Как избавиться от мечтаний православие

Мечтать не только вредно, но и опасно!

Мечтать не только вредно, но и опасно!

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Крылатая поговорка гласит: Мечтать не вредно.

Святая Церковь учит обратному, так как в мечтании скрываются многие грехи. Довольно часто, исполняя свою заветную мечту, люди проходятся по головам многих ближних, и даже не замечают этого…

Мечтание имеет также вредные духовные последствия. Вот что об этом говорит святитель Игнатий Брянчининов:

«Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда — душевное расстройство».

Давайте разберем вопрос на эту тему:

Моя жизнь не очень яркая, – пишет одна православная христианка, – поэтому я часто предаюсь мечтам, в основном, представляю себе всякую банальщину: богатство, счастливый брак, путешествия, но говорят, что это все грешно. Почему?

Мечтать о хорошем не грешно, но мечтать и завидовать богатым, счастливым — это грех. – отвечает протоиерей Иоанн Монаршек. – Надо, думаю, не завидовать и мечтать, а трудиться, чтобы быть богатым, счастливым, чтобы была возможность путешествовать и видеть мир, нужно честным трудом воплощать в жизнь свои мечты.

Вообще же мечтания — это нечто нереальное. А человек должен жить в мире реального делания, истинного мышления по Евангельскому принципу сосредоточия на настоящем и не придумывать сказочных мечтаний, которых в действительности быть не может. Хочется вспомнить замечательные слова мудрого Варлаама из Жития царевича Иосафа Индийского: «Никогда не стремись к невозможному, не жалей о том, что прошло мимо, и не верь сомнительному слову». Каждому православному человеку, склонному к мечтательности, полезно помнить эти вышеприведенные правила.

Предлагаем также к духовному прочтению отрывок из 16-го письма Святогорца, в котором упоминается весьма печальный случай последствия греховного мечтания:

«В некотором женском монастыре жила при игумении ее племянница, прекрасная собою, по наружности, и неукоризненного поведения. Все сестры любовались и назидались ее ангеловидностию и необыкновенною скромностию. Она скончалась. Ее похоронили торжественно, в твердой уверенности, что чистая душа ее воспарила в райские обители.

Огорченная разлукою с нею, игумения предавалась непрестанной молитве, усиливая эту молитву постом и бдением, и просила Господа, чтоб Он открыл ей, какой небесной славы удостоилась ее племянница в лике блаженствующих девственниц? Однажды, когда игуменья, в келейной тишине преполовляющейся ночи, стояла на молитве, — внезапно расступилась земля под ее ногами и клокочущая огненная лава потекла пред взорами молившейся. Вне себя от испуга, она взглянула в открывшуюся пред нею пропасть — и видит среди адского пламени свою племянницу.

— Боже мой! — отчаянно воскликнула она. — Тебя ли вижу я?

— Да, — со страшным стоном произнесла погибшая.

— За что ж это? — с горестью и участием спросила старица. — Я надеялась видеть тебя в райской славе, в ликах ангельских, среди непорочных агниц Христовых, а ты… За что это?

— Горе мне окаянной! — простонала мучившаяся. — Я сама виною вечной моей смерти в этом пламени, непрестанно пожирающем, но не уничтожающем меня. Ты хотела видеть меня — и Бог открыл тебе тайну моего положения.

— За что ж это? — снова сквозь слезы спросила игумения.

— За то, — отвечала мучившаяся, — что я в виду вашем казалась девственницею, непорочным ангелом, а на самом деле была не то. Я не осквернила себя плотским грехом, но мои мысли, мои тайные желания и преступные мечты свели меня в геенну. При непорочности моего девического тела, я не умела сохранить в непорочности мою душу, мои мысли и движения сердечные, и за это я предана муке. По неосторожности моей я питала в себе чувство сердечной привязанности к одному юноше, услаждалась в моих мыслях и мечтах представлением его прекрасного вида и соединением с ним, и, понимая, что это грех, совестилась открыться в нем духовнику при исповеди. Следствием порочного услаждения нечистыми мыслями и мечтаниями было то, что по кончине моей святые Ангелы возгнушались мною и оставили меня в руках демонов. И вот теперь я горю в геенском пламени, вечно буду гореть и никогда, никогда не сгорю, нет конца мучению для отверженных небом!

Сказав это, несчастная застонала — застонала, заскрежетала зубами и, подхваченная пылающею лавою, скрылась со всем видением от взоров игумении».

Кто-то из, пожав плечами, может возразить, что мы не монахи, а значит и спроситься с нас меньше.

Да, действительно так. С монахов гораздо больше спросит Господь на суде, но и мы не останемся в стороне. За любой свой грех, мы обязательно будет держать ответ.

А ведь большинство грехов зарождаются в мыслях, в мечтах…

Святитель Игнатий Брянчанинов

«Бежим, бежим убийцы нашего — греха! – добавляет святитель Игнатий Брянчанинов. – Бежим греха не только смертного, но и простительного, чтоб он не обратился от небрежения нашего в страсть, низводящую в ад наравне с смертным грехом. Есть грехи простительные. Так, если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться, на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего, во всех таких увлечениях, по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердого Бога. Простительный грех не разлучает христианина с Божественною благодатию и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех; но и простительные грехи пагубны, когда не раскаяваемся в них, а только умножаем бремя их. По сравнению, сделанному святыми Отцами, одинаково может потопить человека и навязанный на шею тяжелый камень и навязанный мешок с песком: так одинаково влекут в адскую пропасть и смертный грех и накопленное множество малых, простительных грехов».

Читайте также:  Чем обработать пчел от клеща дым пушкой

Святитель Игнатий упоминает в своем Слове о страшном последствии смертных грехов и не менее тяжелой участи от малых простительных грехов.

Вывод можно сделать следующий:

Мечтать не только вредно, но и опасно!

Чем меньше мы будем уходить в мечты, тем больше оставим времени на реальную жизнь. Лучше будем видеть тех, кто нуждается в нашей помощи, кто живет более сложной жизнью, и ждет ободрительного слова и всяческой поддержки.

А греховные мечты нужно исповедовать священнику на Таинстве Исповеди, и тогда наша жизнь станет гораздо ярче и отраднее!

Источник

Как избавиться от мечтательности?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос: как избавиться от мечтательности?

Все началось с детства: у меня в школьные годы не было друзей, дети просто не принимали меня в коллективе и не хотели со мной общаться. Я инвалид с детства (ДЦП), из-за внешних дефектов приходилось слышать обидные насмешки. И вот долгими зимними вечерами я придумала себе подругу. Я представляла, как я гуляю с этой девочкой и как мы играем в снежки. И от этого мне становилось легче. Но, к сожалению, все это перекочевало со мной во взрослую жизнь. Теперь у меня вымышленный молодой человек. Я понимаю, что это всего лишь плод моего воображения. Я веду замкнутый образ жизни, и у меня практически нет общения со сверстниками. Раньше я не придавала этому значения, а теперь понимаю, что это мне мешает жить. Не могу сосредоточиться на молитве. Думаю, что все, что происходит со мной, очень вредно для моего духовного состояния. Помогите разобраться. Спаси Бог!

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Дорогая Оксана, Вы очень верно все отрефлексировали. Неудивительно, что при такой сложной ситуации в общении со сверстниками Вы выбрали эскапизм — бегство от той действительности, которая Вас так ранила и травмировала. Ужасно, что люди так реагируют на тех, кто на них не похож. И реагируют так, потому что никто им не объяснил, как надо себя вести, а еще таким образом они могут реализовывать свой страх тоже чем-то заболеть или получить травму. Но, наверное, Вы и так уже много об этом читали и знаете.

Как же убрать мечтательность, которой так много лет и которая так прочно вросла в Вас и Вашу жизнь? Надо выделить для себя, буквально по пунктам, чего Вам недостает в реальной жизни, что Вы пытаетесь компенсировать за счет мечтаний, а дальше найти способы, как удовлетворить эти потребности реальными способами.

Я Вам скажу, что молодых людей нет у очень многих хороших девушек, и дело тут не в ДЦП, поэтому я бы посоветовал начать с общения. Если Вы куда-то выходите, поищите, какие в Вашем городе есть места, клубы по интересам, куда Вы могли бы пойти. Навскидку я могу предложить только молодежку (клуб для молодежи) при храме либо что-то вроде паралимпийской спортивной секции. В таких секциях занимаются удивительные люди, которые в силу каких-то особенностей своего организма или травм уже не могут практиковать обычный спорт.

Конечно, на помощь Вам приходит интернет! Ищите страницы, где можно общаться со сверстниками и обсуждать то, что Вам интересно, делиться своим творчеством, переписываться. Рекомендую непременно заглянуть на страницы людей с ДЦП и схожими диагнозами, потому что как минимум Вы сможете узнать, чем живут люди в сходной с Вашей ситуации и как им удается жить, несмотря ни на что. Например, я знаю одного молодого ученого, очень талантливого с достаточно серьезной формой ДЦП, который успешно реализует научные проекты. Правда, несколько лет назад он женился, к слову, на женщине с ДЦП. Они много трудятся, занимаются домом, заботятся друг о друге и сегодня воспитывают уже двоих детей (оба ребенка здоровы, слава Богу). Я думаю, что Вам очень пригодилось бы почитать в сети про опыт людей со схожим с Вашим диагнозом, Вы бы просто могли увидеть, как они живут и на что опираются в жизни, что им помогает не убегать от действительности, а смело выйти навстречу ей.

По поводу молитвы нужно просить помощи Божией. Вы исповедуетесь? Если пока нет, надо начать и исповедоваться, во-первых, в Вашей мечтательности. Если снова будете в нее соскальзывать, исповедуйтесь в этом каждый раз: от такой долгосрочной привычки трудно избавиться враз, так что будьте готовы побороться. Кстати, спросите и священника по поводу молодежной организации при храме или какой-то иной деятельности, в рамках которой было бы возможно Вам расширить свое общение.

Читайте также:  Как избавиться от моллюска у ребенка контагиозного моллюска

Что еще. Ваша профессиональная реализация. Если есть образование, срочно искать работу по специальности и своим возможностям, если нет — срочно думать, какую профессию Вы бы могли освоить и как жить своим трудом. Получение образования и профессиональный рост — это очень хорошие внутренние опоры, очень хорошее столкновение с реальной жизнью и участие в ней, как раз то что надо в ситуации, когда всеми силами надо выбираться в реальность.

Думаю, что у Вас все должно получиться! Начните с того, о чем я написал, а там, глядишь, и какие-то еще свои пути поиска общения в реальности найдете. Только не ждите глубокой дружбы сразу: с реальным человеком общаться — это не то что мечту придумывать. С реальными людьми — и юношами, и девушками — всегда сложнее, но и интереснее. Узнаете о людях и о себе много нового. Дерзайте!

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Куда приводят мечты

Что такое мечта? Заветная территория, где господствуют наши лучшие порывы и чистые стремления сердца? Или тихая заводь, которую не тревожат яростные шторма реальности? И святые отцы, и психологи призывают к мечтаниям относиться с осторожностью. Так есть ли в жизни христианина место для мечты?

Реквием по мечте

Есть люди, которым мало интересна реальная жизнь. Они тепло и уютно устроились в выдуманном мире сладких грёз. Девиз их прост: «Мечтать не вредно!»

Видимо, именно о таких мечтателях говорят психологи, называя мечты средством, с помощью которого человек бежит от реальности — от проблем, решений, выборов. Такие мечтания, по мнению психологов, могут причинить вред не только духовному росту, но и психическому здоровью человека.

От игры воображения предостерегают нас и святые. Примеров тому немало, один из самых ярких мы находим у святителя Игнатия (Брянчанинова). «Жестоко обманывает мечта ложная последователей своих, — пишет он. — Поступает она с ними как бесчеловечный тиран, как лютый демон». Также апостол Павел предупреждает: не мечтайте о себе (Рим. 12, 16).

Однако есть у святых и противоположные примеры отношений со словом «мечта». «С первых дней учёбы Паисий (Величковский) мечтал о монашеской жизни». «Он мечтал о монашеском постриге, но был мобилизован и стал санитаром на фронте», — говорится в жизнеописании преподобного Иустина (Поповича).

Очевидно, не всегда одно слово имеет один и тот же смысл. Например, толковый словарь Ожегова даёт два значения слова «мечта»: 1) нечто, созданное воображением, мысленно представляемое; 2) предмет желаний, стремлений.

С первым значением мы определились: именно о таких мечтаниях негативно отзываются святые, именно их психологи называют бегством в иллюзорный, фантазийный мир, где существует только один бог — сам мечтатель. Именно с игрой воображения связана ловушка, из которой трудно выбраться. Этот наркотик делает реальную жизнь пресной и бесцветной.

Но как обстоит дело со вторым значением слова «мечта»?

Мечта в этом отношении ближе к таким понятиям, как «цель», «стремление», «надежда». Но если цель подразумевает конкретную последовательность действий, то мечта — это то, что ещё не стало целью. Это тот неозвученный идеал, который, если хватит талантов и сил, станет реальностью. Один человек сказал: «Оглянитесь по сторонам: всё, что вы видите, когда-то было мечтой».

Мечта становится путеводной звездой, помогает идти тогда, когда других ориентиров не остаётся. Когда ярко светит солнце и человек точно знает, куда движется, то вряд ли ему нужна звезда, указывающая путь. В момент же потери себя и жизненных ориентиров нужна эта яркая звезда — мечта — как идеал, как высшее стремление души, то, вокруг чего человек строит свою жизнь.

Психологи установили, что у людей, склонных к зависимостям и совершавших попытки суицида, как правило, не было мечты, не было направленности в будущее, не было надежды. Жизнь без идеала не имела для них ценности, из неё выпало то важное, ради чего стоит бороться со своими дурными привычками, похотями, слабостями. Эти люди в сложной жизненной ситуации оказались в полной тьме, и путеводная звезда для них потерялась среди тысяч безымянных звёзд.

Вспоминается история, которая на моих глазах в течение многих лет происходила с моим другом. Он очень любил рисовать. Самодельными комиксами, нарисованными тушью в тетради в клетку, он радовал всех школьных товарищей, у него определённо был талант. Однажды, как это бывает, мама, вернувшись со школьного собрания, вошла к нему в комнату, молча открыла ящик стола, достала оттуда «лучшие» работы и на глазах у сына изорвала их. «Надоели эти твои рисуночки! Надоело за тебя краснеть! Лучше займись полезным делом. Поступление на носу, а ты всё дурачишься, не нарисовался, что ли, в детстве?»

Вскоре мой друг уже просиживал штаны в душных аудиториях математического факультета. Поступил он с первой попытки, преодолев немыслимую череду скучных экзаменов и не видя для себя в этом никакой перспективы. Несколько раз его чуть не выгнали из института, но он не оставлял любимого дела — и по-прежнему рисовал. Правда, теперь он мало кому показывал свои работы, скорее, рисовал просто потому, что не мог не рисовать. Во время учёбы он стал увлекаться веб-дизайном — в то время это слово мало кому о чём-то говорило. Сейчас мой друг — востребованный дизайнер, хотя его мама по-прежнему считает, что пора бросить глупости и заняться делом. Как-то он сказал мне удивительную вещь: «Если бы я всё это время не думал о том, что рано или поздно стану художником — неважно, как — точно уже был бы наркоманом». Не уверена, что его картины будут украшать Третьяковку. Но как всё же здорово, что именно мечта вывела его на ровную дорогу, уберегла от потери себя.

Читайте также:  Приемник ламповый крот или р250

Похожий пример мне подарила одна женщина, которая уже около двадцати лет работает инструктором по дельтапланеризму. На мой вопрос, почему она выбрала такую не типичную для женщины профессию, она ответила просто: «С детства мечтала летать, как Гагарин. Но и то, что у меня есть, — счастье». Благодаря полётам она встретила своего мужа, который тоже с детства украшал стены своей комнаты портретами первого космонавта.

Таких примеров сотни. Мечта в смысле идеала, цели — не только не опасна, но, как мы видим, необходима. Мечта — словно мачта корабля: без неё корабль не утонет, но и плыть в нужном направлении вряд ли сможет.

Американская мечта и американская трагедия

Что стоит за известными всему миру словами «американская мечта»? О какой мечте идёт речь? Впервые это понятие встречается в трактате Джеймса Адамса «Эпос Америки», датированном 1931 годом. Адамс пишет: «Американская мечта — это мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче, полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает». На первый взгляд, всё красиво и хорошо, да и на второй тоже. В Америку как в страну новых возможностей стремились люди из разных уголков земного шара. Реализовать себя здесь, на бескрайних просторах Нового Света, мог каждый желающий. Часто подчёркивают, что американская мечта базируется на свободе личности и свободном предпринимательстве. Кто-то добивался своей мечты талантами и трудом, кто-то — хитростью и обманом. Американская мечта давно распространилась за пределы Соединённых Штатов. Но, так или иначе, она не мыслится в отрыве от материальных благ, признания, известности.

О том, как американская мечта оборачивается «американской трагедией», нам поведал Теодор Драйзер. В своём романе он описал судьбу юноши, окончившего свою жизнь на электрическом стуле. Его смерть стала итогом погони за американской мечтой во всей её красе. Трагедия его была в том, что все идеалы и устремления были выстроены вокруг того, чтобы получать от жизни «всё и побольше». Из этой истории ясно: если успех, слава и богатство не служат чему-то большему, они — лишь начало конца.

Сегодня имена людей, достигших этого «американского» идеала, звучат отовсюду. Мы слышим о них, когда они на пике известности; газеты и ток-шоу «продают» нам один и тот же незамысловатый сюжет: головокружительный успех, удача и богатство — благодаря упорному труду и фортуне. Однако количество самоубийств и случаев наркотической передозировки на этом Олимпе просто потрясает. «Льстит гибельная мечта человекам на всём пути земной жизни; изменяет им в конце жизни, предаёт их действительности, оставляет ни с чем», — словно о них, о тех, кто карабкается на Олимп славы и богатства, пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Так куда же приведут нас мечты?

Это зависит от того, откуда они произрастают. Когда человек высшим благом полагает довольство и праздность, «блюдечко с голубой каёмочкой», — наверное, конец его маршрута — это мир Симпсонов, чей идеал — это когда «у тебя всё есть и не надо ходить на работу».

Для каждого из нас важно честно дать себе ответ: о чём мы мечтаем? Брать от жизни всё — или отдавать Богу и ближним всё, что можем? Одни из нас, предаваясь мечтаниям, видят себя только в роли получателей — богатства, славы и прочих благ мира. Для других же мечта связана со стремлением приумножить то, что дано Господом, быть нужным. В биографиях многих великих людей мотив самоотдачи, самопожертвования — далеко не последний. Мы помним, что и у святых людей были свои мечты, и для них было важно отдавать себя, служить. Такие мечты стоят того, чтобы посвятить им все силы.

Иметь или быть, получать или давать? — о том, что важнее и нужнее для человека, веками спорят философы. Каждому из нас в течение жизни суждено не раз и не два задуматься над этим вопросом, ответ на который, казалось бы, очевиден. И даже если придётся ошибаться — пусть нас не подведёт наша путеводная звезда. Пусть она ведёт нас той дорогой, в конце которой нас ждёт главная цель — Небесный Иерусалим.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей