Валидатор не заменит
Дело в том, что сейчас в Петербурге действуют четыре способа оплаты: наличными, через электронный кошелек «Подорожник», льготным проездным билетом, а также с помощью прикладываемой банковской карты. Однако стандартный валидатор с последними не работает, а объявление «Банковские карты не принимаем» пассажир видит уже в салоне автобуса — и то только если войдет через среднюю дверь.
В городском комитете по транспорту считают, что у бескондукторной системы большие перспективы. Согласно официальным данным, «большинство пассажиров ведет себя сознательно: 89 процентов граждан оплачивают поездку без напоминания, по собственной инициативе, 9,6 процента расплачиваются после обращения контролера и только 1,4 процента пассажиров отказываются от оплаты даже после того, как их забывчивость обнаруживается мобильными бригадами ревизоров». Однако эти цифры не учитывают тех, кто был готов, но не смог оплатить проезд по объективным причинам. И решения для конфликтной ситуации пока нет: пассажир, который не имеет возможности оплатить проезд, считается безбилетным и должен быть оштрафован, хотя законодательный механизм назначения таких штрафов буксует.
— В настоящее время нормативными актами не закреплено, что банковская карта обязательно должна приниматься к оплате в общественном транспорте, и не сто процентов всего транспорта Петербурга имеет соответствующее оборудование, — пояснил корреспонденту «РГ» представитель СПб ГКУ «Организатор перевозок» Роман Агапитов. — Везде эта возможность появится только в 2022 году, так что сегодня просьба водителя или кондуктора оплатить проезд иным способом законна.
У пассажиров есть и еще ряд претензий к «бесчеловечной» системе. Во-первых, на выходе в переднюю дверь скапливается очередь, при этом в условиях пандемии коронавируса «социальную дистанцию» никто не держит. А во-вторых, для уменьшения скопления людей водитель часто начинает принимать оплату по ходу движения, хотя обязан это делать только на остановке.
Представители петербургских перевозчиков отмечают, что совмещение функции водители и кондуктора из-за подобных задержек на остановках может приводить к нарушению графика движения. А ведь именно четкость работы системы общественного транспорта сегодня находится в приоритете.
Кстати, в комитете по транспорту пообещали, что совсем кондукторов не уберут: «Они будут работать на особо загруженных направлениях и на туристических маршрутах в центре Петербурга». Автобус N 191 сегодня проходит весь Невский проспект и мимо Дворцовой площади, через стрелку Васильевского острова попадает на Петроградскую сторону.
Через год Петербург откажется от маршруток в привычном смысле. С 15 июля 2022 года вступит в действие новая модель транспортного обслуживания населения. Она предполагает, что в городе будет организовано 459 автобусных маршрутов, из них 95 — новых. На все маршруты выведут новый низкопольный подвижной состав, во всех будут действовать социальные льготы.
Источник
Совесть — лучший контролер
Не заметить новые валидаторы невозможно, тем более когда автобус практически пустой. Большие прямоугольные гаджеты в ярко-желтых рамках закреплены на поручнях напротив входных дверей — на каждый салон выходит три штуки. Этого вполне достаточно, считает зампредседателя комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Николай Вахлов. В режиме презентации, когда в просторном салоне около двух десятков чиновников и журналистов, бесконтактная оплата кажется легкой и удобной. Действительно, невозможно спорить с тенденцией массового ухода от наличных денег — ведь картой платить проще.
— По статистике более 60 процентов пассажиров оплачивает проезд Е-картой, банковскими картами и пользуется другими видами бесконтактной оплаты. Поэтому мы решили, что это будет удобно пассажирам. Вошел в салон, оплатил и едешь дальше. Сейчас 21-й маршрут работает без кондукторов. Валидаторы также появились и на автобусах № 25 и 50, — сообщил Вахлов.
Чиновники уверяют, что новая система тестировалась с апреля и неплохо зарекомендовала себя. Горожане быстро привыкли искать глазами не кондуктора, а валидатор. Однако богатый опыт использования общественного транспорта подсказывает, что в утренней и вечерней давке подойти к устройству смогут единицы. Что же делать? Передавать карту? Николай Вахлов так делать не советует: «Валидатор работает быстро: несколько секунд — и чек готов».
Но если в час пик на остановке в каждую дверь уже заполненного автобуса одновременно заходят пять-десять человек, никто не будет ждать, пока входящий заплатит за билет, — те, кто входит следом, моментально «спрессуют» пассажиров так, что руку не поднять. И, кстати, не пострадает ли в давке дорогостоящее устройство? Последний момент, оказывается, продумали заранее — новые терминалы вандалоустойчивы, успокаивают в мэрии.
Что, впрочем, отнюдь не гарантирует бесперебойную работу самого электронного устройства. Как признали в ЕМУП «Гортранс», во время тестирования валидаторы нередко «зависали». И над решением этой проблемы сейчас продолжают работать специалисты.
Чуть раньше, чем в Екатеринбурге, стационарные валидаторы появились в Челябинске, но там их устанавливают в трамваях и троллейбусах. Несмотря на сопоставимую стоимость (один екатеринбургский валидатор стоит 130-140 тысяч рублей, у соседей — 112 тысяч), выглядят южноуральские устройства иначе — они совсем маленькие, величиной с ладонь. И чек не выдают. Что вызывает недовольство челябинцев: как доказать факт оплаты?
В Екатеринбурге бумажный билет гарантирован. Даже если в устройстве закончится лента.
— Теперь эта еще одна моя обязанность, — улыбается водитель автобуса Илхомжон Розиков. — Если что, я поставлю новую ленту — запасные рулончики лежат в кабине.
Кстати, с уходом кондуктора на водителя ложится также обязанность «обилетить» пассажиров за наличные. Напомним, таких немало — 40 процентов. И это еще одна проблема, ведь принимать деньги, отсчитывать сдачу и отрывать билет во время движения водителю строго запрещено. Получается, время остановок заметно увеличится и график движения окажется под угрозой.
Экономическая сторона нововведения пока остается за скобками. Общие затраты на оснащение автобусов 21-го маршрута стационарными валидаторами авторы идеи не называют, но они должны быть не очень высоки — переоборудовать муниципальный транспорт помог нацпроект «Безопасные и качественные автодороги», то есть большую часть расходов взял на себя федеральный бюджет. По логике, муниципальный перевозчик мог бы неплохо сэкономить на оплате труда кондукторов. Но это маловероятно: во-первых, большинство из них уже перевели в контролеры. Во-вторых, совсем от кондукторов на 21-м маршруте не отказываются — как выяснилось, они все-таки будут дублировать стационарные валидаторы в час пик.
Не получится и заработать на штрафах — даже несмотря на то, что число контролеров заметно увеличится. Транспортники признаются: сейчас безбилетнику практически ничего не грозит. Контролер может только попросить «зайца» оплатить проезд либо покинуть салон (в силу законодательных недоработок он не имеет права даже составить протокол). В общем, получается реинкарнация советского лозунга «Совесть пассажира — лучший контролер». (В 1970-х в общественном транспорте установили кассы самообслуживания: бросаешь мелочь и отрываешь себе от рулончика билет. Позднее появились абонементы и компостеры — обязанность пробить билет тоже возлагалась на самого пассажира. Впрочем, контролеров было достаточно и штраф «зайцу» грозил вполне реальный.)
Тем временем в комитете по транспорту обещают, что в сентябре город получит по нацпроекту еще 60 автобусов, оборудованных терминалами. Планируется, что они будут курсировать по 24-му и 18-му маршрутам. Коммерческие перевозчики на автобусах малого и среднего класса пока работают по старинке: их установкой терминалов не озадачивают. Возможно, потому, что негативная реакция предпринимателей ожидаема: покупка даже двух устройств для двухдверного пазика обойдется приблизительно в 300 тысяч рублей (а это почти пятая часть стоимости нового автобуса). К тому же «молчаливые кондукторы» не гарантируют собираемость платежей. Кстати, еще несколько лет назад коммерсанты выдвигали ультиматум о повышении стоимости проезда до 70 рублей, так что маловероятно, что они согласятся на новые расходы при прежних доходах.
Источник
Как избавиться от кондукторов
|
|