Как избавиться от горлового произношения звука р

Исправление горлового произношения звука «р» у детей

Татьяна Врублевская
Исправление горлового произношения звука «р» у детей

Звук [р].

Артикуляция: губы растянуты, зубы приоткрыты, кончик языка приподнят к верхнему нёбу и вибрирует. При произношении звука участвуют голосовые связки. Звук [р] — самый звонкий в русском языке. Недостатки в произношении звука [р] называются ротацизмом.

Бывают следующие недостатки:

1. Замена звука [р] звуком [л] (кончик языка прижат к верхним зубам).

2. Смягчение звука [р].

3. Замена звука [р] звуком [д] (нет вибрации).

4. Замена [р] звуком [ч].

6. Горловое [р]. Это самый тяжёлый недостаток.

Если ребенок произносит горловой звук [р], то постановку лучше начать от звука [р] проторного, т. е. без вибрации. В норме все дети проходят через [р] проторное.

Указание к вызыванию и постановке

Если нет звука [р], надо проверить звук [с]. Самое главное – какая воздушная струя при [с] — сильная или слабая. Если слабая, то работаем над воздушной струёй.

Постановка [р] — проторного

«Улыбнись, покажи зубки, приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, но не прижимай его там и позвени как комарик». Перед этим надо посмотреть как ребенок произносит [з], как делает упражнение «Грибок». Проторное [р] мы вводим в слоги, слова, фразы. Одновременно вырабатываем вибрацию кончика языка. Когда ребёнок произносит [р] — проторное, важно, чтобы ребёнок удерживал язык в правильном положении и следил за правильной струёй воздуха (можно держать перед ртом узкую бумажную полоску, которая должна отклоняться вперед). Звук должен быть легким, без напряжения, чтобы ребёнок его не выделял, усиливая голос, тогда проторное [р] будет хорошим.

Когда добьёмся хорошего [р], то мы говорим ребёнку: «Слышишь как у тебя комарик звенит, видишь, что делает твой язычок, он поднимается наверх и там неподвижно стоит. Теперь посмотри, что делает мой язык, когда я буду заводить моторчик».

Логопед проводит сравнение артикуляции [р] — нормального со звуком [р] — проторным (изолированным, который произносит ребёнок. «Когда я говорю [р], губы улыбаются; зубы видны, рот приоткрыт, язык поднят наверх и вибрирует»

Но есть и различие. У логопеда язык вибрирует, дрожит, а у ребёнка нет.

РЫ ЗЫ Вибрацию можно вырабатывать от [р] — проторного, от «ж» (есть струя, от [д].

Следим,чтобы: 1. язык был поднят за верхние зубы, а не высовывался

2. нижняя челюсть была неподвижна

3. звук [д] носил характер чёткого удара

4. при произнесении [д] кончик языка не загибался внутрь

5. сначала звук [д] произносится медленно, только постепенно убыстряется темп.

6. хорошая воздушная струя

7. когда приступаем к выработке вибрации от звука [д], то надо следить, чтобы ребёнок произносил звук [д], а не просто давал голос. Для этого надо провести несколько раз под языком пальцем и отнять его, чтобы услышать, что в это время говори ребёнок.

1. Широкий язык – «накажем непослушный язык», «сделать язык широкий, как блин на сковородке».

2. Поднять язык наверх. «Вкусное варенье», «Грибок», «Барабанщик», «Чьи зубы чище», «Маляр», «Пощелкать язычком»

— выработать подъём языка наверх и чёткое произношение [д].

3. Струя – «Загони мяч в ворота», «Фокус».

Автоматизация звука [р].

Автоматизация проводится также, как и для других звуков – в слогах, словах и фразах.

Рисуем самолёт и говорим, какой звук от мотора: «р-р-р». Наш самолет летит в города. Вот город «А» и получается «ррра». Потом город «Ы»: «ррры».

Указания к автоматизации

Иногда вызывает трудности автоматизация сочетаний тра, дра. Между этими звуками вставляется звук близкий к «ы», «а».

а а При этом надо следить, чтобы автоматизация начиналась с [р]-проторного и язык находился в

тр ы др ы одном положении за верхними зубами.

ФРАЗЫ для автоматизации звука [р].

Ранние розы красивы

У рубашки рукава

Рома подарил брату игрушечную ракету

У Ромы ранена река

Красная ручка на столе

Карась – маленькая рыбка

Рая раскрыла рот

В лесу протекает ручей

На рынке продают морковь

Из раны течет кровь

У барана большие рога

За сараем глубокий ров

На небе разноцветная радуга

Радио говорит громко

На крыше красная труба

Читайте также:  Как избавиться от морщин по бокам губ

В парке растет трава

В печке жарко горят дрова

Дядя Рома купил трубку

По городу едет трамвай

Под аркой идет трамвай

Кран громко булькает

Мама купила помидоры, сахар и сыр

Мухомор растёт в траве

Костёр разожгли на поляне В лесу узкая тропка

За углом новое метро

На крыльце стоит ведро

Они хорошие друзья

Рома пьёт из кружки воду

Красная морковь очень вкусная

На горе Арарат растёт крупный виноград

Розе купили пирамидку

Рая барабанит на барабане

Арбуз очень вкусный

За городом крутые горы

Груши и арбуз лежат на столе

В графине чистая вода

Мурка громко мурлыкает

Кровать стоит у стены

У лодки красивый парус

В огороде красная смородина

Тетради и перья лежат в портфеле

У пионеров горн и барабан

У мамы густые брови

В парке есть карусель

Около забора лежит топор

Светофор показывает красный свет

У Ромы в руках красный шар

У катера работает мотор

На ковре крупные круги

Интегрированное занятие по формированию правильного произношения звука [ч] Тема: «Формирование правильного произношения звука Ч» Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука Ч изолированно,.

Перспективный план по самообразованию во второй младшей группе «Воспитание у детей правильного произношения» Перспективный план по самообразованию во 2 мл. группе[/b]«Воспитание у детей правильного произношения»Сроки выполнения Содержание работы.

Перспективный план по самообразованию «Воспитание у детей правильного произношения» (старшая группа) Перспективный план по самообразованию «Воспитание у детей правильного произношения» (старшая группа) Сроки выполнения Содержание работы.

Конспект фронтального занятия по формированию правильного произношения для детей с ОНР 5–6 лет Тема: Звук с’. Путешествие в синюю страну. Программное содержание: 1. Упражнять в чётком произношении звука с’ в слогах, словах, фразах,.

Конспект занятия по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе для детей с ОВЗ Тема; Как мы помогали улитке (дифференциация звуков С-З) 1. Развитие артикуляционной моторики детей. Автоматизация и дифференциация звуков.

Логопедическое занятие по коррекции произношения звука [л] Тема: «Постановка звука «Л». Цели: 1) Выработать навык правильного артикуляционного уклада. 2) Развивать подвижность речевого аппарата.

Работа с родителями «Исправление отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов» Работа с родителями Тема : «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов Цель и.

Конспект занятия «Воспитание правильного произношения звука [Л] в активной речи детей» Задачи: Обогащение и систематизация словаря ; развитие умения восполнять структуру предложения; совершенствование навыка деления слов на.

Формирование правильного произношения звука [о] Цель: формирование правильного произношения звука О. Задачи: • Развитие артикуляционной моторики. • Постановка звука О. • Формирование.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • модели на машине (936)
  • Рецепты (542)
  • машинное вязание (514)
  • вязание крючком (457)
  • шитье (378)
  • детское вязание (377)
  • перфокарты и рисунки (342)
  • здоровье (278)
  • вязание (221)
  • журналы ЛД ,кладезьи др. (173)
  • детские развивалки (162)
  • поделки (161)
  • разное (138)
  • шапки на машине (115)
  • фильмы,помпьютер,интернет (115)
  • МК (109)
  • сад-огород (30)
  • валяние (5)
  • лайфхаки (1)
  • хоккей (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

коррекция и произношение звука Р

Воскресенье, 05 Января 2014 г. 07:48 + в цитатник

Горловое произношение звука P и его коррекция.

Горловое произношение звука р встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно
устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не
кончика
языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считается правильным во
французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку
широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а
горловой произносится свободно.

Коррекция горлового произношения звука р производится в несколько этапов.

Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных
звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут
выработаны нужные положения и движения языка.

Если у ребенка есть правильно произносимые звуки ш и ж, нужно сразу
приступить к постановке проторного р, а затем выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии
звука).

P проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию
маленького язычка или мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократного
повторения.Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.

Читайте также:  Чем избавится от летучих мышей

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова.
Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою
артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Р.

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так: «Ано, ано мы встаем гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).

Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.

Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий на зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!» Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.

Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.

Далее следует приступить к выработке раскатистого звука р.
Выработка раскатистого звука Р
(с вибрацией кончика языка).

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебаия языка.

Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл. Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.

Читайте также:  Как избавиться от межбровки без ботокса

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах,, добиваясь раската с механической помощью.

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др — др).

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл, это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.

После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

Внимание! В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения комплекса cпециальных упражнений мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает.

В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 — 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длинне.

После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей