- Здоровый минимализм: как избавиться от лишних вещей и ни о чем не пожалеть
- С чего начать глобальную чистку
- С одеждой покончено, переходим на книги
- Расхламляемся от всего остального
- Самое сложное — отпустить прошлое
- Находим место хранения для каждой вещи и расставляем все по местам
- Как понять, что пришло время попрощаться с вещью
- Благодарность
- Что я понял в результате избавления от лишних вещей
- Меньше значит меньше: как кризис заставляет накапливать вещи
- Эффективный минимализм
- Критика вещизма
- Привычки поколений
- Вынужденный минимализм
- Кризис меняет правила
Здоровый минимализм: как избавиться от лишних вещей и ни о чем не пожалеть
Философия минимализма воспринимается большинством как особый стиль жизни, а образ минималиста — как человека с ноутбуком Apple в белоснежном лофте с чашкой капучино. Эта картинка — лишь вершина айсберга, а путь к минимализму совсем не связан с цветовой гаммой и определенными брендами. Мари Кондо — автор бестселлера «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» и собственного метода. В числе множества релевантной литературы ее книга получила наибольший резонанс в мире. Принцип КонМари довольно прост: оставляйте в своем доме только те вещи, которые приносят радость. Оставшимся вещам нужно найти правильное место хранения и воспитать у себя привычку возвращать их на место. Кроме порядка, такой подход поможет вам выстроить абсолютно новые отношения с вещами и понять суть минимализма. «Весь смысл избавления от ненужных вещей и сохранения нужных заключается в том, чтобы быть счастливыми», — пишет Кондо, и это чистая правда.
Система КонМари стала еще популярнее благодаря сериалу Netflix Tidying up with Marie Kondo 2017 года, где предприимчивая японка учит американские семьи порядку в доме и жизни. В 2020 году планируется запуск второго сезона, в котором будут «прибрать» уже целый американский город. Такие масштабные проекты по плечу только большой команде, а вот у себя в квартире вполне можно разобраться самостоятельно.
С чего начать глобальную чистку
Большая цель на пути к избавлению от лишнего начинается с локальных шагов. Кондо рекомендует принцип от простого к сложному: от повседневной одежды до вещей, к которым мы испытываем эмоциональную привязанность. Такая чистка должна проходить не по зонам хранения, а по категориям.
Начать рекомендуется с гардероба. Основное правило — берите в руки каждую вещь. Тактильность очень важна в этом процессе, потому что через прикосновение можно получить подсказки тела. Во время таких разборов среди вещей часто обнаруживаются те, которые мы носим по инерции: что-то куплено импульсивно, что-то — результат ошибочного видения себя.
Самое важное — не пытаться себя обмануть и сохранить непредвзятый взгляд на интуитивные ощущения. Если вы понимаете, что майка, которая вам очень нравится, сжалась на размер или покрылась катышками — задумайтесь, имеет ли смысл сохранять ее в своем гардеробе.
Совет: Разбирайте одну категорию вещей за раз. Соберите все это в одном месте сразу, чтобы увидеть реальное количество предметов. Это отрезвляет и естественным образом побуждает избавиться от лишнего.
С одеждой покончено, переходим на книги
Начав с одежды, можно переходить на книги, журналы и документы. Книги выбрасывать трудно, потому что есть ощущение, что когда-то будешь их перечитывать или прочтешь. Но вопрос «Действительно ли мне нравится эта книга?» помогает отрезвиться. Если совсем тяжело, найдите в стопках самую любимую и поймете, какие ощущения стоит ловить. В корзину сразу отправятся не открытые в течение года книги из чужих списков. Некоторые из них так и остаются не распакованными. Уже прочитанные легче отсортировать на отслужившие и действительно нужные.
Любимые статьи из журналов можно вырезать, а документы перебрать. В них наверняка обнаружатся просроченные квитанции, договоры, лишние копии, использованные дорожные карты и гарантийные талоны от выброшенной техники. Эти кипы бумаг не проверяются годами и занимают лишнее место не только в вашей квартире, но и в голове.
Совет: Заведите несколько папок для документов, которые нужно хранить постоянно (паспорт, дипломы, страховки), временно (гарантийные талоны) и те, которые требуют разбирательства (квитанции, письма, чеки). Третья папка должна регулярно очищаться, чтобы бумаги либо шли в мусор, либо в одно из категорий хранения.
Расхламляемся от всего остального
Следующая категория вещей для разбора по-японски называется «комондо», то есть предметы разного назначения. Это и постельное белье, и ручки с тетрадками, и предметы для хобби, и посуда на кухне. Новый взгляд на привычное количество вещей поможет увидеть много того, что в действительности годами лежит нетронутым, но создает ощущение беспорядка.
Какие-то вещи сложно выкинуть, например, из чувства вины. Подарки близких, которых мы подсознательно боимся обидеть, многочисленные корпоративные кружки и ручки и просто предметы-долгожители, о назначении которых мы даже не задумываемся. Расчищая свое жилое пространства от лишнего, вы начнете чувствовать все больше и больше свободы. Не просто от вещей, но от лишних привязанностей.
Совет: Сортировку этой большой категории вещей логично разбить на подкатегории: канцелярские товары, постельное белье и полотенца, косметика, инструменты, вещи для спорта и хобби, кухонная посуда, пищевые запасы.
Самое сложное — отпустить прошлое
Последняя категория вещей на пути к минимализму — памятные предметы, дневники, открытки, письма и т.д. Если у вас хранится множество дневников, подумайте, когда вы открывали и перечитывали их в последний раз? Жалко выбрасывать фотографии? Избавьтесь хотя бы от дубликатов. Не можете отпустить прошлое? Подумайте, есть ли в этом энергия, которая помогает наслаждаться настоящим, чувствовать себя свободным и открытым к новому.
Многие вещи из прошлого уже давно выполнили свои функции, так что стоит со всем уважением отпустить их. Об этом пишут и авторы книги «Минимализм. Важнейшие эссе» Джошуа Филдс Мильберна и Райана Никодемуса: «Наши воспоминания не находятся под кроватью. Они внутри нас, а не с нашими вещами. Удерживание вещей ментально и эмоционально давит на нас». Выбрасывать всё не нужно. Сохранить несколько важных для себя предметов и найти им достойное место хранения — вот что самое главное.
Совет: Вещи, от которых вы не можете избавиться, могут украсить вашу квартиру. К примеру, кольцами или цепочками можно декорировать вешалки, памятными плакатами обклеить внутренние стенки шкафов. Смысл в том, чтобы все дорогие вам предметы поддерживали вас в состоянии радости, а не просто пылились в коробках.
Находим место хранения для каждой вещи и расставляем все по местам
После глобальной чистки нужно найти место для каждой оставшейся в доме вещи. Это может быть непросто и потребует переосмысления пространства и логики хранения. Мари Кондо рекомендует вертикальный способ хранения одежды для экономии места и очищение всех открытых поверхностей от предметов, которые часто скапливаются на столах, комодах и открытых полках. Свобода от лишних вещей даст ощущение наполненности воздухом и перезарядит энергию дома. При этом будет четкое понимание реального количества вещей в разных категориях, а чувство нехватки в чем-то и вовсе может исчезнуть.
Совет: Мари Кондо рекомендует четыре принципа хранения: правильно сложить, вертикально поставить, хранить в одном месте и делить пространство для хранения на прямоугольные секции.
Как понять, что пришло время попрощаться с вещью
Есть один принцип избавления от лишнего: нужно задать себе вопрос «Радует ли меня эта вещь?». Определить это автор метода предлагает через тактильное ощущение: вы улыбаетесь и чувствуете приятные вибрации в теле — оставляете вещь, чувствуете что-то неприятное — избавляетесь немедленно. Но такой критерий сортировки не всем может быть понятен, поэтому есть советы от других экспертов. Например, автор книги о минимализме Фумио Сасаки «Прощайте, вещи! Новый японский минимализм» предлагает более 50 подсказок начинающим минималистам:
- спросите себя: «Если бы я вдруг каким-то образом потерял вещь, то захотел бы снова купить ее за полную стоимость?»;
- откажитесь от вещей, которыми не пользовались в течение года и не намерены пользоваться в будущем;
- выбросьте все, что храните исключительно ради того, чтобы произвести впечатление на окружающих;
- откажитесь от идеи оправдать потраченные деньги;
- выбросьте все, что создает визуальный дискомфорт;
- сфотографируйте вещи, с которыми собираетесь расстаться, чтобы смягчить удар (оцифровывать письма, фото, газетные вырезки рекомендует и Мари Кондо — это здорово экономит место).
