- Раскаяние – путь очищения от грехов
- Одним из благ, которым наделил нас Всевышний, является покаяние (тавбу). Все мы время от времени впадаем в малые или большие грехи, ведь только пророки и ангелы защищены от них. Но Господь ﷻ одарил нас лекарством от грехов, и это – раскаяние, которое является средством приближения к Аллаху ﷻ .
- Дуа, которое спасёт вас от самого худшего греха
- 10 вещей, которые спасают от наказания за грехи
- Покаяние (тауба)
- Способ первый
- Способ второй
- Способ третий
- Способ четвёртый
- Способ пятый
- Способ шестой
- Способ седьмой
- Способ восьмой
- Способ девятый
- Способ десятый
Раскаяние – путь очищения от грехов
Одним из благ, которым наделил нас Всевышний, является покаяние (тавбу). Все мы время от времени впадаем в малые или большие грехи, ведь только пророки и ангелы защищены от них. Но Господь ﷻ одарил нас лекарством от грехов, и это – раскаяние, которое является средством приближения к Аллаху ﷻ .
Согласно Шариату, покаяние (тавбу) – это оставление греховного и возвращение к восхваляемым качествам. Есть много аятов и хадисов, которые призывают нас к покаянию.
Всевышний в Коране сказал (смысл): «Аллах ﷻ любит раскаявшихся в грехах и чистых от непристойного поведения» (сура «Аль-Бакара» аят 222). Также Он сказал (смысл): «Вы все, раскаявшись, возвращайтесь к Аллаху ﷻ . Вы получите счастье на этом и на том свете» (сура «Ан-Нур», аят 31).
Пророк ﷺ говорил: «Раскаявшийся раб – любимец Аллаха ﷻ , и тот, кто совершил покаяние (тавбу), похож на безгрешного». Также имам аль-Бухари приводит достоверный хадис о том, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, я каюсь 70 раз в день». И если даже наш Пророк ﷺ – Любимец Творца ﷻ , который защищён от грехов, раскаивался 70 раз в день, то следует ли нам сидеть, сложа руки и увлекаясь мирским?
– сожалеть о ранее совершенных грехах,
– намерение больше не совершать эти грехи
– намерение больше не совершать грехов, которые отдаляет от Всевышнего.
Таким образом, становится ясно, что покаяние (тавбу) является обязательным для каждого человека в любом состоянии.
Многие грехи человек совершает из-за того, что забывает о Боге ﷻ . Если раб поминает Всевышнего, то он не может грешить, боясь Его.
Если даже человек и очистится от грехов и порицаемых качеств, то он не может добиться того, чтобы он ни на миг не забывал об Аллахе ﷻ . Поэтому Создатель ﷻ сказал (смысл): «Ты поминай своего Господа, когда забываешь Его».
Когда мы хоть на миг забываем о Всевышнем, сразу следует покаяться.
Когда Хузайфа ибн Яман رضي الله عنه находился при смерти, его навестили некоторые сподвижники. Он спросил: «Который час?» Ему ответили, что уже рассветает. Тогда Хузайфа رضي الله عنه , обращаясь ко Всевышнему, сказал: «О мой Господь ﷻ , упаси меня от рассвета, который приведет меня в огонь». Затем он спросил: «Вы принесли с собой саван?» Они ответили: «Да, принесли». Хузайфа رضي الله عنه попросил: «Не излишествуйте в саванах. Если мне суждено добро от Аллаха ﷻ , то мой саван и так будет добрым. В противном же случае он будет отнят у меня. »
Также он сказал: «О Всевышний, Ты свидетель, что бедность я любил больше, чем богатство, приниженность я предпочитал больше, чем величие, а смерть больше, чем жизнь». Когда он уже умирал, то сказал: «Кто предпочитает для себя лучшее, то он достигает своего; нет ничего лучшего, чем покаяние».
Да не лишит нас Аллах ﷻ бараката наших праведных предшественников и да одарит нас силой и возможностью быть постоянно в покаянии.
Источник
Дуа, которое спасёт вас от самого худшего греха
Поминание Аллаха – это один самых прекрасных видов поклонений человека. Поэтому каждому верующему следует стремиться как можно больше поминать Всевышнего Аллаха. Именно поэтому сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) всегда стремились поминать Всевышнего всё время – и днём, и ночью.
Для этого они часто обращались к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой научить их различным дуа и азкарам, которые лучше всего прочитать в тот или иной период времени.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал:
يَا رَسُولَ اللهِ، يَا رَسُولَ اللَّهِ مُرْنِي بِكَلِمَاتٍ أَقُولُهُنَّ إِذَا أَصْبَحْتُ، وَإِذَا أَمْسَيْتُ
«О Посланник Аллаха, научи меня таким словам, которые я стал бы произносить по утрам и вечерам».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Говори:
اللَّهُمَّ فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضِ، عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ، رَبَّ كُلِّ شَيْءٍ وَمَلِيكَهُ، أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ نَفْسِي، وَشَرِّ الشَّيْطَانِ وَشِرْكِهِ
«Аллахумма, Фатыра-с-самавати ва-ль-арзи, ‘Алима-ль-гайби ва-ш-шахадати, Рабба кулли шайъин ва Малика-ху, ашхаду ан ля иляха илля Анта, а’узу бика мин шарри нафси, ва мин шарри-ш-шайтани ва ширкихи«.
«О Аллах, Творец небес и земли, Знающий сокрытое и явное (или он сказал: О Аллах, Знающий сокрытое и явное, Творец небес и земли), Господь и Владыка всего, свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, прибегаю к Твоей защите от зла своей души, а также от зла и многобожия шайтана«».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) добавил:
قُلْهَا إِذَا أَصْبَحْتَ، وَإِذَا أَمْسَيْتَ، وَإِذَا أَخَذْتَ مَضْجَعَكَ
«Говори эти слова по утрам, вечерам и когда собираешься лечь спать». (Имам Ахмад, Бухари в «Аль-Адабуль-муфрад», 1202; Абу Давуд, 5067; Тирмизи, 3392)
В этом хадисе Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) научить его дуа, которое он будет делать по утрам и вечерам. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) научил его этому дуа и добавил, что ему следует прочитать его и перед сном.
В другом хадисе передаётся от Ма’киль ибн Ясара (да будет доволен им Аллах):
انْطَلَقْتُ مَعَ أَبِي بَكْرٍ الصِّدِّيقِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا أَبَا بَكْرٍ، لَلشِّرْكُ فِيكُمْ أَخْفَى مِنْ دَبِيبِ النَّمْلِ ، فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ: وَهَلِ الشِّرْكُ إِلَّا مَنْ جَعَلَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ؟ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ :
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَلشِّرْكُ أَخْفَى مِنْ دَبِيبِ النَّمْلِ، أَلَا أَدُلُّكَ عَلَى شَيْءٍ إِذَا قُلْتَهُ ذَهَبَ عَنْكَ قَلِيلُهُ وَكَثِيرُهُ؟ قَالَ: قُلِ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أُشْرِكَ بِكَ وَأَنَا أَعْلَمُ، وَأَسْتَغْفِرُكَ لِمَا لَا أَعْلَمُ
«Однажды я вместе с Абу Бакром Ас-Сиддиком (да будет доволен им Аллах) отправился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Абу Бакр, поистине, многобожие (ширк), скрывающееся в вас, незаметнее ползущего по земле муравья«.
Тогда Абу Бакр сказал: «А разве многобожие есть иное, помимо того, что кто-то наряду с Аллахом признаёт другого бога?» И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, многобожие незаметнее ползущего по земле муравья! Так не указать ли тебе на то, благодаря чему ты сможешь избавиться как от малых, так и больших видов проявления многобожия, если будешь произносить это?«»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Говори:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ أَنْ أُشْرِكَ بِكَ وَأَنَا أَعْلَمُ، وَأَسْتَغْفِرُكَ لِمَا لَا أَعْلَمُ
«Аллахумма инни а’узу би-ка ан ушрика би-ка ва ана а’лям, ва астагъфиру-ка лима ля а’лям«.
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы придавать Тебе кого-либо или что-либо в сотоварищи, зная об этом, и прошу у Тебя прощения за то, о чём я не знаю«». (Бухари в «Аль-Адабуль-муфрад», 716)
Все мы в той или иной степени совершаем ошибки. Порой осознанно, а порой нет, переходим грани дозволенного Всевышним Создателем. Как мы знаем, Милость Всемогущего Творца безгранична, и поэтому Он прощает наши грехи.
Однако среди грехов есть наиболее тяжкие, самым страшным из которых является ширк. И если человек уйдёт из жизни, не раскаявшись в подобном грехе, то может быть не прощён Создателем в Судный день. Прочитав вышеприведённые дуа, человек может спасти себя от этого тяжкого греха.
Источник
10 вещей, которые спасают от наказания за грехи
Есть множество хадисов, в которых Пророк (ﷺ) рассказывает, какое наказание ожидает человека за те или иные грехи. Подобные хадисы должны нас отталкивать от грехов, но, к сожалению, не всегда нам что-то может помешать грешить. Вместе с этим, есть надежда на спасение от наказания за грехи, благодаря одному из десяти следующих способов.
1. Покаяние. Если совершить покаяние после греха, и если Аллах его примет, то это поможет избежать наказания за грехи. Всевышний Аллах в Коране сказал:
قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милостивый» (сура Аз-Зумар, 53).
2. Просьба о прощении грехов у Аллаха. В хадисе из сборника достоверных хадисов имама Муслима говорится, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَوْ لَمْ تُذْنِبُوا لَذَهَبَ اللَّهُ بِكُمْ ، وَلَجَاءَ بِقَوْمٍ يُذْنِبُونَ فَيَسْتَغْفِرُونَ اللَّهَ فَيَغْفِرُ لَهُمْ
«Если бы вы не были теми, кто может грешить, то Аллах бы погубил вас и вместо вас создал бы другой народ, у которого могут случиться прегрешения, и который просил бы прощения за них, а Аллах бы им простил» (Муслим, 4942).
3. Добрые поступки. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ الْحَسَنَاتِ يُذْهِبْنَ السَّيِّئَاتِ
«Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (сура «Худ», аят 114).
4. Дуа верующего за брата по вере. Если мы будем просить Аллаха простить грехи братьев по вере при их жизни или после их смерти, то это может помочь им спастись от наказания за грехи. К примеру, когда человек умирает, мы совершаем заупокойный намаз. В хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах) сказано: «Кто бы из мусульман ни умер, если над ним совершат заупокойный намаз сорок человек, не придающих Аллаху сотоварищей, то он получит их заступничество». (Муслим №948)
5. Благие дела, совершенные за покойного, к примеру, милостыня от его имени.
6. Заступничество Пророка (ﷺ) и других праведников. Передается множество хадисов о заступничестве именно за грешника. Один из них: Пророк, (ﷺ) сказал:
شفاعتي لأهل الكبائر من أمتي» رواه أبو داود والترمذي بسند صحيح
«Поистине, моё заступничество будет для людей из моей уммы, грехи которых велики». (Ат-Тирмизи, Абу Дауд)
7. Беды, посредством которых Аллах смывает грехи в земной жизни. В хадисе, переданном в обоих сборниках хадисов Бухари и Муслима, сказано:
مَا يُصِيبُ الْمُؤْمِنَ مِنْ وَصَبٍ وَلَا نَصَبٍ وَلَا هَمٍّ وَلَا حَزَنٍ وَلَا أَذًى حَتَّى الشَّوْكَةَ يَشَاكُهَا إلَّا كَفَّرَ اللَّهُ بِهَا مِنْ خَطَايَاهُ
«Какая бы печаль, тревога или беда ни постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Бухари 5318, Муслима 2572).
8. Могильные муки, ужасы, испытания. Все это смывает грехи покойного.
9. Ужасы Судного дня.
10. Безграничная милость и прощение Аллаха, которые Он дарует Своим рабам без какой-либо причины.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Источник
Покаяние (тауба)
Способ первый
По единогласному мнению мусульман, оно служит искуплением совершённых грехов. Всевышний Аллах сказал:
«Скажи Моим рабам, которые преступали границы во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран 39: 53).
«Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяние, Милосердный?» (Коран 9: 104).
«Он – Тот, Кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злодеяния и знает то, что вы совершаете»(Коран 42: 25).
И подобных аятов очень много.
Способ второй
Мольба о прощении грехов (истигфар)
В сборниках аль-Бухари и Муслима говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если человек совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я совершил грех, прости меня», Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу». Затем этот человек снова совершает грех и говорит: «О Господь мой! Я снова совершил грех, прости меня». Аллах отвечает: «Мой раб знает, что у него есть Господь, который прощает грехи и уничтожает их. Воистину, Я простил Моему рабу, пусть делает, что пожелает». И Он сказал это в третий и четвертый раз».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если бы вы не грешили, то Аллах устранил бы вас, и создал людей, которые будут грешить, а потом просить прощения, и Он будет прощать их» (хадис привёл Муслим).
Относительно этого способа учёные сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) должна обязательно сопровождаться покаянием (тауба) [1] .
Другие сказали, что мольба о прощении грехов (истиг̇фар) без покаяния также может быть принята. Однако этот вопрос следует обсудить отдельно в другой теме. Так или иначе, человеку следует приносить покаяние, потому что если мольба о прощении грехов сопровождается покаянием, то она будет действенна в отношении всех тех, кто просит у Аллаха прощение.
Если же обращение к Аллаху совершается без покаяния, то она также может иметь силу в исключительных случаях, когда человек, просящий о прощении, проявляет настолько сильную богобоязненность и сожаление, что это стирает его прегрешения.
Как пример такого исключительного случая – говорится в хадисе о человеке, у которого не было никаких добрых дел, кроме слов «Ля иляха илля-ЛЛах» [2] , и они перевесили его многочисленные грехи, по причине того, что он произнёс их с особой искренностью и честностью, которые и способствовали искуплению его грехов. Или же, как говорилось в хадисе про прелюбодейку [3] , которой Аллах простил её грехи за то, что она напоила собаку водой и за ту Веру, которая была у неё в тот момент в её сердце.
Способ третий
Всевышний Аллах сказал:
«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют плохие поступки» (Коран 11: 114).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пятикратный намаз, совершение пятничного намаза от пятницы к пятнице, соблюдение поста от Рамадана к Рамадану [4] служит искуплением тех грехов, что были между ними, если человек отстранялся от великих прегрешений».
«Кто соблюдал пост в Рамадане с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».
«Кто выстаивал ночь Предопределения в молитве с верой и надеждой [на награду Аллаха], тому будут прощены его прежние грехи».
«Кто совершит хадж, не сквернословя и не совершая нечестия, вернется свободным от своих грехов, таким как в тот день, когда его родила мать».
«Искуплением для смуты (грехов), в которую впадает человек, из-за своих домочадцев, своего имущества и детей, служит молитва, пост, милостыня, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого».
«Кто освободит верующего раба, то за каждый орган этого раба Аллах освободит от Огня соответствующий орган освободившего, и даже половые органы за половые органы».
«Зависть поглощает благие дела подобно тому, как огонь поглощает дрова. А милостыня (Садака) уничтожает грехи подобно тому, как вода тушит огонь».
Способ четвёртый
Молитва (дуа) мусульман за своего верующего брата после его смерти
Например, заупокойная молитва (соля̀ту-ль-джана̀за).
Сообщается со слов Аиши и Анаса ибн Малика, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если группа мусульман, в сто человек, прочитает заупокойную молитву (джаназа) за умершего, и все они будут ходатайствовать за него [перед Аллахом], то их ходатайство будет непременно принято».
Сообщается, что ибн Аббас сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если умрёт какой-либо мусульманин, а затем сорок человек, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, совершат за него заупокойную молитву (джаназа), то Аллах обязательно примет их ходатайство [за этого мусульманина]» (хадис привел Муслим).
Способ пятый
Праведные дела, сделанные другими людьми для блага умершего мусульманина
К таким делам относятся милостыня, освобождение рабов, хадж и другие подобные действия. Они приносят пользу умершему человеку, что подтверждено достоверными хадисами и единым мнением (иджма`) всех имамов.
В достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:
«Если умрёт человек, на котором был долг поста, то за него должен поститься его ближайший родственник».
Также имеются другие хадисы, которые подтверждают, что если человек дал обет (назр) поститься и умер, не завершив своё обетование (назр), то за него должен поститься кто-то из числа его родственников. Если же кто-то скажет, что это противоречит утверждению Ислама, что «каждая душа получит только то, в чём она усердствовала», то на это возражение можно дать два ответа:
Ответ первый. Из текстов Священного Корана и достоверной Сунны известно, что верующий может получать пользу от тех дел, которые он сам не совершал. Например, от молитвы ангелов и их просьбы о прощении для этого верующего человека.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (Коран 40: 7).
Также и обращение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) за членов своей Уммы приносит им пользу, Всевышний Аллах сказал:
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них» (Коран 9: 103).
«Среди кочевников есть и такие, которые веруют в Аллаха и Последний день и считают, что их пожертвования приблизят их к Аллаху и помогут заслужить молитвы Посланника» (Коран 9: 99).
«И проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин» (Коран 47: 19).
- Ответ второй. Всевышний Аллах сказал: «Человек получит только то, в чём он проявлял усердие». (Коран 53: 39) Это – истина. Человеку ничего не принадлежит и он ничего не заслуживает, кроме того, что он сам заслужил. Что же касается действий других людей, то он ими не владеет и не является их хозяином, однако это не препятствует тому, чтобы Аллах принёс пользу этому человеку и оказал ему свою милость, как Он делает это постоянно.
Он одаряет Своих рабов великими дарами посредством каких-либо внешних явлений, которые не подчинены силам человека. По своей безграничной мудрости и щедрости, Он одаряет Своих рабов посредством действий других людей, чтобы укрепить этих людей на праведном пути, а также простить грехи и тем, и другим.
В достоверном хадисе говорится:
«Если какой-либо человек обратится с мольбой за своего брата, то Аллах непременно поручит ангелу говорить каждый раз, когда этот человек будет обращаться с мольбой за своего брата: «Амин, и тебе того же».
В другом хадисе говорится:
«Кто прочитает заупокойную молитву (джаназа), тому будет награда размером с карат, а тому, кто проследовал до самых похорон, будет два карата, самый малый из которых по размеру подобен горе Ухуд».
Возможно, Аллах простит грехи того, кто молится за своего умершего брата, и простит грехи умершего из-за молитвы живого, который молится за него.
Способ шестой
Заступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других заступников в Судный День
О заступничестве за грешников говорится во многих хадисах, в одном из которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Моё заступничество будет за тех членов моей Уммы, которые совершали большие грехи».
В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Мне был дан выбор между тем, чтобы половина моей Уммы вошла в Рай и заступничеством, и я выбрал заступничество, потому что оно обширнее и больше. Думаете ли вы, что оно будет для людей богобоязненных? Нет, но для грешников, испачканных и ошибающихся».
Способ седьмой
Бедствия, которыми Аллах стирает грехи
В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис:
«Какая бы болезнь, тягость, тревога, печаль, скорбь или неприятность ни постигла верующего, даже если его просто уколет колючка, то Аллах обязательно сделает это искуплением его грехов».
Способ восьмой
Испытания в могиле
Сжатие могилы, страх и другие испытания также служат искуплением для совершённых грехов.
Способ девятый
Страшные события, которые будут происходить в День Суда
Предстояние, печаль и тяжёлые испытания также являются искуплением грехов, вплоть до того, что некоторые из грешников войдут в Ад (да убережёт Аллах нас от этого) и пробудут там столько, пока не очистятся от своих грехов.
Способ десятый
Милость Аллаха и Его прощение
Аллах может простить кого пожелает из Своих рабов без какой-либо причины с их стороны.
Слава Аллаху, Господу миров, который по Своей милости и доброте даровал людям надежду на искупление своих грехов. Просим Аллаха простить нам наши грехи и ошибки и даровать нам сердца, которые не переставали бы приносить Ему покаяние, сердца далекие от высокомерия и самообольщения.
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Искупление грехов
Десять советов от Ибн Таймийи
Сокращённо из книги:
«Маджму`у-ль-фатава ибн Таймийя»
Перевёл: Абу Ясин Руслан Маликов
Источник