Как избавится от косноязычия

Как избавится от косноязычия

— Я много читаю, но речь моя косноязычная. Ещё я боюсь выступать на публике, даже стихи, выученные наизусть, не могу рассказывать. Что сделать, чтобы изменить это?

— Для этого нужны сила воли и желание! Итак, обо всём по порядку!

Поиграйте сами с собой в такую игру. Возьмите самые простые понятия: пальто, журнал, корзина, рюкзак. И дайте им определения. Пальто — что это такое? Как объяснить это слово иностранцу, например? А потом проверьте себя по толковому словарю. Эта игра разовьёт мышление.

Думая о любом событии, старайтесь увидеть во­прос, проблему и путь решения этой проблемы. Что бы ни узнали, всегда задавайте себе вопросы: почему? зачем? Например, объявили, что в субботу будет классный час о поздравительных открытках, сделанных своими руками, не просто примите это известие к сведению, а подумайте, зачем вы будете делать открытки. Как сделать интереснее, чем другие ребята?

Речь напрямую связана с мышлением: кто думает ясно, тот и говорит понятно. Развить мышление поможет письменная речь. Написанное можно перечесть и как бы услы­шать себя со стороны. Увидеть, где мысль твоя скакала, не развернувшись перед собеседником до конца, где не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Пишите письма, сочинения, дневники. И научитесь точно мыслить и выстраивать устную речь.

«Я мыслю, значит, я существую», — сказал фран­цузский философ Рене Декарт. Вот как высоко он ставил способность человека мыслить.

Ум, внимание, наблюдательность, уровень культуры проявляются в речи. Как говоришь, о чём говоришь? Даже если знаешь очень много, не сможешь чётко сформулировать свои мысли, убедить собеседника. Если не хватает слов, а речь невыразительна и невнятна — никто не поймёт, не услышит тебя, да и не захочет слушать.

Подойди к зеркалу и поговори сам с собой. Прислушайся, нет ли у тебя неприятной, ноющей интонации, как будто ты всегда чем-то недоволен. А может, интонация твоей речи слишком наступательная и задиристая, как будто вокруг тебя живут одни враги? Нет? Очень хорошо. Старайся, чтобы речь твоя была спокойной.

Ты тараторишь, захлёбываясь, или умеешь в разговоре выдерживать паузу? Сказал собеседнику важную мысль, помолчи. Дай ему услышанное обдумать и понять.

Иногда можно услышать такой разговор:

— А этот как выскочит!

— А тот — как даст!

При этом машут руками, но если вы не знаете, о чём идёт речь, вам ни за что этого не понять. Разговаривающим не хватает слов. Словарный запас у них маленький. Большин­ство слов они знают пассивно: видят их в книге или слышат от взрослых и понимают. Но сами в разговорах используют две-три сотни слов.

Знаешь, сколько слов должен знать 3-4-летний ребенок? Примерно две с половиной тысячи. Словарь А. С. Пушкина — 25 тысяч слов. Словарь У. Шекспира — более 50 тысяч. Они знали столько слов и употребляли их в своих произведениях. А в словаре В. Даля, лучшем тол­ковом словаре русского языка, приведено более 200 тысяч слов. Вот какой богатый у нас язык! А кому-то хватает и десятка слов.

Писатель В.В. Вересаев вспоминал, как во времена его детства вся семья собиралась вечером за столом и как отец всегда расспрашивал, что и кто сейчас читает. С живейшим интересом отец выяснял у сына малейшие подробности жизни Ребекки из романа Вальте­ра Скотта «Айвенго». Когда Вересаев стал взрос­лым человеком, он понял: во время застольных бесед о прочитанных книгах отец учил его говорить, правильно выражать свои мысли и чувства, разви­вал его речь.

И тебе советуем, если хочешь, чтобы речь твоя была гладкая и выразительная, почаще мучай родных пересказами книг, которые ты читаешь.

Источник

Дислалия у детей дошкольного возраста

Время чтения — 18 минут

Опубликовано 22 июн. 2020 г.

Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.

Читайте также:  Как избавиться от усиков по народному

Что такое дислалия у детей

Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.

Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.

Причины возникновения дислалии у детей

Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:

  • укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
  • увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
  • утолщенные губы с ограничением их подвижности;
  • аномалии развития губ.

В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.

В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:

  • биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
  • социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).

Виды дислалии у ребенка

Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:

  • моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
  • сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
  • особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.

По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.

В зависимости от звуков и характера дефекта

В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:

  • акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
  • артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
  • артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.

По недостатку произношения звуков

В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.

Источник

Прот. Артемий Владимиров: как победить косноязычие? (+Видео)

Протоиерей Артемий Владимиров о том, как преодолеть косноязычие и научиться доносить до людей то, что хочешь донести.

Мне есть, что об этом сказать, ибо и сам я шёл путём восхождения per aspera ad astra, через тернии, может быть, ещё не к звёздам, но к высоте словесного служения. В литературных занятиях всего прежде необходимо найти идеал для подражания. И как молодые Пушкин и Лермонтов рождали свои стихотворные опыты, выводя рифмы ещё нетвёрдой рукой, переводя западных поэтов или подражая Вергилию и Катуллу, так и в делах красноречия, а лучше сказать, в робких попытках обратить живое слово к взыскательной публике, важно найти свой идеал. Пусть он будет и не среди живущих, но среди тех великих писателей прошлого, слог и образ мыслей которых дорог Вашей душе.

Читайте также:  Ваш бизнес нет как избавиться

Вспоминаю, как ещё в советское время молодым учителем русского языка и литературы я готовился к общению с учениками — математически одарёнными детьми, и от руки переписывал письма епископа Игнатия (Брянчанинова), его духовные статьи на разные темы, с тем чтобы чем-то поделиться со своими питомцами. Уча, мы все учимся.

Постепенно святитель Игнатий Кавказский, святитель Иннокентий Херсонский (умолчу о митрополите Филарете, в труды которого нужно особенно тщательно вчитываться и вдумываться) мало-помалу воздействовали на мышление и слово молодого человека, отделённого от них более, чем столетним рубежом. Итак, первое — внимательное чтение, изучение образа мысли и слововыражения наших великих предшественников.

Прот. Артемий Владимиров

Второе — внутренняя обращённость к Богу. Мы потому теряемся, когда на нас пытливо смотрят со стороны, смущаемся, видя перед собой несколько десятков пар глаз, что не научились ещё ходить как должно пред Богом. Обращаясь к аудитории, мы часто впадаем в ступор, в паралич мыслей и слова, ибо не всегда встречаем ободряющую нас поддержку, сочувствие, терпение, но напротив, — иронию, плохо скрываемую насмешку или холодную усмешку. Поэтому я думаю, что главное в деле живого обращения к людям — умение предстоять Тому, кто нас видит, слышит, любит, кто является источником премудрости и разума, кто даёт слово желающему говорить во славу Божью.

Третье: нелёгкое искусство — видеть и слушать себя со стороны. Пройдут дни, месяцы, может быть, годы (как в моём случае), но Вам мало-помалу привьётся это качество. Вы научитесь корректировать самого себя. Вы будете слышать то, что произносят Ваши уста. Вы некоторым шестым чувством (а оно есть у каждого из нас) будете оценивать восприятие слушателей и с болями, с потами, с трудами нащупаете дорогу жизни, «тропу бескорыстной любви». Так важно — войти в резонанс со слушателем и неким рациональным способом «попасть в десятку» во время выступления. «Сердце сердцу весть подаёт».

Стало быть, важно говорить «с чувством, с толком, с расстановкой». При этом не слишком уповать на свои силы, но надеяться на Господа. Не смущаться в случае естественной запинки, ошибки. Человеку свойственно ошибаться. Упал — тотчас встань. Встал — иди вперёд. Не можешь лететь — беги, не можешь бежать — иди, не можешь идти — ползи. «Дорогу осилит идущий». Сам Господь говорит: «Дам молитву молящемуся. Приблизьтесь ко Мне, и Я приближусь к вам».

Таким образом, главное — не впадать в панику, не терять самообладания, но иметь благую надежду на лучшее и постоянно двигаться вперед. Ведь, по слову блаженного Августина, если ты не идёшь вперёд, то будешь откатываться назад. «Терпение и труд всё перетрут». Если чего-нибудь захочешь, обязательно достигнешь. Нужно быть кузнецом собственного вербального счастья, то есть умения выражать свою мысль и облекать её в простое и чистое слово. Так жить и так трудиться — с молитвой к Богу и с любовью к людям — с широкой доброжелательной улыбкой…

Источник

Что нужно знать о косноязычии?

Косноязычие – это заболевание, которому подвергнуты миллионы людей со всего мира. Проблемы с речевым аппаратом могут иметь как взрослые, так и дети.

В статье пойдет речь о понятии этого недуга, его формах, причинах возникновениях, в возрастных особенностях, а также способах его лечения.

Понятие «косноязычие»

Под косноязычием подразумевается недостатки речи, которые проявляются в результате неправильного произношения слогов или звуков.

Во время крайне степени развития заболевания речь человека нельзя понять. Она становится полностью неразборчивой.

При протекании косноязычия средней тяжести речь становиться внятной, но обладает неприятными оттенками во время слуха разговора.

Формы косноязычия

Это неприятная болезнь для человека. В медицине существуют такие разновидности косноязычия как:

  1. Болезнь моноформного типа. Проблема говорения слов с шипящими или звенящими звуками.
  2. Полиформного типа. Затруднения с выражением отдельных букв из различных групп.
  3. Физиологическое косноязычие. Встречается у детей, возрастом до пяти лет и характеризуется неразвитостью речевого аппарата ребенка. В 90% случаев заболевание проходит самостоятельно, с возрастом.
  4. Функциональное косноязычие. Проблема вызвана нарушением работы слухового аппарата, центральной нервной системы или артикуляции.
  5. Заболевание органического типа. Врожденные, приобретенные или генетические артикуляционные дефекты.

Причины косноязычия

В медицине существует порядка девяти причин развития косноязычия. К ним относят:

  1. Продолжительные заболевания, хронического типа. Частые: простуда. Проблемы в пищеварительной системе. Следствие – неврологические и физические слабости организма.
  2. Педагогические упущения опекунов, которые связаны с отсутствием необходимого внимания на правильном произношении слогов, звук и букв ребенком в раннем возрасте.
  3. Многоязычные семьи, в которых родители разговаривают на разных языках.
  4. Подражание людям, имеющие проблемы с произношениями слов, звуков или слогов. (Родители, друзья, педагоги, старшие товарищи, братья, сестры)
  5. Фонематические нарушения слуха.
  6. Нарушения в строении зыка, зубов, десен и других элементов аппарата речевого типа.
  7. Плохая наследственность.
  8. Нарушения, появившиеся в развитии плода в утробе матери.
  9. Полученные травмы на протяжении жизни.
Читайте также:  Клещи умирают от дихлофоса

Возрастное косноязычие

Эта болезнь может встречаться у людей, как в детском, так и в зрелом возрасте. Разберем каждый случай в отдельности.

Косноязычие у взрослых

Проблемы с речевым аппаратом у взрослых людей разделяются на два вида причин, которые связанны с их провоцированием. Основные причины косноязычия у взрослых:

  1. Черепно-мозговые травмы.
  2. Поражения частей артикуляционного аппарата (зубы, нос, горло, губы и т.д.).
  3. Проблемы в работе центральной нервной системы.
  4. Наличие заболеваний, связанных со слуховым аппаратом.

Болезнь может проявиться и после перенесения человеком таких заболеваний как:

  1. Вирусные инфекции острого типа.
  2. Мозговые опухоли.
  3. Инсульты.
  4. Тромбозы.
  5. Травмы во время родов.
  6. Альцгеймер.
  7. Паркинсон.
  8. Прием лекарств-антибиотиков, которые могут иметь ототоксические действия. Следствие – ухудшения слуха, речевые расстройства.
  9. Наличие нейроинфекций.
  10. Ботулизм.
  11. Сосудные спазмы в головном мозгу.
  12. Состояние прединсультного типа.
  13. Длительный алкоголизм.
  14. ДЦП.
  15. Эпилепсия.

Факторы, которые могут быть причинами возникновения косноязычия у взрослых:

  1. Стрессы.
  2. Недоразвитость речи 1-3 степени в юном возрасте, которые оставили недолеченными.
  3. Умственные отсталости.
  4. Невроз.
  5. Длительные депрессии.
  6. Испуги.
  7. Приступы истерии.
  8. Систематическое употребление транквилизаторов или антидепрессантов.
  9. Заболевания психики.
  10. Плохая наследственность.

Косноязычие у детей

Косноязычие у детей может развиваться по ряду причин. В одном случае это может быть связанно с нарушениями строений органов, которые относятся к речевому аппарату, в других – следствие неправильного воспитания малыша.

Данное нарушение разделяется на:

  1. Физиологическую форму. Недоразвитость структур механического типа, которые поддаются коррекции по мере взросления ребенка.
  2. Механическая форма заболевания. Патологии речевого аппарата, которые приобретены врожденно или генетически.
  3. Функционального типа. Отсутствие патологий в речевом аппарате. Неправильное произношение слов, звуков или слогов ребенком.

Функциональная форма делится на два типа:

  1. Заболевание моторного характера. Функциональные нарушения речевого аппарата ребенка. Во время разговора, язык, губы или челюсть двигается неправильной. Является первой причиной звуковых искажений.
  2. Болезнь сенсорного типа. Неправильное функционирование речевого аппарата, в случае чего происходит звуковые разделения на несколько частей, похожих друг на друга. Из-за этого ребенок не может правильно повторить звуки или слога.

Не исключены случаи наслаивания двух типов функционального косноязычия у детей друг на друга. Ребенок может не только некорректно слышать звуки, но и физически неправильно их выговаривать.

Существуют и неправильное произношение твердых и мягких звуков, когда ребенок заменяет согласные мягкого типа, на сдвоенные твердые гласные (или наоборот).

На практике встречается мономорфная или полиморфная форма нарушения. Это неправильное выговаривание одного или нескольких звуков.

В случае с заболеванием полиморфного типа – это нарушение произношения двух и более звуков.

Как избавиться от косноязычия

Для того, чтобы самостоятельно избавиться от этого недуга (если у вас легкая степень болезни), существует несколько простых упражнений, которые помогут вам в этом.

Представим вашему вниманию самые эффективные из них.

  1. Чтение вслух. Упражнение помогает улучшить артикуляцию произношения слогов. Возьмите в руки книгу, журнал или другой источник текста и по одному часу в день читайте громко, быстро и выразительно его вслух.
  2. Чтение про себя помогает расширить словарный запас. Процедуру нужно проводить не спеша, стараясь уловить весь смысл произведения. Находя слова, которые незнакомы, их нужно запоминать и учить.
  3. Прослушивание своего голоса со стороны. Это упражнение помогает понять свои речевые дефекты, которые присутствуют у вас во время разговора. Для этого делайте пересказы любимых вам текстов посредством диктофона.

В других случаях лечение косноязычия предусматривает походы к логопеду для назначения индивидуального лечения для каждого пациента. Не стоит заниматься самолечением дома, имея запущенные формы недуга. Это не принесет положительного результата.

Логопед может назначить как комплекс упражнений для лечения косноязычия у детей, или взрослых, так и прием медикаментозных препаратов (в комплексной терапии лечения заболевания).

В отдельных случаях предусматривается хирургическое вмешательство.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей