- Как живут в Казахстане русские и почему они хотят оттуда уехать, побеседовал с другом
- Экономика
- Ветер с Апшерона
- Казахи — люди жесткие. Не начинайте с ними.
- Поговорите тут. Языковые патрули, тюрьма и гонения: как в Казахстане притесняют русских?
- Семь лет за слова
- Языковые патрули
- Материалы по теме
- Поговорите тут.
- «Наша цель — объединение нации»
- «Демарши против русского языка»
- Как «разбавляли» русскоговорящих
- Эпоха «казахизации»
- Материалы по теме
- Алфавитный беспорядок
- Страх и ненависть на Иссык-Куле.
Как живут в Казахстане русские и почему они хотят оттуда уехать, побеседовал с другом
После уничтожения СССР, в республиках, ставших независимыми государствами, осталось много русских людей. В большинстве республик произошел всплеск националистических настроений. Во многих странах Средней Азии начались гонения и преследования русского и русскоязычного населения. Русские оказались одним из самых разделенных народов в Европе и на просторах бывшего СССР.
Как сложилась их судьба, как живут те, кто остались жить в национальных республиках. Сегодня мы поговорим о жизни русских людей в Казахстане. Моим собеседником будет мой товарищ, который живет в городе Алма-Ате, так называли его при СССР, сейчас казахи называют его Алматы.
Я и мой товарищ из Казахстана
— Представься пожалуйста.
— Доброго времени суток, меня зовут Егор, мне 29 лет , я it специалист.
— Расскажи коротко о себе.
— Я по национальности — русский, родился в России, в поселке Угольные Копи, что в Магаданской области, жил там до 4 лет, после мы переехали всей семьёй в Казахстан, в Алма-Аты.
— Переехали при СССР или после его развала?
— Уже после распада, переехали после закрытия ракетной части в Гудыме, где служила моя мама.
— Как к вам относились местные и почему именно в Казахстан?
— Моя бабушка после учебы в Ленинграде уехала в г. Оренбург, где познакомилась с дедушкой. Они вместе переехали в Казахстан поднимать целину. Местные относились хорошо, была работа, осваивали земли. Раньше тут были кочевые селения, а с появлением работы на целине появилась возможность получить образование, жилье, медицинское обслуживание.
— Изменилось ли отношения к русским после развала СССР?
— К русским после развала относились положительно, но были и те, кто относились не очень хорошо.
— Как относятся казахи к русскому языку и русским, на каком языке происходит межнациональное общение?
— К русскому населению в северной и южной частях Казахстана разное отношение, на севере казахи обрусевшие, более положительно относятся, а вот на юге, многие не знают русского языка и относятся похуже. Власти делают так, что все должны разговаривать на казахском. Казахи с русскими в основном говорят на ломаном русском.
— Знаешь ли ты казахский язык?
— Мы учили казахский язык с детского сада и в школе, но свободно я разговаривать так и не научился. Писать, читать могу, знаю произношение букв, но понимаю с трудом, да еще на севере и юге разное произношение.
— В школах на каком языке происходит обучение? Есть ли русские школы, есть ли обучение на русском языке? Как используется русский язык в быту и на телевидении?
— Русских и казахских школ у нас поровну, в зависимости от школы уклон идёт на тот или иной язык. Радио, телевещание, реклама и любая документация дублируются на двух языках, даже по времени, например час вещание на казахском, час на русском языке. В Казахстане два государственных языка — русский и казахский.
— Как относятся русские и казахи к смешанным бракам и детям, родившихся от таких браков? Ты сам женат на казашке или русской?
— Я женат на метиске, ее мама украинка, а отец казах. Отношение больше нейтральное, но бывало казахи при виде таких пар были очень недовольны, вплоть до выражения своих эмоций по этому поводу. Однажды, мы ехали с женой в поезде, на станции к нам села пожилая пара, которая на казахском осуждала нас, что я русский, а она казашка.
— Как отнеслись ваши родители к браку?
— Есть ли в Казахстане коррупция по национальному признаку, при занятий должностей или кресел, так называемое кумовство?
— Есть, у нас большинство высоких должностей занимают казахи, русских очень мало. В органах власти очень много воровства и «подсиживания», смещение с должности. Очень важно кто твои родственники, нужны знакомства, если ты не имеешь нужных знакомств, то тебе очень сложно занять какую-нибудь должность.
— Возможно ли, что русский когда-нибудь станет президентом Казахстана или нет?
Устраивает ли тебя жизнь в Казахстане? Что не нравится?
— Мне не нравится, что сейчас хотят лишить русский язык статуса государственного языка, таким образом хотят дать больше рабочих мест казахам, мы должны будем знать казахский язык, чтобы работать.
— Легко ли жить русским рядом с казахами, в быту?
— Есть определенные сложности, например много традиций к которым мы не привыкли, раздражают бескультурье, грязь и вонь.
— Что ты имеешь ввиду?
— У нас другие правила поведения в обществе, которым учили нас родители, у большинства казахов это все отсутствует или по-другому. Они режут барана в праздники, хранят мясо на балконе. Вечно стоит запах вареного барана, голов скотины. Они делают отрыжки в людных местах, харкаются и сморкаются в обществе, это все происходит даже в крупных городах и элитных районах, не говоря уже о сельской местности.
— Как сами казахи относятся к этому?
— Обрусевшие казахи относятся к этому как и мы, отрицательно, а этнические нейтрально.
— Казахи любят есть мясо?
— У нас можно сказать страна мясоедов, очень популярна баранина и конина. Я баранину люблю есть только в виде шашлыка, конину очень уважаю, хотя многие русские против употребления конины.
— Едят ли свинину, говядину?
— Кто верит в ислам, свинину не ест, Казахстан это исламская страна. Говядину у нас едят, но чаще коров держат для молока и молочных продуктов, у нас очень популярны молочные продукты, такие как кумыс (лошадиное молоко, очень колоритное), шубат (верблюжье молоко). В Казахстане очень популярна жирная кухня, в основном на мясе и тесте: плов, бешбармак, казы. Есть продукты которые очень полезны для здоровья, саумал — первое молоко лошади при рождении жеребёнка, очень полезно пить при заболевании лёгких, анемии, раке.
— Сохранились ли старые казахские традиции, надо ли отдавать калым за невесту сейчас? Отчего зависит размер калыма?
— У казахов по традиции нужно отдавать калым, но скот заменён уже на другие ценности, от денег — до квартир в подарок. Размер зависит от статуса семьи девушки, но точно я не знаю как это все происходит.
— Жених и невеста сами себя находят или за них это делают родители?
— У этнических казахов обычно ищут родственники пару своим детям, так сказать строят планы на свое и их будущее, у нас отличие в том, что мы делаем все для своих детей, у этнических казахов свой подход: чтобы вся семья жила в достатке, а не только дети. Молодожены могут и не знать друг друга до свадьбы, знают только родственники.
— Как строятся отношения внутри семьи?
— Все по мусульманским традициям, жена это очаг, муж это глава, добытчик. Муж обязан работать, жена следит за домом, кормит мужа, сидит с детьми и ведёт хозяйство.
Экономика
— Поговорим про экономику, как насчет зарплат и доступности жилья, хорошей работы?
— Это наша слабая сторона, как наверное и во всем СНГ. Живём в кредитах и нищете, средняя зарплата на сегодня, это 80 тысяч тенге, примерно 14 000 руб. Бывший президент, наверное у себя в воспаленном воображении посчитал, что средняя зарплата равна 500 тысяч тенге (84 000 руб.) С доступностью жилья тоже есть проблемы, ты можешь ждать своей очереди на льготное жилье до старости, а можешь дать на «лапу», чтобы ускорить процесс или взять ипотеку на 25 лет и надеяться, чтобы тебя не уволили. С работой в крупных городах проблем нет, а вот в маленьких сложно найти подходящую работу, в основном все с регионов едут работать в большие города, в Астану, Актау или Алматы.
Источник
Ветер с Апшерона
Казахи — люди жесткие. Не начинайте с ними.
Вот когда говорят, что кругом гадость исходит из России, обязательно в РФ начинается возмущенный шум, ответные оскорбления, миллион ссылок и доводов что не так, они только гумпомощь раздают и никогда ничего плохого не сделают, а только если кто против них и да и то разве в ответ. Такое было ровно столько, сколько сепаратистких движений народилось и все продолжаются в бывш.СССР. Вы сейчас будете возмущаться и называть меня нациком-русофобом, а я приведу вам в пример моей правоты начинающееся буквально вчера-сегодня российско-казахстанское противостояние, в котором обязательно будут использованы в качестве сепаратисткого инструментария казахские граждане русской или прочей славянской национальности.
Я вас спрашиваю: что это за гадость начинает российский депутат от ЛДПР, заявивший в Думе о претензии на землю Казахстана? Казахи переварили и не забыли хамство Солженицына, назвавшего Казахстан «подбрюшьем России». Потом года назад что-то сказал В,Путин, за что получил серию видеответов от казахской интеллигенции. Теперь д епутат Государственной думы Павел Шперов на заседании парламентского «круглого стола» по проблемам российских соотечественников открыто пообещал вернуть в состав Российской Федерации «исконно российские земли Казахстана», Я вначале читал об этом в казахской прессе, предположил что утка. смотрю, а в серъезных московских изданиях уже распечатано!
Кому русские теперь объяснят, что на самом деле все не так, эти заявления не связаны друг с другом, а Шперов сам не знает что говорит. Кто поверит? Вы с Казахстаном теперь решили начать, как с Украиной? Сколько загубленных душ уже запланировано как скот на убой, чтобы потрафить нескольким ублюдкам?
Точно с таких, казалось тогда отрывочных, «почти случайных и не взаимосвязанных» заявлений начинался карабахской конфликт. Первыми вбросили в советское тогда еще поле такие словечки академик Аганбекян, Сахаров который был замужем за Алиханян-Боннер, потом они наняли Старовойтову, за ней газеты «Московский комсомолец», «Литературная газета» и пошло-поехало — убито за 50 тыс. человек, стрельба продолжается. Точно также начиналось — повторяю!
Если бы Кремль хотел, если бы ВВП возмутила и по хорошему встревожила фраза Шперова, он бы в минуту приструнил этого депутата и всю его партию во главе с Жириком. А МИД мог бы выдать официальное заявление осуждающее ЛДПР-вского провокатора. Жду как отреагирует Кремль и не удивлюсь, если ВВП с известной ухмылочкой кинет фразу что-то типа в жанре «с низкой социальной ответственностью» или «мочить в сортире». Вата радуется слышать такое от пахана.
Казахстан — жесткое государство, а казахи действуют быстро и крайне жестоко. Их только Нурсултан удерживает. Если даст команду, плакать будете кровавыми слезами, поэтому — я к Кремлю обращаюсь: заткни ты своих, чтобы знали цену слова в межнациональных делах. Слово уже вылетело, не воробей, не поймаешь, но выполнить необходимые нейтрализующие мероприятия можно.
Или России нужно каждые лет пять начинать новую войну для душевного удовлетворения? Еще раз подчеркиваю — началось из России, не из Казахстана, так что подумайте над тем, что может последовать!
Источник
Поговорите тут. Языковые патрули, тюрьма и гонения: как в Казахстане притесняют русских?
В последние годы новости о дискриминации русскоязычного населения приходили в основном с западных рубежей бывшего СССР. В Средней Азии до недавнего времени таких проблем не было. Однако там власти долгие годы вели националистическую политику, и сейчас она начала давать свои плоды. Чуть больше года назад казахский правозащитник Ермек Тайчибеков дал интервью, в котором обвинил власти Казахстана в ущемлении русских. Беседа с журналистами вылилась для него в семь лет колонии строгого режима — спорный приговор судья Данияр Сембаев вынес 19 августа. Новость об этом пришла вслед за сообщениями о языковых патрулях в республике, активисты которых записывают видеоизвинения от русскоязычных жителей Казахстана. «Лента.ру» решила разобраться в причинах роста русофобии в прежде абсолютно дружественной России стране.
Семь лет за слова
Поводом для преследования Тайчибекова послужило интервью изданию «Царьград», в котором он рассказал о распространении русофобских настроений и притеснении русских в Казахстане с одобрения местных властей. Кроме того, в нем он упомянул о нападении казахских националистов на селение дунган (коренной народ, проживающий на юге республики) в феврале 2020 года. Тогда от рук радикалов погибли десять человек, более сотни получили ранения. Суд счел высказывания правозащитника экстремистскими, он получил максимальное наказание по статье.
Тайчибеков известен в Казахстане как последовательный русофил. К примеру, он подавал в парламент Казахстана собравшую 200 тысяч подписей петицию о придании русскому языку статуса государственного (вместо нынешнего статуса официального). Возмущение националистов также вызывали его заявления о том, что казахи, которые выступают против интеграции с Россией, являются «сепаратистами», так как, по его мнению, именно русские дали казахам цивилизационные основы и помогли им состояться как нации. Активист считает Казахстан неотъемлемой частью России, поддерживает самопровозглашенные республики Донбасса. Брат Тайчибекова Марлен рассказал, что он был ошеломлен приговором, так как «дело разваливалось на глазах».
Мой брат, который защищал людей, которых громили по национальному признаку, будет сидеть, а погромщики, убивавшие людей, отсидев в СИЗО, сейчас на свободе, пьют пиво, радуются. Где справедливость в этом мире? В Казахстане ее точно нет. Одна надежда на Россию
Языковые патрули
«Приношу публичные извинения Куату Ахметову», — такую фразу содержат многие ролики, публикуемые на YouTube-канале Til Maydani (что на русский переводится как «Волна языка»).
Ролики посвящены языковым рейдам. Руководит ими упомянутый Куат Ахметов, он же владеет каналом. Вместе с соратниками он заходит в магазины и проверяет, переведены ли этикетки на казахский язык и понимают ли его сотрудники. При этом названия самих роликов пишутся на русском языке, хоть и с множеством орфографических ошибок, например «Астана Руский Фашизм казахов не обслуживают принципиально для них важно чтобы говорили на руском». Сам Ахметов объяснил причины своей деятельности «обидой» на русских, которые высокомерно относятся к приезжим и «с ненавистью» приходят в Казахстан.
Первые видео на канале появились четыре месяца назад, сейчас у него больше 20 тысяч подписчиков. Кроме видеозаписей с рейдами и извинениями не владеющих казахским русских продавцов, на канале размещены и «программные» ролики. Часть из них посвящена законодательному регулированию языкового вопроса в Казахстане. Большая часть видео на казахском языке, но есть и русскоязычные записи. С заголовками вроде «Для тупых рускоязычных граждан не владеющих казахским языком» (авторская орфография и пунктуация сохранены).
В России организация Ахметова получила известность после ролика, в котором националисты в сопровождении сотрудников правоохранительных органов пришли в городе Актау в магазин, которым владеют русскоязычные граждане Казахстана. Гости вступают в перепалку с хозяевами.
Материалы по теме
Поговорите тут.
«Наша цель — объединение нации»
Одна из участниц разговора говорит: «Вы не любите русских. А что мы вам сделали? Мы вам город построили! Если бы не мы, вы бы здесь не были». Очевидно, имеется в виду тот факт, что Актау строился преимущественно специалистами из РСФСР, с 1964 по 1991 год город носил название Шевченко. Через некоторое время на канале появился ролик с этой женщиной, в котором она уже извиняется за свои слова и говорит, что была «в нервном состоянии».
На ролик отреагировали в России. Глава Россотрудничества Евгений Примаков заявил, что казахстанские власти «с опаской относятся к своим националистам и стараются лишний раз их не раздражать». Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев потребовал от Нур-Султана дать оценку происходящему. А МВД России запретило лидеру «языковых патрулей» на 50 лет въезжать в Россию.
18 августа Ахметов заявил, что против него возбудили уголовное дело за разжигание межнациональной розни по статье 174 УК Казахстана. Кроме того, он рассказал, что его целый день продержали на допросах. Там блогеру якобы настоятельно рекомендовали закрыть свой канал с унижениями русских. Официальных подтверждений его словам пока нет. Позже выяснилось, что Ахметова отпустили из отделения полиции, выписав ему штраф в 125 тысяч тенге (25 тысяч рублей).
Впрочем, предпосылки к тому, что языкового активиста накажут, уже были. Казахские власти после реакции из России сразу открестились от него. Сами рейды в правительстве назвали проявлением «пещерного национализма», отметив, что движение Ахметова не имеет в стране официального статуса. Вот только подобные активисты не возникают на пустом месте.
«Демарши против русского языка»
В беседе с «Лентой.ру» глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович рассказал, что подобные кампании проходят при поддержке антирусского националистического лобби, которое присутствует в казахстанской элите. Как объяснил эксперт, эта группа пользуется поддержкой Запада, и за последние годы с помощью США смогла вырастить целое поколение прозападных националистов в политическом классе, госаппарате и СМИ.
Попытки реабилитации предателей времен Великой Отечественной, демарши против русского языка в быту и школе — все это похоже на мероприятия, спланированные единым центром
По словам Мендковича, при такой поддержке сверху националисты долгое время действовали достаточно свободно. Страдают от этого не только русские. Он привел в пример антидунганский погром в феврале 2020 года в Кордае. Тогда произошел межэтнический конфликт между казахами и дунганами, в котором погибли 10 человек, были разгромлены несколько сел, более 10 тысяч дунган бежали в Киргизию. Власти страны не увидели в погромах межэтнического противостояния, а назвали произошедшее массовыми беспорядками. Лишь немногие погромщики получили минимальные сроки. К ответственности привлекались даже пострадавшие дунгане.
Русский язык в Казахстане сейчас переживает не лучшие времена. Как уже писала «Лента.ру», антироссийски настроенные либерал-демократы укрепили свои позиции в казахстанской политике после парламентских выборов, их радикальное крыло представлено партией «Ак Жол». И недавно власти страны анонсировали масштабный план по дерусификации образования, согласно которому к 2023 году все школьники будут обучаться на казахском. В те же сроки планируют завершить и начатый еще в 2017 году перевод языка на латинскую графику.
Русский язык в Казахстане не государственный, но обладает официальным статусом с 1995 года. Однако с 2001-го в стране началась программа, которая предусматривала постепенный перевод делопроизводства и документации на казахский. Параллельно с этим на казахский переводилась и система образования. Постоянно сокращается количество русскоязычных школ, русский язык постепенно вытесняют и из университетского преподавания. При этом русским языком активно пользуются и этнические казахи, которых националисты презрительно называют шала-казахи, то есть «ненастоящие».
В 1990-е годы первый президент страны Нурсултан Назарбаев часто изъяснялся перед гражданами на русском и даже приносил на нем присягу. Нынешний глава государства Касым Жомарт Токаев указывает, что люди обязаны безупречно знать казахский, что язык должен стать «объединяющим фактором» и заменить русский в качестве языка межнационального общения.
Правда, есть проблема — сам Токаев часто произносит подобные речи на русском языке, поскольку Казахстан так и не стал преимущественно казахоязычным. Согласно исследованию «Фонда Эберта», 51 процент жителей страны свободно владеет русским языком. Тот же процент учеников школ выбрал русский в качестве языка сдачи выпускных экзаменов. Растет и число школьников, обучающихся на русском. Если в 2014 году их было 800 тысяч, то в 2021-м — 1,1 миллиона.
Но несмотря на то что русский язык сохраняет свои позиции, русская община постепенно оказывается на обочине культурной и политической жизни страны.
Как «разбавляли» русскоговорящих
К моменту распада Советского Союза Казахстан был, по сути, двунациональной страной. При общем населении в 16,22 миллиона человек русские составляли 6 миллионов (37,82 процента). Весь период независимости их число постоянно снижалось, преимущественно из-за миграции в Россию, обусловленной как экономическими факторами, так и политикой «казахизации» страны.
В 2020 году русское население Казахстана составляло уже 18,85 процента, или около 3,5 миллиона человек, и оно продолжает сокращаться. В девяностые годы Казахстан покинули почти 2 миллиона русских и почти миллион немцев — это были поволжские немцы, которых депортировали сюда еще во время Великой Отечественной войны. Такого количества русских не эмигрировало ни из одного другого постсоветского государства.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что все годы независимости страна вела политику мягкого вытеснения русского населения. Чтобы не нарваться на обвинения в дискриминации, власти Казахстана действовали очень аккуратно.
Например, перенаправляли финансовые потоки с севера страны, где проживало большинство русских, на казахский и казахстаноязычный юг, чем стимулировали и без того высокую рождаемость в тех регионах. Если присутствию русских в малом и среднем бизнесе власти не препятствовали, то из госуправления их постепенно убирали. Первое правительство республики возглавлял Сергей Терещенко, а сейчас этническим русским достаются один-два наименее значимых министерских портфеля.
Кроме того, в Казахстане действуют государственные программы переселения населения южных регионов на север с целью «разбавить» русскоязычное население титульной нацией. Существует и практика репатриации оралманов — этнических казахов из сопредельных стран. Несмотря на трудности интеграции, власти негласно поощряют переезд оралманов именно на север страны.
Результаты такого подхода можно увидеть на примере Западно-Казахстанской (Уральской) области. В советские времена этот регион был преимущественно русским. С тех пор доля русских в Уральске сократилась почти в два раза и теперь составляет лишь 26 процентов, согласно переписи 2020 года. При этом в некоторых районах севера и востока страны русских все еще остается около 70 процентов.
Эпоха «казахизации»
В годы правления Назарбаева власти пытались выстроить «казахстанскую» нацию из разных этносов. В заявлениях постоянно подчеркивалось культурное и этническое многообразие страны. Однако постепенная миграция русских, других славянских и европейских народов сделала эти концепты ненужными. И при Токаеве все четче стало прослеживаться желание властей опираться именно на казахское этническое ядро.
Процент русского населения в Казахстане неизбежно будет снижаться. Продолжается эмиграция в Россию, да и демография тоже на стороне титульной нации. В казахских семьях обычно рождается много детей, а русское население постепенно стареет. Если средний возраст этнического казаха сейчас — 23 года, то этнического русского — 42.
И на этом фоне дискриминация русского населения Казахстана может стать действительно системной. Во-первых, власть постепенно обновляется, в нее попадают люди, выросшие уже в эпоху «казахизации». Для них завершение национального строительства и доминирование казахов во всех сферах жизни от экономики до политики — не просто вопрос удержания власти, но и важная идеологическая установка.
Материалы по теме
Алфавитный беспорядок
Страх и ненависть на Иссык-Куле.
Но помимо идеологии свою роль сыграют и рациональные факторы. Чем меньше русская община, тем менее она важна в электоральном смысле, тем меньше ее экономическое, политическое и культурное влияние. Если в девяностые Назарбаеву были необходимы постоянные реверансы в сторону русских, чтобы получить их поддержку, то теперь они перестают быть настолько важным фактором казахстанской политики.
Не стоит также забывать, что «русский фактор» в Казахстане — это не только вопрос сохранения собственно общины, но и вопрос сохранения культурного влияния России в регионе, который очень важен как в сфере безопасности (граница с Казахстаном пролегает в степи, и ее очень трудно контролировать), так и в экономике (страна обладает огромным транзитным потенциалом). В экономике Казахстана уже сейчас много китайских денег. Исчезновение русских приведет к тому, что русская культура и идеи сотрудничества с Россией перестанут быть актуальными. А значит это место займет другой сильный сосед. Может быть, как раз Китай.
Источник