Как избавиться от гедонизма

Содержание
  1. Гедонизм — это философия удовольствия
  2. Гедонизм. Определение
  3. Известные цитаты о гедонизме
  4. Гедонизм против аскетизма
  5. Гедонизм против альтруизма
  6. История и значение гедонизма
  7. Гедонизм в народной культуре
  8. Спорные истории
  9. Трудоголики против гедонистов: сколько работают и где ищут удовольствие нынешние молодые и успешные
  10. Ilona Suvorova
  11. Трудоголики видят смысл в работе, гедонисты — в получении удовольствий. Одни думают: «Какой гедонизм, когда евро — 67» и сидят на работе до полуночи. Для других это повод уехать на дачу до лучших времен с ящиком красного и гигабайтами любимого кино. Однако все в нашем мире неоднозначно, и вы вряд ли встречали в своей жизни «чистых» представителей обоих видов: все так или иначе ищут баланса под этим серым небом, в пробках и вечной необходимости куда-то бежать. T&P спросили о понятиях трудоголизма и гедонизма у психолога и узнали у молодых и успешных, как они соблюдают баланс между работой и получением удовольствий.
  12. Работать свыше 50 часов в неделю
  13. Лиа Чакаберия
  14. Я умный, я красивый
  15. Лиа Чакаберия
  16. В поисках гармонии
  17. Юля Елупова
  18. Артем Суслов
  19. Саша Гузева
  20. Алексей Карлинский
  21. Анна Рогачева

Гедонизм — это философия удовольствия

Гедонизм. Определение

Гедонизм — это философия удовольствия. Это значит делать то, что приносит вам наибольшее удовольствие, независимо от каких-либо других эффектов.

На первый взгляд гедонизм кажется довольно простым; просто делай что хочешь! Ешь, что хочешь, относись к людям грубо, валяйся в постели весь день! Но все не так просто. Философы говорят о парадоксе гедонизма, который относится к тому, как удовольствие через некоторое время кажется испорченным.

Если вы когда-либо съели слишком много конфет за один раз, вы знаете, как это работает. Вы можете наслаждаться конфетами какое-то время, но вскоре после того, как у вас начнутся сильные боли в животе, это увлечение сладким может стать боком.

Оказывается, поведение гедонизма, скорее всего, принесет вам больше боли, чем удовольствия, в конце концов! Чтобы выйти из парадокса гедонизма, философы предложили всевозможные методы максимизации счастья в долгосрочной перспективе. Эти методы иногда противопоставляются чистому гедонизму, который преследует удовольствие от момента к моменту, не обращая внимания на будущее.

Известные цитаты о гедонизме

«Это ошибка . предполагать, что общественность хочет, чтобы окружающая среда была защищена или их жизнь была спасена, и что они будут благодарны любому идеалисту, который будет бороться за такие цели. То, что хочет общественность, — это их собственный индивидуальный комфорт». (Исаак Азимов, Сами Боги)

Великий писатель-фантаст Азимов вложил эту строчку в уста одного из своих персонажей. Это не совсем аргумент в пользу гедонизма; он утверждает, что гедонизм — это все, что мотивирует большинство людей. Персонаж говорит, что большинство людей руководствуется своим собственным удовольствием, и их нельзя убедить пожертвовать этим удовольствием ради каких-либо более высоких целей. Это психологический гедонизм.

«Многие из нас стремятся к удовольствию с такой бездыханной поспешностью, что спешим пройти мимо нее». (Сорен Киркегор)

Христианский датский философ Сорен Киркегор выдвинул несколько замечательных аргументов в пользу веры в то время (в конце 1800-х годов), когда философия была очень немодным способом мыслить! Но на версию христианства Киркегора повлияли многие другие философии и религии, в частности буддизм (хотя ученые расходятся во мнениях о том, насколько это повлияло на него и насколько сходство является совпадением). В этой цитате он делает довольно буддийское утверждение; это истинное удовольствие не от гедонизма, а от душевного спокойствия.

Гедонизм против аскетизма

Аскетизм является своего рода противоположностью гедонизма. Там, где гедонизм — это стремление к удовольствию, аскетизм — к тому, чтобы обходиться без удовольствия. Для аскета потворство удовольствиям является своего рода слабостью и отвлечением, которые мешали бы им соответствовать своим духовным ценностям и достигать своих духовных целей — обычно быть бескорыстными, без желаний, достигать высших уровней медитации и чисто служить другим. Они избегают этих ловушек на своем духовном пути, отказывая себе даже в обычных удовольствиях тела, таких как хорошая еда, одежда, а иногда даже укрытие. Вместо этого они живут как можно меньше и простой пищей, одеваются в любую одежду, в которую они попадают (обычно в тряпки), и живут простой жизнью с суровой дисциплиной.

Аскетизм встречается почти во всех религиозных традициях, где монахи, паломники или садху учат себя жить без лишних физических удобств. Однако следует сказать, что те, кто следует аскетическому пути, часто утверждают, что в конечном итоге он приносит им некое блаженство, которое никогда не может испытать тот, кто занимается физическими удовольствиями. Один из самых известных и интересных романов о духовности, который нравится большинству молодых людей, — «Сиддхарта» Германа Гессе, рассказывает историю индусского мальчика по образцу Будды, который часть своей жизни проводит как аскет, а часть как гедонист и в конце концов достигает своего рода просветления.

Гедонизм против альтруизма

Альтруист — это тот, кто ставит счастье и благополучие всех остальных выше их собственных. Альтруизм — это высшая форма щедрости и доброты. Женщина, отдающая свой последний доллар в приют для бездомных, является примером крайнего альтруиста. Тем не менее, вы все еще можете называть себя альтруистом, не причиняя вреда себе; Вы просто должны делать что-то для других людей, не ожидая вознаграждения за себя.

Альтруизм часто противопоставляется гедонизму по понятным причинам. Многие люди считают, что гедонизм является противоположностью альтруизма. Однако альтруизм и гедонизм отличаются только тем, что мое счастье отличается от вашего счастья. Многие философские и религиозные традиции утверждают, что это не так — что самая большая радость в жизни — это приносить радость другим, и что мое благополучие в конечном итоге зависит от вашего благополучия. Если это правда, то конечный гедонист также будет абсолютным альтруистом! Эта идея является центральной для многих религий, особенно буддизма.

История и значение гедонизма

В греческий и римский период гедонизм был популярен, но спорен; многие греки поклонялись богу по имени Дионис, бог вина и удовольствия. Его фестивали были сумасшедшими гедонистическими вечеринками с большим количеством выпивки, переедания и безрассудного поведения. Традиционные религиозные власти разрешали и в некоторых случаях поощряли такого рода гедонизм. Это даже сыграло свою роль в философии: одно из самых известных произведений Платона посвящено дикой пьяной вечеринке, где все лучшие философы собираются, чтобы обсудить удовольствия любви.

Читайте также:  Техника снятия клеща алгоритм сестринское дело

В философии поздней Римской империи господствовал стоицизм, философия со сложным отношением к гедонизму. Стоиков обычно считают противоположными гедонистам. Они выступали за строгую дисциплину и контроль над эмоциями; они были отчасти аскетами. Но они также верили в то, что тренируют свой ум получать удовольствие от здорового и нравственного поведения. Это сильно напоминает буддизм, и многие историки считают, что на стоицизм повлиял греческий контакт с буддистами в том, что сейчас является Пакистаном, где в то время правил буддизм.

Христианство изменило отношение к гедонизму, поскольку исторически христиане крайне критично относились к поиску удовольствий. Христиане верят, что Адам и Ева жили в Эдеме в радостной жизни, но из-за их Первородного греха мы все должны страдать; и поэтому кощунственно искать удовольствия за счет нашей ответственности перед Богом.

Христианский аскетизм доминировал в философии на протяжении большей части европейской истории (Темные века), но все меньше и меньше следовал за Просвещением. Примерно в начале 1800-х годов несколько британских философов изобрели утилитаризм, который рекомендует создавать максимально возможное количество счастья для как можно большего числа людей. Важной идеей здесь является то, что счастье, а не воля Бога, должно определять, что люди делают.

Сегодня некоторые говорят больше, чем когда-либо прежде, существует много конфликтов между теми, кто твердо верит в ту или иную религию или вообще не верит, и гедонизм во многом связан с этим. Очевидно, что наша современная жизнь в целом более гедонистична, чем когда-либо прежде; большинство людей в мире даже не могли получать удовольствие, как это делают большинство сейчас, вплоть до последних нескольких десятилетий! Те, кто выступает за различные религии, включая христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм, утверждают, что наша современная жизнь слишком ориентирована на удовольствие: мы покупаем дорогую одежду, едим дорогую еду, проводим время в ночных клубах и смотрим телевизор, страдаем номофобией, пренебрегая нашей духовной жизнью. В зависимости от религии они утверждают, что гедонизм греховен или просто вреден для нас.

Здесь очень важно помнить, что удовольствие и счастье — это не одно и то же. Буддисты и другие отмечают, что, несмотря на все наши покупки, еду и питье, мы не счастливы! Уровень самоубийств растет во всем мире, и такие проблемы, как депрессия и алкоголизм, широко распространены. Они утверждают, что мы будем счастливее, если будем жить проще, менее материалистично.

Гедонизм в народной культуре

На Футураме есть персонаж по имени Гедонизм-бот. Персонаж всегда полулежит на диване, его кормят виноградом и т.п. В шоу также есть Бендер, невероятно гедонистический робот, который любит сигары, ликер, жестокие шалости и всевозможные непристойные поступки. Авторы шоу взяли знакомый образ роботов (скучные, предсказуемые, самоотверженные автоматы) и перевернули его, изображая роботов как гедонистов.

В играх Sims 2 вы создаете персонажей с такими стремлениями, как богатство, семья или знания. Одним из вариантов является удовольствие; Эти персонажи просто хотят поиграть, потанцевать и повеселиться! Они идеальные гедонисты. К сожалению, как и все мы, им обычно приходится ходить на работу, чтобы заработать достаточно денег, чтобы заплатить за свои приятные привычки.

Тимон и Пумба из The Lion King — главные гедонисты, когда мы впервые встречаемся с ними. Они бродят по джунглям, едят, спят, поют и хорошо проводят время. В то время, когда он тусуется с Тимоном и Пумба, Симба забывает о своем доме и своих обязанностях и полностью предается гедонизму.

Спорные истории

Британский философ Джереми Бентам утверждал, что все являются гедонистами, верят они в это или нет. Бентам утверждал, что все люди в основном делают все, что, по их мнению, доставит им удовольствие.

Когда вы выбираете себе пончик, это потому, что вы думаете, что пончик сделает вас счастливым. Но когда вы выбираете салат вместо этого, это также потому, что вы думаете, что он сделает вас счастливым.

Согласно Бентаму, разница не в «выборе удовольствия», а в «выборе здоровья», и состоит скорее в том, чтобы решить, какая из этих двух вещей принесет вам больше удовольствия. Это называется психологический гедонизм. Однако критики могут утверждать, что этот пример смешивает счастье с удовольствием.

Основная критика психологического гедонизма заключается в том, что его определение «удовольствия» слишком широкое. Конечно, скажут критики, мы можем определить удовольствие таким образом, что все решения принимаются для удовольствия. Но затем понятие «удовольствие» становится настолько широким, что оно в основном бессмысленно. Под «удовольствием» мы обычно подразумеваем нечто более поверхностное, чем счастье, поэтому философы должны использовать это определение также. Критики Бентама утверждают, что его теория больше основана на семантике (значении слов), чем на психологии.

Слово «гедонизм» происходит от древнегреческого слова «удовольствие». Психологический или мотивационный гедонизм утверждает, что только удовольствие или боль мотивируют нас. Этический или оценочный гедонизм утверждает, что только удовольствие имеет ценность или ценность, и только боль или неудовольствие имеют ценность или противоположность ценности. Джереми Бентам утверждал как психологический, так и этический гедонизм в первых двух предложениях своей книги «Введение в принципы морали и законодательства»: «Природа поставила человечество под контроль двух суверенных господ, боли и удовольствия. Только они должны указать, что нам следует делать, а также определить, что нам делать». Споры о гедонизме были характерной чертой многих веков до Бентама, и это продолжалось и после него. Другими ключевыми участниками дебатов по гедонизму являются Платон, Аристотель, Эпикур, Аквинский, Батлер, Юм, Милл, Ницше, Брентано, Сидгвик, Мур, Росс, Брод, Райл и Чисхолм.

Читайте также:  Уничтожение муравьев холодным туманом что это

В общем, под понятием «удовольствие» понимают в широком смысле слова, включающие или включающие в себя все приятные ощущения или переживания: удовлетворенность, восторг, экстаз, восторг, радость, эйфория, восторг, ликование, радость, удовлетворение, благодарность, радость, симпатия, любовь, облегчение, спокойствие и так далее. Боль или неудовольствие также широко понимаются ниже, как включающие все неприятные переживания или чувства: боль, агитация, агония, беспокойство, мука, раздражение, беспокойство, скука, огорчение, уныние, депрессия, отчаяние, уныние, дискомфорт, недовольство, отвращение, нелюбовь, смятение, дезориентация, неудовлетворенность, дистресс, страх, вражда, раздражение, мрачность, горе, вина, ненависть, ужас, боль, раздражение, отвращение, меланхолия, тошнота, раскаяние, обида, грусть, стыд, печаль, страдания, угрюмость, пульс, ужас, беспокойство, досада и так далее.

В чем суть — это удовольствие или боль? Например, ваша боль — зубная боль, ноющая боль или и то, и другое? Когда вы наслаждаетесь городским пейзажем, доставляет ли вам удовольствие сам вид, ваше удовольствие от него, удовольствие от того, как вы наслаждаетесь им, или все три? И так далее. Имеет ли удовольствие, по сути, «чувство» или феноменологию, «нечто, на что оно похоже» (Nagel 1974). Есть ли у него направленность, «беспристрастность» или интернациональность? Эти вопросы о природе удовольствия и неудовольствия обсуждаются до сих пор, поскольку они имеют отношение к природе и достоинствам различных форм гедонизма.

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

Источник

Трудоголики против гедонистов: сколько работают и где ищут удовольствие нынешние молодые и успешные

Ilona Suvorova

Трудоголики видят смысл в работе, гедонисты — в получении удовольствий. Одни думают: «Какой гедонизм, когда евро — 67» и сидят на работе до полуночи. Для других это повод уехать на дачу до лучших времен с ящиком красного и гигабайтами любимого кино. Однако все в нашем мире неоднозначно, и вы вряд ли встречали в своей жизни «чистых» представителей обоих видов: все так или иначе ищут баланса под этим серым небом, в пробках и вечной необходимости куда-то бежать. T&P спросили о понятиях трудоголизма и гедонизма у психолога и узнали у молодых и успешных, как они соблюдают баланс между работой и получением удовольствий.

Работать свыше 50 часов в неделю

Понятие «трудоголик» было сформировано в начале 70-х. Уже тогда врачи выявили сходство этого явления с другими видами зависимости. Как и другие аддикции, трудоголизм — это бегство от реальности путем постоянной фиксации на работе. Между трудоголиком и человеком трудолюбивым — тонкая грань, которая зависит от поставленных целей. Работа для трудолюбивого человека является частью жизни и способом самовыражения и материального обогащения. Для трудоголика работа — возможность заполнить ей все свое время и мысли. При этом то, что работы не касается, относится к разряду отвлекающих факторов, вызывающих раздражение.

Одной из особенностей этой зависимости является стремление к одобрению. Трудоголик испытывает страх потерпеть неудачу, быть обвиненным в непрофессионализме или лености. Поэтому часто с точки зрения психологического состояния трудоголизм сопровождается чувством тревоги, которое доминирует над всем остальным. Согласно прошлогоднему исследованию ученых Университета Канзаса, трудоголизм связан с ухудшениями физического и психологического состояния. За трудоголиков они считают людей, работающих свыше 50 часов в неделю, несмотря на то, что это не делает их счастливыми. Теория ученых основывается на зависимости «чем больше денег вы зарабатываете, тем больше вы и будете работать», поскольку стоимость ничегонеделания увеличивается. В конце концов все приводит к тому, что у людей не остается времени тратить заработанные деньги. Некоторые трудоголики хотят изменить свой подход к работе, но, как часто бывает, не знают, как это сделать.

Лиа Чакаберия

практикующий семейный и

«Трудоголизм принято считать маниакальным состоянием. Его причины в том, чтобы не переживать какое-то сильное переживание. По сути, это дефлексивный способ выскочить из депрессии: полностью уйти в работу и ничего не чувствовать. Дефлексия — избегание, неосознанный уход, направленный на прекращение контакта, защитный механизм. В таком состоянии нужно выстраивать ресурс (силу) внутри себя. Она берется из функции «я»: из знаний о себе, о своих слабых и сильных сторонах. Важны и внешние ресурсы — это получение поддержки от людей, от социума. Рекомендации для трудоголиков в том, чтобы встретиться со своим переживанием, то есть говорить об этом с безопасными людьми. Так как трудоголизм можно отнести к травме потери опоры, важно почувствовать и принять поддержку, получить опыт и по размораживаться».

Я умный, я красивый

Гедонизм как этическое учение связан с именами древнегреческих философов Аристиппа и Эпикура, но подобные смыслы встречаются еще в древневавилонской версии «Эпоса о Гильгамеше», написанном вскоре после того, как сама письменность была изобретена. Смысл разных ответвлений гедонизма основан либо на желании непосредственно получения удовольствия, либо на осознанном избегании боли. С психологической точки зрения это гипотеза о стремлении человека к радости, удовлетворению, или избеганию разочарований как единственном мотиве всех поступков.

Гедонизм ассоциируется с яркой и насыщенной жизнью. Такие люди живут в моменте, не планируя многое наперед. Люди, склонные к здоровому гедонизму, не безответственны. Они способны выполнять свои обязательства, однако удовольствия ставятся в приоритет. Понятие гедонизма может носить и негативный окрас из-за его крайних форм: к примеру, чревоугодия или лености.

Лиа Чакаберия

практикующий семейный и

«Суть гедонизма в избегании страданий. Это нарушение психоэмоционального развития личности, которое может передаваться по наследству как модель сценарного развития. Мать или отец могут вести себя подобным образом, давая установку, что главное — наслаждаться жизнью, едой, общением, праздным образом жизни, что мы рождены для этого. Работать с теми, для кого гедонизм — не просто сценарий протестного поведения, а еще и философия, тяжело. Они считают, что напрягаться не надо, а радости жизни сами должны идти в руки: я умный, красивый, я достоин этого, а работают пусть все остальные».

В поисках гармонии

Трудоголики или гедонисты в крайних их проявлениях встречаются не так часто. Обычно эти подходы смешиваются. Согласно тенденции, миллениалы больше заботятся о соблюдении баланса между жизнью и работой, чем предыдущие поколения. Проявления одного или другого подхода порой сменяют друг друга с течением жизни или оба находят свое проявление, существуя в гармонии.

Читайте также:  Чем опрыскивать зеленую тлю

Юля Елупова

Руководитель студии «Инфографика»

«У меня нет внутренней потребности работать 24 часа в сутки. Был этап, когда я была жутким трудоголиком. Я тогда училась в университете, и мне казалось, что если я сейчас не буду вкалывать, то никогда не стану крутым журналистом и не буду хорошо зарабатывать. То же было, когда я только начинала бизнес. Это такое странное состояние, когда тебе как-то стыдно просто ничего не делать и сидеть сложа руки, и ты вкалываешь в выходные, праздники, ночью, потому что только так видишь возможность чего-то добиться. Еще такое было, когда случались какие-то особенно интересные для меня проекты, которые захватывали. Это очень крутое чувство, когда ты засыпаешь с мыслью о том, что поскорей бы настало утро, чтобы можно было снова заняться тем самым делом. Но долго в таком состоянии жить нельзя, лично я внутренне изнашиваюсь. Мне в принципе ближе, наверное, подход гедонистов. Так как я считаю, что жить и работать надо исключительно в кайф».

Артем Суслов

Ведущий специалист по внедрению в «Интегратор ИТ»

Не трудоголик, но работает в нерабочее время.

«Я разделяю позицию трезвого взгляда на работу и получение удовольствий от жизни. Для меня работа — это способ саморазвития и самовыражения, достижения поставленных целей и с точки зрения роста профессионального и личностного, и с точки зрения роста доходов. Трудоголиком себя назвать не могу, хотя я зачастую решаю рабочие вопросы в нерабочее время. Но в этом случае я точно знаю, что делаю это для получения наилучшего результата и для дела, и для себя. Гедонизм я понимаю только в том случае, когда он соотнесен с усилиями, затраченными на работу. То есть хорошо работаешь и хорошо отдыхаешь. В других случаях у отъявленных гедонистов редко получается делать что-то достойное. Обычно это или недобизнес, или недоискусство. А гедонистический подход вообще без созидания — это потребительство в чистом виде, которое я в принципе не одобряю».

Саша Гузева

Выпускающий редактор спецпроекта в Russia Beyond the Headlines.

Скорее трудоголик, но старается не превратиться в зомби.

«Мне очень важна моя работа. Я работаю на одном месте три года и действительно ратую за то, чем занимаюсь. Мне интересна моя профессия, я работаю и по выходным, и по вечерам, если это необходимо. При этом я довольно четко осознаю, что превращаться в зомби ни в коем случае нельзя. Нужно уметь расслабляться, снимать стресс, путешествовать, что развивает и вдохновляет, а это и для дела полезно. Я зачастую сталкиваюсь с трудоголиками, которые полностью погружены в работу. Вижу их срывы и уставшие лица. Но вообще думаю, что это зависит от того, чем человек занят. Если он работает на свое дело, то может и после 12-часового рабочего дня быть воодушевленным. Гедонистов я тоже встречаю, но не очень понимаю. Знакомая вот бросила все, накопив немного денег, и уехала отдыхать на Бали на неопределенный срок. Для меня это равно безответственности».

Алексей Карлинский

Менеджер по маркетингу в LG

Ни тот, ни другой.

«Баланс в жизни я соблюдаю очень просто. Я люблю свою работу и как минимум от этого получаю удовольствие. Даже когда работа нудная, а такое бывает, я всегда помню о том, что вся рутина делается ради какого-то общего и хорошего дела. Однако надо понимать, что работа не есть цель, поэтому основа баланса заключается в осознании, что радостные моменты в жизни достигаются путем больших возможностей. А эти возможности мне дает моя работа и доход от нее. Поэтому я не только люблю свою работу, но и люблю зарплату, которую трачу на любимых людей и любимые занятия.

Люди, которые одержимы только одним подходом, на мой взгляд, несчастны. Я знаю достаточное количество и тех, и других. У трудоголиков обычно нет семьи и настоящих друзей. Вся их энергия реализована в работе. А люди, одержимые только стремлением получать удовольствие, не развиваются как личности, потому что в большинстве случаев их удовольствие связано с удовлетворением бытовых потребностей, а не развитием. Ни тот, ни другой тип мне не интересен, так как каждый из них чем-то явно ограничен».

Анна Рогачева

Музыкальный редактор «Радио России. Культура»

Пытается соблюдать баланс.

«Я не трудоголик и не гедонист, мне всегда важно поддерживать гармонию. Думаю, что соблюдать баланс можно так: на работе думать о работе, а дома — о друзьях и близких, хобби и путешествиях. У меня, к большому счастью, это получается. Даже когда случаются авралы или долгие рабочие дни, что бывает на радио не так уж редко. Бывает и наоборот, и тогда я с легким сердцем иду пить кофе с друзьями или домой читать интересную книжку. А утром с удовольствием еду на работу, потому что не устала от нее вчера. C коллегами мне повезло, поэтому, как правило, в нерабочее время мы стараемся не беспокоить друг друга по профессиональным вопросам. В офисе всегда кто-то есть, и, если там могут справиться своими силами, они это делают. Я встречала много трудоголиков и другую их крайность — даже не гедонистов, а людей, которые избегают «рабочих» мыслей, как только шагнут за порог офиса, просто потому что работу свою не любят или, опять же, слишком устают, и их психика просто защищается от лишних мыслей в эту сторону. Такие условия душат любые творческие мысли, без которых, на мой взгляд, не обходятся в работе ни хорошие художники, ни хорошие программисты. А когда нет такого внутреннего запрета, идеи возникают сами собой. Именно поэтому важно поддерживать баланс между всеми сферами жизни, что мне сейчас, кажется, удается».

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей