не исключено, что за тревогой ребенка лежит скрытая потребность или ценность. Во-вторых, подружиться со страхом. Можно представить, будто вы разговариваете с каким-то существом, которое хочет вас обезопасить и уберечь.В-третьих, сказать страху: «Спасибо, что бережешь меня. Мне больше не нужна опека в этом вопросе».

Советы наставникам

Чтобы стать наставником потребуется, в первую очередь, работа над собой. Приводим несколько советов, которые эксперты дали родителям, решившим встать на этот благородный путь:

  1. Тренируйте навык принятия решений у детей, и лучше — с самого детства. Речь не идет о чем-то глобальном, но даже маленький ребенок способен решить, какие носки ему надеть или какую игрушку взять. Умение принимать решения развивается на протяжении всего формирования личности.
  2. Учитывайте, что отличная успеваемость в школе не равна отличной «успеваемости» в жизни, а развитие личности важнее оценок.
  3. Следует принимать право ребенка на ошибку, спрашивать, чему он научился, какой опыт приобрел и что, возможно, хочет сделать по-другому.
  4. Учитесь управлять своими эмоциями. Важно учить этому не только детей, но и справляться с собственными чувствами.
  5. Не бойтесь говорить о своем волнении и его причинах. Важно не скрывать от детей, что именно волнует взрослых в определенных ситуациях.
  6. Принимайте точку зрения ребенка. Она может быть полярной или не такой, как родители ее себе представляли, однако это не умаляет ее ценность.
  7. Ищите сторонников (семья, друзья), которые смогут поддержать подростка в непростой ситуации и помочь найти выход.
  8. Цените силу «договорных отношений» и формируйте партнерское взаимодействие с ребенком, которое поможет ему и во взрослой жизни.

Практикум организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.

Источник

Страхи у подростков: какими бывают, и как помочь с ними справиться?

Страхи у подростков: какими бывают, и как помочь

с ними справиться?

Подростковый возраст является переходным периодом, когда меняются отношения, интересы, увлечения, происходит становление мировоззрения. Трансформацию претерпевает и самооценка личности, а также межличностные отношения в группе. Не удивительно, что такие изменения сопровождаются повышенной тревожностью, беспокойствами и страхами. Среди причин, приводящих к формированию страхов у подростков в возрасте от 11 до 16 лет, выделяют:

Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности.

Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе, большой возраст родителей (страх их смерти) и пр. Психоэмоциональные причины, обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.

Скрытые формы агрессии способствуют зарождению страхов, среди этих форм можно отметить раздражение, вину, подозрительность. Подростковый страх отличается от фобий, которые обуревают детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отличительной чертой является увеличение числа социальных страхов и уменьшением фобий.

Природные фобии: смерти, темноты, болезни

1. Смерти. Все психологи сходятся во мнении, что ведущим страхом, возникающим у подростков, является страх смерти родителей. Причем уже в младшем школьном возрасте опасения за жизнь матери и отца начинают превалировать над страхом собственной смерти. Узнать о терзаемых подростка скрытых чувствах родителям очень сложно. Дело в том, что в этом возрасте они не пытаются избавиться от страхов, а стараются их скрыть. А попытки самостоятельно преодолеть страх собственной смерти часто заканчиваются плачевно. Дети неоправданно рискуют собственной жизнью, пытаясь контролировать это чувство.

2. Болезни. Нередко опасаясь гибели как собственной, так и близкого человека, подросток начинает испытывать страх болезни. Если это состояние приобретает характер фобии, то необходимо обращаться за помощью к психологу, так как может угрожать реальными проблемами со здоровьем. Подросток может начать: испытывать приступы паники; страдать от учащенного сердцебиения; падать в обмороки.

3. Темноты. К природным страхам, часто возникающим в подростковом возрасте, можно отнести страх темноты. Его причины кроются несколько глубже, чем в детском возрасте. Это могут быть: конфликты с родителями и сверстниками; безответная любовь; увлечение компьютерными играми или фильмами ужасов. Все эти факторы являются провоцирующими стресс и появление боязни находиться в темном помещении.

