Как избавиться от лукавства православие
Батюшка, что означают понятие лукавство, лукавый человек? Спасибо.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола. Неоднократно упомянут в Новом Завете: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф.6:12-13); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин.2:14). Этим словом в славянской и русской Библии переведено греческое poneros (плохой, дурной, скверный). Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана (евр.satan; впервые: Иов.1:6) означает противник. Диавол (греч.- diabolos) переводится как клеветник. Русское слово лукавый указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона.
Лукавство – хитрость, коварство. Прилагательное от этого слова имеет соответствующее значение. Св. апостол Павел применяет это слово для характеристики эпохи: Господь Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1:4-5). Лукавый век – век падшего человека, век эгоизма и страстей.
Словом лукавый пользовались святые отцы: «Лукавый князь — царство тьмы, вначале пленив человека, так обложил и облек душу властью тьмы, как облекают человека, чтобы соделать его царем и дать ему все царские одеяния, и чтобы от головы до ногтей носил он на себе все царское. Так лукавый князь облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела, но облек ее в порфиру тьмы» (Преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 2.1).
В конце времен лукавый, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное (Откр.20:10).
Источник
Как избавиться от лукавства православие
«Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Из молитвы Господней)
Сложность — это проявление нашей человеческой природы, а лукавство – ее злое выражение. Все мы лукавим, но не все лукавые. Лукавство, наряду с гордостью, являются самым мерзким и отвратительным грехом в очах Бога. Если гордость еще можно с большими усилиями победить смирением, то лукавство очень трудно победить. Оно цепляется за малейшую возможность и саму победу над ним. Вот почему именно от него и учит нас просить избавление у нашего Небесного Отца наш Господь Иисус Христос в молитве «Отче наш». Если какие-то греховные страсти мы должны очищать сами своим трудом, своими молитвами и терпением скорбей, то избавиться от лукавства без Божьей помощи мы не можем никак! Мы настолько пропитаны лукавством, оно настолько въелось в нашу природу, что не замечаем его и даже принимаем за добродетель. А с добродетелью кто будет бороться?
Лукавство – это искусство преобразования нашего плохого в кажущееся хорошим. Это непрестанное отстаивание и оправдание себя и своих злых качеств и проявлений. Вот почему отцы Церкви писали для нас, что если лукавство помогает человеку, то он окончательно погибает и ему уже никак нельзя помочь. Лукавство делает нас непримиримыми с людьми, которые нас чем-то задели, как-то досадили, унизили или обидели. Лукавство – это постоянное обвинение других людей, обстоятельств, условий и всего прочего, кроме себя. Лукавство это постоянная ложь на истину для прихорашивания себя. Человеку трудно менять себя и он идет путем лукавства, т.е. подменивает реальное изменение себя из злого в добродетельного, лукавым притворством и лицемерием. При этом он, не становясь лучшим, видит и ощущает себя лучшим. Лукавство – это антистимул к изменению себя. Это консервация себя во зле, а зла в себе. Это выдавание зла за добро и преподнесение зла в виде добродетели. Это утверждение во зле под видом добродетели. Это злая сложность и отсутствие простоты. Не зря злые духи именуются по преимуществу лукавыми. Они духи тьмы, злые сущности, но при этом еще и лукавые. Лукавство и делает их необратимыми от зла и тьмы. Лукавство, притворяясь добротой и расположением, выведывает у тебя твои секреты, чтобы в удобное время подставить тебя и использовать их против тебя. Лукавство тайно открывает дверь крепости и впускает врагов внутрь, и неприступная крепость падает. Лукавство делает из вчерашних друзей непримиримых врагов, каждый из которых уверен, что прав только он.
Лукавство уводит людей из Церкви Христовой с чувством их правоты и даже избавления от чего-то ужасного и плохого. Раз они такие «хорошие», «добрые» и «мудрые», значит те, от кого они ушли «плохие», «злые», и «глупые». Ведь от хорошего не уходят. Только вот объяснить то, почему же они такие «хорошие», «добрые» и «мудрые» добровольно пришли к «плохим» и несколько лет принимали их за хороших они не могут. Надо придумывать версию с колдовством и зомбированием их нами для очернения нас. Но это очернение не выручает их, но еще больше обличает. Ведь если мы такие «ужасные», а вы такие «чистые» и «мудрые», то почему вас потянуло на нашу «грязь» и как вы не «раскусили» ее сразу? И как они такие «хорошие» могли поддаться зомбированию такими «плохими», как мы?
Но лукавство не ставит целью все сглаживать, ему важно оправдать свое грехолюбие и сохранить хорошую мину (т.е. выражение лица) при плохой игре. Лукавство страшно тем, что не боится Бога и лукавит с Ним также, как с людьми. Оно слепое и наивно полагает, что Бога тоже можно обвести вокруг пальца! Оно не может не лукавить и быть другим. Так лукавство у религиозных людей становится фарисейством и ведет к полной прелести бесовской, при которой все отношения человека с Богом строятся под воздействием греховных страстей и злых духов. Это лукавство учит, что спастись можно без скорбей и особых усилий, без распятия себя и креста. Оно ценит такие добродетели, как смирение и прочие, но считает, что их можно подменить публикацией их, т.е. оставаясь гордым, выдавать себя за смиренного. Лукавство помогает грешному человеку, оставаясь грешным, выглядеть «святым» и требует к себе соответствующего отношения.
Лукавство проявляется в разных мелочах. Есть, например, женское лукавство, которое использует то, что ценят в женщинах, т.е. миловидность, красоту, грациозность, стройность и т.п. в своих целях, притворяясь и властвуя над тем, кто попадается на эту удочку. Лукавство это постоянная попытка заглушить свою совесть, скрыть свое несоответствие тому, кем хочешь себя представить. Оно всякий раз лжет. Оно умаляет грехи и возвеличивает нечто доброе в нас или кажущееся таким. Оно очень изворотливо и делает нас необратимыми к Богу и добру. Оно убивает в нас покаяние и способность благого изменения себя. Оно многогранно и трудноуловимо. Если кто-то из нас по преимуществу лукав, то моля Бога избавить от лукавого, он просит избавить от себя самого. Т.е. прекратить его лукавую жизнь и отправить в узилища ада.
Как же Господь Бог относится к каждому из нас? Мы знаем, что есть общий Его промысел о всем Им сотворенном, особенно же о людях и каждом человеке. Бог благ и изливает Свою благость в виде благодати на всех, и добрых, и злых. Но Его личное отношение к каждому зависит от каждого из нас. Отношения у каждого из нас с Богом выстраиваются ВЗАИМНО И ИНТИМНО, так, что каждый может истино сказать, что в мире есть только Бог и я, а также «Господь мой и Бог мой»! Людей много, но не все верят в Бога и Богу. Не все любят Бога. Не все стремятся к Нему так, чтобы быть с Ним и жить только Им. Он предлагает спасение и вечное Свое Царство (мироустройство) всем, но дарует только избранным и прошедшим Его испытания. Но многие войдут в Царство Бога только по Его милости, ради своей причастности к Его Церкви, и будут жить обособленно от Него, пользуясь Его неистощимыми дарами. Но Он ищет среди нас того единственного, с которым мог бы поговорить, как с другом обо всем, полностью доверяя и не опасаясь непонимания или тени сомнения. Вот почему этот интимный путь личного содружения с Богом самый интересный, самый блаженный, неизреченный. Каждый из нас может стать Богу незаменимым и единственным другом, хотя у Него будут и другие незаменимые друзья. Но каждая интимная связь каждого совершенного человека с Богом неповторима и каждый друг у Него особенный и неповторимый. Но вернемся от этой захватывающий наш дух красоты ближе к нашей печальной реальности. Мы еще не друзья Богу. Мы только званные Им, надеющиеся на помилование в числе Его народа, ради Его Церкви. Тем не менее и у каждого из нас начинается налаживаться интимная связь с Богом. Вы можете заметить разницу личного переживания между участием в общественном богослужении и личной келейной (домашней) молитвой к Богу наедине. Молясь Богу наедине, каждый из нас ощущает перед Ним только себя и свои ощущения и переживания. Это невозможно изменить и переделать. Это не эгоизм, а данность. Вот почему именно в личных уединенных молитвах и начинают строиться интимные отношения с Богом. Стяжав со временем внимание в молитве, человек будет распространять его и на все прочие стороны своей жизни. Так бывает с каждым приобретенным от Бога качеством или добродетелью. Внимание к себе, к своим действиям, поступкам, словам, помышлениям и ощущениям позволят человеку не только познавать себя и покаянно переделывать по образу Христа, но и видеть себя перед Богом таким, каким человек есть на самом деле, т.е. без всякого лукавства! При таком рассматривании себя, человек начинает видеть себя, как бы глазами Бога. Это очень страшно, но блаженно и плодотворно!
Что же видит в себе человек, кроме наносного зла и греха? Он видит в себе нескольких людей, и в каждом из них есть он, и каждый из них и есть он. Эти люди или эти его «я» будут разными: и хорошими, и плохими. По большей части плохими, но разно плохими. Он увидит, что Бог выбирает в нем самого хорошего в нем человека и начинает строить Свои отношения именно с ним. Ради этого хорошего человека Бог терпит в тебе всех прочих плохих, в надежде, что ты постепенно избавишься от них и останешься только этим одним. Даже мы со стороны можем увидеть в близком и любимом нами человеке этих разных людей. Вот этот человек разгневался на что-то, кричит, ругается, говорит плохие слова – и мы говорим, что он не в себе, и ждем пока он успокоится и придет в себя. Когда это происходит, мы радуемся, что наш любимый человек вернулся. Если мы поругались между собой (когда в каждом из нас взял на время верх один из наших злых человеков), то после, ищем примирения и радуемся ему. Так вот вся наша задача состоит в том, чтобы не дать этому доброму в нас человеку умалиться и исчезнуть, ибо тогда Богу не с кем будет иметь в нас дело и некого будет миловать и спасать. Мы должны укреплять и взращивать этого человека и умалять прочих злых, особенно же нашего лукавого человека.
Поэтому вооружимся прежде всего против любого ОПРАВДАНИЯ себя в чем бы то ни было, кроме удаляющего от Бога. Примем любые поругания, как достойные их. Отцы учат нас, что даже если весь мир восстанет на тебя, прими это, как достойный того, ибо это так и есть. Мы же не можем потерпеть и малейшего унижения, особенно же того, которое кажется нам несправедливым или ложным. Отстаивая себя в этих конфликтах, мы всякий раз умаляем своего доброго человека и укрепляем лукавого. Тогда однажды может настать такое положение, что внутри нас останется только злой человек и Богу не на кого будет смотреть. Такой человек становится Богу не дорог и не интересен. Он оставляет его на произвол его страстям, стихиям мира сего и злым демонам. А демоны ищут только одного – отомстить человеку за ту честь, какую он имел у Бога и погубить его навсегда. Не допустим же этого, но будем взращивать нашего доброго человека и сделаем его одним единственным в нас. Примиримся с Богом в Церкви и содружимся с Ним в личной нашей молитве. Боже, помоги нам в этом и избави нас от нашего лукавого человека.
Источник
«Христианство и борьба со злом». Грех лицеприятия, лицемерия, лести и лжи
§1. Невмешательство в проявления зла, — из-за страха последствий или равнодушия, или ошибочного понимания морально-нравственных и духовных аспектов борьбы со злом и действующих при этом ограничений, — представляет собой широкий спектр пассивного потакания и соучастия в неправедных делах.
Прп. Паисий Святогорец говорит: «…мы должны с дерзновением исповедовать нашу веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески невозможно, оставлять на волю Божию. Так наша совесть будет спокойна, потому что мы делали то, что могли … Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то [разорители] обнаглеют еще больше. Если же христиане противостанут, то те еще подумают … Христос претерпел распятие, для того чтобы нам воскреснуть, а мы безразличны. » (1).
А.С. Пушкин в своём письме П.Я. Чаадаеву писал: «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши исторические воззрения вам не повредили…» (2).
Наряду с этим отметим и весьма распространенные в различных сферах человеческой деятельности такие виды активного потакания и соучастия в неправедных делах, как лицеприятие и лицемерие, о которых так много говорится в Священном Писании и святоотеческом учении [1].
Вообще, лицеприятие обусловлено тем, что страх перед начальствующими превосходит страх перед Богом; желание получать от них земные блага превосходит желание получать от Бога блага небесные; надежда на них превосходит надежду на Бога и веру в Него. При этом понятия «начальство, власть» превалируют над понятиями «совесть, заповеди Божьи, Родина».
Однако, хотя и «многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Прит. 29: 26). И «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа … благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь» (Иер. 17: 5, 7). И «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117: 8, 9)
Заметим, что погрязшие в человекоугодничестве и лицемерии творят беззаконие и ложь, и из них «никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис. 59: 4). Лицеприятие, лицемерие и лесть, — принося плоды, доставляющие греховные удовольствия, — духовно иссушают человека, направляя его на путь погибели. Ибо, «всякая неправда есть грех» (1 Ин. 5: 17).
§2. Лицеприятие также может выдаваться или восприниматься как нежелание или боязнь человека обидеть своего ближнего. Однако это различные и противоположные по своим причинам понятия. Лицеприятие — всегда лицемерно, обусловлено исключительно корыстными причинами и является грехом. Нежелание человека обидеть своего ближнего, — наоборот, обусловлено причинами добродетельными, порождающими праведные мысли и поступки. Боязнь человека обидеть ближнего, по сути, представляет собой выполнение одной из основных заповедей Божьих — возлюбить ближнего своего, как самого себя (Лев. 19: 18; Мф. 19: 19; 22: 39; Мк. 12: 31, 33; Лк. 10: 27). Кстати говоря, и любовь Божья, в отличие от страха Божьего — боязни наказания, — является нежеланием или боязнью человека огорчить Бога своим непослушанием, или грехом.
При этом Любовь к Богу и ближнему вовсе не следует воспринимать, как всеобщую любовь. Здесь следует отличать безграничную любовь (т. е. очень сильную любовь к кому-либо) от любви без границ (т. е. любви ко всем подряд). Последний вид любви внутренне противоречив, т. к. здесь придется полюбить одновременно и Бога, и дьявола, что, как очевидно, невозможно! [2]. Поэтому, в искаженным грехом падшем мире, не все подряд следует любить. Апостол Иоанн Богослов учит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. » (1 Ин. 2: 15).
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «…Даже самое малое заигрывание “со слугами Антихриста и угождение им с какой бы то ни было благовидной целью — уже преступно и не пройдет даром. Не напрасно старая русская поговорка гласит: “Скажи, с кем ты знаком, а я скажу, кто ты таков!” … Наше время — время исповедничества Истины, и оно требует прямолинейности, полной искренности и соответствия дел словам. А если мы будем вилять, и говоря одно, а делая другое, то очень легко соскользнем с пути исповедничества Истины на путь ее предательства.
Никакого “заигрывания” с сатаной, даже по самым “высоким” дипломатическим соображениям, у нас, христиан, быть не может. “Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету ко тьме?” (2 Кор.6:14) и напрасны все попытки найти какой-то компромисс между служением Христу и Велиару. Хорошего из этого ничего не может выйти, кроме все большего и большего низвержения в бездну падения, что приведет, в конце концов, к геенне огненной, где будет всецелая власть и служение одному Велиару…» (3).
§3. Один из самых распространённых видов лицеприятия — лесть [3], является тройным грехом:
● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве и/или лжи [4], изобретателем которых является дьявол [5];
● второй грех льстеца заключается в его намерении (а также и в действии), прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя [6], ввести в соблазн (искушение), или подтолкнуть к греху [7], того, кому предназначена лесть;
● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству и лжи льстеца, воспринял лесть, — как истину, — и впал в соблазн.
Таким образом, весьма распространенное и, казалось бы, «безобидное» явление — лесть, является коварным и серьезным грехом, губящим, как самого льстеца, так и того, кто впадает от неё в соблазн. Ведь «льстивые уста готовят падение» (Прит. 26: 28) и «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8).
Кроме того, поскольку лесть, в основном, предназначена для имеющих власть (т. е. начальствующих), то результаты такого вида лести имеют и социальный характер, поскольку затрагивают, в той или иной степени, определенные группы людей. При этом льстец, вне зависимости от вида его лести, является учеником дьявола и последователем его действий, а «обличающий человека найдет после большей приязни, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28: 23).
§4. Ранее у нас была общепринятая несвятая «молитва»: «слава КПСС», которая была развешена в виде плакатов по всей стране. Поэтому, — для продвижения по партийной линии с целью получения власти, различных привилегий и благ, — нужно было льстиво делать вид поклонения этому псевдобогу — КПСС, и восхищения лично «дорогим генсеком».
Затем этот псевдобог был удалён и запрещён к использованию на законодательном уровне. А те, кто ранее критиковал этого псевдобога и его действия, — подвергаясь гонениям, преследованиям, лживым упрёкам, и кого именовали отщепенцами, провокаторами, изгоями, непатриотами и пр., — стали называться борцами за свободу и справедливость, правозащитниками, истинными патриотами, героями. Имена некоторых из них даже были присвоены различным территориям, как в России, так и за рубежом. Так, например, имя А.Д. Сахарова только в России носят около 60 проспектов, площадей и улиц. Его именем также названы и зарубежные площади, проспекты, школа, мост, бульвары, улицы. А много ли было названо именами его основных гонителей и приблудных льстецов этих гонителей, которым было всё равно кого гнать, кому прислуживать — лишь бы получать за это сытный и вкусный корм?!
Михаил Пришвин в своё время писал: «Иной совестливый человек ныне содрогается от мысли, которая навязывается ему теперь повседневно: что самое невероятное преступление, ложь, обманы самые наглые, систематическое насилие над личностью человека — все это может не только оставаться безнаказанным, но даже быть неплохим рычагом истории, будущего … Нечто страшное постепенно доходит до нашего обывательского сознания, это — что зло может оставаться совсем безнаказанным и новая ликующая жизнь может вырастать на трупах замученных людей и созданной ими культуры без памяти о них»» (цит. по 7).
Вообще, лесть широко распространена в различных сферах деятельности человека. Но иногда она принимает столь гипертрофированные формы, что не только не приносит пользы объекту подхалимства, а, наоборот, может даже нанести вред его имиджу! Это, так называемая, медвежья услуга! И здесь количество восхваления может оказаться совсем не пропорциональной ожидаемому количеству получения материальных благ!
Но что не сделает льстец ради попытки легко увеличить степень собственного материального благополучия в обмен на уменьшение собственного духовного достоинства! Поэтому степень лести всегда пропорциональна степени духовного невежества, или духовного падения, или духовной деградации!
Господь, через пророков, наставляет: «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Зах. 8: 16); «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис. 61: 8).
И ветхозаветный Елиуй, приводя свое мнение при рассмотрении причины страданий непорочного Иова, говорит от «искренности своего сердца»: «На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой» (Иов. 32: 21, 22).
И святой апостол Петр «отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10: 34, 35). И святой апостол Павел призывает нас «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4: 22-25). Ибо, «блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» (Пс. 105: 3) и «блаженны алчущие и жаждущие правды…» (Мф. 5: 5).
1. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 1. Ч. 1. Ответственность Любви. 1. Равнодушное поколение.
2. Ст. «Пушкин – Чаадаеву: “Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество”». Сайт «Православие и мир». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pravmir.ru/pushkin-chaa. remenit-otechestvo-ili-imet-druguyu-istoriyu/, свободный.
3. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Том 3. Вторый Предтеча пришествия Христова. Куда мы идём?
4. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
5. Прп. Симеон Новый Богослов. Слово тринадцатое.
6. Солон, Перикл, Александр Великий. // ред. Веревкина И. Ю. — Киев: МП «Муза», 1992. — (Сто великих людей мира).
7. Михаил Пришвин. Из дневников 1930 года, 24 января. // «Отечественные записки. Журналъ Литературный, политический и учёный. 1818 – 1884, 2001 – 2018».
[1] «Итак … действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19: 7). «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов. 27: 8). «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» (Пс. 81: 1, 1). «Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду» (Прит. 28: 21). «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2: 19). «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6: 1-2). «Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12: 1). «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2: 9). «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд. 1: 16). Свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «кто благочестив только по наружности, кто даже жертвует большие суммы на построение храмов Божиих для приобретения жалких земных наград: газетных похвал, чинов и орденов, – тот, как не имеющий в душе любви к Богу, неизбежно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемерие и обман, будто все это он делал из любви к Богу» (см. «Поучения» свт. Игнатия Брянчанинова) и др.
[2] Любовь к Богу предполагает выполнение Его заповедей и стремление к спасению, поскольку Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). Любовь же к дьяволу, наоборот, — означает нарушение заповедей и стремление к погибели, поскольку «диавол … был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44).
Источник