- Нужно ли избавляться от музыкальной зависимости
- Определение понятия
- Симптоматика
- Способы коррекции
- Заключение
- Несколько размышлений о меломании
- Больше, чем фон
- Погоня за идеалом
- Борьба со стрессом
- ЛИСТОМАНИЯ
- Что такое листомания
- Симптомы
- Меломания
- Болезнь или увлеченность?
- Причины
- Почему мы любим только определенную музыку?
- «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»
- Какие потребности удовлетворяет музыка?
- Как помочь листоману
- Кто и как лечит листоманию
- Лечение листомании в Клинике РОСА
Нужно ли избавляться от музыкальной зависимости
Повсюду нас окружает музыка. Для кого-то она занимает важное место в жизни, кому-то просто приносит удовольствие, но у некоторых она отбирает все свободное время и приводит к зависимости.
Определение понятия
Меломанией называется музыкальная зависимость. Этим словом характеризуют человека, который настолько влюблен в музыку, что для него не имеет значения, какая мелодия играет, он восхищается в одинаковой мере шансоном и поп-музыкой, роком и рэпом.
Для зависимого музыка становится одним из важных составляющих жизни, при ее отсутствии человек не может сосредоточится, успокоиться, расслабиться.
Это проявляется оттого, что мелодия формирует устойчивые ассоциации с тем или иным периодом жизни. Каждый раз, включая композицию, человек окунается в прошлые воспоминания, живет моментами, которые происходили в важный для него период.
Симптоматика
Чтобы разобраться, где невинное прослушивание превратилось в зависимость, стоит рассмотреть следующие симптомы:
- прослушивание занимает более четырех часов в сутки;
- повтор одной и той же композиции множество раз;
- музыкальные сны;
- раздражительность при отсутствии музыки;
- агрессивные высказывания в сторону тех, кто не разделяет ваши вкусовые предпочтения;
- отстраненность и предпочтение аудио разговорам с близкими;
- сильная тяга к прослушиванию аудио в любом месте.
Если у человека есть хоть несколько из названных симптомов, то у него зависимость. Такого рода зависимость поддается лечению и побороть ее не так уж и сложно.
Способы коррекции
Чтобы избавиться от меломании, нужно приложить немного усилий и следовать несложным правилам.
- Постарайтесь ограничить время прослушивание музыки. Можно сокращать период постепенно так, чтобы максимальное время, потраченное на прослушивание аудио, не превышало трех часов в день.
- Отвлекайтесь на активный отдых, прогулки и общение с друзьями.
- Спрячьте наушники и плеер, чтобы лишний раз не поддаться искушению захватить их на прогулку.
- Направленность на сохранение своего здоровья. Включая радио во время вождения машины или езды на велосипеде, вы рискуете попасть в аварию. В такие моменты ваше внимание концентрируется на тексте или мелодии, а не на дороге.
- Придумайте для себя поощрение за выполнение условий.
Если же вся ваша мотивация и направленность на результат иссякли и вы готовы сдаться, обратитесь к помощи профессионалов. Вы всегда можете проконсультироваться с врачом или записаться на прием к психотерапевту.
Заключение
Если вы заметили за собой пристрастие к музыке, которое перерастает в болезнь, не стоит расстраиваться, все в ваших руках и только вы способны справиться со своей проблемой. Зависимость и ее преодоление — долгий и не всегда приятный процесс, постарайтесь найти другие удовольствия в жизни и результат не заставит себя ждать.
Источник
Несколько размышлений о меломании
25 веков западная культура пыталась смотреть на мир. Она не поняла, что мир — не для того, чтобы смотреть, а для того, чтобы слушать. Он не удобочитаемый, а звучащий. Наша наука пыталась отслеживать, измерять, абстрагировать и кастрировать смысл, забывая о том, что жизнь полна звуков: звуков работы, звуков человека, звуков животных, — и только смерть — это тишина. Ничего важного не происходит в беззвучии.
Сохранить и прочитать потом —
— Жак Аттали, французский экономист, писатель и политический деятель в книге «Шум. Политическая экономия музыки»
Фото: Giacomo Carena (flickr, cc by-nd)
Мы уже писали о том, что наше восприятие и отношение к звуку опосредовано социальными и культурными условиями общества, в котором мы живем. Что же с этой точки зрения меломания, погоня за идеальным звучанием? Википедия определяет меломанию как страсть к музыке, пению (от греч. melos — пение и mania — безумие, восторженность, страсть).
Иногда можно услышать, что «меломан», якобы, характеристика скорее отрицательная: человек не делает различия между жанрами, любит любую музыку. В 19-20 веке словом «меломан» действительно называли тех, кто увлекается многими музыкальными жанрами, но разбирается в них скорее поверхностно. Качество погружения не было определяющим фактором в отличие от широты интересов.
Но со временем (и в русскоязычном контексте) значение этого слова изменилось. Это по-прежнему характистика широты, но теперь меломания включает в себя и глубину — меломаны слушают разную музыку и очень хорошо в ней разбираются. Поэтому достижение высокого качества звучания тоже стало важным стремлением для современных меломанов.
Но если восприятие звука субъективно, то о каком поиске идеального звучания идет речь? Разбираемся.
Больше, чем фон
Для многих музыка — постоянный жизненный фон. Мы слушаем её в дороге и на работе, в тренажерном зале и во время уборки. Поэтому музыка часто перестает быть самостоятельным опытом — она всегда вторична нашей основной деятельности, сопровождает её.
До эпохи технической воспроизводимости (появления фотографии, кино, звукозаписи) объекты искусства обладали «аурой». Восприятие их было сакральным опытом, почти церемониальным — главным фактором была дистанция между зрителем и творцом, между зрителем и объектом, и аура напоминала человеку о несовершенстве его памяти. Мона Лиза в Лувре или опера «Жизнь за Царя» на сцене Большого театра — уникальный опыт, потому что память, пытающаяся их сохранить, по определению не способна сделать это идеально. В эпоху репродуцирования образов «аура» исчезает — у объектов появляются копии, которые всегда доступны.
Меломания часто «завязана» на процессах, которые в некотором смысле помогают вернуть ощущение «ауры», одномоментности. Это возвращение в опыт первичности — слушать музыку на специально купленном качественном оборудовании, с особым настроением, после тщательного выбора и ручной настройки. Поэтому аудиобренды так много внимания уделяют, например, фактору touch and feel: качеству, тактильным ощущениям, «ритуалам».
Фото: Ky0n Cheng (flickr, pd)
Процесс слушания — только ради него самого, без внешних раздражителей, без попыток перекричать окружающий шум. Это совершенно иной опыт, и во многом его определяет именно его уникальность, специальность, а не технические различия в качестве звука.
Погоня за идеалом
Восприятие музыки субъективно и опосредовано — как и восприятие изобразительного искусства, поэзии, кинематографа. Тем не менее именно для музыкального направления стал актуален поиск некоторого идеального звучания, как будто музыка — это набор прогнозируемых и рассчитываемых технических констант.
При этом в музыке мы часто видим, как тщательное следование четким правилам, партитурам и канонам приводит к разным результатам. Например, одну и ту же арию Царицы ночи исполняют разные оперные дивы — и одному любителю оперы понравится одно исполнение, второму — другое, а тот, кто в опере не разбирается, не увидит разницы.
То же самое и с фортепианной музыкой — ноты, ритм и даже настроение игры четко прописаны, но исполнение одной и той же темы разными пианистами для тренированного уха звучат совершенно по-разному, а непрофессионал вряд ли отличит «Ла Кампанеллу» Ференца Листа в исполнении Евгения Кисина от игры Лан Лана.
Похожий принцип работает и с высокотехнологичной аппаратурой — немногие действительно могут различить, как меняется звучание в зависимости от используемого кабеля. Объективно идеального звучания не существует — возможно, оно и не нужно. Но интерес может быть разным: он может выражаться, например, в поиске технических комбинаций, которые приятны для слуха конкретного меломана и наилучшим образом «раскрывают» возможности его любимых жанров. И речь здесь пойдет не об «идеальных графиках и сравнительных показателях»: меломану важнее настроение, та самая «аура»; он понимает, что идеал здесь недостижим — точнее, у каждого он свой.
Борьба со стрессом
Если человек любит музыку и слушает её в отличном качестве, его настроение улучшается. Обратное тоже верно. Меломания — это один из механизмов борьбы со стрессом, вызванным шумовым загрязнением.
Фото: Philippe Put (flickr, cc by-nd)
Всего за несколько десятков лет уровень шума, который окружает человека каждый день, вырос в десятки раз. Погоню за «тем самым» звучанием, которое действительно задевает струны души, можно рассматривать как попытку воссоздать одномоментность живого звука с помощью продвинутых звукозаписывающих и звуковоспроизводящих технологий. Это противопоставление звука, контролируемого до мельчайших деталей, шумовому окружению, на которое человек в обыденной жизни почти не может повлиять.
Можно ли это сделать — вопрос многих дискуссий. Но если вспомнить, что восприятие звука субъективно, окажется, что проблема воссоздания идеального звучания не только в технической стороне вопроса: важны и настроение, и уважение к процессу прослушивания, и знания об исполнителе и произведении, и неподдельная любовь к музыке.
Источник
ЛИСТОМАНИЯ
Что такое листомания
Листоманией (лизтоманией) называется навязчивая потребность слушать музыку. Если человек, страдающий листоманией, лишен возможности реализовать эту потребность, у него появляется чувство дискомфорта, он не может сконцентрировать внимание на выполнении даже простых бытовых действий и становится эмоционально возбужденным. Специалисты относят листоманию к одну из видов нехимической зависимости.
Симптомы
Характерными особенностями листоманов являются длительное (более 4 часов в день) прослушивание музыки, появление дискомфорта при нахождении в тишине, коллекционирование и систематизация композиций по авторам, их альбомам, годам выпуска, отстаивание исключительности собственных музыкальных предпочтений, агрессивная реакция на критику окружающих собственных музыкальных предпочтений.Когда такое поведение выходит из-под контроля человека и начинает негативно влиять на качество его жизни, это начинают замечать близкие люди (а иногда и сам больной листоманией), тогда необходима помощь специалиста.
Меломания
Близким к листомании понятием является «меломания». Последнее характеризует человека, для которого наиболее значимым является удовольствие от прослушивания конкретногопроизведения, а не ориентация на конкретное направление. Кроме того, при меломании наиболее выражена потребность в коллекционировании материальных носителей с записью любимых композиций, изучение истории создания и появления любимых музыкальных произведений, систематизация и классификация аудиотеки.
Болезнь или увлеченность?
Грань между увлечением и болезнью находится там, где удовольствие от музыки переходит в невозможность отказаться от ее постоянного прослушивания.
Причины
Причины появления этой зависимости пока что точно не определены. Можно предположить, что у таких людей на физиологическом уровне вероятно более тесные взаимосвязи между структурами мозга, которые ассоциируются с восприятием музыки и теми, что отвечают за эмоции. Кроме того, вероятно, существуют определенные личностные особенности, свойственные, во-первых, людям, склонным к зависимостям, а во-вторых, людям, обладающим повышенной чувствительностью к музыкальным стимулам.
Почему мы любим только определенную музыку?
А что насчет конкретных музыкальных предпочтений? Почему людям нравится слушать те или иные песни?
Основатель психоанализа З. Фрейд в своих работах описывал результаты своей работы с пациентами, страдающими различными психическими нарушениями. В одной из них(«По ту сторону принципа удовольствия») он пришел к выводу, чтоодно и то же действие может приносить удовлетворение одной нашей части, и вызывать неудовольствие другой. Тогда становится понятным, почему песни о переживании неудовольствия (грустные песни) пользуются популярностью. Кроме того, в каждой личности существует садомазохистический компонент, выраженный в той или иной степени. В зависимости от преобладания одной из этих частей, предпочтения, скорее всего, будут отдаваться либо грустным композициям, либо тем, в которых описываются переживания агрессии, гнева и злости, направленных вовне.Баланс мазохистической и садистической частями обладает динамическими характеристиками и меняется в течение жизни, отражаясь в актуальном состоянии человека.
«Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»
Чувство удовольствия, которое сопровождает процесс прослушивания музыки, указывает на то, что в психике удовлетворяется какая-то потребность. Переживание неудовольствия при отсутствии музыки (один из признаков листомании) указывает на то, что реальность стала непереносимой для психики и требуется источник (музыка), позволяющий уйти от этой реальности в собственный внутренний мир, где удовлетворению любой возникающей потребности практически ничего не мешает. Здесь теряется способность человека преодолевать препятствия реальности на пути удовлетворения своих потребностей. Теперь только музыка позволяет человеку это сделать. Но на самом деле это лишь иллюзия, ведь нельзя добиться желаемого, если про это только слушать.
Какие потребности удовлетворяет музыка?
Те эмоциональные переживания, которые смещаются или актуализируются в процессе прослушивания музыки, согласно психоаналитической концепции, уходят своими корнями в бессознательные конфликты, зародившиеся в детском возрасте, но сохраняющие актуальность для лизтомана и по сей день. Предположительно особенности разворачивания музыкальных предпочтений у лизтомана могут повторять специфику его ранних отношений в семье.
Как помочь листоману
Следует отметить, что работа с пациентом, страдающим листоманией, посредством анализирования его музыкальных предпочтений и особенностей их динамики может быть одним из способов работы с неизбежно возникающим сопротивлением психики, которая стремится к сохранению того, что уже есть. Эффективной в случае листомании может стать групповая психотерапия, так как данный формат зарекомендовал себя как наиболее продуктивный в работе с проблемой зависимости.
В отличие от психотерапевтических групп, в которых работа ведется по отказу от химических зависимостей (алкоголь, наркотики), и где одним из условий терапии является полный отказ от вещества, в случае листомании подобные меры могут быть не обязательны. В данном случае можно пойти от обратного, и сделать музыку элементом сессий. Один из таких психотерапевтических методов лечения, применяемый в клинике Роса — музыкотерапия, как раз может быть очень полезным для людей, «одержимых» музыкой.Прослушивание музыкальных композиций, наиболее эмоционально значимых для каждого из участников, может способствовать психотерапевтическому процессу, когда в ходе общего обсуждения и свободных ассоциаций появится ответ на вопросы: «Какие потребности я пытаюсь удовлетворить с помощью музыки?», «Что непереносимого из реальности я замещаю музыкой?», чтобы в дальнейшем участники смогли реализовывать эти потребности уже в реальном мире и по-настоящему.
Если Вы столкнулись с тем, что прослушивание музыки стало непреодолимым влечением, самостоятельно справиться с этой проблемой не получается, то стоит обратиться за помощью к специалисту.
Кто и как лечит листоманию
Лечением этого расстройства занимается врач психиатр и клинический психолог. Основа лечения — психотерапия в виде индивидуальных и групповых занятий. В сложных случаях, когда влечение приобретает характер одержимости, когда нарушаются нормальные потребности (сон, аппетит, общение и др.), к психотерапии добавляются другие методики. Самые распространенные из них это фармакотерапия, БОС-терапия, физиолечение, трудотерапия.
Лечение листомании в Клинике РОСА
Наша психотерапевтическая клиника обладает всеми возможностями для того, чтобы помочь человеку с патологическими влечениями, зависимостями и другими нарушениями поведения. У нас в штате квалифицированные психологи, психотерапевты, психиатры и неврологи. Мы располагаем возможностью помогать в домашнем режиме, а в сложных случаях, когда требуется обследование и интенсивная терапия, мы можем предложить лечение и реабилитацию в условиях собственного круглосуточного стационара в Москве.
Источник