- Картавость – что это и как исправить?
- Картавость — причины, виды и методы избавления
- Нормальное произношение звука [Р]
- Основные виды ротацизма
- Причины картавости
- Какие методы диагностики существуют
- Можно ли и как избавиться от картавости
- Постановка звука
- Автоматизация
- Коррекция картавости в подростковом возрасте
- Классификация отклонения
- Этиология возникновения и характерные признаки
- Диагностика нарушения речи
- Лечение картавости
- Профилактика картавости
Картавость – что это и как исправить?
В этой статье мы поговорим о самом распространенном нарушении звукопроизношения – картавости. Разберемся, что же это такое — «картавость», какие виды этого нарушения существуют и как эту проблему преодолеть.
Под понятием «картавость» подразумевается неправильное произношение звуков «Р, Рь». Научное название этого нарушения звукопроизношения – ротацизм.
Прежде чем говорить о видах картавости, необходимо остановиться на том, как же произносится звук «р» в норме. Звук «р» один из самых сложных, поэтому в речи он появляется к 5-6 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно.
При произнесении звука «р» рот раскрыт, зубы разомкнуты, язык широкий в форме «ложечки» поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Т.е. необходимо не только четко и высоко поднять язык, сделать его широким, но и очень сильно выдохнуть, чтобы кончик языка задрожал и получилось заветное «р-р-р». Если же у человека мышцы языка развиты не очень хорошо, либо он не может достаточно сильно выдохнуть, а чаще всего эти две трудности объединены, то получаются самые разнообразные искажения звучания – картавость.
Выделяют 3 основных группы картавости:
1 – звуки «р,рь» отсутствуют.
Пример: рак – ак; рыба – ыба, корова – коова.
2 – звуки «р, рь» заменяются другими звуками (чаще всего – л, ль, д, г, в).
Пример: рак – лак, дорога – довога, ромашка — гомашка и т.д.
3 – звуки «р, рь» произносятся искаженно.
Наиболее распространенный вид нарушения звуков «р, рь» – горловой, когда вибрирует не язык, а мягкое небо (велярный ротацизм) или маленький язычок – увула (увулярный ротацизм).
Существуют еще: боковой ротацизм – дрожит боковой край или края языка, а не кончик; носовой ротацизм – он редко встречается, звук произносится с носовым оттенком; кучерской или губно-губной – произносится как «тпру», дрожат губы; и одноударный ротацизм – при нем язык стоит правильно, но вибрирует очень слабо.
Пока ребенок маленький и осваивает произношение звуков, родителям необходимо следить за тем как говорит их малыш. Очень важно вовремя заметить «картавость» и постараться ее исправить, пока психика ребенка пластична. Если малыш правильно произносит все звуки речи и только «р» не получается (пропускает или заменяет на «л», «в»), то можно подождать до 5-6 лет, звук может появиться самостоятельно. Но! Если у ребенка есть другие нарушения звукопроизношения или звук «р» начал произноситься картаво, вероятность того, что малыш вырастет и научится правильно говорить, очень мала. Если у кого-то из родителей есть картавость, то не исключено, что ребенок будет подражать маме или папе и тоже будет картавить. Оптимальное время начала занятий по исправлению картавости у детей, если она есть, 5-5.5 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заниматься и к школе успеет исправить все свои трудности.
Я бы рекомендовала каждому родителю перед тем, как отправлять ребенка в школу, отвести его на консультацию к логопеду, потому что не во всех садах есть специалисты, которые могут вовремя заметить и исправить картавость. И если вдруг эта проблема обнаружится, то за время летних каникул ее можно успешно решить и сформировать правильное звукопроизношение.
Довольно часто говорят, что если в детстве не получилось избавиться от картавости, то в подростковом и взрослом возрасте уже поздно что-то делать. Верно ли это?
Практика логопедии показывает, что картавость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид картавости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки «р,рь». Как правило, если у человека нет нарушения тонуса мышц, то исправление картавости занимает в среднем 10-30 занятий.
Если картавость мешает вам достигать поставленных целей, вызывает стеснение при общении с окружающими, то начинайте работать над своей речью, а опытные логопедынашего центра помогут решить эту проблему.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.
Источник
Картавость — причины, виды и методы избавления
Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.
Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.
Нормальное произношение звука [Р]
При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.
Основные виды ротацизма
Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:
- Звуки [Р] и [Рь] отсутствуют в речи. Ребенок произносит «учка» вместо «ручка», «коова» вместо «корова» и т.д.
- Происходит замена звуков [Р] и [Рь] на другие (чаще всего это Л и Ль, В, Г, Д). Примеры: дорога – довога, рак – лак и т.д.
- Звуки произносятся с искажением.м
При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:
- Увулярный. При звукопроизношении дрожит увулярный отросток. Такой дефект принято называть «французским Р», потому что появляется иностранный акцент и небольшой рокот.
- Велярный. В этом случае вибрирует мягкое нёбо, вследствие чего возникает грубый рокот. Этот вид называется обычной жесткой картавостью.
- Боковой. Характеризуется вибрацией боковых краев языка. В итоге слышится нечто похожее на «РЛЬ».
- Одноударный. Язык находится в правильном положении, но вибрация отсутствует. Издается звук, который по звучанию близок к английскому D
- Щечный. Воздушная струя проходит между щеками и краями языка, в результате чего возникают колебания одной или двух щек.
- Двугубный (кучерский). Язык находится в неподвижном состоянии, губы вибрируют. Слышится как «тпру».
- Носовой. Воздушная струя выходит через нос, при этом кончик языка не задействован в артикуляции. Звук произносится с носовым оттенком.
Причины картавости
Картавость может возникать из-за различных причин:
- Аномальное развитие языка. Если у ребенка короткая подъязычная связка, то она будет мешать полноценному подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение за верхними резцами.
- Плохо развитые артикуляционные мышцы. Слабые движения мышц языка приводит к приблизительной артикуляции звуков, при этом происходит неправильное их звучание.
- Аномалии зубочелюстной системы. У детей с открытым боковым прикусом происходит утечка воздуха через щель между коренными зубами, что способствует боковому произношению. Носовой оттенок при произношении Р часто обусловлен нёбными расщелинами.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок просто не в состоянии отличать правильное звукопроизношение от неправильного. В большинстве случаев приводит не к искаженному произношению, а к замене звука на другие.
- Подражание. Если кто-то из членов семьи картавит, то ребенок может воспринимать данное дефектное произношение как норму. Определенные проблемы с произношением Р могут возникнуть, если ребенок владеет другим иностранным языком, в котором есть свои фонетические особенности произношения.
- Наследственный фактор (выдвинутая вперед нижняя челюсть, редкие зубы и т.д.).
Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.
Какие методы диагностики существуют
Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:
- Обследование артикуляционных органов. Специалист оценивает состояние зубов, губ, языка, мягкого и твердого нёба. Наличие серьезных отклонений, вроде нёбных расщелин и короткой уздечки, прямо указывает на причину картавости у ребенка.
- Оценка подвижности органов артикуляционного аппарата. С помощью упражнений определяется темп, объем, точность движений, а также способность выдерживать определенную артикуляционную позу.
- Исследование фонематического слуха. Исследуется дифференциация звуков (изолированно, в слогах, словах).
В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.
Можно ли и как избавиться от картавости
Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.
Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.
Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.
Для этого проводятся следующие упражнения:
- «Маляр». Улыбаемся, открываем рот и поглаживаем кончиком широкого языка твердое нёбо (делая движения языком от горла к зубам). Нижняя челюсть и губы должны быть неподвижны. Количество повторений – 10-15 раз.
- «Вкусное варенье». Рот слегка приоткрыт. Широким передним краем языка облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху-вниз, но не из стороны в сторону. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык широкий, боковые края касаются уголков рта.
- «Качели». Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Широкий язык нужно положить на нижние зубы (с внутренней стороны). В таком положении нужно удерживать его от 1 до 5 (под счет). Далее широкий язык поднимается за верхние зубы и удерживается в таком положении так же под счет (до 5). Положения меняются до 6 раз. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- «Индюк». Рот приоткрыт, язык нужно положить на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад (язык не нужно отрывать от губы). Постепенно ускоряем темп, добавляя голос, пока не получится что-то похожее на «бл-бл-бл».
- «Чистим зубы». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Кончиком языка чистим нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Далее движения делаем снизу-вверх. Аналогичные действия делаем с верхними зубами с внутренней и внешней стороны.
- «Утюжок». Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживаем альвеолы, которые находятся за верхними зубами (назад – вперед). Количество повторений – 15-20 раз.
- «Комарик». Рот широко открыт, улыбаемся. Поднимаем язык вверх и упираемся им в альвеолы за верхними зубами. Нужно протяжно произносить «дззз» в течение 15 секунд.
- «Грибок». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Широкий язык нужно прижать всей плоскостью к твердому нёбу, широко открыть рот.
- «Лошадка». Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Щелкаем языком так, как цокает лошадь. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Постановка звука
После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.
Постановка возможна следующими способами:
- Механическим способом. Вибрация кончика языка вызывается при помощи логопедического зонда (либо зондозаменителя).
- По подражанию. Логопед изображает рев мотора, рычание тигра и т.д.
- От верхнеязычного [З], опорных звуков [Д] и [Ж].
Автоматизация
Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.
Обязательно используются скороговорки со звуком Р:
«Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
«Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
«Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки»
Заключение
Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.
Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.
Источник
Коррекция картавости в подростковом возрасте
Картавость или дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения при сохранении слуха и иннервации артикуляционного аппарата. Не всегда этот дефект необходимо исправлять, а только если он приносит человеку дискомфорт. В детском возрасте, приблизительно до пяти лет, он считается функциональным и легко поддается коррекции на дому и в логопедическом кабинете под руководством специалиста. Перед тем как избавляться от неправильного произношения, необходимо выяснить причину дефекта.
Многие люди не стесняются своей особенности произношения, называя ее изюминкой. По результатам социального опроса 17% людей считают картавость недостатком, 24% это нравится и 59% придерживаются нейтральной позиции.
Классификация отклонения
Дефект подразделяется на виды в зависимости от группы не выговариваемых звуков − мономорфный и полиморфный тип. Простая форма характеризуется трудностями с одной или несколькими фонемами, относящимися к одной группе «С-З-Ц» или «Ш-Ж-Ч». Сложная, то есть полиморфная может включать звуки разных групп (например, «С-Р-К-Ш»). Кроме того, картавость может быть физиологической, связанной с отклонением в развитии органов речи в детском возрасте. Функциональной ее называют при отсутствии патологий ЦНС и артикуляционного аппарата, в том числе органов слуха. Если присутствует врожденная или приобретенная патология, говорят об органической дислалии. При выявлении расстройства слуха картавость называется сенсорной.
Этиология возникновения и характерные признаки
Причины появления отклонения отличаются в зависимости от его видов. Наиболее часто дефект возникает под влиянием одного из следующих факторов:
- на фоне длительной хронической инфекции, что приводит к физическому или нервному истощению;
- в результате недосмотра в детском возрасте, ребенка не научили говорить правильно;
- в случае смешанных браков, когда мама и папа общаются на разных языках;
- как подражание близкому человеку;
- неправильной артикуляции;
- недоразвития фонематического слуха.
Отдельно рассматриваются причины органической картавости: нарушения прикуса, роста зубов, аномалии языка. Их классифицируют на наследственные и приобретенные.
Классификация причин ротацизма:
- механические (неправильный прикус, твердое небо, гипердонтия);
- акустические (ребенок путает созвучные «р» и «л»);
- подражательные;
- наследственные;
- неврологические (связаны с патологическими процессами в головном мозге);
- функциональные: недоразвитость мышц аппарата речи и короткая уздечка языка.
Каждый из видов дислалии характеризуется конкретными симптомами. Так, патология может заключаться в трудности произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм и парасигматизм. Это могут быть фонемы [р], [р`], [л], [л`]. Если трудности только с постановкой звука [р], [р`] — это ротацизм и параротацизм. Для патологии заднеязычных звуков [г], [г`], [к], [к`], [х], [х`] существует определение гаммацизм, каппацизм, хитизм и т. д. Одновременно с этими главными признаками человек может заменять звонкие звуки на глухие или смещать их. Аналогичным образом происходит замещение мягкого на твердый или перестановка.
Ротацизм – это отдельный вид картавости, который заключается в нарушении произношения звуков «р» и «рь». Он сложен для воспроизведения, потому что в процессе задействованы разные части языка. Ему не свойственно быть врожденным, поэтому избавление от патологии проводится с помощью регулярных занятий с логопедом.
Ротацизм бывает велярным и сопровождается вибрацией края мягкого неба; увулярным с колебаниями язычка неба. К причинам его появления относятся патологии слухового аппарата, частичный паралич мышц языка, слишком короткая уздечка языка и его слабые мышцы. При таком расстройстве фонема может быть полностью исключена из речевого оборота или искажена горловым («французским»), боковым произношением. Возможна ее замена на звуки л, й, ы, г, в.
Терапия подбирается в соответствии с жалобами пациента. Отличие горлового произношения от нормы можно услышать, попросив ребенка долго произносить этот звук с открытым ртом. Лечение ротацизма направлено на увеличение подвижности органа с помощью комплекса упражнений, укрепление мышц, ответственных за его амплитуду. Как быстро человек будет переставать неправильно произносить звуки, зависит не только от типа нарушения, но и добросовестного выполнения упражнений, подобранных специалистом.
Диагностика нарушения речи
С подобными проблемами обращаются к врачу-логопеду, который после визуального осмотра и оценки моторики, развития речи оценит слух, зрение пациента. Обязательным является исследование подвижности органов. Для этого специалист подберет упражнения подражающего характера.
Логопедическое обследование при картавости выявляет с помощью дидактического материала дефектные звуки, их отсутствие, замещение и искажение. Обязательно проверяют слуховой аппарат при осмотре у отоларинголога. При необходимости может потребоваться консультация смежных специалистов: стоматолога, ортодонта, хирурга. В случае функционального отклонения консультирует детский невролог.
Лечение картавости
Схема терапии определяется видом картавости, перед тем, как ее убирать, устраняют причину образования дефекта. Основными методиками являются: массаж языка и его механическая вибрация, логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, соблюдение тактильного контроля. Разогрев языка начинают с артикуляционной гимнастики. Это поможет уменьшить его напряжение и сделать более податливым. Далее происходит правильная постановка звуков «ш» и «ж», только потом «р». Это одновременно активизирует кончик языка и устранит лишнюю вибрацию неба.
Отучаться картавить нужно с помощью специально подобранных упражнений. Делать это нужно каждый день без перерыва в домашних или амбулаторных условиях. Занятия для постановки звука «р»:
- Открыть широко рот и улыбнуться, обнажив верхний ряд зубов. Языком двигать изнутри ряда из стороны в сторону.
- Для разрабатывания мышц можно облизывать верхнюю губу на протяжении 5 минут.
- Открыть рот и положить язык на нижнюю губу. При этом пытаться произнести букву «ф».
Словарный запас должен пополняться словами с проблемным звуком, он может присутствовать в одном и нескольких слогах. Хорошей тренировкой является произношение скороговорок с буквой «р» или чтение стихотворений.
Как правильно произносить звук «р»:
- губы должны быть слегка раскрытыми, зубные ряды разомкнуты;
- положение языка такое, что своим кончиком он касается альвеол за зубами, по бокам он плотно прилегает к верхним коренным зубам;
- голосовые связки также включены в процесс и вибрируют;
- направление воздушной струи должно быть к кончику языка, не в стороны.
При произношении мягкого звука «рь» также поднимается средняя часть спинки языка к нёбу, сам он направлен вперед.
Чтобы закрепить постановку фонемы, упражнения делают перед зеркалом и неоднократно повторяют. Только после доведения навыка до автоматизма, правильное «р» вводят в обиход.
Первое время ребенка необходимо контролировать, иначе он снова начнет картавить. Особенно уязвимыми в этом плане являются подростки возрастом 13-14 лет. Лучше устранить дефект еще в детстве, но и в 15-17 лет это возможно. В этот период дети могут замкнуться в себе, им нужна поддержка близких и уверенность. С терапевтической целью необходимо регулярно посещать стоматолога, ежедневно три раза в день проводить логопедические занятия (лучше перед едой или через час после приема пищи).
Профилактика картавости
С целью предупреждения дефектов произношения отдельных звуков необходимо, начиная с дошкольного возраста, показывать ребенка логопеду. Эта мера поможет вовремя диагностировать анатомические патологии артикуляционного аппарата. Большое значение имеет правильный пример со стороны родителей, при наследственной предрасположенности необходимо сообщить специалисту для подбора адекватной терапии.
Картавость не представляет угрозы физическому здоровью человека. Однако, негативно отражается на самооценке, что может коснуться профессиональной и личной жизни. В некоторых случаях может быть рекомендовано хирургическое лечение. При этом сроки терапии зависят от сложности диагноза, наличия сопутствующих патологий органов речи или нарушения функции центральной нервной системы. У детей картавость устраняется легче, чем в подростковом возрасте, потому что артикуляционный аппарат еще не до конца развит. При ежедневных занятиях положительные изменения отмечаются через неделю, весь курс займет от нескольких месяцев до года.
Источник