- Если ребенка напугала собака
- Ребенок боится собак. Как помочь ребенку?
- Услуги центра детской нейропсихологии «Альтера Вита»
- Вам может быть так же интересно
- 6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то
- 1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг
- 2. Обсуждайте с ним, что случилось
- 3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)
- 4. Не давите, если он не готов вновь пережить то, что его испугало
- 5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие
- 6. Предложите нарисовать свой страх (или то, что испугало)
Если ребенка напугала собака
Если ребенка напугала собака
Итак, первое — разговариваем с ребенком о том, что случилось.
Многие родители делают наоборот: ограждая ребёнка от переживаний, ни словом не напоминают о той неприятности, в которую он попал. А надо всколыхнуть эмоции, взбудоражить, чтобы снова прочувствовать тот момент. Да, это не очень приятно, зато полезно: мы же не хотим, чтобы вредности затаились, остались как смутные страхи и мешали в дальнейшем жить. Мы приучаем к культуре детей, и едва ли не первая заповедь, которая внушается детям: не шуми. А мальчикам ещё и классическое: «стыдно бояться…». В результате они замыкаются, и «зажимают» свои настоящие чувства. Сейчас ваша задача – эти чувства освободить. Помочь ребёнку выпустить их на свободу.
Расспросите. Словесный поток, как поток речной, уносит и панику, и испуг, и «застрявшие» стрессы. Он вымывает из глубины, из самого подсознания камушки, галечки (и даже булыжники) стрессорных факторов.
Пусть мальчик жалуется, хнычет, жестикулирует, пусть покажет наглядно, как было дело — слушайте всё и сочувствуйте. (Не жалеете: «ах, мой бедный – несчастный…», а присоединяетесь к его чувствам: «да, я понимаю тебя…»).
Сколько слушать и сколько рассказывать? Пока ребёнок не выговорится как следует. И будет правильно, если потом он расскажет о том же ещё раз: маме, папе, бабушке, дедушке… близким людям, которые смогут сочувственно и внимательно слушать его.
В общем, позвольте ребёнку как следует побояться.
НО! каждый раз такие рассказы и слушания должны заканчиваться чем-то оптимистичным. Это поможет ребенку посмотреть на старое, неприятное, с новой точки зрения, более жизнерадостно и конструктивно. Позвольте ребёнку как следует побояться, рассказывая маме (и всем-всем своим) «Как меня почти укусила собачка и я её почти не испугался». Мягкий юмор, которым постепенно окрасится его рассказ (и его переживания) – это тот идеал, к которому надо стремиться. Снизить весомость страха помогает переключение. Стоит переключить мысли ребёнка с «ой-оёй-ёй. » на что-то другое, интересное-любопытное – и страх уменьшается. Просто потому, что его не лелеют: не до того.
Разберите эту ситуацию как можно подробнее: поговорите о том, что же произошло и почему с ним случилось такое. Обсуждение ситуации очень полезно: это тот опыт, который ему очень и очень пригодится в будущем. Это формирование новых моделей поведения. Ребёнок должен понять, где он ошибся, когда повёл себя так, а где не так, что можно было бы сделать, чтобы дело обошлось без нервотрёпки. И даже если всего он не сумеет понять (в силу возраста), даром такие беседы не пропадут. Вы вместе учитесь смотреть на ошибки как на полезные жизненные уроки – ценнейшая привычка оптимистичных и успешных людей. Что делать, если ребёнок ещё не умеет правильно и последовательно выражать свои мысли словами? если говорить не умеет? Рассказывайте за него. Доброжелательно и неспешно, обращаясь к нему, задавая вопросы, побуждая думать и говорить.
Найдите, за что похвалить («Ты держишься молодцом», «мне нравится, что…», — и скажите, что нравится). Это поднимет самооценку. Ваше уважение и ваша похвала покажут ему, что в жизни всё бывает, бывают и неприятности, но ничего в том ужасного нет.
Объясните, как себя надо вести себя при встрече с собакой.
Почему нельзя? «Да потому, дорогой мой, что у собаки четыре лапы, а у тебя только две. К тому же у неё врождённый инстинкт охотника: всё. что убегает, надо догнать и схватить. Посмотри, например, как она собаки за кошками гоняются. Но кошки, как птички, взлетают от них на деревья… Ты тоже можешь залезть? Конечно же, можешь, но.. но скорость не так. Кошке когти помогут вцепиться и прыгнуть, птица на крыльях взлетит, а ты человек, ты думать умеешь. давай-ка подумаем, что надо делать…».
Увидел «не ту» собаку – замри на месте. Стой и говори про себя: «Собака идёт по своим делам, до меня ей нет никакого дела».
Убедитесь, что ребёнок вас понял, спросите его через некоторое время и как бы между делом:
— Один человек идёт медленно, другой бежит. На кого собака скорее обратит внимание (и даже может облаять?).
— А если ты бежишь, а пёс тобой заинтересовался (и даже тявкнул), что надо сделать? Правильно, пойти спокойным шагом или вообще остановиться.
Собаки (как и некоторые другие животные) умеют чувствовать страх. А страх – он невкусно пахнет. Так что на того, кто их боится, собаки всегда реагируют сильнее и агрессивнее. А ещё собаки чувствуют сердитость и злость, и на того, кто злой, тоже сердятся. Почему? потому что они считают, что злятся на них. Ты можешь сердиться на Сашку, который сломал твой грузовик, а собака подумает, что на неё. И на всякий случай облает (А что, надо же ей защищаться, особенно если она уличная, у нее нет мощного защитника !).
Не смотри пристально на собаку.
Такой пристальный взгляд животное воспринимает как прямую угрозу.
Поясните, что такое «пристальный взгляд». Это – долгий, внимательный, в упор, когда не отводишь взгляда. Покажите ребёнку, что такое пристальный взгляд, пусть он вам покажет. потренируйтесь, как лучше смотреть (и даже – как отводить свой взгляд).
Вовлекайте ребёнка в беседу (так лучше всё запоминается и усваивается и по полочкам в голове раскладывается).
Спросите и обсудите вопрос, почему нельзя перед носом животного махать, например, руками. А тем более – палкой, веткой, бутербродом. Расскажите про печальный собачий опыт, когда их бьют, швыряют камнями – и ребёнок поймёт, что не надо собаку с толку сбивать.
Не прикасайся без спроса. Есть животные, которые не любят, чтобы их гладили чужие, не хозяйские руки. Да и потом, если тебя будут трогать, гладить там по головке все, кто захочет, без твоего разрешения, тебе это понравится, а?
Тренируйтесь. Собаки на твёрдый голос хорошо реагируют: предпочитают не связываться. Научите ребёнка звучно и строго говорить «фу!». Это не так и просто: твёрдо и строго, без дрожи в голосе, сказать «фу!». Потренируйтесь как следует. Уже сама репетиция «фуканья» доставит ребёнку удовольствие, а значит, и мысли его начнут приобретать другой настрой.
Приучайте постепенно, пользуясь случаем.
Познакомьте поближе с какой-то спокойной собакой. Желательно — с крупной, из добродушных пород. Например, с лабрадором или сербернаром или просто с такой, которую вы сами знаете хорошо. (Мелкие собачки очаровательны, но обычно такие тявкалки и вертушки, так лезут под руку, что могут ребёнка ещё больше перепугать). Принцип знакомства прост: сначала смотрите издалека, потом поближе, потом ещё поближе… Однажды ребёнок захочет к ней прикоснуться… погладить… поговорить…
Все эти встречи у ребёнка должны быть связаны только с приятными чувствами и приятными ассоциациями. Он любуется издали на собаку, а вы даёте ему, например, шоколадку и лакомитесь, и разговариваете неспешно. Про то, как собака себя ведёт, что там вынюхивает, какие красивые уши, а «хвост-то как виляет, смотри!».
Расскажите об особенностях этих животных. О том, какой чуткий нюх, о том, почему собаку называют верным другом, расскажите с собаках – спасателях, о их верности, преданности… Может, ребёнок собак и не полюбит, но он будет их уважать. И это – тоже залог его правильного поведения. А главное, таким образом вы переведёте внимание с «я боюсь» на «мне интересно».
Рассказывайте. Неназойливо, между делом, когда вы вместе и не торопитесь никуда, заведите разговор о животных. Расскажите о том, что с вами случалось в детстве, с кем из зверей вы дружили.
Читайте. Есть прекрасные книги, где не только рассказывается о животных, но (это важно) ещё и о том, как с ними дружиться, и как правильно вести себя с ними, чтобы дружба хорошая получилась.
Смотрите. Есть прекрасные фильмы, и художественные, и научно – популярные, о животных, в частности, о собаках и кошках. Зримые картинки прекрасно запоминаются, тут даже ваши комментарии не нужны: животные – умные, добрые, верные – сами покажут ребёнку, за что их стоит ценить и любить.
Играйте. Прожить ситуацию на игровом уровне – для детворы почти то же самое, что и на уровне реальном. Ведь дома есть игрушечные собачки? берите в руки и — Поиграйте, как ваше солнышко с собакою встретилось. Как объясняло другой игрушке (или вам, а то вы «забыли») правила правильного поведения с животными. Любую ситуацию можно и нужно с малышом проиграть. Да и с теми детьми, кто постарше, пройти на игровом уровне – это и познакомиться заранее с ситуацией, и освоить тактику поведения.
Сочините свою историю – сказку. Сказки всегда помогают, даже если ребёнок вырос, даже если совсем большой. У сказок есть удивительное свойство: они неназойливо пробираются в подсознание, и оттуда, из глубины, начинают свою целительную работу.
Что делать точно НЕ надо.
Это только усилит страх + заставит думать ребёнка о себе как об отъявленном трусе, что тоже, сам понимаете, храбрости ему не прибавит.
* Упрекать, критиковать или твердить «не боись». Будете твердить «не бойся! не бойся!», а услышит подсознание: «бойся! бойся!», и выйдет: «Ужасно боюсь!»
* Делать что-то насильно. Насильно заставляют познакомиться, погладить, например, ту же маленькую собачку.
* Запугивать ребенка « вот придет собачка, она тебя укусит, если ты меня не будешь слушаться» — большая часть страхов перед собаками спровоцирована такими пугалками, которые до сих пор внушают детям многие.
* Бояться самим. Если родители сами боятся (не любят, презирают, брезгуют), и сын, и дочка, вполне вероятно, этим же заразятся.
Главное, не торопить ребенка и набраться терпения. Удачи!
Источник
Ребенок боится собак. Как помочь ребенку?
Пока ребенок растет и познает мир, он порой испытывает не только положительные эмоции от изучения предмета, но и отрицательные. К последнему относятся возникающие в процессе познания окружающего мира страхи, которые впоследствии могут перерасти в хронические фобии.
В этой статье мы разберем кинофобию у детей.
Прежде чем начать борьбу со страхом, нужно выяснить причину, из-за которой он возник.
Возможные причины, почему ребенок боится собак:
— Пережитое нападение в прошлом.
— Свидетельство неприятностей, доставленных человеку собакой.
— Запугивания со стороны взрослых и/или неприятные истории, которые мог случайно услышать ребенок.
— Пугающий внешний вид животного (огромный размер, громкий лай, оскал).
Следует отметить, что дети до 3 лет боятся не самих животных, а громких звуков, которые они издают. По мере взросления такой страх исчезает.
Если ребенок боится собак, что делать родителям? Советы психолога.
1. Все дети любят смотреть мультфильмы, поэтому можно (и нужно!) начать с просмотра мультипликационных фильмов, где показывают дружелюбие собак и кошек, например, «Простоквашино», «Бобик в гостях у Барбоса», «Леди и Бродяга», «Балто», «101 далматинец» и т.д. – такие мультфильмы явно придутся по вкусу Вашему ребенку.
2. Начать знакомство с собаками небольших размеров и/или щенят. Щенки никого не оставят равнодушными, а ребенок получит максимум позитивных эмоций от общения с животным, что сложит в его голове положительный образ собаки.
3. Встретив дружелюбного четвероногого друга, держите руку своего чада крепко, подходите сначала вместе, обязательно с хорошим настроем. При этом можно приговаривать «смотри, какой хороший песик», «какие у него красивые ушки и добрые глазки» и т.д. Дайте понять ребенку, что животное не несет никакой угрозы.
4. Если есть возможность, заведите питомца. Забота и уход за ним помогут преодолеть кинофобию.
5. Рассматривайте вместе с ребенком красочные журналы, комиксы, книги, энциклопедии, где описаны породы собак, их повадки, интересные истории.
6. Делитесь с ребенком Вашим позитивным опытом общения с собаками.
7. Хвалите ребенка за преодоление страха. Он должен чувствовать Вашу поддержку.
8. Чаще разговаривайте с малышом о животных, объясняйте, что чувство самосохранения – это хорошо, но нельзя впадать в крайности, все-таки чаще собака выступает другом человека, а не злейшим врагом.
9. Играйте с ребенком, в ходе игры рассказывая о преимуществах четвероногих друзей, о ласке и любви, которые они дарят своим хозяевам и часто – детям.
Если ребенок боится собак, то стоит проявить терпение, ни в коем случае нельзя давить на малыша. Пусть в первый раз лишь улыбнется животному, и это уже будет успехом. Потом подойдет, но не близко, затем дотронется. Так, шаг за шагом и вместе Вы сможете победить страх перед собакой.
Однако при проявлении кинофобии в формах, когда ребенку начинают сниться кошмары, страх перерастает в истерики, панические атаки, и чувство тревоги не перестает отпускать малыша, — в таком случае следует незамедлительно обратиться к профессионалу – детскому психологу.
Услуги центра детской нейропсихологии «Альтера Вита»
Нейропсихологическая диагностика Узнайте точный уровень развития ребенка (памяти, внимания, мышления, речи, пространственных представлений и др.). читать далее
Нейропсихологические занятия Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для вашего ребенка. читать далее
Сенсорная интеграция Современная коррекционно-развивающая методика поможет ребенку справиться с трудностями. читать далее
Консультация психолога Консультация детского психолога поможет вашему ребенку справиться с трудностями, наладить коммуникации. читать далее
Вам может быть так же интересно
В этом разделе мы собрали для Вас интересную и полезную информацию.
Сенсорная интеграция — современная методика развития ребёнка
Проблемы в школе у ребенка: причины и помощь. Рекомендации специалистов
Почему ребенок не говорит? Совет психолога
Кризис 7 лет у ребенка – причины и помощь. Совет психолога
Источник
6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то
Не всегда мы можем, хоть и стараемся, оградить ребёнка от травмирующих ситуаций. Он может испугаться лающей собаки, клоуна, страшной картинки, взрыва петард, врача, человека с необычной внешностью или чего-то, что совсем не кажется страшным нам, взрослым. Клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева рассказывает, как вести себя и что делать, если ребёнок пережил испуг.
Иногда такой испуг проходит бесследно, и, утешившись, ребёнок уже вновь весело играет, крепко спит и с аппетитом ест. Но может быть и по-другому. Если ребёнок в течение нескольких дней или дольше страдает от последствий испуга — плачет, отказывается выходить на улицу, плохо спит, стал заикаться (и даже мочиться в постель), жалуется на кошмары, резко вздрагивает, или его поведение после испуга заметно изменилось другим образом — ему нужна помощь.
Часто родители просто не знают, как нужно себя вести, чтобы действительно помочь ребёнку. Они убеждают его не бояться, доказывают, что опасности больше нет, и заставляют преодолеть свой страх одним из самых неудачных способов — ещё раз сталкивают его с тем, что его испугало. Наконец, родители могут даже ругать ребёнка за страх и проблемы, которые появились в его поведении. Всё это чаще всего вообще никак не помогает, а иногда даже усугубляет проблемы и развивает у ребёнка фобии. Но вот что можно сделать.
1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг
Страх — естественное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он нужен для выживания человека, чтобы предупреждать о потенциально опасных ситуациях. Как и другие эмоции, он плохо поддаётся контролю. Особенно у детей. Перестать бояться усилием воли нельзя, можно лишь не показывать свой страх другим и не признаваться в нём себе самому. Тогда страх и связанное с ним напряжение уходят в глубину подсознания и проявляются на физическом уровне — вздрагивание, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тики, заикание.
2. Обсуждайте с ним, что случилось
Проговаривайте за ребёнка то, что он не может сформулировать сам:»Ты так сильно испугался, когда на тебя залаяла собака», «Ты не хочешь выходить на улицу, потому что боишься встретить там клоуна». Так вы поможете ребёнку выпустить страх наружу. Как и любая сильная эмоция, которая остаётся внутри, страх «давит» на ребёнка, создаёт постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу. Во время разговора с ребёнком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте его, если он не противится. Как правило, одного разговора не хватает, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности случившегося, пока вы не почувствуете, что страх сына или дочери постепенно убывает. И главное, поддерживайте ребёнка всякий раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугался пожара?»).
3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)
Чувство беспомощности и собственный страх часто подталкивают нас обесценивать переживания свои и ребёнка, прятаться от них. Но это не помогает нам прожить и проработать эмоции. Разрешите себе и ребёнку бояться — не старайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно. Даже если он согласится и подыграет вам, страх никуда не денется.
4. Не давите, если он не готов вновь пережить то, что его испугало
Не стоит настаивать и уговаривать ребёнка погладить маленькую соседскую собачку, если не так давно его укусила собака и он отказывается приближаться к животным. Спокойно и уважительно комментируйте его нежелание: «Ты хочешь далеко обойти щенка, потому что помнишь, как тебя укусила собака и теперь ты опасаешься даже маленьких собачек, которые не кусаются» — и со временем страх уменьшится и пройдёт.
5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие
Предложите ребёнку разыграть на игрушках сцену, которая его испугала. Если ему меньше трёх-четырёх лет, то действовать и говорить за игрушки, возможно, придётся вам. Но будьте готовы передать ему управление игрушечными актёрами и следовать его собственному сюжету.
Как уложить ребёнка спать (если кажется, что он не уснёт вообще никогда)
Может быть, он станет в игре пострадавшим или нападающим, или переиначит события, как ему хочется (вдруг прилетит супергерой и всех спасёт, или убьёт того, кто напугал ребёнка). Комментируйте поступки и чувства персонажей игры («И вдруг лисичка увидела водолаза в маске. А-а-а! — кричит она. Как же она испугалась!»).
6. Предложите нарисовать свой страх (или то, что испугало)
Это правда действенный способ справиться с эмоциями. Как ребёнок будет выражать свой страх — зависит от него. Некоторые дети рисуют или лепят испугавшую сцену с точностью до мельчайших деталей, другие покрывают листы чёрной или красной краской, до дыр черкают на бумаге ручкой. Не стоит направлять ребёнка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата. Главная задача такого творения — выплеснуть наружу то, что гнетёт ребёнка внутри.
Помните, что ребёнок не рождается с умением управлять своими чувствами и эмоциями. Да и не всем взрослым это хорошо удаётся. Поэтому главная задача — помочь ребёнку в этом.
Инструкцию можно применять в любой ситуации психологической травмы. Но в серьёзных случаях (сексуальное посягательство на ребёнка, угроза жизни, похищение, смерть человека на глазах ребёнка, теракт и так далее) лучше сразу обращаться к психологу.
Фото: iStockphoto (Briagin, Choreograph, jhandersen)
Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.
Источник