Читайте также:  Повышенное давление как избавиться без лекарств

4. Ночные страхи также могут мучить подростка. Преобладают они преимущественно в младшем подростковом возрасте, то есть до достижения ребенком 12-13 лет. Чаще им подвержены девочки, чем мальчики. Свое выражение эти страхи находят в эпизодических приступах ужаса и крика, когда подросток чрезмерно возбужден.

К социальным страхам относят те, которые касаются общественной жизни и всего, что с ней связано. Часто подростки испытывают тревогу и страх публичного выступления, в частности, ответа у доски. Помимо того, что на ребенка будет направлено множество взглядов, так еще ему придется демонстрировать свои знания. Опасения возникают небезосновательно, сказывается многое: чувство престижа; стремление к авторитету (как перед одноклассниками, так и перед родителями); усилия, затраченные на подготовку. В итоге боязнь неудачно ответить приводит к ухудшению успеваемости. Причем контрольные работы и домашние задания выполняются на «отлично», а ответы у доски часто бывают лишь «удовлетворительными».

Социальный подростковый страх – это боязнь общения. Его ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, ведь именно контактны со сверстниками в подростковом возрасте являются доминирующим видом деятельности. Застенчивый ребенок оказывается в весьма невыгодной ситуации, что сказывается на его развитии. Причин этого страха может быть несколько: негативный опыт; неуверенность в себе; недовольство внешним видом; неудовлетворение материальным достатком в семье. Но случается, что этот страх не имеет рациональной почвы и попросту является фобией, идущей из детства. Как побороть подростковый страх. Для того чтобы побороть страхи, преследующие подростка, нужно их распознать. Внимательным родителям и педагогам сделать это не составит труда.

Избавиться от социальных страхов помогут следующие рекомендации:

Контакт «глаза в глаза». Важно научить ребенка не бояться обмениваться взглядами. Достичь этого можно, поощряя разговор следующими фразами: «Взгляни на меня», «Посмотри мне в глаза», «Хочу увидеть твои глаза». Это закрепит у подростка умение налаживать зрительные контакты, что сделает его общение с другими людьми легче.

Необходимо разъяснить подростку, как следует начинать и завершать разговор. Важно проговаривать и проигрывать различные социальные ситуации. Возможно, это будет преподнесено в шутливой форме, в виде игры.

Необходимо создавать условия для завязывания дружбы между детьми.

Школьные страхи преодолимы, и помочь в этом могут следующие упражнения:

Визуализация страха. Это упражнение работает у подростков, не хуже чем в детском возрасте. Воображение, реализуемое в форме рисования предмета своего страха на бумаге, дает возможность преодолеть боязнь. Завершение упражнения – ликвидация рисунка путем сожжения, сминания листа, разрезания и т.п.

Имплозия. Основывается на том, что страх искусственно усиливается, но при этом подростку предоставляется дополнительная защита. Например, если ребенок боится публичной демонстрации своих знаний, пускай он обязательно ответит у доски, но в присутствии родителей. Рассказ о своих тревогах. При этом важно добраться до сути страха, выяснить самые, казалось бы, незначительные детали. Возможно, после разговора со взрослым, страх обернется в шутку.

СОВЕТЫ:

Переключение на другую деятельность. Нужно постараться отвлечь подростка от его страха, занять чем-то новым, увлекательным и интересным. Процесс засыпания превратился в пытку? Узнай, как избавиться от страха не заснуть.

Страхи у подростка – это явление, с которым можно и нужно уметь справляться. Помочь родителям, совместно с ребенком преодолеть страхи, в состоянии следующие советы психологов:

пересмотр ценностей и приоритетов;

наблюдение за окружающими людьми;

расслабление, как мысленное, так и физическое; доскональное изучение объекта страха;

адекватная оценка собственной личности;

признание прав подростка, в частности: на личное мнение, на позицию в семье, на частную жизнь.

Проблемы подросткового возраста многогранны, в том числе, имеют свое место и страхи. Родителям важно уметь распознавать тревоги и опасения, которые мучают их подросших детей. Это даст возможность совместно преодолеть имеющиеся страхи, а личности – гармонично развиваться.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей