О лжи
Посему, отвергнув ложь, говорите истину
каждый ближнему своему. Еф 4, 25
Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине,ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говоритсвое, ибо он лжец и отец лжи Ин 8, 44.
Ложь запрещается девятой заповедью, а главное средство борьбы с ней — правдивость. На страницах Священного Писания довольно часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»: лжесвидетели (см.: Мф 26, 59–60), лжепророки (см.: Мф 7, 15), лжеучители (см.: 2 Пет 2, 1–2), лжебратья (см.: 2 Кор 11, 26), лжеапостолы (см.: 2 Кор 1, 13), лжехристы (см.: Мф 24, 24).
Глубоки и точны слова святителя Николая Сербского: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог. Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиями богоотречению».
Приведем несколько записей преподобного Андроника о грехе лжи:
«Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека».
«Ложь — это ветхий человек, а истина — новый человек. Истина есть корень добрых дел, а ложь — смерть (из патерика)».
«Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Ложь да не исходит из уст ваших».
«Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем-либо неполезном для душ ваших».
«Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, — и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое — и страх Божий вселится в тебя».
Источник
О лжи как об искушении на духовном пути
Если спросить меня, какое самое тяжелое искушение я испытал на своем духовном пути, которое причинило незаживающую рану моей душе и стало причиной многих моих грехов и ошибок, то я скажу: ложь человека, которому я духовно доверял. Его уже давно нет в живых; имя его я не хочу упоминать, он стоит перед Божиим, не человеческим, судом, и я желаю, чтобы этот суд был милостив для него. Это был настоятель храма, в который я был направлен вскоре после моего рукоположения. Вначале я смотрел на него как на пример для себя в служении Церкви и людям. Одно время я считал его своим духовным отцом. Я видел его труды, его милосердие к людям, даже больше — его любовь к молитве, и долгое время не хотел поверить самому себе, что этот человек мог спокойно, смотря в глаза собеседнику, говорить ложь, что это православный иезуит, который считает, что ложью во имя Бога можно угодить Богу.
|
Чтобы иметь искреннее внутреннее послушание, нужно верить, что через духовного наставника говорит Христос. Когда духовное чадо убеждается, что его руководитель лжет, то у него пропадает вера в то, что он через человека слышит голос Христа, что, отдавая свою волю наставнику, он отдает ее не его страстям, а Богу. Может быть, в древние времена послушники находились на такой духовной высоте, что верили наставнику вопреки очевидности и могли искренне сказать: «Лгут мои уши, лгут мои глаза, лжет мой разум, но отец мой говорит правду; а если даже и говорит неправду, то это его дело, я слушаю его во имя Христа». Тогда они были укреплены особой благодатью, чтобы выдерживать особые искушения. Они искали унижения, в том числе унижения ложью как испытания, которое надо преодолеть. Но теперь другое время. Человек не может отказаться от своего рассуждения, от оценки слов и действий своего духовного отца. Поэтому современные духовные отцы должны быть правдивыми по отношению к своим духовным чадам, чтобы не надломить их. Древние отцы иногда давали послушания, которые казались нелепыми, и смотрели, как послушник исполнит их: как благословил отец или же как подсказывает ему его собственный разум. Иногда они употребляли в беседе с учеником абсурдные утверждения, чтобы посмотреть, не будет ли ученик возражать на них и приводить свои доводы. Но теперь, когда оскудела благодать, такие методы причиняют только вред: ученик или возмутится «невежеством» своего руководителя, или же хуже — «раскусив», в чем дело, станет лицемерно соглашаться, считая в душе, что он «перехитрил» своего старца. Теперь люди болеют гордостью, и старец, зная это, должен соблюдать справедливость по отношению к своим послушникам и лечить их от гордости постепенно и осторожно, ведь больному, ослабленному болезнью, не дают сразу сильных лекарств.
Люди ищут в Церкви правду, ту правду, которую потерял мир. Они утратили чувство собственной греховности, той гнилой язвы, которая разъедает их душу, а ищут правды вовне. Древние монахи искали оскорблений и унижений, чтобы через боль этот гнойник был вскрыт и отрава постепенно выходила из него. Современному послушнику нужно, чтобы старец любил и уважал его, иначе он не выдержит послушания, он просто сломается под ударом. Теперь духовный отец должен учить прежде всего своим собственным примером и не допускать в своих словах и поступках того, что способно уязвить душу, больную гордостью, или служить соблазном для послушника, который может, совершая грех, оправдывать себя примером своего старца.
Этот процесс — оскудения благодати — начался давно. Духовный уровень снижается. Из гордых послушников получаются неумелые и страстные руководители. Раньше старцы ощущали благодать в своем сердце и говорили от благодати. Теперь духовный отец должен прежде всего проверять самого себя: не говорит ли он от своих собственных страстей, не ищет ли от послушания выгоды для самого себя. Раньше старец мог наказать своего послушника без видимой причины, чтобы смирить его дух для его скорейшего преуспеяния. С теперешними монахами так поступать нельзя. Гордость может принять наказание, если человек будет знать, что оно справедливо. Прежде духовные отцы имели более сильную молитву, и когда наказывали послушника, то брали на себя особый подвиг молитвы за него. Теперь современным наставникам надо знать меру собственной молитвы и сознавать, что, наказывая другого, они часто примешивают к этому свои страсти. Только по отношению к самым преуспевающим ученикам можно допустить унижения или насмешку.
У меня было искушение через ложь моего наставника. И кончилось оно самым печальным образом. Будучи зависимым от него или не решаясь порвать с ним, я оказался в состоянии какой-то постоянной раздвоенности. Во мне нарастал внутренний протест, я как бы реализовал его в том, с чего начал он,— стал лгать и хитрить с ним, и вместо моего послушания своему отцу и отсечения своей воли между нами образовались другие отношения — противостояния и тайной скрытой борьбы. Я несколько раз пробовал говорить с ним, но видел, что мои слова он воспринимает как обиду и оскорбление. Спрашивал других, но мне отвечали: «Тебе это все внушает диавол». Я старался поверить, что внушает диавол, но не мог победить себя в этом. Особенно мне было тяжело, что мой наставник благословлял меня говорить ложь. Я понимал ложь как грех, как потерю благодати, как трусость, которую может допустить человек только по одной причине: когда он стоит на таком низком уровне, что не находит выхода из положения, и поэтому выбирает из двух зол меньшее; а если бы он мог подняться нравственно вверх, то увидел бы, как исполнить свое дело без хитрости и лжи, так что даже в самых крайних случаях ложь надо рассматривать как уступку своей немощи, а не оправдывать ее. А тут мне внушалось другое: что есть два вида лжи — добрая и злая; «добрая ложь» приносит пользу людям, и поэтому она скорее не грех, а мудрость. Вообще, я пришел в такое состояние, что оправдывал свою ложь и порицал чужую ложь. Я понимал, что остаюсь без послушания и как бы беззащитным перед демоническими искушениями, и в то же время не мог принять учение о «святой лжи», которое казалось мне кощунством и потерей спасения. Часто, видя свои нравственные падения, я решался отдаться послушанию и не обращать ни на что внимания. От этого я вначале получал облегчение, как будто бы все становилось на свои места, но проходило время, и вновь ложь, которая образовала какое-то плотное поле, казалась мне невыносимой. Наконец случилось событие, которое развязало этот узел. Я сильно согрешил перед своим настоятелем. Я колебался: открыть ему это или скрыть, но все-таки решил рассказать. Он пришел в негодование и сказал мне, чтобы я искал другого духовника. Вместо того чтобы попросить у него прощения, чего, я думаю, он ожидал, я ответил: «Благословите». Он продолжал: «Теперь у нас будут только служебные отношения; а в остальном не спрашивай у меня ни совета, ни благословения и не исповедуйся у меня». После этого моим духовником стал один архимандрит, который не имел никакого образования, был очень прост, даже наивен, его часто обманывали люди; были случаи, когда он попадал под влияние духовных проходимцев, но этот человек даже в ошибках своих был правдивым, и я обрел духовное спокойствие. Я вовсе не хочу сказать, что мой духовный путь стал ровным, но снялось какое-то внутреннее напряжение; эта игра, которая изнуряла меня и держала в постоянной раздвоенности, прекратилась: теперь стало ясно, где добро и зло, где правда и ложь. Поэтому я храню в сердце своем благодарность к этому уже почившему архимандриту. Через свой горький опыт я вижу, как много зла может принести наставник, который не построил жизнь свою на правде. Поэтому я прошу современных духовных отцов не искушать ложью своих чад. Это будет не испытанием, а отравой. Когда пропадает вера к духовному отцу и доверие к его словам, то искривляется вся духовная жизнь. Лучше строгость со справедливостью, чем мягкость с ложью; лучше потерять и остаться с правдой, чем приобрести и запачкать приобретенное ложью.
В Ветхом Завете есть правило о жертвах. Священник осматривал жертвенное животное, и если находил в нем какой-нибудь недостаток — болезнь или уродство, то не принимал его. Жертва могла быть самой малой и скромной, но при одном условии: она должна была быть безупречной. Поэтому духовные наставники не должны достигать цели, какой бы доброй она ни была, через грязь лжи.
Теперь послушников, которые отдали бы себя в беспрекословное, полное послушание, нет. Но, добавим, теперь нет и старцев, которые могли бы мудро распорядиться таким послушанием. Теперь в основе духовных отношений должна лежать справедливость, и послушание ученика должно основываться на правде учителя.
Ложь может вызвать только два последствия: или ученик, соблазнившись, будет порицать старца и этим согрешать перед Богом, или ученику понравится путь лжи — как более легкий путь, и этим он опять будет согрешать перед Богом.
Я знал одного подвижника, который часто говорил: «Ложь — конь во спасение»[1]. Знаменательна была его смерть. Он успел поисповедоваться, но умер, когда Чашу с Причастием несли к его постели.
Я не пишу имена этих людей, чтобы не осудить их. Еще живы многие из тех, кто знал их и кому дорога их память. В то же время я хочу, чтобы те, кто прочтет эти строки, помолились о них, дабы бездна милосердия Божия поглотила человеческую немощь, а благодать стерла те грехи, которые в хартии человеческой жизни остались неисповеданными.
Когда я впервые столкнулся с ложью духовного лица, мне показалось, что пошатнулось само небо. Если бы он знал, что я пережил тогда, то, наверное, не стал бы лгать. Возможно, его научили этому греху его руководители — кто знает. Святые отцы сказали: «Первая краска одежды не стирается до конца».
Сейчас мир все более и более погружается в нравственную тьму; ложь и обман становятся нормой жизни. Диавол хочет, чтобы они стали привычными для храмов и монастырей. Поэтому, духовные отцы, дайте подышать своим ученикам тем чистым воздухом, который называется правдой; не учите их лжи ради добра: где нет правды, там нет ни добра, ни любви.
[1] Это — часто неправильно толкуемые слова псалма 32 (ст. 17 ) «Лож конь во спасение, во множестве силы своея не спасется», что означает: «Обманчив конь для спасения: великою силою своею он не спасется». Под конем в этом стихе Псалтири разумеется войско царя (см.: Пс. 19, 8; 32, 16; 146, 10).
Источник
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.
Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru
Как перестать врать?
Вопрос: «Как избавиться от греха вранья? На душе всегда остается след от лжи».
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Очень просто! Не врать! Всё. Перестал врать – и избавился.
Протоиерей Александр Березовский:
– Для того, кто не врет, кажется всегда просто.
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Нет, не просто. Как избавиться от пьянства? Не пей. А как еще? Больше никак. Как избавиться от злословия? Не злословь.
Нет, есть, конечно, и такая рекомендация: большую пуговицу от пальто положить в рот – она будет стучать по зубам и напоминать, когда человек забыв, чисто по привычке…
Протоиерей Александр Березовский:
– Именно привычка и побеждает желание не врать.
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да. Человек привыкает и даже не замечает, но в тех местах, где заметил – остановись! Конечно, на это не один год уйдет.
Но на самом деле – это просто. Ну, что значит: как избавиться? Что, человек хочет какую-то операцию сделать на мозге?
Протоиерей Александр Березовский:
– Наверное, как побороть эту привычку…
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Операции делали на мозге еще сто лет назад, но они всегда только ухудшали состояние. И от греха не избавляли…
Источник
Практическая Библия-6. Как очиститься от всякой лжи и неправды
В предыдущей теме мы говорили о том, что безответственным людям свойственно перекладывать свою ответственность на объективные обстоятельства («Это не я! Это часы виноваты, что я опоздал…», «банка с вареньем сама разбилась…», «это не мы такие, это жизнь такая», «от судьбы не уйдешь…»). Однако Библия (если ее вдумчиво читать), учит нас говорить не за вещи (будильник, банку), не за Судьбу, Жизнь и прочее, а прежде всего – за себя. Не «будильник не прозвенел», а «я не завел», не «банка упала», а «я задел банку», не «жизнь такая», а «я отвечаю за свой собственный выбор». Оказывается, если подчеркивать свое авторство «в сложившихся объективных обстоятельствах», то перестаешь чувствовать себя игрушкой в руках судьбы и обретаешь внутреннюю независимость. Другими словами – надо отделять себя от обстоятельств. Хороший урок.
Давайте же сейчас пойдем еще дальше. Оказывается, неверные слова, которые мы используем для описания прошлого, настоящего и будущего в своей жизни, обладают внушающим действием и погружают нас в какой-то гипнотический транс, паутину из лжи и неправды. Библия говорит, что мы можем на это влиять!
За основу возьмем один отрывок из 1 Иоан.1:9. Здесь апостол делает очень интересный вывод: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Остановимся. Помолчим. Вдумаемся. Что такое грехи? Примерный открытый перечень грехов, которые нарушают божественные правила, приведен в Гал.5:19. Сейчас мы не будем на них детально останавливаться и вдаваться в теологические рассуждения, а лишь обобщенно сформулируем: грехи – это некие нарушения, ошибочное поведение, неправильные действия человека, которые приводят его в тяжелое положение. Неправильность собственных действий и негативные последствия от своих действий — это два основных признака всех грехов.
Теперь надо понять, что такое «исповедовать»? Термин религиозный, в обиходе не применяемый, поэтому сразу не совсем понятный. По словарю Даля, исповедовать – это чистосердечно признаваться, рассказывать о себе что-либо, хранимое до этого в тайне, каяться в своих действиях. Другими словами – называть все вещи своими именами. Не прятать себя за «плохой будильник», не перекладывать вину на «плохую систему», не убегать от ответственности, ссылаясь на «плохую» погоду, «плохое» настроение, «плохие» эмоции, «плохих» других людей и «плохую» судьбу. А прямо и честно выявлять и устанавливать свой выбор на неправильные действия (грехи). И давать ему беспристрастную оценку (раскаяться). Как если бы мы судили не себя, а другого.
Теперь, уяснив значение терминов, давайте вернемся к рассматриваемому выводу апостола. Получается, что если мы, говоря о наших неправильных действиях, не будем выгораживать себя, придумывать и юлить, прячась за обстоятельства и перекладывая на них ответственность, а чистосердечно, четко, прямо, конкретно и беспристрастно назовем свой выбор определенного поведения своим именем (каковым он и является), то Бог простит нам наши неправильные ошибочные действия (сделает так, что негативные последствия от них для нас не наступят) и очистит нас от всякой лжи (неправды).
Это библейское место многократно подтверждено практикой. Чем больше человек пытается выгораживать себя и виноватит в своих бедах других, тем больше он запутывается в создаваемой им же паутине лжи и неправды. Чем больше в нем стремление снять с себя ответственность и переложить ее на других, тем больше он увязает в неудачах. Чем больше он прячет себя за внешними обстоятельствами, тем больше он исчезает как личность, как субъект, как человек. Замазывая свои ошибки, он лишается возможности их исправить. Атрофируются способности. Угасает ум, воля. Деградируют моральные ценности, такие как честность, честь, долг, ответственность. Человеку уже не верят. На него не надеются. Его избегают. Неудачи все плотнее и плотнее обступают его. И даже если все согласятся вытаскивать этого человека – это ему не поможет. Потому что сам человек – тот, кто живет, тот, кто действует, тот, кто решает и выбирает – исчез! А место него, его поведение предопределяют другие «авторы»: «будильник», «банка с вареньем», «судьба» и другие придумки. И чем их больше – тем убедительнее Возникает «матрица» — виртуальная реальность, наведенный транс, самогипноз. А сам человек погружается в духовный сон и дремлет в нем до конца своих дней.
Верна и обратная практика. Как только человек решает «воспрять», «проявиться» и признать за собой свое же авторство своего же поведения – ему не нужна внешняя помощь. Такое впечатление, что сам Бог помогает ему, питая его изнутри, вдохновляя на эффективные поступки.
- Дух, как будто сам собой, наливается силой. Если я – автор, «пишущий» свое поведение, то появляется желание «писать» мудро, разумно и взвешенно.
- Разум, как бы сам собой, пробуждается от многолетней дремоты и начинает работать: прогнозировать, придумывать, планировать. Если я – автор, то я и придумываю сюжет.
- Эмоции, как бы сами собой, «отряхиваются» от привычного уныния, угнетенности, тревоги и подавленности и начинают генерировать энергию и позитив (негатив – только в отношении лжи и неправды). Автор своего поведения, хозяин своей жизни, господин своей судьбы – по определению не может быть угнетенным.
- Тело выправляется и выпрямляется, взгляд становится сфокусированным, жесты – четкими и конкретными. Как у автора, начальника. Начальника своих ресурсов.
Происходят удивительные процессы. Пропадает внутренняя близорукость, восстанавливается внутреннее зрение. Человек пересматривает им свое прошлое и вместо сплошных «недалеких вредителей» и «подлой невезучести», которые «испохабили» ему жизнь, начинает видеть СВОИ действия, СВОИ ошибки, СВОИ промахи, СВОИ недочеты. Это, в свою очередь, подсказывает ему конкретные пути совершенствования. Человек идет этими путями и – о чудо! Отношения супругов восстанавливаются. Учебные предметы становятся интересными, а успеваемость растет. Каким-то непостижимым образом идет рост в профессии. Запускается цепная реакция «рост производительности и мастерства – рос доходов». Появляются свободные деньги! Но, как прежде, тратить их на алкоголь, чтобы залить тоску – уже не хочется! Потому что нечего заливать! Тоска от безнадежности ушла, уступив место азарту жить, творить и все больше созидать. Человека как будто подменили! Разве это могло произойти только оттого, что вчера юлил, прятался и перекладывал, а сегодня взял, назвал и начал писать? В чем секрет?
«Бог, будучи верен и праведен… очистит от всякой неправды».
В статьях из серии «Практическая Библия» мы пытаемся воплотить морально-нравственные ценности в конкретную жизнь для ее улучшения. В религии за много веков накоплен значительный конкретный практический опыт правил жизни. Эти правила помогут всем людям. Верующий человек все правила Библии воспринимает буквально и на их основе стремится сделать организационные выводы относительно своего поведения.
Какой же практический совет можно дать на основе рассмотренного библейского отрывка?
Алгоритм очищения от лжи и неправды
- Вспомните свои прошлые или настоящие неудачи, промахи, провалы, роковые ошибки. Вспомните свои привычные оправдания, придумки и выгораживания, перекладывающие ответственность за ваш промах на другие обстоятельства. Хорошо вспомните.
- Учебой и раздумьями, критикой и обоснованием плавно подведите себя к мысли о том, что вы не были безвольным винтиком в этой ситуации, у вас была возможность выбора и вы сделали его . Возможно, вы сделали такой выбор не по злому умыслу, а по молодости, по незнанию, по неосторожности, в силу неверных установок и заблуждений. Но итоговое решение на определенное ошибочное поведение – оно было за Вами, не так ли?
- Разберите еще пять – семь таких случаев. Во всех случаях найдите свою роль, свой текст, свое поведение – и свой предшествующий выбор этого поведения. Назовите все свои вещи своими именами. Убедитесь, что во всех случаях имелось несколько альтернатив развития событий и именно вы, в конечном счете, решали, чему «быть или не быть». В действительности, вы никогда не были «безвольной игрушкой в руках обстоятельств».
- Обобщите полученный вывод на все свое прошлое, настоящее и будущее. Перепишите его заново, как если бы автор писал сценарий выборов для своего героя. Для описания событий используйте не пассивный, а активный залог языка. Перепишите свое прошлое, настоящее и будущее по этому правилу. «Вот следствие. Какой мой поступок был его причиной?»
- В ежедневных, рутинных, бытовых, мелких, суетных делах начните думать с этой позиции . «Вот обстановка, что делаю?» «Вот ситуация, что я решаю?» «Вот положение, что я выбираю?»
Просто начните говорить себе правду и вы увидите, как по каким-то духовным законам, ваша жизнь очищается от лжи.
Серия «Практическая Библия» — практические жизненные советы из Библии, универсальные для любых ситуаций.
Иное о духовности и саморазвитии смотрите по тэгам
Источник