Есть еще советы и от автора книги «Ничего лишнего. Минимум вещей, максимум счастья» Нагисы Тацуми, вдохновившей Мари Кондо на написание бестселлера «Магическая уборка»:
- не вешайте ярлык «жалко» на вещи, и вам будет намного легче от них избавиться (если вы чем-то не пользуетесь, потому что вам жалко это испортить, вы убиваете суть вещей);
- не оставляйте вещи на всякий случай (особенно это касается бумаг);
- не мешайте нужные вещи с полезными, это затруднит для вас сортировку;
- не возводите вещи, к которым вы не притрагиваетесь долгие годы, в ранг «священной коровы»; выбрасывайте их!
- заведите привычку проверять срок годности у продуктов;
- лимитируйте вещи зонами хранения (полкой в шкафу, ящиком, количеством вешалок).
Благодарность
В японской культуре буддизм и синтоизм глубоко интегрированы в повседневность, поэтому уважение к вещам — часть глобального отношения к миру. Советуя избавляться от лишних вещей, Мари Кондо призывает своих читателей благодарить каждый предмет за служение и только после этого отправлять в мусорный мешок. А Фумио Сасаки рекомендует фокусироваться на людях. Чувство признательности к тем, кто дарит или дает вам что-то, намного важнее самих вещей.
Благодарность по отношению к человеческому труду, который вложен в одежду, электроприборы, книги, поможет сформировать более бережное отношение и к тому, что остается в вашей жизни. Зашить дырку на рубашке, отдать в ремонт потертые, но любимые ботинки, отмыть от пятен сумку — акт заботы не только о вещах, но и о себе.
Что я понял в результате избавления от лишних вещей
Не стоит думать, что после глобальной уборки вам не понадобится ничего покупать. Но новое отношение с вещами поможет сформулировать важный принцип выбора. Как пишет автор книги «Меньше значит больше» Джошуа Беккер, выбирая более качественные вещи, можно неплохо экономить: «Чем меньше мы тратим на массу ненужных вещей, тем больше у нас остается денег для того, чтобы приобретать дорогостоящие вещи, когда они нам необходимы». Так, например, я с удовольствием пользуюсь дорогим, но действительно качественным ноутбуком, ношу единственное, но универсальное зимнее пальто, дорогие, но прочные ботинки.
Автор книги «Радость малого. Как избавиться от хлама, привести себя в порядок и начать жить» Френсис Джей тоже дает рекомендации тем, кто скупает слишком много: «…повторяйте «наслаждение без обладания» как мантру, когда отправляетесь по магазинам. Восхищайтесь изяществом стеклянной статуэтки, искусной выделкой антикварного браслета или яркими цветами керамической вазы, но не забирайте их домой. Думайте об этом, как о походе в музей».
Приход к минимализму трудно зафиксировать в конкретной точке, потому что избавляться от лишнего придется постоянно. Главное, что может стать важным опытом, — это понимание, что многие вещи формируют искаженную картину о нас самих. Отбрасывая их в сторону, нам проще быть в контакте собой, а в свободном от хлама пространстве легче дышится и думается. И в этом главная ценность этой идеи.
Источник
Меньше значит меньше: как кризис заставляет накапливать вещи
Эффективный минимализм
Минимализм как образ жизни стал входить в моду в конце 20 века, хотя его предпосылки можно найти в японской философии, протестантизме и скандинавской культуре. Тем не менее движение перекочевало в быт из архитектуры, моды и изобразительного искусства, которые выбрали курс на упрощение форм и сокращение количества деталей и ярких красок в послевоенное время. Один из самых известных девизов минимализма сформулировал архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ — «Меньше значит больше» (Less is more).
У бытового минимализма существуют разные определения, но можно выделить основные характеристики: отказ от чрезмерных деталей в жизни без потери комфорта, а также фокус не на количество, а качество предметов или услуг. В 2010-х годах, когда поколение миллениалов обрело голос, получило работу и стало критиковать культуру потребления, спрос на минимализм просочился в повседневную моду (Uniqlo), массовый дизайн интерьеров (IKEA), визуальный стиль операционных систем (iOS) и мобильных приложений (Instagram), веб-дизайн и журналистские тексты («Пиши сокращай»).
Одной из икон окончания прошлой декады стала консультантка и специалистка по наведению порядка в доме Мари Кондо, которая ввела принцип «избавляйся от всего, что не радует». Она написала несколько книг о потребительском минимализме и уборке, в том числе «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни».
В 2015 году после выхода книги в США на 20-60% выросли объемы сдаваемых в комиссионные магазины вещей. В 2019 году Кондо снялась в шоу на Netflix, которое тоже получило большую популярность в США. После премьеры в стране увеличилась тенденция к организации порядка в доме, а потребители начали отдавать ненужные вещи в организацию «Армия спасения» и магазины «Доброй воли» — их пожертвования выросли на 30-40% по сравнению с предыдущим годом.
Минимализм сводится не только к внешнему отрицанию избыточности — он несет также смысловую нагрузку. В 2010-х мы увидели, как это движение хорошо сочетается с принципами zero waste, шеринговой экономики и устойчивого развития, о которых активно заговорили в предыдущее десятилетие. Спрос на осознанное потребление особенно заметен у зумеров из-за эмпатии и новой нормы — согласно исследованию издания Dazed, 60% респондентов-представителей этого поколения утверждают, что больше всего их беспокоят проблемы окружающей среды, расового неравенства, права женщин и ЛГБТ-сообщества. Издание The Blueprint отмечает, что рефлексия становится главным инструментом познания окружающего мира.
Критика вещизма
Вместе с укреплением позиций минимализма в повседневной жизни стали появляться гайды, списки и советы по избавлению от ненужных вещей, а заодно и жесткая критика вещизма/материализма. Например, в 2013 году The Guardian опубликовала колонку с заголовком «Материализм: система, которая выедает нас из изнутри». Текст критикует избыточную роскошь, показное богатство и приобретение вещей, которые на самом деле не нужны. Также в колонке приводятся результаты исследования, согласно которому тяга к вещам снижает человеческое благополучие.
Если в XX веке роскошь была в количестве вещей, то к XXI веку она стала измеряться ощущениями. Отношения потребителей перешли от «владеть» к «ощущать», впечатления и уникальный опыт стали цениться дороже предметов. Поэтому обеспеченные молодые люди стали выбирать не дорогие машины, а путешествия.
Вместе с тем к 2020 году избыток вещей стали ассоциироваться не с реальным владением большими деньгами, а с дурновкусием и провинциальностью. В интернете высмеиваются как американские рэперы и отечественный Тимати за тягу к демонстрации богатства, так и захламленные квартиры.
Привычки поколений
Критикуя культуру потребления, важно учитывать контекст, в котором жили старшие поколения. Автор The Atlantic Аманда Мулл рассказывает, что после Второй мировой войны тенденция накопить побольше вещей сочеталась с жилищным бумом. Люди, пережившие Великую депрессию и войну, стали покупать дома и наполнять их разными вещами для быта. Эти же привычки накапливать предметы переняли их дети.
За 50 лет американцы наполняли жилища всё большим количеством вещей. Опрос 2019 года показал, что каждый десятый американец арендует дополнительное место для хранения.
«Наш дом никогда не был грязным, но он никогда не был опрятным. Мы слишком долго хранили старые журналы, и наши шкафы были забиты одеждой, которая в конечном итоге могла бы пригодиться, если кто-то похудел или прошел собеседование», — делится журналистка.
Психологи полагают, что во многих случаях люди, которые с трудом расстаются с вещами, таким образом реагируют на тревогу — от финансовой нестабильности, до потерь и неудовлетворенности телом. При этом беспорядок часто выступает самостоятельным источником стресса.
Хранение вещей для многих американцев из среднего класса — попытка подстраховаться в случае финансовой нестабильности. Вместе с этим загроможденный дом считается чем-то неприличным, отмечает Мулл: «Вы не должны признавать, что всё может пойти не так».
Вынужденный минимализм
Накопление вещей в зависимости от той или иной исторической эпохи свойственно не только американцам, но и россиянам. На примере разных периодов XX века можно увидеть динамику отношения к предметам быта и домашнему пространству — от минимализма революции 1917 года до накопительства брежневского застоя. Например, в последнем преобладала боязнь дефицита, страх потери стабильности и погоня за мещанской роскошью из дружественных республик — югославскими торшерами, румынскими стенками и чехословацкой посудой.
С приходом нулевых в России заговорили о демонстративной роскоши среди обеспеченных слоев населения. Но обычные жители тоже стремились покупать новые вещи, сохраняя старые телефоны, сапоги и платья, которые отслужили свой век. «Та же «Комсомольская правда», которая сейчас воспевает резиновые сапоги, в советское время писала о том, что хотеть джинсы — это аморалка, вещизм, добывательщина и так далее. Поэтому благополучие, которое на нас в двухтысячные снизошло, мне кажется, имело терапевтический характер. Эта часть нас вылезла из гетто и хоть немного, черт побери, «на лабутенах» погуляла», — отметила в интервью психолог Людмила Петрановская.
В то же время в современной России закрепился «миф новой культурной повседневности». Культуролог и куратор просветительских проектов Ольга Рубцова объясняет, что он стал маркером определенного статуса новой творческой интеллигенции, хипстеров и креативного класса. Представители этих групп подмечают странность быта предыдущих поколений и высмеивают так называемый «бабушкин вариант» — пыльные стенки, пухлые диваны, пластиковые цветочки в вазочках и антресоли, забитые запасами на зиму и балкон с велосипедом и санками.
Пока российские миллениалы избавляются от надоевшей одежды, многие россияне постарше живут в концепции вынужденного и неотрефлексированного zero waste. Дети донашивают одежду за старшими братьями и сестрами, семьи применяют фантазию, чтобы уместить предметы и мебель на небольшой жилищной площади, старики заготавливают соленья на зиму, хозяйки пытаются дать вторую жизнь таким вещам, как пластиковые пакеты или банки (в эпоху коронавируса на место последних пришли одноразовые медицинские маски). И сейчас, и в 90-х потребители старались ходить в магазин с тряпичной сумкой и не выкидывать одежду, а чинить ее или отдавать другим. Но если теперь это делают те, кто рефлексирует из-за экоследа, то раньше так поступали в попытке сэкономить.
«Я бы не уподобляла вынужденную практику zero waste минимализму. Скорее, наоборот. Навязчивое собирательство приводит к переизбытку быта. А практики реюзинга в этом контексте напрямую сопряжены с дефицитом и экономией», — полагает Рубцова.
Кризис меняет правила
Серьезный удар принципам «арендуй, а не покупай» и «выкинь всё, что не нужно» нанес коронавирус, а точнее вызванные ими карантин, безработица и экономический спад. Американцы, которые до пандемии очистили дома по методу Мари Кондо, начали жалеть об избавлении от некоторых вещей — например, даже от настольных игр.
Потребительский минимализм — привилегия для людей, которые во время финансовых кризисов, нестабильности мира и непредсказуемости будущего могут не переживать из-за предметов, от которых отказались, так как всегда смогут снова их купить, не заботясь о деньгах. По мнению Мулл, пандемия продемонстрировала, что к домашнему минимализму могут стремиться только те люди, которым не нужно беспокоиться из-за непредвиденных желаний или потребностей.
«Весь мир теперь живет в будущем, которое всегда планировала моя семья, где изобилие соуса для спагетти и уютных старых рубашек — один из лучших сценариев, доступных людям, живущим обычной жизнью. Я боролась с этим около 30 лет, но теперь я готов признать это: моя мама была права, и у захламления есть смысл», пишет Мулл.
Для россиян возврат к накопительству еще более актуален — они ежегодно сталкиваются с экономическими вызовами — растущей инфляцией и падением курса рубля, у жителей страны мало сбережений. Коронавирус сказался на экономике страны и благосостоянии граждан, которые вынуждены были остаться без стабильного заработка из-за карантина или попали под сокращения. На такие спады россияне реагируют, как правило, однозначно и начинают скупать технику. При этом Рубцова считает, что синдром накопительства вряд ли сводится только к экономическим страхам. «В накопительстве есть сентиментальность и искаженная бережность к собственному прошлому. В период повышенной тревожности поиск стабильности представляется самым эффективным способом выживания».
Источник