Меню

Как избавиться от греха сребролюбия

Московская Сретенская Духовная Академия

ГлавнаяНовостиОбразование Способы борьбы со страстью сребролюбия п.

Способы борьбы со страстью сребролюбия по Священному Писанию

Борьба со страстями является важной составляющей в духовной жизни человека. Духовные недуги опаснее самых лютых зверей из-за того, что они не способны к насыщению и успокоению и так пленяют душу человека, что приводят ее к геенне огненной. Святая Церковь сохранила и донесла инструменты противодействия и постепенного искоренения страсти сребролюбия, основываясь на Божественном Откровении и опыте святых подвижников и угодников Христовых.

Ветхозаветный пророк Моисей в конце сорокалетнего странствия по Синайской пустыне, перед входом в Землю Обетованную, говоря израильтянам о грядущем достатке, предостерегает их от искушения присвоить себе честь за его приобретение: «Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие» (Втор. 8:14-17). Этот пример говорит о необходимости благодарности Богу за Его благодеяния, за имение, богатство и осознании того, что все есть дар Божий — это является хорошим лекарством от яда пагубной страсти сребролюбия.

Библейский царь Соломон, пренебрегший земной славой и суетными сокровищами, испрашивал у Бога мудрости, чтобы верно выстраивать отношения с людьми и, определяя Его святую Волю, угождать Богу (см.: 3 Цар. 3:2; Пар. 1:12) и, помимо мудрости, он получил от Бога и богатство. В этом примере показано, что богатство не должно быть предметом молитвенного обращения к Творцу, а мудрость и духовная проницательность служат верными помощниками в деле управления обществом и богатством, через которое можно служить в угождение Богу.

В Псалтыри, мотивирующей христианина на борьбу с пагубным пороком сребролюбия, встречаются следующие наставления по организации духовной жизни:

– призыв отказаться от погони за тленными сокровищами и сосредоточиться на богоугодном и спасительном: Малое у праведникалучше богатства многих нечестивых (Пс. 36:16);

– упоминание о финансовом благополучии как никчемном в очах Божиих, а, следовательно, совершенно необязательным: И простые, и знатные, богатые, равно как бедный (Пс. 48:3);

– обращение внимания на Страшный суд, во время которого праведники скажут неправедным богачам: Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс. 51:9);

– предостережение для тех, кто начал успешно увеличивать свои капиталы: Когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца (Пс. 61:11).

В Псалтири также поднимается вопрос о зависти и ропоте на Бога бедняков, соблазняющихся богатством других и безнаказанностью за нечестивые способы их обогащения: И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? (Пс. 72) Но там же дается ответ на поднимаемый вопрос: И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их (Пс. 72). Здесь четко видна проблема человека после грехопадения, ограниченность его знания и удобопреклонность ко греху. Человеческое неведение не дает возможности вникнуть в Промысл Божий, а удобопреклонность ко греху дает повод к искаженному и ложному толкованию происходящего, что приводит к зависти, к ропоту и отсутствию любви в сердце.

Человеческое неведение не дает возможности вникнуть в Промысл Божий, а удобопреклонность ко греху дает повод к искаженному и ложному толкованию происходящего, что приводит к зависти, к ропоту и отсутствию любви в сердце.

Таким образом, Псалтирь является важным библейским учебником по борьбе со страстью сребролюбия. В ней предлагаются следующие инструменты борьбы: довольствие имеющимся и сосредоточенность на личном спасении, осознание никчемности богатства для жизни вечной, памятование о Страшном суде для подавления жажды обладать сокровищами земными и др. А также в Псалтири рассматривается вопрос о недопустимости зависти к людям богатым и о печальной участи тех, которые поработились властью мамоны.

Читайте также:  Как избавится от синяка за неделю

Следующая разбираемая книга ветхозаветного канона ― книга Притч, не обходит стороной тему сребролюбия.

Подлинная мудрость называется великим богатством, которое может заменить деньги: Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней], и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею (Притч. 3:13-16). Мудрость является не только целью, но и средством, ибо действительно мудрый человек редко становится рабом сребролюбия, потому что понимает реальное место вещей в жизни.

Господь называется главным богатством и его источником: Богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра (Притч. 8:18-19). Устремление к Богу служит хорошим основанием для борьбы с исследуемой страстью.

Тема Страшного суда поднимается и здесь: Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти (Притч. 11:4). Память смертная помогает оторвать свой взор от золотого тельца и устремить его на путь покаяния и исправления. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть (Притч. 11:28), — свидетельство для тех, кто еще колеблется положить начало борьбы с этим грехом.

Понимание призрачности богатства, его непостоянства может помочь в описываемой духовной брани: Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, иего уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу (Притч. 23:4).

Обобщая средства борьбы со сребролюбием, предлагаемые в книге Притч, можно выделить следующие: воспитание крепкой веры и упования на Бога, преуспевание в мудрости, которая помогает расставлять верные акценты в системе духовных и материальных ценностей, память о предстоящем ответе на Страшном суде и осознание тленности, эфемерности и ненадежности материального благополучия.

В книге Екклесиаста имеется пространное размышление о губительности сребролюбия, которое оканчивается так: И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий (Еккл. 5:9-19). Здесь вновь встречается указание на необходимость понимания того, Кто является истинным подателем богатства, Кого следует благодарить, что в свою очередь должно отводить человека от самонадеянного желания увеличить свое достояние.

Пророк Иеремия предлагает возносить хвалу Творцу за имеющееся и желать стяжать Бога в сердце больше, чем разрушать себя в попытках заработать еще.

Да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что ЯГосподь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (Иер. 9:23-24). Пророк Иеремия предлагает возносить хвалу Творцу за имеющееся и желать стяжать Бога в сердце больше, чем разрушать себя в попытках заработать еще.

Пророк Иезекииль, обличая начальствующего в Тире, говорит о его скорой смерти от рук иноплеменника, что является наказанием Божиим за ужасную гордыню, порожденную сребролюбием; в конце обращения пророка звучит отрезвляющий разум риторический вопрос: Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: «я бог», тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог? (Иез. 28:4-10). Здесь помимо памяти смертной, в качестве орудия борьбы с исследуемой страстью, применима самокритичность и взгляд на богатство как на непрочное основание.

Господь наш Иисус Христос, обличая богачей преисполненных любовью к своему капиталу и видящих смысл жизни в его сохранении и преумножении, дает отеческий совет, как избавиться от богопротивного и неестественного плена: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Продолжая Свое наставление, Спаситель предостерегает от ложного исполнения его слов: И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:34-35). Из приведенных слов Христа следует, бескорыстная благотворительность и щедрая милостыня — это инструменты духовного очищения, благоугождения Богу и отрешения от лукавого и тленного богатства.

Читайте также:  Как избавиться от полипов желудка народными средствами

Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12:22-34), — еще один божественный императив, мобилизующий способность делиться с ближним, лишать себя чего-то во благо другого человека.

Милостыня — хорошее средство противостояние бесу сребролюбия, но иногда она служит ширмой, за которой скрывается укоренившаяся страсть. Когда человек начинает оправдывать свое устремление к обогащению и сердечную любовь к деньгам богатыми пожертвованиями, храмостроительством и прочим, но внутренне прилеплен к этим материальным ценностям, наслаждается обладаниями ими и рассматривает свою благотворительность как атрибут богача, то он согрешает против Истины, ибо Господь посрамляет такие суждения. Примером антипода вышеприведенного служат две лепты вдовы, пожертвованные на храм ― очень малая сумма денег для того времени, но большая для той женщины, и отданная с любовью, миром и от чистого сердца. (Мк. 12:41-44; Лк. 21:1-4).

Добри Добрев Святой евангелист Лука передает слова Сына Божия, которые направлены на борьбу с человеческой страстью сребролюбия: И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и телоодежды (Лк. 12:22). Далее следуют несколько образов, подтверждающих справедливость сказанного; к этим образам относятся вороны, не трудящиеся до изнеможения в погоне за большим достатком, и лилии, которые не обеспокоены поиском дорогих вещей и предметов, украшающих их вешний вид, но все устрояется благодатью и всемогущей силой Божией. Здесь Апостол Матфей добавляет свидетельство Самого Искупителя о человеколюбивом Промысле Своем: Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Приведенное наставление Господа явно указывает на безоговорочное упование на Бога и стремление войти в Царствие Небесное, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, как орудие противостояния сребролюбию.

В борьбе со сребролюбием через милостыню и жертвенность встречается опасность впасть в корысть и лицемерие, чтобы избежать этого в Евангелии есть следующее указание: Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк. 14:12-14).

Страсть сребролюбия никак не может сочетаться с добродетелью нестяжательности.

Страсть сребролюбия никак не может сочетаться с добродетелью нестяжательности, об этом говорит Сам Иисус Христос: Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне (Лк. 16:13).

Евангельский пример мытаря Закхея, стяжателя и сребролюбца, ясно иллюстрирует как желание принять благовестие Христово пробуждает в душе чувство покаяния и стремления к святости (Лк. 2:10). В современном мире Господь говорит с людьми через святую Церковь, через тексты Священного Писания, через страницы Евангелия, а, следовательно, прилежное изучения Слова Божия способствует пробуждению в душе человека понимание различий между подлинным богатством (в Боге) и ложным, временным и суетным.

Призыв Спасителя продать имение, раздать деньги нищим и следовать за Ним смутил и опечалил одного юношу, который был богат и надеялся на свое имение. В этом случае Христос говорит Своим ученикам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное, объясняя это тем, что они надеются и уповают на свои деньги, а не на Бога (см.: Мк. 10:17-25; Мф. 19:16-24; Лк. 18:18-27). Также из этого примера видно, что одним из действенных способов избавления и искоренения в себе страсти сребролюбия является искреннее и всеобъемлющее упование на Бога, на Его слова и Его призыв, а богатство может быть, как средством в исполнении призыва Божия, так и средством отвержения себя от Бога.

Читайте также:  Как избавится от кальцината

Следующий евангельский пример, две лепты бедной вдовы (см.: Мк. 12:41-44; Лк. 21:1-4), которая принесла жертву Богу большую, чем позволил себе богач. Несмотря на кажущуюся ничтожность дара бедной вдовы, ее жертва была жертвой всего того, что она имела. Господь принимает ее жертву и ставит ее в пример Своим слушателям, а через них и всем верующим в Христа Спасителя.

Те, которые проживают свой земной путь в погоне за наживой и за материальными приобретениями, лишают себя награды в будущем веке и обрекают себя на вечное наказание. О таких людях Христос говорит: Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лк. 6:24).

Для человека же, который решился встать на путь дел милосердия, но встречающему внутренние или внешние препятствия, связанные с определением кому помогать, а кому нет, Христос дает напутствие: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Но нельзя забывать о древней формуле, призывающей к рассудительности, чтобы не навредить ближнему: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь [1] . Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: давай благочестивому, и не помогай грешнику (Сир. 12:4).

Каждый раз, жертвуя ближнему, следует помнить слова Спасителя: И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы. и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:34-35). Только жертва от чистого и некорыстолюбивого сердца принимается Богом как истинная жертва для ближнего, при этом никак нельзя ждать возвращение того, что уже пожертвовал, или жалеть о том, что это сделал, если это сделал безвозмездно и по любви.

В Апостольских посланиях святой апостол Иаков, порицая первых христиан за лицемерие, вызванное особым пиететом к людям богатым и обладающим большим состоянием, задает риторический вопрос: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? (Иак. 2:5) В этих словах апостола заложен смысл о близости человека к Богу в скудости земного пути, а также превозносится богоугодность добродетели нестяжания, при которой нет «драгоценного груза» отдаляющего человека от Бога.

Апостол Павел призывает собирать богатство духовное: Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви (1 Кор. 14:12). В другом послании апостол дает широкое объяснение понятия духовных плодов: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5:22-23). Такое переориентирование жизненных целеполаганий является хорошим инструментом в борьбе со страстью сребролюбия, не приемлющим сожительства с плодами духовного богатства.

Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь.

Также, в этом послании, апостол Павел, обращаясь ко всем христианам, призывает быть довольны тем, что есть (пропитанием и одеждой); те же, которые желают обогащаться, впадают в искушение и во многие безрассудные и вредные похоти в бедствия и пагубу (см.: 1 Тим. 6:8-11).

Подводя итог, необходимо выделить следующие духовные упражнения: укрепление веры в Бога упование на Его Промысл, осознание тленности и призрачности власти богатства, а также понимание его как дара Божия и отношение к нему как к средству для богоугодной жизни. Научить себя быть всегда благодарным Богу, довольствоваться тем, что есть, не молиться об умножении своего капитала, а о стяжании духовной мудрости и рассуждения. Убеждать себя в никчемности денег и даже их пагубности для спасения и вечной жизни. Стараться иметь память смертную и подготавливать себя к Страшному суду Божиему. Также следует всячески подавлять в себе ропот и зависть, отказываться от хвастовства, которое подогревает желание стать богаче, стараться быть милостивым, жертвовать добровольно и посильно всем нуждающимся.

монах Агафангел (Давлатов)

Ключевые слова: сребролюбие, упование, Священное Писание, богатство, жертва, Псалтирь, милостыня, Страшный суд, страсть

[1] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VII. — СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. — С.452.

Источник