Как избавиться от гиперопеки детей

Как выйти из-под материнской гиперопеки: практические советы

Маменькины дочки-сыночки…Звучит умилительно, не правда ли?

Вот только если в детском возрасте подобная тесная связь ребенка с мамой кажется естественной и приемлемой, то спустя годы она является неуместной и может испортить жизнь уже давно взрослому чаду. Выражается это в отсутствии семьи, проблемах на личном фронте и в работе, страхе принятия решений и прочих неприятных моментах.

Если вы подозреваете, что проблема материнской гиперопеки касается и вас, внимательно ознакомьтесь с этой статьей. Она позволит понять, насколько вы привязаны друг к другу и как «разорвать пуповину» для более счастливого и радостного существования.

Какие признаки указывают на слишком сильную привязку к матери:

• вам постоянно нужно быть с ней на связи, неважно посредством чего — телефона или визитов. В противном случае вы чувствуете себя неуютно;

• актуально для молодых людей: вы не поддерживаете контакт с матерью, а всех бывших девушек считаете недостойными или виноватыми в разрыве отношений;

• вы легко можете покинуть компанию или прекратить свидание, если вашей маме неожиданно понадобилась помощь в решении простых бытовых вопросов. Например, донести сумки до дома, повесить картину, или просто уже поздно и она ждет вас домой;

• вам «далеко за…», но вы до сих пор живете бок о бок с матерью, а своей семьей не обзавелись;

• вы привыкли во всем советоваться с мамой и прислушиваетесь к ее мнению, даже если дело касается образования, выбора друзей и спутника жизни;

• вам трудно принимать самостоятельные решения, а во всех жизненных неурядицах виноваты окружающие и обстоятельства, но не вы;

• вам страшно взять ответственность за важные события в своей жизни: переезд в другой город, разрыв с партнером, желание работать по призванию, а не по специальности и т.п.;

• вы практически всегда избегаете конфликтов и выяснения отношений с близким человеком, как когда-то привыкли не перечить маме для исключения ссоры с ней.

Как выйти из-под опеки мамы?

1. Признайтесь себе в наличии проблемы и примите решение действовать.

Согласитесь, нет смысла менять жизнь и работать над собой, если вас все устраивает, а возникающие мысли – результат действия общественного мнения, но никак не решение, идущее от сердца. Поэтому, если ситуация вам некомфортна, двигаемся дальше.

2. Откровенно поговорите с мамой.

Настройтесь на нелегкий разговор, а возможно и не один, о желании принимать личные решения. Дело в том, что большинство матерей, безмерно опекающих своих детей, воспринимают разговоры о желании ребенка быть самостоятельным как предательство и неблагодарность. Вам важно проявить терпение и настойчивость.

3. Учитесь противостоять манипуляциям.

Женщины, привыкшие к постоянному присутствию детей, иногда идут на различные приемы, чтобы удержать их рядом. В ход идут и «спекуляции» на своем здоровье, загубленной жизни, угрозы о прекращении помощи деньгами и т.п. Ваша задача – отличить ложь от правды и научиться противостоять навязываемому чувству вины перед матерью.

4. Осознайте себя личностью со своим кругом интересов.

В чем отличие самостоятельного человека от его противоположности? В том, что он сам определяет цели и задачи в жизни, допускает наличие ошибок и промахов, делает выводы из неприятных ситуаций и старается их больше не допускать. Только вы лучше других знаете зону своих интересов и стремлений. Отстаивайте свое право на желаемую жизнь, а не по чьей-то указке. Даже если эта «указка» – ваша мама.

5. Обойдемся без войны.

Самое главное – не воспринимать призыв к отстаиванию своих прав как начало конфронтации с матерью. Не нужно ни с кем бороться или воевать: тогда здесь должны быть и проигравшие, и победившие. Мама все-таки вам не враг. Поэтому научитесь лучше выстраивать собственные границы, начните говорить «нет» для начала хоть кому-то, высказывать свою точку зрения.

6. Обратитесь за помощью к специалисту.

Привязка к матери сродни психологической зависимости. Поэтому самостоятельная работа над «разрывом пуповины» чревата периодическими срывами и отчаянием, что толку из этого не выйдет. Например, вы можете переехать в другой город, подальше от мамы, но ощущать неразрывную связь с ней, зависимость от ее мнения, высказываний. На помощь придет квалифицированная помощь психолога, который поможет разорвать болезненную связь с матерью. Конечно, не без вашей работы над собой.

Чтобы выйти из-под материнской гиперопеки, понадобятся силы, время и море терпения. А как иначе, если лет до тридцати молодой женщине или мужчине не приходилось проявлять свою самостоятельность? Но и награда более чем достойная: избавление от мучительной зависимости и прекращение негативного жизненного сценария под названием «маменькины детки». А это уже дорога к маячащим новым перспективам и жизни, которую выбираете только вы, без оглядки на других.

Источник

Как избавиться от гиперопеки детей

Меня чрезмерно опекали в семье все. Отец — азербайджанец, который вырос в школе-интернате. Мама и бабушка, наоборот, всю жизнь жили вместе и просто не знали других проявлений любви. Мне кажется, их всех объединял страх перед внешним миром.

Папа оправдывал свою гиперопеку национальными особенностями. Однажды он сказал мне: «Девочки — как овцы. Если их отпустишь, они прибьются к первому попавшемуся пастуху». Мама и бабушка оправдывались заботой. В детстве я занималась балетом и обожала его — стояла как вкопанная перед телевизором, когда показывали «Щелкунчик», никому не позволяла переключать, ходила по квартире в балетном купальнике. Но родители решили, что я слишком устаю и не успеваю из-за этого заниматься английским, поэтому с танцев меня забрали.

До седьмого класса меня водили в школу. Мама и бабушка брали на себя все бытовые вопросы: что и когда я буду есть, куда пойду и в какой одежде. Они наводили порядок в моем шкафу. Пока мы жили вместе, у меня не было личного пространства, даже своего ящика в письменном столе.

Подростком я стала больше общаться со сверстниками начала позже возвращаться домой. Родители звонили мне, я не брала трубку, меня искали по моргам. Папа хотел знать, с кем я общаюсь, почему накрасила ресницы, почему выщипала брови и надела юбку выше колена. Все это продолжалось, когда я училась в университете. В 20 лет родители запрещали мне приходить домой после 10 вечера. Никто не был уверен, что я смогу закрыть дверь на ключ. Отношения с противоположным полом были под запретом.

Читайте также:  Морская свинка скрещенная с крысой

На последнем курсе я сказала, что хочу переехать из Москвы в Санкт-Петербург. Начались скандалы с криками «Ты мне больше не дочь!», но я все равно уехала и там вышла замуж за русского мужчину. Папа плакал, когда узнал об этом. Я решила не звать родных на нашу свадьбу.

Первое время после переезда было сложным. Мне хотелось избавиться от всего, что связывало с родителями. И я совсем не понимала, как устроен мир. Как люди зарабатывают деньги, как ходят в магазин? Мне казалось, что мне ничего нельзя и я ничего не могу. Через какое-то время я адаптировалась и устроилась на работу, снова стала общаться с родителями. Сначала мы часто ругались, потом отношения нормализовались.

Позже мы с мужем развелись. Я понимаю, что выбрала его, потому что он — копия мамы — для меня так выглядел любимый человек. Когда я рассказала о разводе, папа опять расстроился. Мне сложно было избавиться от его убеждения, что женщине нельзя разводиться, потому что после этого она становится «использованной». Но в конце концов я поняла, что со мной все в порядке, развод — это нормально.

В нашей семье есть шутка, что папа продаст меня за 100 баранов. После развода он предложил поехать в Азербайджан и найти мне нового мужчину. Иногда появляются мысли: может, действительно стоило выйти замуж за азербайджанца и принять ислам, чтобы за меня всё решали. Потом я возвращаюсь в реальность и говорю таким мыслям «нет».

Сейчас у меня есть молодой человек. Он из Финляндии, весь в татуировках, из андеграундной тусовки. Я не рассказываю папе, потому что мой партнер — противоположность папиного идеала.

К сожалению, Алла была обречена попасть под гиперопеку родных.

В семьях азербайджанцев традиционно последнее слово за мужчинами. В данном случае это отразилось на всей семейной системе. Также на ситуацию повлияло и то, что отец Аллы вырос в интернате, где за него принимали решения. Как следствие — сформированное представление о том, что взрослые решают все и за всех. Это он перенес и в свою семью. У матери Аллы тоже были причины для гиперопеки: о ней всю жизнь заботилась мать.

Алла стала в своей семье стабилизатором — родные объединились вокруг нее. По этой же причине семья была не готова ни к «синдрому опустевшего гнезда», ни к синдрому «неоправданных ожиданий». Ребенку важно осознавать свое право на отделение и не путать его с эгоизмом или предательством.

К сожалению, Алла была обречена попасть под гиперопеку родных.

В семьях азербайджанцев традиционно последнее слово за мужчинами. В данном случае это отразилось на всей семейной системе. Также на ситуацию повлияло и то, что отец Аллы вырос в интернате, где за него принимали решения. Как следствие — сформированное представление о том, что взрослые решают все и за всех. Это он перенес и в свою семью. У матери Аллы тоже были причины для гиперопеки: о ней всю жизнь заботилась мать.

Алла стала в своей семье стабилизатором — родные объединились вокруг нее. По этой же причине семья была не готова ни к «синдрому опустевшего гнезда», ни к синдрому «неоправданных ожиданий». Ребенку важно осознавать свое право на отделение и не путать его с эгоизмом или предательством.

Источник

Гиперопека: как избавиться от последствий взрослому?

«Не беги — упадешь!»

«Не дружи — обманут!»

«Ты хочешь в туалет, немедленно сходи!»

Некоторых родители в детстве бросают на произвол судьбы. Других же, наоборот, «залюбливают» (помните, что постоянный контроль и внимание не есть настоящая любовь). Что делать, если это с вами делали? Если каждый ваш шаг контролировался, любая погрешность вызывала бурю эмоций и немедленное «исправление»?

Последствия гиперопеки

Ребенок получает сложный, слишком насыщенный опыт от гиперопекающего родителя. Попробуйте разделить его на 4 основных направления (скрытых послания):

1. Важен не ты, важно, чтобы ты был в порядке (чтобы от тебя не было проблем).

Родитель беспокоится не о ребенке, а о своем реноме. Качество родителя (хорош он или плох) зависит от того, что происходит с ребенком, насколько он соответствует «нормам».

2. Ты полностью зависим.

На самом деле уже с 1-2-го года жизни ребенок зависит от родителя не абсолютно . Но к сожалению, гиперопекаемые дети обменивают свою свободу и свое «Я» на принадлежность к семье. Они вынуждены скрывать от родителей большую часть своей жизни, изворачиваться, врать, приукрашивать.

3. Никому не важно, что с тобой происходит.

С гиперопекающими, чрезмерно заботящимися родителями невозможно поделиться своими чувствами. Это одно из самых тяжелых последствий гиперопеки – глубокое чувство одиночества.

Задача родителя – отражать «Я» ребенка.

  • ты сейчас зол, раздражен, рад.
  • с тобой поступили несправедливо, ты обижен.
  • тебе хочется пить, поэтому ты капризничаешь.

Всего этого гиперопекаемый сын или дочка лишены. Они с детства «в курсе», что надо хотеть то, чего хочет мама (папа, бабушка).

А их внутренняя жизнь уходит глубоко на дно либо замораживается.

Впрямую этот эффект можно назвать так:

Мы заботимся, но не о тебе, а о каком-то другом ребенке , которого сами же и придумали.

(А тебя настоящего мы видеть не хотим, ты неудобный со своими желаниями.)

Вырастая, такой человек банально не знает себя. Он всегда готов, что ему расскажут, «кем он должен хотеть быть».

4. Будь сильным, но будь слабым, чтобы оставаться рядом с нами

Главное послание гиперопекающего родителя я приберегла под конец.

Оно звучит именно так.

  • Ты должен быть сильным (= справляйся сам, мы бросаем тебя в воду этой жизни, выплывай как умеешь, пряча проблемы)
  • но при этом оставаться слабым (не знай о своих сильных сторонах, не опирайся на себя, ты нужен нам рядом, чтобы о тебе заботиться, чтобы в тебя эвакуировать свои желания, чтоб в нашей жизни был смысл).

Итоги детства

Человек, с которым обращались именно так, имеет целый список нарушений границ и образа себя. Например:

  • услужлив, помогает, поддерживает других, а не себя, не выносит конфликты;
  • склонен к соглашательству и предательству себя, либо наоборот, замкнут и себе на уме, не терпит никакого посягательства на личную свободу;
  • легче идет в зависимости, созависимость;
  • склонен к ипохондрии;
  • тревожен;
  • часто напряжен или скован;
  • с трудом остается в одиночестве;
  • тяжело принимает самостоятельные решения, долго колеблется;
  • склонен к страхам и может уже сам продолжать пугать себя потенциальными проблемами («недосмотрю», «вляпаюсь», «вдруг ошибусь»), катастрофизирует их;
  • стыдит/винит себя, обязан родителям «по гроб жизни».

Как избавиться от последствий гиперопеки, если вы уже выросли

Пошаговая инструкция выглядит так:

1. Найти свое я . Регулярный поиск, обнаружение и удовлетворение своих желаний и потребностей. Даже в мелочах и особенно в них. Разумная рефлексия («у меня получилось это»).

2. Подростковый бунт и выход на «свою стаю» – поиск своих людей, компании, способа жизни, собственных ценностей. Отказ от эмоционального обслуживания родителей. (Физически посильно заботиться можно и нужно. Просто перестаньте тратить на них душу, включаться ею во все их дела.)

3. Отдельная судьба. Выйти из семейной системы – значит, организовать собственную. Даже если это нуклеарная семья (из одного человека – вас).

Если остались вопросы про конкретно ваши последствия гиперопеки – пишите о своей ситуации мне на е-мейл.

Источник

Как избавиться от гиперопеки детей

Гиперопека – серьезная педагогическая проблема современности. Конечно, в большей степени она лежит в сфере семейных отношений. Но учителя, как правило, так или иначе соприкасаются в своей работе с этой сферой и могут оказать реальную помощь родителям в вопросах воспитания. Попробуем разобраться, что же такое гиперопека и чем она может мешать подростку и его родителям.

Нынешнее поколение подростков кардинально отличается от своих родителей. Вспомним наши школьные годы: мамы и папы работали, приходили поздно, их сил едва хватало на то, чтобы узнать, готовы ли уроки. А мы вели свою собственную жизнь: гуляли с друзьями, бегали на кружки и на свидания, без посторонней помощи делали уроки и готовились к контрольным.

Сейчас многое изменилось. Не каждый родитель отпустит ребенка одного на кружок, да и кружок этот может находиться на другом конце города. Родители стремятся дать ребенку всё возможное, и свободного времени у многих подростков остается всё меньше. Многие мамы не работают, полностью посвящая себя семье.

И в этой новой реальности появилась новая, прежде малоизвестная проблема – гиперопека.

Гиперопека и ее виды

Воспитание в семье можно описать с помощью различных характеристик: сколько требований к ребенку предъявляют, как его поощряют или наказывают, что ему разрешают или запрещают. Одной из таких характеристик является уровень опеки. Он показывает, сколько сил, внимания, времени уделяют родители ребенку. Известные специалисты в области семейных отношений Э.Эйдемиллер и В.Юстицкис называют гиперопекой такой сложившийся в семье стиль воспитания, при котором детям уделяют крайне много времени, сил и внимания, забота о детях становится главным делом жизни родителей. В реальности это проявляется в том, что родители слишком много помогают сыну или дочери.

Конечно, любой ребенок нуждается в помощи и заботе со стороны мамы и папы, и не каждая подсказка или напоминание являются проявлением гиперопеки. Забота становится излишней, когда родители делают за ребенка то, что он вполне может научиться делать сам, или когда в результате этой помощи ребенок чувствует себя слабым и никчемным. Часто можно встретить расхожее мнение, что исключительное внимание родителей необходимо для благополучного развития. Это действительно так, если мы говорим о младенцах до года. После этого возраста ребенку важен баланс самостоятельности и родительской заботы, и с каждым годом его жизни этот баланс меняется: самостоятельности должно становиться всё больше.

Два вида гиперопеки

В психологии выделяют два вида гиперопеки. Первый вид называется потворствующим. В этом случае родители не просто очень много занимаются ребенком, они делают это в исключительно мягкой форме, стараясь как можно меньше ограничивать подростка. Потребности ребенка становятся самыми главными, мама и папа готовы пожертвовать своими интересами ради него. Кроме того, как правило, при потворствующей гиперопеке ребенку почти ничего не запрещают. В крайних вариантах такого вида гиперопеки мама восьмиклассника может позвонить классному руководителю сына и попросить его проверить, чтобы сыночек поел, а бабушка выпускницы отказывается лечь в больницу, чтобы иметь возможность провожать внучку в школу.

При втором виде гиперопеки – до минирующем – родители не просто слишком много помогают ребенку, но и постоянно контролируют его. Мама или папа непрерывно командуют подростком, что-то требуют или запрещают, как правило, не интересуясь мнением самого ребенка и не давая ему проявить инициативу. Часто это сопровождается негативными комментариями в адрес ребенка. Вот типичный пример. Мама с дочерью тринадцати лет пришли в гости, хозяйка спрашивает девочку: «Какой салат тебе положить?». Мама вмешивается, не дав дочери сказать ни слова: «Вон тот, без майонеза, и так она уже вес набрала за лето».

Подчеркнем, что при второй форме гиперопеки замечания не обязательно делаются в грубой или неуважительной форме. Нотации, разъяснения, настойчивые напоминания – тоже ее проявления. Многие родители скажут: «Я бы не стал его так опекать, если бы он был самостоятельным и помнил всё сам». Однако самостоятельность и самоорганизация формируются постепенно, они не появятся ниоткуда в определенном возрасте. Когда дети были маленькими и учились ходить, сначала они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно так же происходит с самостоятельностью: она развивается поэтапно, родители постепенно усложняют то, что поручают ребенку. Но если всё делать за ребенка и слишком много ему помогать, самостоятельности взяться неоткуда. Возникает своего рода замкнутый круг: гиперопека мешает ребенку стать самостоятельным и мы продолжаем его опекать.

Почему возникает гиперопека?

Когда ребенок еще совсем мал, родители практически всё делают за него: кормят, одевают, играют с ним. Постепенно возможности малыша растут: он учится ходить, самостоятельно одеваться, уже может сам играть. С каждым годом он всё меньше нуждается в помощи взрослых, и задача родителей – адаптироваться к новому уровню развития ребенка, уменьшая количество опеки. Но перестроиться удается не всегда – и тогда родители продолжают заботиться о ребенке всё так же активно, помогать, подсказывать.

Причины этого могут быть различные. Некоторые стремятся дать своим детям то, чего не получили сами: например, бабушка работала и почти не вникала в жизнь своих детей, которые выросли, сами стали родителями и теперь готовы проводить рядом со своим ребенком круглые сутки. Могут повлиять и события из жизни семьи: если на каком-то этапе родители очень волновались за ребенка (скажем, он тяжело болел или с ним произошел несчастный случай), если ребенок тяжело достался (скажем, родился после долгого лечения или ЭКО). Сказываются и личные особенности родителей: мама-начальник, привыкшая руководить подчиненными, часто и детей контролирует столь же строго.

Наконец, родители, а также бабушки и дедушки хотят чувствовать себя нужными, востребованными. Гиперопека часто становится возможностью ощутить свою необходимость для семьи. Это особенно часто встречается в тех случаях, когда забота о семье становится главной сферой реализации: неработающая мама или бабушка-пенсионерка чаще рискуют стать гиперопекающими. Приведу такой пример. В семье было множество конфликтов между бабушкой и четырнадцатилетним внуком: мальчик настаивал на том, что многие вещи он вполне может делать сам (и родители были готовы дать ему такую возможность), а бабушка стремилась ему помочь. Наконец, когда все-таки мама и папа решили предоставить сыну больше самостоятельности в некоторых областях, бабушка возмутилась: «Ну если я вам вообще не нужна, можете отправить меня в дом престарелых».

В ряде случаев родителям бывает полезно понять, что приводит к гиперопеке. Это становится первым шагом к тому, чтобы от нее избавиться. Но классному руководителю нужно тщательно подумать, стоит ли затрагивать этот вопрос самому или лучше предложить родителю поговорить с психологом. Беседа о корнях гиперопеки может быть для родителя довольно болезненной.

Чем гиперопека мешает ребенку?

Давайте зададим себе простые вопросы: зачем вообще нужно ребенка воспитывать и в чем главная цель родительства? Ответить на них можно по-разному, но главное будет присутствовать во всех ответах: мы хотим подготовить детей к жизни, чтобы они могли быть успешными и счастливыми в том социуме, в котором им предстоит жить. А для этого подростку важно ощущение уверенности в себе, умение проявлять инициативу, справляться с трудностями и соблюдать существующие в обществе правила и нормы.

При гиперопеке ребенку трудно научиться быть независимым и самостоятельным, поскольку о нем так много заботятся. При обоих типах гиперопеки у подростков могут быть проблемы с самооценкой. При потворствующем варианте самооценка обычно очень высокая, но крайне неустойчивая, и детям сложно справляться с неудачами. Сверхзаботливые мамы часто замечают, что их дети очень бурно реагируют на малейший неуспех. И неудивительно: ребенок привык, что ему во всем потакают и он всегда на первом месте.

При втором типе мы часто наблюдаем заниженную самооценку. Ребенок вырастает ведомым и неуверенным в себе, ведь мама всегда знает лучше, он привык к тому, что с его мнением не считаются, и не может на нем настоять.

Конечно, все дети разные, и на гиперопеку будут реагировать по-разному: одни подростки с наступлением переходного возраста начнут активно протестовать, а другие окончательно примут пассивную позицию и будут во всем полагаться на старших. Но в любом случае последствия будут негативны.

Как понять, проявляет ли родитель гиперопеку?

Классный руководитель может, побеседовав с родителями, попробовать ответить для себя на такие вопросы.
– Можно ли сказать, что воспитание ребенка стало для родителей главным делом жизни?
– Бывает ли такое, что они регулярно забывают о своих интересах ради заботы о ребенке?
– Какую часть дня у родителей занимает время, которое они проводят с ребенком?
– Отказываются ли они ради ребенка от чего-то очень важного?

Естественно, речь идет не об одноразовых действиях, а об устойчивых тенденциях. Например, понятно, что в случае болезни дочери мама не пойдет в театр, а останется с ней. Но если каждый раз, когда мама проводит время вне дома, дочь звонит ей под каким-то предлогом и мама немедленно бросает свои дела и мчится домой – гиперопека налицо.

Также имеет смысл понаблюдать за тем, как родители общаются с ребенком.

– В чем они ему помогают?
– Как они комментируют то, что делает ребенок?
– Дают ли ему возможность проявить инициативу?
– Можно ли сказать, что ровесники ребенка делают сами то, что мама или папа делают за него?

В ряде случаев родителям трудно критически отнестись к своему поведению. Классному руководителю не стоит торопиться с выводами и оценками. Гиперопека развивалась не один день, и избавиться от нее за один день не получится. Нужно быть осторожными и внимательными, обсуждая с родителями вопросы гиперопеки. Свое мнение лучше высказывать в виде вопроса: «Может быть, вы ему помогаете слишком много?».

Что же делать гиперопекающим родителям?

Очевидный ответ – уменьшить количество заботы и помощи ребенку. Сделать это непросто, но можно, хотя это потребует значительной самоорганизации со стороны родителя.

Отказ от гиперопеки не означает, что можно пустить ситуацию на самотек и предоставить подростку полную свободу. Это ему не нужно, да он к такой свободе и не готов. Важно превратить опеку в эффективную помощь. Для этого прежде всего надо посоветовать родителям приучать подростка просить о помощи. Не нужно бросаться на помощь ребенку, как только он столкнулся с затруднениями. Пусть родитель подождет, пока подросток сам подумает и попробует справиться с возникшей трудностью, и только потом спросит: «Тебе нужна моя помощь?». Если ребенок согласится, тогда можно уточнить: «Чем именно я могу тебе помочь?». Если ребенок затрудняется с ответом, стоит предложить варианты на выбор: «Тебе нужно объяснить задачу или просто посидеть с тобой рядом?». Если он отказался, не нужно его разубеждать, что он сам не справится, лучше сказать: «Хорошо. Я подойду через полчаса». И если через полчаса он всё еще не справился, только тут можно сказать: «Вижу, что это непростая задача. Давай попробуем вместе».

Педагог в разговоре с родителями может предложить им подумать, в какой области они могли бы перестать ему помогать. Достаточно выбрать что-то одно, пусть и незначительное: чистка зубов, уроки по биологии, сбор в бассейн. Лучше всего, если это будет какое-то дело, которое ребенку самому нравится и в которое родители действительно готовы не вмешиваться. Пусть они дадут понять ребенку, что теперь он этим занимается сам, и периодически хвалят его за то, что он с этим сам справляется. Через некоторое время имеет смысл расширить этот список и добавить туда что-то еще. Если подросток будет забывать, это должно быть его собственной проблемой: не собрался в бассейн – не пошел на плавание. Поэтому нужно выбирать именно такие дела, которые родители готовы полностью отдать ему на откуп.

Если родители склонны к потворствующей гиперопеке, им очень важно расширять свой кругозор и сферу интересов, заниматься чем-то еще. Совершенно не обязательно непременно идти на работу, если это мама-домохозяйка. Возможно, у нее есть какое-то увлечение, она давно хочет изучать иностранный язык или пойти на танцы. Может быть, классному руководителю стоит привлекать таких родителей для работы в родительском комитете.

Еще один совет, который может дать классный руководитель родителям: если подросток обращается с вопросом по поводу трудной ситуации, не торопитесь с ответом. Сначала лучше спросить ребенка, что он сам думает по этому поводу. Или предложить несколько вариантов на выбор и поинтересоваться, что ребенку кажется оптимальным. При этом воздержаться от критики или нотаций.

Если родители склонны к доминирующей гиперопеке, важно научиться позволять подростку проявлять инициативу. Педагог может посоветовать родителям интересоваться мнением ребенка по тем или иным вопросам, предлагать ему выбор из нескольких вариантов, будь то блюда на завтрак или цвет кроссовок. Но уж если ребенку дают выбирать, ни в коем случае нельзя его разубеждать или показывать, что он выбрал неправильно. Лучше не давать выбора совсем, чем спросить: «Что ты выбираешь?» – и потом всё равно сделать по-своему.

Если гиперопека характерна для кого-то из членов семьи (например, бабушки), можно найти для этого человека новое дело, благодаря которому он будет чувствовать себя нужным и востребованным. Например, в семье, о которой речь шла выше, бабушку попросили взять на себя задачу организовать здоровое питание для всей семьи. Она с энтузиазмом взялась за новые рецепты и смогла уменьшить контроль за внуком.

И самое главное: важно помнить, что отказ от гиперопеки – это проявление любви к ребенку. Уменьшая нашу заботу, переставая помогать ему, когда он в этом не нуждается, мы даем ему возможность поверить в себя, стать более самостоятельным и взрослым. И не нужно бояться, что без гиперопеки отношения с ребенком станут хуже. Напротив, уход от нее – это важный шаг на пути к тому, чтобы по-настоящему стать другом подростку.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей