- Как бороться с ловушками сознания и когнитивными искажениями. Часть первая
- Ловушка якорения
- Что вы можете сделать?
- Ловушка статуса кво
- Что вы можете сделать?
- Ловушка невозвратных затрат
- Что вы можете сделать?
- Ловушка подтверждения
- Что вы можете сделать?
- Ловушка неполной информации
- Что вы можете сделать?
- Как бороться с ловушками сознания и когнитивными искажениями. Часть вторая
- Ловушка конформности
- Что вы можете сделать?
- Ловушка иллюзии контроля
- Что вы можете сделать?
- Ловушка совпадения
- Что вы можете сделать?
- Ловушка воспоминания
- Что вы можете сделать?
- Ловушка собственного превосходства
- Что вы можете сделать?
- Когнитивные искажения
Как бороться с ловушками сознания и когнитивными искажениями. Часть первая
Наш разум устанавливает много разных ловушек. Если мы не осведомлены о них, это влияет на нашу способность мыслить критически и рационально, что ведет к принятию плохих и даже катастрофических решений.
В некоторых случаях борьба с подобными играми разума заключается просто в их выявлении. Однако бывают случаи когда человек осознает ловушку, но продолжает совершать иррациональный поступок. Такие ловушки представляют очень большой интерес, они слишком сложны, однако даже с ними можно эффективно бороться.
Рассмотрим самые замысловатые ловушки и искажения нашего разума.
Ловушка якорения
«Если население Турции больше 35 миллионов, то каково ваше предположение об их количестве?». Исследователи задавали этот вопрос людям и редко получали ответ намного больше 35 миллионов. В среднем назывались цифры от 40 до 50 миллионов. Когда же исследователи задавали вопрос другой группе людей «Если население Турции больше 100 миллионов, то каково ваше предположение об их количестве», люди называли в среднем число от 140 до 150 миллионов. Если кому интересно, правильный ответ 70 миллионов, однако реальное число и не было ключевым в этом исследовании.
Урок: Стартовая точка может существенно смещать ваше мышление — первое впечатление, идеи, оценки или мысли, на которые влияет предыдущая информация.
Эта ловушка крайне опасна, потому что используется как для манипуляции общественным сознанием, так и для влияния на другого человека. Например, когда продавец сначала показывает дорогой товар, а затем более дешевый.
Что вы можете сделать?
- Всегда рассматривайте проблему со всех точек зрения. Избегайте оценки чего-либо с одной точки зрения. Для начала сформулируйте проблему, а уже затем ищите решение. Так вам будет сложно запудрить голову.
- Сначала думайте сами, затем слушайте других. Соберите как можно больше информации о вашей проблеме, обдумайте ее, обдумайте решение. И только затем выслушивайте чужое мнение.
- Ищите информацию из разных источников. Рассмотрите все точки зрения с холодной головой.
Ловушка статуса кво
В еще одном эксперименте две группы людей получили по одному подарку: первая группа получила разукрашенную кружку, вторая — швейцарский шоколад. Им сказали, что они могут поменять друг у друга эти подарки, если большинство в обоих группах будет за. Логика подсказывает, что ровно половина людей согласилась бы на обмен, однако на практике таких было только 10%.
Урок: Мы склонны повторять установленное поведение, даже если нам его навязали извне. Более того, изменить наше поведение может лишь очень большой стимул. Так что человек согласен оставаться в проигрышном положении и не соглашаться менять свое поведение. Небольшой стимул не заставит его отказаться от своего поведения. Статус кво говорит о том, что человек считает свое нынешнее положение более выигрышным, чем возможную альтернативу.
Что вы можете сделать?
- Рассматривайте статус кво как еще одну альтернативу. Спросите себя, остались бы вы в текущей ситуации, если бы не было статуса кво.
- Знайте свои цели. Если ваше нынешнее положение не позволяет достичь ваших целей максимально эффективно, думайте над изменением своего поведения.
- Избегайте преувеличения недостатков смены положения. Обычно недостатки не такие большие, как вы думаете.
Ловушка невозвратных затрат
Государство или компания придерживается линии поведения в ситуации, когда она не работает, лишь потому что уже вложило много денег в этот проект. Например, компания вкладывает деньги в разработку пейджеров, когда уже созданы более совершеные устройства. Но так как деньги были вложены и потеряны, принимается решение продолжать бессмысленную разработку.
Урок: Вам нужно понять, что эти деньги безвозвратно ушли и это не должно влиять на ваше решение, иначе будет только хуже.
Что вы можете сделать?
- Смотрите на свои ошибки позитивно. Выясните, почему признание прошлых ошибок так расстраивает вас. Причин может быть много, а ошибка ошибке рознь. Осознайте, что ошибка — это хорошо, это значит, что вы делаете что-то новое. Признайте ее наличие и исправьте.
- Найдите незаангажированных людей. Они эмоционально не были вовлечены в принятия ваших решений, поэтому могут достаточно объективно оценивать ситуацию.
- Фокусируйтесь на своих целях. Мы принимаем решения, исходя из своих целей. Если вы видите, что ваше принятое решение не работает, не жмите на эту кнопку до посинения.
Ловушка подтверждения
Вы видите то, что хотите видеть. Если вы игрок на бирже, то не продаете свои акции просто потому что уверены в том, что их стоимость будет расти. Вы выискиваете подтверждения своей правоты: например, читаете книгу, в которой описана ситуация, схожая с вашей. Уверенность в своем решении может подпитываться успехами в другой сфере вашей жизни.
Поздравляем, вы только что попали в ловушку подтверждения. Ею часто страдают плохие писатели: они сначала понимают, что глава написана плохо, а затем начинают себя убеждать, что она прекрасна. Вот только реальности все равно.
Урок: Воспринимать информацию, которая подтверждает вашу правоту, нужно с осторожностью. Другая точка зрения тоже должна быть рассмотрена.
Что вы можете сделать?
- Откройте свое сознание для информации, которая противоречит вашим желаниям. Конечно своей мечте нужно следовать, даже когда никто в вас не верит, но и реальность отрицать тоже не стоит. Не убеждайте себя, что посредственная работа может восприниматься хорошей только потому что вы так решили.
- Наймите адвоката дьявола. Найдите того, кто любит спорить. Пускай он досконально изучит ситуацию и примет противоположную вашей точку зрения.
- Не задавайте наводящих вопросов. Когда просите совета, задавайте нейтральные вопросы и не влияйте на ответ человека.
Ловушка неполной информации
Данная ловушка сознания может привести к катастрофическим последствиям. Вы можете принимать финансовые решения, основываясь на одном-двух финансовых фактах, в то время как их сотни и даже тысячи. Вы можете отказаться от работы с человеком, который не знает столицу Австрии, однако порой это ничего не значит. Хотя и неприятно.
Урок: Вы принимаете решения, исходя из небольшой доли информации, хотя в большинстве случаев вам ничего не стоит узнать побольше.
Что вы можете сделать?
- Сделайте ваши предположения точными. Помните, что каждая проблема состоит из одного важного элемента — ваших предположений. Выявите различие между фактом и предположением.
- Всегда поддерживайте тяжелое знание в обмен на ментальное упрощение. Стереотипы, упрощения и предубеждения редко кого приводят к успеху. Всегда задавайте вопросы.
Как и было сказано, многие искажения и ловушки сознания исчезают, когда вы просто выявляете их. Однако другие настолько сильно въедаются, что приходится долго распутывать этот клубок. Изучайте манеру своего мышления и выявляйте все ловушки.
Источник
Как бороться с ловушками сознания и когнитивными искажениями. Часть вторая
В первой части мы сосредоточились на пяти ловушках сознания, которые мешают принимать правильные и эффективные решения. В этой статье мы познакомимся со второй пятеркой.
Ловушки сознания и когнитивные искажения могут привести к очень серьезным негативным последствиям. Если их вовремя не распознать, это непременно случится.
Итак, рассмотрим ловушки сознания, извлечем уроки и выясним, как с ними бороться:
Ловушка конформности
Если человек решает пойти в ресторан, будучи уже на улице, скорее всего он пойдет в тот, где больше всего народу. Стадный инстинкт существует в разной мере во всех нас. Некоторые изобретают радикальные способы борьбы и выбирают другую крайность. Они становятся нонконформистами и для них популярность является признаком плохого тона.
Урок: Мы боимся выглядеть глупо. Ведь если столько людей выбрали именно этот ресторан, значит они знают, что делают. Если популярно, значит как минимум есть смысл проверить почему.
Что вы можете сделать?
- Преуменьшайте влияние другого мнения. При анализе информации, защищайте себя от мнения других людей. Как минимум поначалу. Узнать чужое мнение можно всегда: люди охотно им делятся.
- Остерегайтесь социального доказательства. Когда человек пытается доказать ценность чего-либо, только исходя из популярности, сразу укажите на этот момент и потребуйте реальных доказательств его правоты.
- Будьте смелым. Всегда будьте готовы отстоять свою точку зрения. Но только не впадайте в другую крайность: доказывать, что что-то плохо лишь потому что популярно — тоже правило плохого тона.
Ловушка иллюзии контроля
Наблюдение за людьми, бросающих кости, помогает воочию убедиться в существовании этой ловушки. Люди, стреляющие в темноте, просто верят что выстрел попадет в цель, потому что они так хотят. Оптимизм — прекрасная вещь, когда она оправдана.
Урок: Мы склонны верить в то, что как-то способны повлиять на то, на что объективно повлиять не способны. Мы просто любим контроль.
Что вы можете сделать?
- Осознайте, что случайность это просто часть жизни. Всегда трудно признавать, что многие моменты нашей жизни просто случайны и хаотичны. Ведь так хочется познать все законы Вселенной и предсказывать разные события. Примите ответственность за то, что вы способны контролировать и перестаньте думать о вещах, которые контролировать не можете.
- Сторонитесь суеверий. Посмотрите, сколько вы принимаете решений в жизни, которые даже объяснить не в состоянии. Тщательно их исследуйте вместо того, чтобы притворяться, будто контролируете их.
Ловушка совпадения
Многие совпадения можно объяснить статистикой. Если вы участвуете в 1000 лотерей и при этом покупаете по 1000 билетов каждый раз, вероятность вашего выигрыша может составить, например, 10% (смотря сколько людей участвует и билетов покупает). И если вы выиграете, об этом узнают все; а вот о чем они не узнают, так это о количестве ваших попыток и купленных билетов.
Урок: Чудо возможно. Однако чтобы повысить вероятность его наступления, сделайте хоть что-то.
Что вы можете сделать?
- Не полагайтесь чрезмерно на интуицию. Это прекрасная вещь, но во всем нужно знать меру. А также научитесь отличать ваше желание от интуиции.
- Сторонитесь вероятности «послеэффекта». Одно дело, когда человек выигрывает лотерею дважды подряд, мы просто смотрим в прошлое. И совершенно другое дело, если человек выиграл в лотерею один раз и мы ждем, чтобы именно этот человек выиграл ее второй раз — вот в этом случае вероятность достигает условно одной миллиардной.
Ловушка воспоминания
Вероятность попасть в авиакатастрофу 1 к 10-ти миллионам. Однако после авиакатастрофы люди склонны преувеличивать вероятность ее повторения.
Мы преувеличиваем значения событий, которые выделяются. Никого по сути не волнует, что за день без проблем приземлилось сто тысяч самолетов, это воспринимается как данность и не берется в расчет.
Урок: Мы анализируем информацию, базируясь на опыте или на то, что мы вынесли из этого опыта. А люди склонны делать негативные выводы и много драматизировать.
Что вы можете сделать?
- Получите точные данные. Не полагайтесь на свою память, она имеет свойство менять реальность.
- Осознавайте свои эмоции. Эмоции часто мешают анализировать информацию. В случае с путешествием на самолете попытайтесь изолировать свои эмоции и подумать рационально. К тому же можете спросить мнение другого человека, не связанного с вашей проблемой.
- Остерегайтесь СМИ. Медиа-пространство может помешать рациональному мышлению даже если оно не имеет четкого намерения напугать вас, а в случае, когда это намеренное желание, все становится еще хуже. Узнавайте, что происходит в мире, но не переусердствуйте.
Ловушка собственного превосходства
Было проведено исследование, в котором таксистов просили оценить свои водительские навыки. Выяснилось, что 93% из всех опрошенных оценили свои навыки выше, чем среднее число, получившееся из тестовых проверок их способностей. Разница между верой в свои силы и переоценке способностей — это разница между уверенностью и самоуверенностью.
Урок: Люди имеют чересчур раздутое мнение о себе. Они переоценивают свои способности и навыки, что приводит к очень большим ошибкам (и не только в их жизни, но и жизни компаний).
Что вы можете сделать?
- Будьте скромны. Каждый имеет слепые зоны.
- Окружите себя скромными, но талантливыми людьми. Если же вы окружили себя людьми с раздутым эго и при этом эти люди ничего из себя не представляют, вы можете впитать их манеру поведения.
- Не переходите грани. Если вы замечаете, что другие люди часто попадаются в ловушки сознания, не поддавайте их критике, просто спокойно объясните им, в чем состоит их ошибка.
Изучайте когнитивные искажения и ловушки сознания. Это вооружит вас знаниями о подводных камнях вашего разума.
Источник
Когнитивные искажения
Опубликовано пт, 27/11/2020 — 08:52
Можно выделить основные когнитивные ошибки ( искажения ) : фильтрация; полярность ( «все или ничего») ; игнорирование положительных моментов и аспектов ситуации; ошибки контроля ; поспешные выводы; персонализация, заблуждения справедливость; заблуждения кармы ( «награда небес») ; маркировка / неправильная маркировка , обвинения , должен , эмоциональное рассуждение., ошибка изменения, всегда быть правым, чрезмерное обобщение.
«Чтение мыслей»
К когнитивным ошибкам можно также отнести , «чтение мыслей» В этом случае мы предполагаем, что знаем, что другой человек думает или чувствует , в частности , о нас, основываясь на его невербальном поведении. В то же время , иногда люди чувствительны и хорошо улавливают невербальные сигналы. от других людей. Вообще, если какой-либо человек хочет сказать что-то негативное, ему лучше сказать об этом прямо — мы не должны становится «заложниками» пассивно-агрессивных невербальных атак. Возможно, мы правы в том, что получаем от кого-то негативный невербальный сигнал, но мы можем ошибаться, приписывая его себе
Ярлыки ( маркировки)
Пациент может называть себя «глупым» или «неудачником». Это называется «навешивание ярлыков». С помощью когнитивной терапии пациент должен прийти к выводу, что даже если он совершил ошибку, это нормальное явление для человека, он не глуп и не неудачник только потому, что совершил ошибку. Присваивая ярлыки, человек присваивает ярлык себе или другим на основании, как правило , неубедительных доказательств. Однако, чаще всего термин «неправильная маркировка» обычно используется для описания поведения других людей, а не нашего собственного
Персонализация ( все , что происходит вокруг имеет ко мне отношение)
Если пациент запоминает событие — вероятно, неприятное — и приписывает ему личное значение это можно отнести к когнитивной ошибки — персонализации. Иногда персонализация проявляется в том, что человек берет на себя вину за то, в чем он не виноват.
Обвинение
Обвинение отчасти противоположность персонализации. Обвиняя человека, пациент снимает с себя ответственность за проблему и перекладывает всю вину на другого человека (или людей). Пациент при этом не смотрит, какую роль он сыграл в этом деле.
Генерализация
При когнитивном искажении чрезмерного обобщения ( генерализация) отдельный инцидент ( случай ) обобщается, чтобы сделать общий вывод. Например, если пациент плохо сдал экзамен, он может сделать вывод (ошибочно), что собираетесь провалить весь курс. В более радикальном примере чрезмерного обобщения вы можете получить одну плохую оценку на экзамене и сделать вывод, что вы не закончите школу.
Фильтрация
Фильтрация сосредоточена на отрицательном и игнорирует положительные. При когнитивном искажении фильтрации позитив буквально отфильтровывается и устраняется. .
Полярность ( дихотомическео мышление )
Если вы обнаружите, что пациент часто использует такие выражения, как «всегда», «никогда», «каждый раз» вы можете заподозрить его в дихтомическом или полярном мышлении по приницпу «все или ничего».
Контроль
Если пациент всегда присваивает событиям внутренний или внешний локус контроля, то можно говорить об «ошибках контроля» Другими словами, в этом искажении человек либо всегда предполагает, что вещи находятся вне его контроля, либо всегда предполагает, что он может все контролировать. Реальность такова, что мы контролируем одни вещи, а другие нет., что в большей степени, что-то в меньшей.
Поспешность выводов
В этом когнитивном искажении пациент делает поспешный вывод, имея мало доказательств или вообще никаких доказательств, подтверждающих его. Два конкретных типа поспешных выводов — это «чтение мыслей» и «гадание». Читая мысли, человек воображает, что знает, какие (негативные) мысли о нем у других людей. В гадании предсказывают (отрицательный) исход событий.
Справедливость
Справедливость можно считать когнитивным искажением. Потому что жизнь несправедлива и справедливость субъективна, к сожалению.
Карма
Заблуждением кармы является вера в то, что люди получат то, что они заслуживают. Хотя в долгосрочной перспективе это может быть правдой, а может и не быть, вера в то, что карма в короткие сроки уравняет правила игры, является когнитивным искажением.
Должен
Когда человек говорит себе, что ему «следовало» сделать что-то по-другому, это считается когнитивным искажением. Основная причина, по которой это когнитивное искажение, заключается в том, что оно ведет не к улучшению поведения, а, скорее, к размышлениям, вине и несчастью. «Должен» и «обязан» похожи в этом отношении.
Интуиция ( эмоциональная мысль)
При эмоциональном рассуждении люди доверяют своей интуиции , предполагая что если они испытывают определенное чувство, это должно быть правдой. Например: «Я чувствую себя глупым, значит, я глупый»..
Манипуляция
По сути манипуляция — это когнитивное искажение основывающееся на двух идеях: первая — это мысль о том, что с помощью манипуляции мы можем изменить других, чтобы они вели себя так, как мы хотели бы, и вторая, что, изменив других, мы можем сделать себя счастливыми.
Всегда прав
В этом когнитивном искажении человеку важнее быть правым, чем что-либо еще, включая чувства других людей.
Источник