Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма у дошкольников
Светлана Круглова
Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма у дошкольников
Дефекты в строении челюстей:
Прогнатия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед. Образуется щель между зубными рядами верхней и нижней челюстей. Прогнатический прикус сопровождается нарушением функций откусывания и разжевывания пищи, произношения отдельных звуков.
При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков.
Прогения характеризуется явно выдвинутой нижней челюстью, что перекрывает верхний зубной ряд. При значительном выдвижении нижней челюсти между челюстями образуется щель, что усложняет процесс откусывания пищи передними зубами.
— передний открытый прикус;
— боковой (правосторонний, левосторонний, двусторонний прикус.
Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка.
Макроглоссия –патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.
Микроглоссия –аномалия развития, малые размеры языка.
Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.
Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом
Сигматизмбывает следующих видов:
1. Межзубный сигматизм.
Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.
2. Губно-зубной сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф и в, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков ф и с (в и з, вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.
3. Призубный сигматизм.
Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, зслышатся звуки т и д,например: суп — «туп», самолёт — «тамолёт», зима— «дима», зонтик — «донтик», цапля — «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматиз-мом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.
4. Шипящий сигматизм.
При этом виде сигматизмазвуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).
5. Боковой сигматизм.
При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие)могут произноситься двумя способами:
а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;
б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.
6. Носовой сигматизм.
При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие)произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.
Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.
Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном и губно – зубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов.
Боковой сигматизм чаще всего возникает вследствие слабости мышц одной половины языка. Причиной также может быть боковой открытый прикус, а в некоторых случаях возможно нарушение иннервации языка.
Для устранения бокового сигматизма нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно.
Носовой сигматизм. На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык — широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.
Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.
Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно — зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.
Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, — эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.
Существуют следующие виды логопедического массажа:
• Классический массаж – нужный результат достигается путем использования таких массажных приемов, как поглаживания, растирания, разминания и вибрации.Все довольно просто: чтобы добиться расслабления мышц, применяют легкое поглаживание. Если необходимо активизировать и укрепить мышечный тонус, используют энергичные и быстрые движения.
• Точечный массаж — представляет собой воздействие на биологически активные точки (как известно, это те участки, на которых скопление сосудов и нервных окончаний велико).
• Аппаратный массаж — проводится с использованием вакуумных или вибрационных приборов.
• Зондовый массаж – это особый вид массажа с помощью зондов.
• Самомассаж – название говорит само за себя. Это тот вид массажа, который ребенок выполняет сам. Зачастую самомассаж представляет собой определенные упражнения, которые предусматривают массаж лица руками и массаж языка с помощью зубов (например, «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык сквозь сомкнутые зубы).
• Нетрадиционные методы и приемы массажа
Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной.Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков.Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.
Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.).Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.
Источник
Сигматизм: причины, виды и методы коррекции
Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый звук [С], но если этого нет и наблюдается не правильное звукопроизношение, то такое нарушение называется сигматизмом. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов в логопедической практике.
Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков. Относится к фонетическим нарушениям. Дефект звукопроизношения и его точная форма диагностируются в ходе обследования устной речи. При этом дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки другими – такое нарушение называется «парасигматизмом».
Основные причины возникновения
Возникновение сигматизма может происходить у детей в период физиологической смены зубов. В частности, при выпадении молочных зубов кончик языка может занимать межзубное положение, что и приводит к шепелявости. В ряде случаев проблема исчезает самостоятельно, но когда есть стойкое нарушение, то требуется соответствующая логопедическая коррекция.
Причин возникновения этого дефекта может быть несколько. При этом не всегда удается точно определить тот патологический фактор, который стал причиной сигматизма.
Выделяют несколько основных причин сигматизма:
- Перцептивные расстройства.
- Сенсомоторные нарушения.
- Несформированность артикуляционного праксиса.
- Нарушение иннервации артикуляционных органов. Оно приводит к вялости мягкого нёба, изменению тонуса языка. В этом случае чаще всего возникает боковой или межзубный сигматизм.
- Зубо-челюстные аномалии. Различные формы сигматизма встречаются при таких аномалиях как: нёбные расщелины, неправильный прикус, укороченная уздечка языка и т.д.
- Аденоиды.
- Другие функциональные нарушения.
В ряде случаев сигматизм может иметь органическую природу возникновения, например, бульбарный паралич, парезы мышц рта, неврит, а также нарушения актов глотания, жевания и кусания.
Симптоматика
Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков детьми – это абсолютно нормальное явление, потому что детская речь априори не может быть изначально правильной. Наличие дефектного произношения детей является показателем нормы, но только в возрасте до 4 лет – это называется физиологическим косноязычием. Если же проблема есть после 4 лет, то у ребенка диагностируется сигматизм.
К основным симптомам этого дефекта относятся следующие признаки:
- Ребенок нечетко произносит звуки С и З. Вместо них можно слышать мягкие Ш, Ж, схожие фонемы с Д и Т. К примеру, «табака» вместо собаки, «кодза» вместо козы и т.д.
- Визуально виден язык, который просовывается между зубами во время звукопроизношения.
- Носовой призвук при фонации. Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижностью органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.
- При артикуляции присутствуют хлюпающие звуки. В этом случае наблюдается более шумное произношение шипящих звуков и фонемы С.
Основные виды сигматизма
Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.
Выделяют следующие типы:
Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).
- Призубный. В этом случае кончик языка упирается в края зубов, перекрывая тем самым проход воздушной струи через межзубную щель. В результате этого звук идет через небольшую щель, приобретая характерный свист. Звуки С и З фактически произносятся как Т (самолет – тамолет).
- Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними резцами, при этом воздушная струя выходит толчками. Причиной может стать ненормальное выступление нижней челюсти вперед. Свистящие и шипящие звуки произносятся с призвуком Ф.
- Шипящий. Речь детей наполнена свистом, шумом и шипением. Вместо звуков С и З слышатся Ж, Ш (сад – щад, зима – жяма). Кончик языка вытянут к твердому нёбу, выгнут и оттянут внутрь рта.
- Боковой. Выдыхаемая струя воздуха выходит через одностороннюю щель, либо по обоим краям языка. Особенность бокового сигматизма – это хлюпающий призвук во время произношения. Вместо звука С слышно подобие льхь, хьль. Коррекция бокового сигматизма вызывает наибольшие сложности, потому что это самая сложная форма дефекта.
- Носовой. При произношении струя воздуха выходит не через рот, а через нос. В итоге слышен хряпающий звук с гнусавостью. В этом случае прохождению воздуха мешает корень языка, который примыкает к заднему нёбу.
Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.
Диагностика
Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.
- Органов артикуляции. Логопед осматривает органы ротовой полости, оценивает тонус артикуляционной и лицевой мускулатуры. На основании обследования устанавливается предварительный речевой диагноз.
- Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется специалистом сначала в изолированном произношении, а затем в слогах, словах, словосочетаниях и т.д. Важно использовать речевые материалы, которые соответствуют интеллектуальному развитию детей и их возрасту.
- Состояние звукопроизношения. На основании этого определяется точная форма сигматизма, после чего составляется план коррекционной работы.
Коррекция сигматизма
Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.
Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:
- «Заборчик». Улыбка должна быть широкой, чтобы были хорошо видны зубы. Фиксируем такое положение на протяжении 3-5 секунд. Количество повторений – 2-3 раза.
- «Усики». Нужно удерживать губами легкие и плоские предметы. Это могут быть ручки и бумажные полоски.
- «Прокати карандаш». На столе или другой ровной поверхности лежит карандаш, а ребенок дует на него, чтобы он сдвинулся с места.
- «Надуваем шарики». Нужно поочередно надувать и сдувать щеки.
Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.
Упражнения на укрепление языка:
- «Дождик». Нужно делать ритмичные шлепки языком по губам.
- «Блинчики». Неторопливыми круговыми движениями облизываем губы.
- Можно делать легкие покусывания боков, спинки и кончика языка.
При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.
Постановка и автоматизация звука
Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.
Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.
Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д. Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп. Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.
Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.
Источник