Как избавиться от хулиганства

Как бороться с хулиганами в школе. Пособие для отчаявшихся родителей

У всех дети способны забыть сменку и треснуть соседа по башке.

Вопрос только – почему они забыли или треснули.

В последнее время в связи с извращенно принятыми в нашей стране «правами ребенка» часто случается так, что достается не реально доставшему всех ребенку с родовой травмой, которого мама не стала лечить в детстве, или ребенку из разводной семьи, который мстит за конфликты родителей всем окружающим – а достается чаще как раз окружающим и классным руководителям.

Давайте сразу решим, что мы говорим именно о детях, которые создают проблемы для окружающих, а не когда кому-то из родителей что-то показалось или просто не понравилось, что в классе с Машей учится Зухра.

Хорошо еще, если директор школы пытается как-то уладить конфликт, а не прячется в песок под девизом: «Может, оно само рассосется? Или ишак умрет, или падишах?»

Как человек, чьи дети два раза попадали в класс с такими вот проблемными детьми, рискну дать советы.

Первое. Ребенок, который совершил разовое правонарушение, и ребенок, который настроен отомстить всему миру — это два разные ребенка. Даже если первый случайно сломал вашему ребенку руку, а второй систематически просто плюется.

Понять, насколько серьезная перед вами проблема, можно по настрою родителей.

В первом примере родители будут извиняться перед вами и грамотно проведут беседу со своим ребенком.

Во втором вы выслушаете монолог матери (в большинстве случаев это именно разведенная мать), в котором обязательно будут все или большая часть следующих фраз: «Все мы в детстве хулиганили – и ничего, выросли нормальными!… В каждом коллективе дети находят козла отпущения, а несознательные родители их поддерживают – и в вашем классе таким козлом сделали моего ребенка!… Ваш первый начал!… У моего ребенка нет проблем ни с поведением, ни с психикой, посмотрите на своих!… А докажите, что это сделал мой ребенок!… Я знаю, моего ребенка решили ненавидеть, потому что он толстый (в очках, мелкий, нерусский, у него нет папы, он часто болеет и т.п.)!… Сами идите к своему психологу, у меня ребенок не дурак!» и т.п.

Второе. Поговорите с директором – может, она знает, как воздействовать на хулигана. К тому же, в какую бы инстанцию вы ни пожаловались – в итоге все равно решать проблему придется с директором школы или заведующей садиком. И этот человек будет вполне справедливо зол, если о жалобе президенту узнает уже после президента и директора департамента.

Третье. Если проблема не решается (мать хулигана не идет на контакт, отказывается воспитывать или лечить ребенка, не приходит на встречи, откровенно всем хамит и говорит, что она все знает о правах, а у ребенка есть справка, что он психически здоров) – можно думать, что мать о ребенке не заботится.

Ибо то, что в третьем классе – хулиганство и мелкая пакость, в пятом классе станет воровством, в девятом – грабежом, а в одиннадцатом — изнасилованием или убийством.

Иногда ребенку на самом деле нужен психолог или «таблеточки для мозга», иногда нужна семейная терапия (в случае развода), и мать, которая такое лечение игнорирует – нарушает права ребенка.

Обычно на нерадивых родителей волшебно действует заявление вот такого типа, написанное коллективно (наш класс его не отослал, все решилось мирно – просто директор показала матери хулигана, что такое заявление есть).

В общем, делюсь (ФИО, естественно, изменены).

«Прокурору города Тюмени, старшему советнику юстиции

от родительского комитета и группы пострадавших учеников ХХХ Б класса МАУ СОШ № ХХ

Уважаемый Руфат Мансурович!

Настоятельно просим создать условия, приемлемые для обучения и воспитания наших детей, которые в последнее время активно нарушаются.

Наши дети учатся хуже, чем дети из классов со здоровой морально-психологической атмосферой, идут в школу без радости, не проявляют инициативу на уроках и при написании проектов для конкурсов и олимпиад, т.к им, в принципе, не хочется лишний раз находиться в школе.

Условия, сложившиеся в классе, создают угрозу их жизни и здоровью, а также нарушают право на образование.

Считаем, что инициатором по созданию таких условий является ученица ХХХ класса МАУ СОШ № ХХХХ Мария Ивановна Иванова и ее семья, которая не заботится должным образом о воспитании ребенка.

Иванова с первого класса ведет себя в коллективе агрессивно, и то, что поначалу можно было списать на повышенную физическую активность, теперь приобрело форму явной агрессии по отношению к остальным детям, в особенности к тем, кто слабее ее.

Читайте также:  Клеща достают по часовой или против часовой стрелки

Так, например… (тут напишите несколько примеров вопиющего поведения хулигана).

И этих историй масса.

Работа социального педагога, школьного психолога и классного руководителя результатов не дает. Беседы с Ивановой, которые проводятся в школе (как у директора, так и родителями пострадавших учеников) сводятся к его реакции такого плана: «И что вы мне за это сделаете?»

Мать Ивановой отказывается лечить и воспитывать ребенка в социально приемлемых стандартах; уверяет, что у нее есть справка о неврологическом здоровье девочки.

Жалоб было написано немало, по поводу Марии Ивановой проводилась проверка силами школьного психолога и соцпедагога, но результатов эта работа не дала.

Мы не заметили принципиальных изменений в поведении Ивановой и в состоянии класса, где вынуждены учиться наши дети.

Хотелось бы отметить, что мы консультировались по этому поводу с представителями городской службы опеки. Нам разъяснили, что в данном случае налицо ненадлежащее исполнение семьей родительских обязанностей, т.к. мать не учит ребенка жить в социуме, что в дальнейшем неблагоприятно скажется на его развитии и социализации.

Также в городской опеке нам было разъяснено, что права ребенка учиться, играть, бегать, развлекаться и занимать себя на уроках и переменах не должны ущемлять аналогичные права наших детей.

Просим рассмотреть вопрос о лишении родительских прав матери Ивановой, т.к. свои родительские обязанности по отношению к ребенку она не исполняет.

С уважением, — подписи».

Если все делать вовремя – не будет историй, подобных той, что случились в школе №44 и переваловской…

Источник

Дебошир в классе! Как усмирить хулигана?

В вашем классе появился агрессор, который мешает ребятам учиться, а вам — учить? Давайте вместе разбираться, как учителю вести себя с хулиганом.

На ютубе, родительских форумах, педагогических сайтах полно видео, заметок и рекомендаций по поводу хулиганов в классе. Кто-то предлагает «физическое замечание» дебоширу, другие вспоминают советские времена с кодексами октябрят, пионеров, комсомольцев, остальные подключают психологов для решения проблемы.

На хулигана в классе не так просто закрыть глаза. Такой ученик:

  • срывает учебный процесс;
  • портит материальное имущество школы и учеников;
  • оказывает физическое и эмоциональное негативное воздействие на педагогов, одноклассников, других ребят и обслуживающий персонал школы.

Обеспокоенные учителя и родители начинают всерьез задумываться об отчислении.

Но Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» не допускает отчисления учащихся, не достигших возраста 15 лет, или учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Вывод: нужно решать проблему с хулиганом всеми допустимыми методами. О них мы сегодня и поговорим.

Основные причины школьного хулиганства:

  • Отсутствие интереса к учебному процессу.
  • Низкая школьная зрелость. Ребенок психически и физически не готов в распорядку школьного дня и программе.
  • Демонстративное поведение.
  • Невоспитанность.

Все это порождает в ребенке агрессию, способствует срыву дисциплины и появлению конфликтов с одноклассниками, учителями. Если в царское время проблему решали розгами, то сейчас — исключительно педагогическими мерами. И их арсенал богат и эффективен.

Попробуйте: установить камеры видеонаблюдения в классе. Знаем: дорого. Но эффективно. Тем более, что у вас будут доказательства проделок хулигана, которые можно будет предоставить в правоохранительные органы в случае судебного разбирательства.

На родительском собрании предложите идею, обязательно получите согласие родителей или опекунов.

Боремся с хулиганом: правила поведения для учителя

Если в классе появился дебошир, то поставить его на место важно немедленно, не ожидая нарушения вашего авторитета. Ведь игнорировать ситуацию нельзя. Сегодня дебошир оскорбил одноклассника, завтра — вас. Сегодня он ударит ребенка, завтра — классного руководителя. Для этого психологи и опытные педагоги советуют:

    Говорите медленно, уверенно и громко. Четкая речь и спокойная поза покажет хулигану, что вы полностью владеете ситуацией, не напуганы и не растеряны. Это сбавит его пыл.

Помните о важности тишины. Попросите всех замолчать. Когда наступит тишина, спокойно начните разговор с хулиганом.

Критикуйте его выходки, но не самого ребенка. Укажите, что он неправ потому, что ударил/обозвал/оскорбил. Не начинайте давать ему прозвищ или высмеивать. Даже в напряженной ситуации позвольте ребенку сохранить свое лицо.

Разберите ситуацию на классном часе. Покажите дебоширу, что о его выходках в отношении Маши/Пети/Коли знает весь класс. Хулиганы не любят публичности и огласки. Продемонстрируйте, что все могут дать ему отпор. Для этого выслушайте мнение детей о том, что нужно делать с непослушным учеником.

Сила коллектива. Покажите хулигану, что вы вместе с детьми — классный коллектив, команда, одно целое, которое может сплотиться и дать отпор вместе. Предложите ребенку вариант: ты с нами, не хулиганишь, и мы тогда с тобой (объясним сложную тему, развеселим) Это сломит напор дебошира или подкупит его.

Демонстрируйте доброжелательное поведение. В ответ на ваш эмоциональный крик и агрессию вы всегда будете получать зеркальную реакцию от непоседы.

  • Постарайтесь понять. Это трудно, но нужно. Психологи утверждают, что демонстративное поведение и агрессия — это попытка обратить на себя внимание, быть в центре и значимым, элемент защиты. С глазу на глаз поговорите с учеником.
  • Возможно, его агрессивное поведение связано с неблагополучной атмосферой в семье, конфликтами с родителями или нападками старшеклассников, ребят постарше, систематическое унижение и оскорбление близкими (родственники, тренеры спортивных секций, соседи).

    Важно: Вызовите родителей хулигана в школу. Объясните им ситуацию. Если они отказываются принимать меры, не осознают угрозы, то попросите их написать заявление на имя администрации школы, что они полностью берут на себя ответственность за материальный и/или физический ущерб, причиненный их ребенком школе, учителю, одноклассникам, другим ученикам.

    Читайте также:  Растение девичий виноград как избавиться

    Ваше молчание или игнорирование ситуации только усугубит проблему, и породит в детях, пострадавших от хулигана, неверие в справедливость, разочарование в авторитете взрослых.

    Что делать ученикам?

    Появление хулигана сеет панику и растерянность среди детей. Преодолеть их помогут простые, но эффективные приемы:

      Дружба. Докажите детям, что сплоченный коллектив может все. Хулиган — один, а их вместе — много.

    Игнорирование проделок. Дебоширу важно внимание и реакция. Если их нет, то пропадает мотивация для проделок.

    Гласность. Если ребенка бьют, унижают исподтишка, то пусть он расскажет об этом родителям, учителю. Молчание не решит проблемы, а гласность способна на это.

  • Принцип «Один за всех, и все за одного». Лозунг мушкетеров актуален и в школе. Расскажите школьнику, что когда он или она увидели, как хулиган кого-то обижает, то пускай заступятся. Пусть дебошир поймет, что он не один на один с жертвой.
  • Вам слово: Коррекционные школы или обычные классы для хулиганов? Метод кнута и пряника или давление авторитетом? Нам интересно Ваше мнение по поводу работы с хулиганами. Поделитесь с нами и коллегами своим опытом, наблюдениями, случаями. Давайте бороться с хулиганами в классе вместе.

    Источник

    Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия

    Практикующий психолог Елена Трушина о проблеме буллинга: что делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию.

    Елена Трушина

    Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

    Что такое буллинг в школе

    Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

    Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

    • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
    • распространения слухов и сплетен;
    • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

    Кто такой буллер

    Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

    Кто участвует в школьном буллинге

    Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

    Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

    Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

    К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

    В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

    Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

    Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

    Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

    Как распознать буллинг и чем он опасен

    Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

    • беспричинные боли в животе и груди;
    • нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
    • нервный тик, энурез;
    • печальный вид, беспокойство, тревожность;
    • нарушенный сон, кошмары;
    • длительное подавленное состояние;
    • участившиеся простуды и другие заболевания;
    • склонность к уединению, нежелание общаться;
    • проблемы с аппетитом;
    • излишняя уступчивость и осторожность.

    Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

    Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

    Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

    Как бороться с буллингом

    Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

    Читайте также:  Как избавиться от липофусцина

    Что делать родителям

    Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

    Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

    В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.

    После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

    • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
    • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
    • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
    • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
    • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

    Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

    Что делать учителю

    Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

    Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

    Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

    Что делать ребёнку

    Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

    1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
    2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
    3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
    4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
    5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

    Что делать, если твой ребёнок — буллер

    Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

    Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

    Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

    Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

    Выводы

    Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.

    Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

    Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

    Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.

    Источник

    Оцените статью
    Избавляемся от вредителей