Урок «Бытовые отходы» 3-4 классы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая разработка классного часа на тему:
«Урок экологии по раздельному сбору мусора»
Цель – ознакомление учащихся с проблемой раздельного сбора мусора.
Аудитория – учащиеся 3-4-го класса.
Материалы и оборудование – компьютер, проектор, ватман, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.
Ход классного часа
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одной очень важной проблеме, которая касается каждого из нас. Ответьте мне на вопрос: кто недавно выносил мусор из квартиры? В каком виде вы его выносили? Куда выкинули?
Ведущий: Исходя из ваших ответов, можно сказать, что вы помогаете своим родителям и являетесь активными участниками в вопросе утилизации бытовых отходов. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Проблема утилизации бытовых отходов стоит очень остро в современном мире.
Ведущий: Ребята, посмотрите, какой грязный город есть на земле. Этот невероятный город на фотографии называется МаншиятНасир — Мусорный Город. Он находится в Египте на окраине Каира. Люди, живущие там, зарабатывают себе на жизнь сбором, сортировкой мусора. Что вы почувствовали, смотря на эти фотографии?
Ведущий: На данный момент существует три основных способа переработки твердых бытовых отходов (ТБО): захоронение, сжигание, сортировка и переработка.
Ведущий: Захоронение – самый антиэкологичный способ. Сконцентрированные на свалках отходы – опасные источники загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений. Сложившаяся ситуация представляет реальную угрозу здоровью людей – современным и будущим поколениям страны.
Ведущий: Попадая на свалку, мусор начинает разлагаться. У разных материалов свой срок полного разложения, которые вы видите на слайде:
бумаги — от 2 до 10 лет,
консервной банки — 90 лет,
полиэтиленового пакета — 200 лет,
пластмассы — 500 лет,
стекла — 1000 лет
Ведущий: Сжигание мусора может приносить пользу человеку – давать энергию для дальнейшего использования. Одна тонна мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу.
Ведущий: Третий способ – это сортировка и переработка мусора. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё — бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. — всегда есть спрос. По данным статистики на сегодняшний момент переработка ТБО в России составляет не более 2%.
Ведущий: В Московской области разработан проект «Чистое Подмосковье» при поддержке Министерства экологии и природопользования Московской области. Задачами данного проекта являются:
Образование – правила раздельного сбора мусора необходимо прививать с детства.
Мониторинг – тщательный контроль за исполнением поручений по раздельному сбору.
Волонтерство – привлечение к проекту неравнодушных граждан.
Преимущества раздельного сбора и переработки:
Экономить ценные природные ресурсы, необходимые для производства любого товара.
Сократить отходы, образующиеся в результате добычи ресурсов и производства товаров.
Экономить воду и энергию при производстве товаров из вторичного сырья.
Сократить количество свалок.
Ведущий: — Очень трудно из общей мусорной кучи вытащить отдельные нужные фрагменты, годные к переработке. Поэтому нужно научиться сортировать мусор уже дома. Во многих страна, а сегодня и у нас в России есть специальные контейнеры. Они выкрашены в разные цвета и мусор в них надо класть по-отдельности.
(Слайд – контейнеры разного цвета)
В синий контейнер — бумагу, в жёлтый — пластик, а в зелёный – стекло.
— Вещи, которыми мы пользуемся, делают из разных материалов: бумаги, картона, стекла, металла, пластмассы. Сейчас мы с вами попробуем определить, из какого материала сделан тот или иной предмет.Я сделала пять контейнеров в фотошопе на подобии мусорных корзинок для соответствующих групп. На каждом контейнере надпись того материала, который нужно в него разложить: стекло, пластик, бумага, металл, пищевые отходы.
Задача обучающихся: определить материал, из чего он сделан предмет и рассортировать по категориям.
Ребенку предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Помоги разобрать его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы». Этот элемент в виде изображения с прорезями и кармашками.
Вот видите, как много мусора. Кучи мусора образуются очень быстро. Представьте, что получается в нашем городе каждый день …
А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что же с ними делать?
Какую вещь в какой контейнер выбросить? И что потом с ней станет, когда ее заберут на переработку?
Это для вырезания карточек в категорию для бумаги.
Вариант для категории бумага.
Для вырезания карточек в категорию для металла.
Для категории карточек в категорию «пищевые отходы».
Для категории пластик.
Для категории карточек в корзину «стекло».
Корзина для соответствующих категорий.
Пример реализации проекта «Чистое Подмосковье» в нашем городе. Данные контейнеры установлены на улице Московской, недалеко от нашего лицея. Каждый контейнер предназначен для определенного вида ТБО: бумага, пластик, стекло, ТКО (твердые коммунальные отходы).
Ведущий: А сейчас ребята, мы с вами создадим агитационный плакат по пропаганде раздельного сбора мусора. Вы его будете создавать от имени экологов для детей. Ваша задача – максимально отразить преимущества раздельного сбора мусора. На выполнение этого задания дается минут.
Учащиеся выполняют задание , разделившись на 4 группы. Далее идет презентация плакатов между двумя группами.
Ведущий: Сегодня мы с вами рассмотрели проблему утилизации ТБО в современном мире. И только от нас самих будет зависеть успешность реализации проекта «Чистое Подмосковье». Давайте начнем со своей семьи и все у нас получится. Спасибо за внимание.
Источник
Проект «ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ С МУСОРОМ? ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Ленинский муниципального района Красноармейский Самарской области
Районная научно-практическая конференция младших школьников
«ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ С МУСОРОМ?
ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ»
Авторы: Евсеева Виктория, Саркисян Лианна,
ученицы 4 класса ГБОУ СОШ пос. Ленинский
Руководитель: Новикова Ольга Александровна,
учитель начальных классов первой категории
ГБОУ СОШ пос. Ленинский
пос. Ленинский 2016 год
Глава 1 Теоретическая часть исследования
Определение и виды мусора…………………………………….5
Пути решения проблемы в разных странах мира………………6 – 9
Глава 2 Практическая часть исследования
2.1. Влияние бытовых отходов на окружающую среду………………..11
2.2. Что делают люди нашего посёлка с мусором. 12 – 13
2.3. Наши исследования………………………………………………….13 – 15
2.4. Результаты анкетирования …………………………………………15 – 16
2.5. Вторичное использование пластика……………………………….17 – 18
Список использованной литературы……………………………….20
Тема работы выбрана не случайно. Великий датский физик Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов. (1,98)
Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая.
Со временем продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой тары. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Наблюдается острая нехватка площадей под захоронение отходов. Накопление отходов приносит огромный экологический ущерб. Отходы, обладая токсичностью, являются одним из существенных источников загрязнения окружающей среды. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией.
Проблема: Возможно, бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку. Попробуем предложить, как их можно использовать вторично.
Цель исследования : получение представления о разнообразии мусора и о возможных способах его утилизации.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Познакомиться с видами отходов.
Описать влияние отходов на окружающую среду.
Изучить литературу по утилизации мусора в разных странах.
Предложить свои способы устранения мусора, а также вторичной
переработки бытовых отходов.
Провести анкетирование, обобщить изученный материал и дать советы учащимся начальных классов по использованию твёрдо-бытовых отходов.
Гипотеза : Чтобы сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми, необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными, иногда таким вещам можно найти применение. Учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором.
Объект исследования : твёрдо- бытовые отходы .
Предмет исследования : бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.
сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари, интернет), социологический опрос, анализ, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.
Теоретическая и практическая значимость
Значимость нашей исследовательской работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда. Данная работа поможет понять, что часть отходов можно использовать вторично, превращая привычный бытовой мусор в оригинальные предметы декора.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятий по защите окружающей среды и классных часах по экологии.
В ходе исследования были использованы книги и периодические издания школьной и сельской библиотек, интернет – ресурсы.
Глава 1. Теоретическая часть исследования
1.1. Определение и виды мусора
Мусор – это очень обычная вещь. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор разделяют на несколько видов.
Наименее опасные отходы — пищевые , органического происхождения. Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются.
Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги.
Металлолом это изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред — они ядовиты для многих организмов.
Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению.
В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов . Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал.
По своему физическому состоянию мусор может быть твердым, жидким или газообразным. По своему происхождению мусор бывает бытовым и промышленным. Наиболее распространенный вид мусора – это твердые, бытовые отходы: остатки продуктов питания, деревянных и металлических, стеклянных и пластмассовых, текстильных и других предметов.
Так, что же такое мусор. Мусор – это остатки, отходы, это то, что потеряло свои потребительские свойства.(6,126) В Современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой – «МУСОР» — отбросы, крупный сор.(4)
Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.(2,234) С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках — полигонах. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами.
В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора в Англии. После этого знаменательного события утилизация мусора в Европе стала осуществляться с помощью цивилизованных методов. Горы мусора, наконец, стали уменьшаться.(2,235)
1.3 Пути решения проблемы в разных странах мира
Каждый день один человек оставляет после себя пакет с мусором. О количестве производственных отходов говорить не приходиться — их горы, и эти горы постоянно растут. Неудивительно, что проблема со сбором, вывозом мусора и его утилизацией приобрела мировой характер. Нужно сказать, что каждая страна нашла свой, по ее мнению, самый эффективный подход к решению этой проблемы. Нам захотелось узнать подробнее об этих подходах в разных странах .
Япония на мусоре…растет
В японском городе Осака, из мусора делают то, чего им больше всего всегда не хватало — землю. А правильнее — сушу. То есть, вывоз мусора осуществляется в определенные места, где после его разборки он превращается в некое подобие земли. А потом эту «землю» вывозят к береговой линии и наступают на океан. Так появляются искусственные острова. Один такой остров стал настоящим аэропортом Кансай. (9)
В Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80-х годов прошлого столетия. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. В этой стране на высоком уровне поставлена воспитательная работа с населением, она закреплена законами Германии. С самого детства немцы учатся уважать окружающих, заботиться о природе и собственном здоровье. За соблюдением чистоты следят «мусорные полицейские». (9)
Китаю помогают черви
Выход был предложен неожиданный и неординарный. Весь вывозимый мусор, после предварительной сортировки предлагается отдать …на съедение червям. Армия червей, готовая наброситься на мусорные горы — более 80 миллионов особей. Мало того, что они сжирают все биологические отходы, так они оставляют после себя ценнейшее удобрение! Руководители этого проекта заявляют, что черви — естественные чистильщики нашей земли, и это они спасли землю от неминуемого покрытия ее слоем мусора, когда его вывоз в места захоронения ещё не был налажен.(8)
Мусор — в трубу, тепло — в дома
А вот Швеция по-прежнему организовывает вывоз мусора на специальные станции, где после его тщательной переборки, мусор в большей части сжигают на специальных ТЭЦ собственной разработки. ТЕЦ это теплоэлектроцентраль — разновидность тепловой электростанции. Из одного Стокгольма вывозят мусора каждый год 225 тысяч тонн. Теплом от ТЭЦ, работающей на мусоре, согревается 100 000 квартир. А пепел — в цемент, шлак — в устройство дорог. (8)
Три цвета Англии — и бесплатный газ
В английском городе можно встретить два типа контейнеров для мусора: синий и красный. В синий попадает пластик, стекло, упаковка. В красный — бумага. Вывоз мусора из этих контейнеров, понятно, организовывается на перерабатывающие это сырье предприятия. Есть еще черные пакеты — сюда англичане собирают органический мусор. Вывоз этого мусора происходит в специальные котлованы. Когда они заполняются за несколько лет, их закрывают, проделывают в крышках отверстия и … собирают газ. Этот газ после небольшой переработки вполне способен гореть и применяться на электростанциях. Получается электро-мусоро-станция. Средняя такая станция по величине способна обеспечить энергией до 10 тысяч домов.(10)
Так куда же девается мусор в России? В основном мусор свозится на свалки или полигоны — их в России около 11 тысяч и занимают они огромные площади. Захоронение – самый дешёвый способ избавиться от отходов. На многих свалках мусор не сортируется, место его расположения не огорожено, свалки нередко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации мусора. На полигонах разместились токсичные отходы. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.
Но эффективным способом решения проблемы мусора является вторичная переработка, то – есть повторное использование. Но без введения раздельного сбора мусора решить проблему переработки бытовых отходов невозможно. Для приёма и сортировки собранного вторичного сырья необходимы соответствующие предприятия, располагающие сетью пунктов приёма. А также нужно строить мусоросжигательные заводы. На сегодняшний день их в России около 40 .(5,19)
Проанализировав полученную информацию, мы увидели, что пути решения проблемы мусора в разных странах сводятся к следующим подходам:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод : люди, переработав мусор, могут получать и удобрение, и тепло, и подобие земли, и цемент, и шлаг, и даже газ.
1.4 Тревожные факты
Изучив литературу, мы узнали:
— За последние 20 лет объем упаковки в мусоре вырос в 246 раз;
— Если весь мусор распределить равномерно по Планете образуется слой толщиной 2 см;
— Консервная банка разлагается в земле 8-10 лет
(обожженная банка в костре — за 2 года);
— Бумажная коробка из-под сока — 6 лет;
— Пластиковая бутылка, при условии, что на нее попадает солнечный свет — 150 лет, а если она в земле, то гниёт 400 лет;
— Полиэтиленовый пакет – примерно столько же (около 400 лет);
— Алюминиевые банки из-под пива, кока-колы, фанты и пепси-колы «живут» в течение 500 лет;
— Стеклянная бутылка лежит в земле вечно!
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1 Влияние бытовых отходов на окружающую среду
Мы решили выяснить, как влияют бытовые отходы на окружающую среду.
Мы провели небольшие опыты:
1) Мы взяли бумагу, зажгли её и стали наблюдать. При горении бумаги начинают разлетаться искры, а если подует ветерок, они разлетаются ещё быстрее и в разные стороны. Это может привести к пожару.
2) Мы бросили в огонь пластиковый флакон из-под шампуня, и сразу обратили внимание, как изменился дым, он стал чёрным, и стал выделяться едкий запах. Это приводит к загрязнению воздуха.
Побывав в местах, где находится накопление мусора,
Вывод: Это все заражает экологию.
2.2 Что делают люди нашего посёлка с мусором?
Еще совсем недавно мы не замечали загрязненности нашего посёлка, но со временем мы стали осознавать данную экологическую проблему. Гуляя по родным улицам, мы заметили ужасные картины: мусор, стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты. Видно, что в том, что грязно на улицах есть большая вина самих людей. Многие выкидывают мусор недалеко от своего дома в овраг, на дорогу и т.д. Мы спросили жителей посёлка, почему они выкидывают мусор в неположенном месте? Ведь мусор можно вывести на свалку, которая находится недалеко от посёлка. Ответы были разные: нет времени, все бросают, на субботниках уберём, мусорные ящики полные и т. д., но большая часть опрошенных жителей ссылалась на то, что нет транспорта для вывоза мусора.
С вопросом «Как вывозится мусор на свалку?» мы обратились к заместителю главы администрации поселения Ленинский Устиновой Ольге Валентиновне. Она рассказала нам о том, что проблема есть и ее необходимо решать. Но, чтобы наладить вывоз мусора, необходима организация, которая была бы ответственна за эту работу и могла бы предоставить специальные машины, рабочих. На это, конечно, необходимы опять-таки материальные затраты, а их нет. Мусор вывозится на договорной основе с физическими лицами. Ежегодно на весенний и осенний период в поселении принимаются разнорабочие для уборки территории и поддержания порядка. Все бытовые отходы складируются на свалке, которой отведено определённое место на краю географии нашего посёлка.
Мы побывали на нашей свалке. Она находится недалеко от посёлка. Там есть специально отведенное место для свалки мусора. Но все бросают мусор там, где им удобно. Подъезд к свалке для машин есть, но он очень плохой. В зимнее время практически до нее не доедешь. Весной, когда начинается пора субботников, дороги не расчищены, грязь, машины вязнут. Мусор виден людям, проезжающим по автодороге, он разлетается во все стороны, нарушая видеоэкологию нашего посёлка.
Вывод: в посёлке необходимо наладить вывоз мусора на свалку.
2. 3. Наши исследования
Мы задали вопрос взрослым и своим одноклассникам: куда они девают мусор? (Приложение № 1). Были опрошены 55 человек. Из них:
вывозят мусор на свалку – 21 чел. (41% опрошенных);
сжигают – 18 чел. (33%);
выкидывают в разные другие места– 14 чел.(26%).
При опросе нас порадовало то, что 10 человек отвечали, что мусор, который горит, они сжигают, а который не горит — отвозят на свалку. Это ведь уже признаки сортировки мусора людьми, которая необходима для вторичной переработки.
Мы решили узнать, сколько и какой мусор выбрасывает наша семья. Провели анализ обычного мусорного ведра у себя дома. Все собранное в ведре сортировали, а затем тщательно взвешивали. Пищевые отходы в расчет не брали, так как они идут на корм домашним животным.
Источник