Как избавиться от хульного беса
Навязчивый невроз – психическое расстройство, при котором у больного возникают навязчивые мысли и действия. Он стремится избавиться от неконтролируемых мыслей (обсессий) с помощью специальных ритуалов — компульсий. Навязчивые мысли вызывают у человека тревогу и страх ввиду своей негативной окраски. Сам больной совершает безуспешные попытки избавиться от обсессий, тем самым лишь усугубляя болезнь, зацикливаясь, замыкая мысль «в кольцо». Навязчивый невроз доставляет больным существенный дискомфорт. Невылеченное вовремя заболевание способно дополнительно привести к развитию других психических расстройств. Иногда происходит так, что навязчивый невроз проявляется в клинической картине шизофрении в качестве начального этапа, при депрессии, нервной анорексии.
Навязчивый невроз может быть основан преимущественно на обсессиях (мыслях, воспоминаниях), компульсиях (многократно повторяющихся ритуалах), а также на фобиях (страхах). Мысли воспринимаются больным критически, чужеродно. Они способны вызывать отвращение, страх и появляются бесконтрольно. В попытке избавиться от тревоги и страха, что может произойти что-нибудь плохое, больной выполняет различные ритуалы. Среди них бесполезный счет (ступеней, вагонов), зацикливание мелодии, мытье рук, проверка газа, света, дверей и т. д. Тяжелобольные люди могут тратить на ритуалы весь день, так и не выйдя из дома. Чаще всего больные навязчивым неврозом обладают высоким уровнем интеллекта, поскольку возникновение обсессий требует особой, сложной модели мышления.
Распространенные виды навязчивого невроза:
- Страх причинить вред своим близким. Например, если рядом нож, больной может думать о том, что способен взять его и порезать кого-то, поэтому всячески избегает контакта с острым предметом. Это лишь один из множества случаев. Среди самых распространенных — страх убить собственного ребенка или домашнее животное, переехать кого-либо на автомобиле, напасть на прохожего, прыгнуть с высоты.
- Страх причинить вред самому себе. Больного постоянно пугают мысли о нанесении себе увечий. Например, прыгнуть с высоты, утонуть, порезать себя, отрезать конечность.
- Сексуальные обсессии. У больного возникают откровенные навязчивые мысли, а также образы о насилии и надругательстве, которые доставляют ему сильный дискомфорт и вызывают мощный приступ тревоги и страха.
- Страх загрязнения. Классический пример такого навязчивого невроза – постоянное мытье рук. Больной может уделять процедуре огромное количество времени, повторяя ее снова и снова.
- Религиозные обсессии. Навязчивые мысли, в которых больному представляются ужасные, отвратительные сцены с участием Бога, святых. Некоторые больные испытывают страх перед посещением храмов, поскольку боятся не сдержаться и выругаться там, отчего сильно стыдятся и замыкаются в себе. Больной также может представлять себе религиозные сцены сексуального характера.
- Стремление к упорядочиванию, систематизации окружающего «по-правильному» с точки зрения больного.
- Суеверность.
Стоит отметить, что больным навязчивым неврозом обсессии доставляют дискомфорт, вызывают страх и тревогу и воспринимаются чуждыми личности. При этом, в отличие от бреда, у больного сохраняется критическое отношение к мыслям, образам и действиям. Человек вынужден мучиться, совершая бесполезные ритуалы, чтобы избавиться от тревожности. Такое поведение только усиливает расстройство, заставляя больного все больше зацикливаться на его предмете. Так, человек, который боится убить кого-то ножом, вскоре начнет избегать всех острых предметов, а моющий руки по четыре раза может проделывать этот ритуал десятки раз.
Лечение навязчивого невроза
Чаще всего многие больные стыдятся, боятся своих мыслей и бессмысленно мучаются долгие годы, откладывая визит к врачу. В итоге это может привести к хроническому течению заболевания, которое тяжело лечить. Поэтому первый совет, если вы страдаете от негативных чуждых вам мыслей, мучаетесь от приступов тревоги и страха и совершаете различные ритуалы, попытайтесь, несмотря на сложность, набраться сил и обратиться к врачу. Психотерапия в совокупности с медикаментозным лечением невроза навязчивых движений и мыслей дает отличные результаты.
Помимо этого вы можете:
- Признать, что это болезнь. Не смириться, но понять, что она требует лечения так же, как, к примеру, воспаление легких. Осознать, что вы больны, – главный ключ к успешному лечению.
- Как правило, навязчивый невроз имеет первопричину. Это стресс-фактор, некоторая психотравмирующая ситуация. Выявить ее самостоятельно затруднительно, поэтому вам на помощь придет психотерапия.
- Несколько снизить уровень тревожности можно, самостоятельно провоцируя навязчивую мысль. Таким образом, сталкиваясь с пугающим образом все чаще и чаще, вы можете «притупить» негативную симптоматику в виде страха и тревоги.
- На самом деле люди, которые больны навязчивым неврозом, страдающие от ужасных дурных мыслей, в реальности добры и нравственны. Именно по этой причине они часто переживают из-за негативных религиозных и сексуальных обсессий. Помните об этом.
- Не бойтесь выражать свои мысли на бумаге. Попробуйте оценить, какие ваши опасения реально опасны, а какие – всего лишь плод заболевания. Со временем вы поймете, что причин для беспокойства на самом деле нет.
- Визуализируйте свой страх, свои переживания в виде образа человека и вызовите его на диалог. Расспросите его о причине болезни как бы отстраненно. Вы поймете, например, что навязчивая мысль убить домашнее животное или ребенка – лишь результат вашей заботы, опеки и большой любви.
Наконец, помните, что навязчивый невроз успешно лечится и своевременное обращение за помощью увеличивает благоприятный исход комплексной терапии.
Источник
Помыслы неверия, сомнения, хулы
Из наследия Оптинских старцев
В наше время люди приходят к Богу после десятилетий атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через увлечения оккультизмом, обращения к целителям и экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми искушениями.
Спасение утопающего апостола Петра |
Одно из таких искушений – нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.
Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.
Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:
«Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают » .
Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:
«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола».
Помыслы неверия, сомнения в вере
Уверование св. апостола Фомы |
К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:
«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».
Преподобный Амвросий объяснял:
«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».
Помыслы против духовного наставника
Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:
«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».
«Подобно ругательствам пьяного прохожего»
Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:
«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.
Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.
Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».
В чем причина появления хульных помыслов
Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.
Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, гордость, высокое мнение о себе:
«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».
О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:
«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех».
«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».
Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:
«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».
Как получить освобождение от хульных помыслов
Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:
«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».
Старец Амвросий советовал:
«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».
«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».
«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Источник
Как бороться с богохульными мыслями?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, помогите мне, пожалуйста. Я верующий человек, столкнулся с такой бедой, как богохульные мысли. Они, как тараканы, в моей голове ползают не оставляя меня. На молитву встаешь — и такие страшные мысли в голове, самому от себя противно. И всегда после них становится плохо: голова мутная, ноги ватные и т. д. Как с ними бороться, я не знаю. Я устал. Много читал по этому поводу, но как поступить, не понимаю.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Поскольку Вы об этом читали, то и знаете, что делать. Тема самая что ни на есть святоотеческая, и рецепты, которые я Вам повторю, взяты из той же нашей святоотеческой традиции. Просто не читать об этом нужно, а применять на практике.
Напомню Вам, что отцы пишут о помыслах.
«Богу никто не может ни порицанием повредить, ни славословием доставить большую славу, но Он всегда остается в своей славе, не возвеличиваясь от славословий и не умаляясь от хулений; и те из людей, которые прославляют Его по достоинству, — впрочем, никто не может прославлять Его по достоинству, а только по своей силе — получают себе пользу от этого славословия; те же, которые хулят и унижают Его, вредят собственному спасению», — писал святитель Иоанн Златоуст в Третьем слове против аномеев.
Откуда берутся такие помыслы? Об этом говорит, например, преподобный Иоанн Лествичник: «Часто во время Божественной литургии и в самый страшный час совершения Тайн сии мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую Святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, поклоняюсь? Как могу благословлять и в то же время злословить?»
И далее: «Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются. Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас, чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние. Сей лукавый и бесчеловечный мучитель многих отвлек от молитвы, многих отлучил от Святых Тайн; некоторых тела изнурил печалью, иных истомил постом, не давая им ни малейшей ослабы».
Что же делать? Как можно скорее бежать на исповедь и исповедовать то, что у Вас есть помыслы! Исповедь — это великое таинство церковное, в котором человеку подается благодать на то, чтобы жить, делать, что должно, и не делать того, чего не нужно. Своими силами Вы не справитесь, а благодать Божия сильнее любых бесов и помыслов. Исповедовать это дело нужно регулярно, можно быть, первое время — еженедельно. Поговорите со священником о том, как часто Вам следует причащаться Святых Христовых Таин. Это второе Таинство, величайшее, в котором человек соединяется с Богом, и это самое сильное подкрепление Вам в этой борьбе, какое только может быть. Не факт, что напасть Ваша пройдет сразу, но регулярное причащение и исповедь сделают свое дело. Когда помыслы одолевают — молитесь Богу о том, чтобы помог Вам от них избавиться. и помыслов этих ни в коем случае не принимайте. Отбивайтесь от них, как от мух или ос. Утром употребляйте святую воду, лучше Крещенскую. Встали, перекрестились, прочли молитву на принятие святой воды, приняли — читаете утренние молитвы. И в течение дня тоже пейте святую воду в любом количестве.
Непременно окропляйте святой водой свое жилище со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Первое время лучше делать это ежедневно.
Источник