Как избавиться от мандража перед соревнованиями по дзюдо

Как спортсмену победить волнение перед соревнованиями

Многие блестящие спортсмены всю жизнь проводят в тени более успешных коллег. Они показывают на тренировках отличные результаты, но во время соревнований делают промахи из-за волнения. Чтобы не повторить их судьбу, необходимо побороть тревожность и страх перед турнирами. Именно они главные соперники чемпиона.

Внутренне настроиться на победу

Неуверенность в себе мешает ребенку представлять себя победителем. Спортсмен сомневается в том, что достоин призового места, и заранее видит себя среди проигравших. В неудачах нет ничего плохого. Неверие в собственные силы — вот что по-настоящему способно сломить дух.

Никто не рождается победителем. Тот, кому посчастливилось стоять на пьедестале, прошел нелегкий путь тренировок и постоянного нервного напряжения. Все именитые мастера когда-то были обычными детьми. И тоже порой стояли на грани того, чтобы потерять веру в себя. Но они не сдавались и обуздывали свой страх. Это и помогло им стать профессионалами.

Найти время для любимого дела

Когда до соревнований остаются считанные дни, свободного времени становится значительно меньше. И лучше потратить его на приятные вещи. Предложите юному спортсмену заняться любимым хобби, погулять с друзьями или сводите его в культурно-развлекательное заведение.

Если позволять себе небольшие радости, энергичность увеличится, а уровень стресса значительно снизится. Следует посвятить выдавшиеся свободные часы делам, которые приносят удовольствие.

Не бояться критики

Спортсмены с раннего детства выслушивают чужое мнение. Их критикуют тренеры, родители и даже незнакомые люди, наблюдающие с трибун за ходом соревнования. И если на последних можно не обращать внимания, то слова наставника игнорировать сложно. Да и не нужно этого делать.

Тренер дает конструктивную критику, которая помогает найти слабые места и устранить их. Он не ругает подопечного и не испытывает к нему неприязни, он хочет дать полезные советы. Это — важная часть становления любого спортсмена. Объективные замечания помогают развиваться и не застрять на одном месте из-за неочевидных ошибок.

Научиться сохранять спокойствие

Многие спортсмены испытывают беспокойство перед турнирами, потому что во всех красках представляют себе проигрыш. Они слишком много думают о последствиях негативного исхода событий. Из-за этого их работоспособность снижается, ухудшается здоровье, и результаты действительно оказываются невпечатляющими.

Человек склонен волноваться больше всего в ситуациях, не грозящих ему ничем серьезным. Поэтому следует задать себе вопрос: «Что ожидает меня в случае проигрыша?». Неудача на соревнованиях — это не конец жизни. В любом случае, у юных спортсменов всегда есть время наверстать упущенное.

Контролировать дыхание

При сильном волнении человек делает вдохи чаще, чем обычно. Нагрузка на сердце увеличивается, пульс возрастает. Мозг воспринимает учащенное сердцебиение как признак опасности. Из-за этого в кровь выбрасывается огромное количество кортизола и адреналина. Под воздействием этих гормонов сложно оценить ситуацию и успокоиться.

Разучите со спортсменом упражнение на дыхание. Во время его выполнения спина должна быть прямой. Необходимо сделать глубокий, но короткий вдох. Через 4 секунды можно совершить долгий и полный выдох. После этого нужно дышать 5 секунд в привычном темпе, а затем повторить упражнение.

Воспринимать предстоящий турнир как тренировку

Часто турнир воспринимается чуть ли не как светопреставление. На деле же от соревнующихся требуют продемонстрировать все то, чему они научились на тренировках. Поэтому и к чемпионату следует относиться как к очередному тренировочному занятию. Соперники — это небольшие препятствия, которые добавят интереса, а судьи — лишь сторонние наблюдатели.

Послушать радостную музыку

Энергичные ритмы, жизнерадостная мелодия, мотивирующие слова, правильно подобранная песня зададут нужный настрой. Они помогут избавиться от страхов.

При прослушивании такой музыки можно вспоминать свои предыдущие достижения. Или моменты, когда удавалось выполнить особенно сложный прием. Этот способ используют многие состоявшиеся спортсмены и тренеры.

Посмотреть мотивирующие фильмы и видео

Сюжет фильмов часто строится на том, что главные герои попадают в безвыходную или судьбоносную ситуацию. Но благодаря смекалке и упорному труду им удается обернуть события в свою пользу. Такое кино дарит заряд мотивации и вдохновения.

Читайте также:  Как избавится от фиолетового цвета волос

В интернете есть множество подборок с фильмами на спортивную и любую другую тематику. Некоторые из картин, такие, как «Юнайтед», рассказывают реальные истории становления спортивных клубов и мировых звезд. Не меньшим эффектом обладают мотивационные видео про спорт, снятые профессионалами. За несколько минут можно получить бодрое настроение на несколько дней вперед. Подобными роликами славятся бренды Nike и Adidas.

Выспаться и как следует отдохнуть

Отдых важен ничуть не меньше, чем тренировки. Незадолго до отхода ко сну спортсмену следует принять теплую ванну. Можно дополнить ее чаем из мяты или ромашки. Вещества, содержащиеся в этих растениях, обладают расслабляющим эффектом. А хорошая книга с легким увлекательным сюжетом отвлечет от неприятных мыслей.

В спальне должен быть свежий, но не холодный воздух. Необходимо свести к минимуму посторонние звуки. Не следует пить тонизирующие напитки (кофе, чай, цитрусовые соки) меньше, чем за 6 часов до сна. От снотворного лучше отказаться — его можно принимать только по назначению врача.

Не обращать внимания на титулы соперника

Соревнование с более опытным соперником — отличная возможность повысить свои навыки. Но для начинающих спортсменов это нередко повод здорово понервничать. Они уверены, что высокий статус противника заведомо обеспечивает ему победу.

Но звездному чемпиону тоже приходится нелегко. На него возложено много надежд, которые он обязан оправдать. Этот тяжкий груз может стать значительной помехой на пути к медали. Зато новичок получит похвалу лишь за то, что не побоялся выйти против чемпиона.

Выполнить небольшие физические упражнения

Из-за волнения мышцы напрягаются, что может помешать во время соревнований. Чтобы снять лишнее напряжение, можно выполнить одно из следующих упражнений.

  1. Необходимо откинуть голову назад и медленно поворачивать ее слева направо, а затем — расслабиться. Далее нужно подтянуть плечи к ушам и, сохраняя такое положение, наклонять подбородок к груди.
  2. Следует сделать вдох и сжать ладонь с такой силой, чтобы вся рука была напряжена. На выдохе необходимо расслабить ее, обращая внимание на растущее чувство облегчения. Повторить для другой руки. Правшам стоит начинать упражнение с правой руки, левшам — с левой.
  3. Нужно напрячь мышцы брюшного пресса, затем — свести лопатки и выгнуть спину. Повторить 3-4 раза.

Также можно сделать легкий массаж рук, растирая ладони и пальцы.

Подходить ко всему с чувством юмора

Позитивный настрой не оставит тревогам и нервозности места в жизни. Остроумная шутка помогает разрядить обстановку и поднимает настроение. Способность найти в непростой ситуации нечто веселое не дается просто так. Обычно ею наделены люди, которые уверенны в себе. Они знают: какой бы серьезной ни была проблема, они найдут силы с ней справиться.

Следует помнить о том, что сарказм и черный юмор — не помощники в такой ситуации. Эти приемы показывают не жизнелюбие шутника, а цинизм и язвительность. Чтобы подобрать правильную тему для острот, необходимо обращать внимание на детали, проводить небанальные аналогии. Можно утрировать повседневные события, мысленно доводя их до нелепых масштабов.

Источник

У ребенка страх перед соревнованием: как помочь избавиться

Ребенок переживает и боится — завтра соревнования. А когда наступает это самое «завтра» и судья свистит в стартовый свисток, ноги и вовсе подкашиваются. В глазах ужас, в голове туман. Что делать, как быть? Как помочь ребенку? Об этом — в нашей статье.

Соревнования — это другой мир

Классический случай. На тренировках ребенок демонстрирует великолепные навыки и технику. С легкостью выполняет задания тренера. Не испытывает никаких проблем с мотивацией и настроением. Кроме того, в день соревнований, на разминке, ребенок тоже все выполняет отлично. Родители и тренер в восторге. Да, похоже, сегодня кому-то светит пьедестал! Все в предвкушении потирают руки и думают о том, как будут отмечать первое место.

Но вот звучит стартовый свисток, соревнования начинаются. И… ребенка как будто подменяют. Вся техника куда-то исчезает. Весь настрой пропадает. Другие дети буквально «затаптывают» его в землю, превосходя абсолютно по всем параметрам. Ребенок не показывает и доли того, что на самом деле умеет. В глазах — страх и растерянность. В голове — желание, чтобы все это побыстрее закончилось.

Неужели стартовый свисток виноват в такой перемене? Конечно, нет. В столь резких изменениях виновата боязнь соревнований. Ребенок может никак не проявлять свой страх перед выступлениями, а в некоторых случаях и не ощущать этого осознанно. Однако именно страх, сидя глубоко-глубоко внутри, виноват в происходящем.

Читайте также:  Как ушной клещ передается человеку

Один на сцене

В какой-то степени спортивные соревнования похожи на выступление на сцене, особенно в сознании ребенка. Даже если это не индивидуальное выступление (например, фигурное катание), а командное (футбол, хоккей). Ребенок воспринимает происходящее как «происходящее вокруг него», где он — центр, при этом вне зависимости от своей роли или положения.

  • Он капитан команды? Он — центр всеобщего внимания.
  • Он выполняет «черновую работу» на поле? Он — центр.
  • Он сидит в запасе и готовится к выходу на поле? Он все равно центр.

Восприятие себя как главного действующего лица влечет за собой понятный страх, связанный с тем, что вся собравшаяся публика будет смотреть на него: родители, другие зрители, тренер, одноклубники и даже соперники. Находиться в центре внимания непросто, особенно в детском возрасте, не обладая необходимым опытом и уровнем понимания происходящего.

Устраивать долгую психологическую проработку страха выступлений в детском возрасте не стоит. Это излишество. Да и просто жалко так сильно «мутузить» ребенка почем зря. В конце концов, в страхе нет ничего страшного. Человек, как живое существо, может и должен испытывать страх. Это абсолютно нормальное проявление нашего биологизма.

Снижаем уровень страха

Рекомендуется применять методы, которые позволят постепенно, как сразу, так и в ходе взросления снижать уровень страха перед соревнованиями.

Будьте рядом

Даже если ребенок вас не просит об этом, вам следует взять за правило посещать все соревнования ребенка, вне зависимости от их важности и серьезности. Ваше личное присутствие перед, во время, после соревнований может очень сильно снизить уровень страха в ребенке. Не бойтесь переусердствовать: в детском мире ежедневно происходят ситуации, когда ваша поддержка нужна, но ребенок физически не может ее получить.

Например, в школе, при ответе у доски или с места. Это то же самое выступление. Но в виду правил и ограничений, вы физически не можете присутствовать рядом с ребенком во время школьных занятий. Поэтому там он вынужден бороться со своим страхом сам. А в тех случаях, где вы можете оказать ему поддержку (на соревнованиях) — пожалуйста, делайте это.

Играйте в соревнования

Этот замечательный прием поможет качественно снизить уровень страха ребенка. Устройте «полуофициальные игровые соревнования»: дома, на улице, на даче. Здесь все зависит только от вашей фантазии. Главное, чтобы это была не совсем игра, а с примесью официального выступления.

Пригласите друзей ребенка. Устройте «олимпийские игры» с реальными призами. В общем, проведите некий аналог настоящих соревнований, но с абсолютно родным и доверительным окружением. Во время таких выступлений ребенок тоже может испытывать чувство страха, но выражено оно будет куда слабее. Такая полу-игра отлично натренирует вашего ребенка к участию в ситуации спортивного состязания.

Не ругайте

Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он боится/боялся, плохо выступил, растерялся, «потерялся» и так далее. Даже если вы произнесете 100 хвалебных слов и одно критикующее, ребенок ярче всего запомнит именно последнее.

И уже не говорим о родителях, которые кричат до вспухания вен на лбу на своих детей после неудачных соревнований. «Ну чего ты боялся-то? С чего вдруг? Мы что, с тобой вчера это не обсуждали? Никто не боится, а ты боишься! Ты посмотри вокруг! Ты посмотри на других детей!» — кажется дикостью. Но вы можете наблюдать подобные реакции едва ли не на каждых детских соревнованиях. Не ведите себя так, не разрушайте внутренний мир своего малыша.

Заключение

В заключение хочется еще раз напомнить о том, что любой детский страх, даже самый на первый взгляд пустяковый, все же остается страхом — то есть, очень сильной эмоцией. Такую сильную эмоцию нельзя решить в одночасье. Она не исчезает после долгих монологов родителей о том, что бояться можно, что «я когда был маленький, тоже боялся» и так далее. Все это не работает.

Не нужно пытаться убеждать и увещевать. Это слабоэффективно. Да и может навредить, если у вас нет психологического образования. Лучше постепенно, медленно, любовью и поддержкой помогайте ребенку привыкать к соревнованиям. От раза к разу избавляясь еще от одной толики страха.

И в итоге страх снизится до той планки, на которой он присутствует у абсолютно всех людей перед соревнованиями. Да-да, не забывайте, что перед соревнованиями чувство страха испытывают абсолютно все. До единого. И это нормально.

Читайте также:  Бегающие муравьи во мне

Источник

Как избавиться от мандража перед соревнованиями по дзюдо

Чрезмерное волнение перед стартом, «мандраж» – наиболее часто заявляемая причина обращения спортсмена к психологу. Такое волнение необоснованно с точки зрения спортсмена и тренера какими-либо объективными причинами.

Причина, как правило, заключается как в слабости навыков саморегуляции, которые нарушаются в непривычной или ответственной обстановке, так и в различных более глубоко скрытых переживаниях: за «мандражем» могут стоять различные страхи, глубокое затянувшееся неудовлетворение собой, неудовлетворенность отношениями с людьми и другие негативные переживания.

В любом случае психологу лучше пользоваться теми словами и выражениями, в которых сам спортсмен обозначает свое состояние. То есть психолог говорит о волнении (или же о страхе) тогда, когда сам спортсмен употребил это слово. Если спортсмен затрудняется подобрать слова, ему можно помочь, мягко предложив на выбор соответствующие выражения. В противном случае психолог навязывает «диагноз», «ярлык», что провоцирует пассивную роль спортсмена.

Начальная часть работы по коррекции чрезмерного волнения может быть проделана без конкретизации его глубинных причин. В начале работы психолог объясняет спортсмену, что просто «убрать» волнение (как и любую другую эмоцию) нельзя, если эмоция появилась, значит, она зачем-то нужна организму и психике, и, кроме того, некоторый оптимальный уровень волнения необходим для любой деятельности, для обеспечения тонуса организма. Задача не в том, чтобы «убрать» волнение, а в том, чтобы довести его до оптимального уровня. Затем спортсмену предлагаются следующие психотехнические упражнения (некоторые упражнения могут даваться в качестве «домашних заданий», некоторые могут проделываться во время личной встречи с психологом).

1. «Дневник волнения», иначе «Градусник волнения»: спортсмену предлагается регулярно (например, несколько раз в день в течение недели) оценивать свой уровень волнения (интенсивность испытываемой эмоции) То есть периодически задавать себе вопрос: «Насколько я сейчас взволнован (нервничаю, обеспокоен и т. д.)?» Оценка производится по выбранной спортсменом шкале, она может быть как 10-балльной, так и 5-балльной и т. д. Результаты выполнения упражнения: а) стимулируется обращение внимания на собственный внутренний мир; б) эмоция переводится в класс «объектов», что само по себе снижает ее глобальность; в) вырабатывается автоматический навык мониторинга, «отслеживания» своего состояния по интересующему нас параметру (в данном случае – интенсивность волнения). Обладая данным навыком, спортсмен сможет в ситуации соревнований своевременно отслеживать изменения своего состояния и вовремя его корректировать.

2. «Маятник волнения». Сначала относительно состояния волнения выполняется задание «Изучение ресурсов управления эмоциональным состоянием во взаимосвязи с модальностью ощущений». Задача спортсмена заключается в том, чтобы, ориентируясь на свои субъективные ассоциации и воспоминания, подобрать стимулы, уменьшающие и увеличивающие интенсивность волнения. Стимулы разделяются на визуальные (зрительные образы и картины), аудиальные (звуки) и кинестетические (мышечные и кожные осязательные ощущения). На первом этапе спортсмен ищет и записывает визуальные, аудиальные, кинестетические стимулы, уменьшающие, как ему кажется, его собственное переживание, например, волнение, и затем визуальные, аудиальные, кинестетические стимулы, увеличивающие его переживание волнения.

Затем выполняется упражнение «Маятник»: спортсмен сосредоточивается на группе стимулов, увеличивающих волнение, затем на группе стимулов, уменьшающих волнение, и пытается добиться реального сдвига в собственном состоянии в сторону уменьшения и увеличения волнения. Результаты: при первоначальном выполнении упражнения спортсмен получает опыт «заказанного», осознанного изменения своего состояния посредством направленности собственных психических процессов на определенные стимулы. При регулярном выполнении упражнения навык тренируется.

3. Методики тренировки управления вниманием и другими психическими процессами также используются при коррекции чрезмерного волнения. Спортсмену необходимо умение в целостной ситуации вовремя опознавать и игнорировать нежелательные (сбивающие с настроя) стимулы и концентрироваться на помогающих поддерживать нужное состояние стимулах. Поэтому при работе с темой предстартового волнения используются упражнения «Не думать о …», «Думать о …» и др., тренирующие направленность собственных психических процессов на определенные стимулы. Эти упражнения подробно описаны в книге Н.Цзена и Ю.Пахомова Психотехнические игры в спорте.

Если овладение этими упражнениями и регулярное их выполнение не снимают проблемы, то необходимо выходить на другие причины волнения и работать с причинами. Так, например, если волнение связывается со страхом ошибиться или другими опасениями, то описанные упражнения дополняются упражнениями, предложенными в теме «Психологическая работа с переживанием страха в спорте».

источник: Е. О. Тихвинская
Психология переживания в спорте. Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 2007

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей