- Как избавиться от артикуляции при чтении?
- Немного о чтении и артикуляции
- Подавление артикуляции
- Первый способ подавления артикуляции
- Второй способ подавления артикуляции
- Третий способ подавления артикуляции
- Четвёртый способ подавления артикуляции
- Пятый способ подавления артикуляции
- Шестой способ подавления артикуляции
- Седьмой способ подавления артикуляции
- Восьмой способ подавления артикуляции
- Урок 2. Подавление артикуляции
- Упражнения 2.1. Альтернативный текст
- Упражнения 2.2. Помеха для артикуляции
- Упражнение 2.3 Музыка
- Упражнения 2.4. Держать темп
- Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»
Как избавиться от артикуляции при чтении?
Не так давно на нашем ресурсе был опубликован очень интересный материал, посвящённый скорочтению и различным его аспектам. Однако, несмотря на то, что тренинг вполне самодостаточен и продолжает пользоваться успехом у наших читателей, мы всё же решили в качестве дополнения к нему опубликовать отдельную статью, посвящённую именно теме подавления артикуляции во время чтения, ведь этот вопрос волнует огромное количество людей, любящих книги и увлекающихся чтением. Итак, приступим.
Немного о чтении и артикуляции
Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.
Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения:
- Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью)
- Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость)
- Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения)
Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь — это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы.
Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Но т.к. статья посвящена именно артикуляции, мы не будем касаться методик быстрого чтения, а разберём несколько основных способов подавления внутренней речи.
Подавление артикуляции
Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция — это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами.
Первый способ подавления артикуляции
Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми.
Второй способ подавления артикуляции
Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста.
Третий способ подавления артикуляции
Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.
Четвёртый способ подавления артикуляции
Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:
- Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
- Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
- Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек
- Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек
- Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
- Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
- Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
- Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции.
Пятый способ подавления артикуляции
Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп.
Шестой способ подавления артикуляции
Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки.
Седьмой способ подавления артикуляции
Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём.
Восьмой способ подавления артикуляции
Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.
И ещё один способ, направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости.
Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их — и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники.
А если вы не знакомы с техникой скорочтения, то можете посмотреть это видео Евгения Буянова, где он делился своим опытом освоения этого навыка.
Источник
Урок 2. Подавление артикуляции
Проблема артикуляции. Артикуляция – проговаривание текста, является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Как феномен артикуляция имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы артикуляции: артикуляция позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.
Минусы артикуляции: артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.
Как бы ни была полезна артикуляция, для чтения информационного материала она является помехой. В результате проговаривания про себя прочитанного текста мы тратим гораздо больше времени, чем тратили бы, если бы просто видя текст и создавая в голове визуальные образы прочитанного, осознавали его.
Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.
Когда вы читаете без артикуляции? Есть люди, изначально способные подавлять артикуляцию при чтении, у этих людей хорошо развиты зрительные навыки и воображение. В принципе, вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом или неповторимыми портретными описаниями, вы могли не обращать внимания на слова и их звучание. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.
При таком чтении акцент смещается с аудиальных на визуальные образы, которые воспринимаются человеческим мозгом быстрее. На практике избавление от артикуляции является важнейшим шагом для ускорения чтения. Только этот прием в отдельности, без использования остальных, поможет серьезно увеличить скорость чтения. Кроме того, чтение без артикуляции лежит в основе упражнений, направленных на развитие зрительных навыков при чтении, о которых говорится в УРОКЕ 3.
Упражнения 2.1. Альтернативный текст
Для начала попробуйте почувствовать, как вы воспринимаете текст без артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов.
Ерунда. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения выбранной вами ерунды.
Фразы. Также неплохо помогают различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным или даже невозможным для вас.
Счет. Слишком сложные запутанные фразы, с другой стороны, не должны отвлекать вас от восприятия читаемого текста. К примеру, подходящим будет счет чисел про себя 1, 2, 3, 4…20. Максимально удобно считать до 20, так как названия всех чисел в этом диапазоне состоят из одного слова, тогда как составные числительные могут сбивать вас с толку, мешая не только проговариванию, но и восприятию читаемого текста.
Если вы уже чувствуете в себе силы понимать текст, подавляя артикуляцию таким способом, можете переходить к упражнениям второй группы. Они будут направлены на развитие и закрепление навыка безартикуляционного чтения.
Упражнения 2.2. Помеха для артикуляции
Мешать артикуляции можно также воздействуя физически на сам речевой аппарат. Эффект этих упражнений, в отличие от предыдущих, достигается тем, что артикуляция во время чтения становится физически неудобной, и организм старается ее не использовать.
Эти упражнения вырабатывают способность отказаться от артикуляции при чтении в любой момент, когда вам это будет необходимо.
Палец у губ. Во время чтения (для начала лучше использовать несложный текст) держите палец у губ, как будто вы хотите показать жест «тише». Начните читать текст и при этом старайтесь контролировать язык и губы, старайтесь, чтобы они не двигались, и просто скользите глазами по тексту. Желательно скользить по тексту с одной скоростью. Поначалу это можно делать не быстро, постепенно ускоряясь, при условии успешного восприятия смысла прочитанного без проговаривания текста.
Если данное упражнение не вызывает у вас трудностей, или наоборот, вам не удаётся избавиться от артикуляции предложенным способом, попробуйте выполнить различные модификации этого упражнения.
Модификации. Для усложнения упражнения можно зажать карандаш зубами. Старайтесь, чтобы язык и губы не двигались. Также можете попробовать контролировать язык, чтобы он не касался карандаша. Или наоборот, вы можете попробовать прижать язык к зубам.
Примечание. Если постоянно использовать только одно из предложенных упражнений, то вы привыкните выполнять его на автомате, что противоречит цели любого упражнения, предназначенного для избавления от артикуляции. Главное, поставить себя в положение, максимально неудобное, для проговаривания читаемого текста. Так что стремитесь разнообразить виды помех вашей артикуляции при чтении.
Упражнение 2.3 Музыка
Во время чтения вы можете слушать спокойную музыку, следя за развитием мелодии. Идеально подойдет джаз, а также композиции с неравномерным темпом, которые могут помешать вам проговаривать текст. Для усиления эффекта вы можете также настукивать ритм музыки или про себя напевать мелодию.
Некоторые специалисты по скорочтению (например, Олег Андреев) предлагают использовать даже специальные ритмы для подавления артикуляции. Однако стоит обратить внимание, что это упражнение подходит далеко не всем. Некоторые люди достаточно легко абстрагируются от звучания мелодии и просто не обращают на нее внимания, другие, наоборот, не могут читать при постороннем шуме.
Упражнения 2.4. Держать темп
Еще одним полезным способом подавления артикуляции для скорочтения является упражнение, которому можно дать название: «Держать темп». Для его выполнения вам нужно достаточно быстро вести указательный палец под строкой с текстом, пытаясь при этом так же быстро читать его. На проговаривание в этом случае у вас просто не хватит времени. Нужно стараться прочитывать текст в таком же темпе, как и движение пальца. Для начала старайтесь читать несложные тексты, которые не требуют усиленной концентрации и максимально доступны для восприятия.
Лучше не увлекаться этим упражнением, а делать его только в тех случаях, когда другие упражнения не помогают. Злоупотребляя наблюдением за пальцем, двигающимся вдоль строчек, вы можете ухудшить свои зрительные навыки, о которых вы прочитаете в следующем уроке.
Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»
Суть тренировки состоит в максимально быстром проглядывании текстов без артикуляции. Сначала вам будет предложен простой текст, который вы должны внимательно прочитать и запомнить за очень короткое отведенное время (примерно пару секунд). За такой короткий промежуток времени вы не успеваете прочитать весь текст «про себя» и его приходится быстро «пробегать глазами». Затем вы отмечаете правильный по вашему мнению ответ на заданные по тексту вопросы.
Затем вам будет показан следующий более сложный текст. Постепенно тексты становятся все больше и насыщеннее информацией. В случае ошибки вы теряете жизнь и начинаете сбор ответов сначала, но на этом же уровне. На ваш результат влияет общее время, число ошибок, сложность и число правильных ответов.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели – умения читать текст без проговаривания (артикуляции). Затем переходите к следующему уроку. Однако не старайтесь всегда читать «молча», так как у артикуляции есть и положительные стороны.
Источник