- Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
- Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Как помочь подростку?
- Подробнее об обсессивно-компульсивном расстройстве
- Общая характеристика расстройства
- Причины ОКР
- Формы заболевания
- ОКР у детей
- Как диагностируется невроз навязчивых состояний
- Терапия навязчивых состояний
- Аутотренировки
Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.
Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
- «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
- выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
- избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
- навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
- озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.
- Телесных симптомов:
- вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
- усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.
Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.
Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
- Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
- Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
- Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
- Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».
Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
- Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
- В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
- Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
- Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.
Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
- Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
- Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
- Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.
Как помочь подростку?
- Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
- Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.
Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.
Источник
Подробнее об обсессивно-компульсивном расстройстве
Это состояние, сопровождающееся навязчивыми мыслями и действиями, возникающими независимо от воли человека. Они не поддаются контролю и, как правило, носят неприятный, пугающий характер. Обсессивно-компульсивное расстройство или невроз навязчивых состояний, в зависимости от его степени выраженности, способно существенно изменить жизнь больного вплоть до полной изоляции и потери работоспособности.
Общая характеристика расстройства
ОКР в большинстве случаев проявляется в молодом возрасте, в период 10–30 лет. Однако может пройти около десяти лет с момента его возникновения, прежде чем пациент обратится к врачу.
Не установлено зависимости между расстройством и социальной ступенью, которую занимает человек. Оно встречается как среди людей низкого, так и высшего экономического класса, хотя достоверно известно, что в большей степени ему подвержены люди с высоким уровнем развития интеллекта.
Обсессии и компульсии могут носить:
- хронический характер, когда их проявления сохраняются неизменными в процессе существования;
- эпизодический характер — возникают в сложных, стрессовых ситуациях;
- прогрессирующий характер — состояние усугубляется и отягощается со временем.
В зависимости от степени проявления расстройства человек может сохранять привычный уклад жизни и противостоять своим навязчивостям. Или, наоборот, они настолько видоизменяют жизнь, что больной не может выйти из дома, утрачивает социальные контакты и способность заниматься профессиональной деятельностью.
Основные характеристики, отличающие ОКР от других расстройств:
- навязчивости возникают непроизвольно при ясном сознании;
- неподконтрольны больному;
- вызывают тревогу;
- повторяются до назойливости часто;
- человек понимает всю абсурдность ситуации, воспринимает навязчивости как иррациональные, неадекватные;
- попытки с ними справиться только на некоторое время приносят облегчение, затем ситуация повторяется;
- действия, направленные на борьбу с навязчивостями, вызывают утомление;
- навязчивости не связаны с направленностью мышления.
Впервые данное расстройство описал Доминик Эскироль в 1827 году и назвал его болезнью сомнений.
Причины ОКР
До сих пор ученые до конца не выяснили, почему возникает это расстройство. Однако существует большое количество теорий, которые по-своему трактуют его развитие.
Большинство специалистов склоняется к тому, что невроз навязчивых состояний провоцируется нарушением выработки нейромедиаторов, в частности, серотонина. Увеличивается его обратный захват и, в итоге оставшегося количества медиатора не хватает, чтобы передать нервный импульс другой нервной клетке.
PANDAS – теория предполагает, что в развитии ОКР может сыграть роль стафилококковая инфекция. Это происходит в том случае, когда вырабатываемые на стафилококк антитела разрушают не только микробы, но и нервные клетки.
Помимо стафилококковой инфекции обсессивно-компульсивное расстройство появляется вследствие других иммунных ответов, хронических заболеваний, а также ЧМТ.
К примеру, парень 17 лет рос обычным подростком. Как заведено у большинства молодых людей, увлекался спортом, а точнее, футболом. За это время он шесть раз получал сотрясение мозга. Последний раз спровоцировал у парня хроническое ОКР. Теперь он вынужденно 5–6 раз подряд открывает и закрывает дверь машины, прежде чем сядет или выйдет из нее, по несколько раз спускается и поднимается по лестнице, проходит мимо зеркал, открывает дверь в помещении. Мать парня утверждает, что расстройство заметно сказалось на его состоянии. Он стал нервным, агрессивным, нетерпеливым и вспыльчивым. Атмосфера в их семье значительно ухудшилась. У юноши испортились отношения с другими братьями.
Наследственность также играет немаловажную роль в возникновении ОКР. Установлено, что для индивидов, родители которых страдали от психических заболеваний, риск появления невроза навязчивых состояний повышается. Имеет также значение пристрастие родственников к алкоголю, провоцирующее алкогольные психозы.
Для ОКР существует такое понятие как коморбидность, то есть когда у одного больного сочетается несколько взаимосвязанных между собой заболеваний. Так и ОКР способно появляться на фоне депрессии, биполярных, панических расстройств и т.д.
Являясь психическим заболеванием, особая роль в его проявлении отводится воспитанию и формированию у ребенка характера с ананкастными чертами. Такая личность характеризуется чрезмерным стремлением к совершенству, ее одолевают постоянные сомнения и углубление в детали. Она упряма и постоянно стоит на своем.
Психическая травма или сильное потрясение могут стать толчком к развитию ОКР.
Формы заболевания
Невроз навязчивых состояний проявляется в 2 основных формах – обсессиях и компульсиях.
Обсессии – это надоедливые мысли, которые регулярно посещают человека. При этом он не может их контролировать или выбросить из головы. В одном случае они носят периодический характер и не слишком поглощают сознание человека, в другом – терроризируют его практически все время. При этом человек усиленно пытается побороть их, выкинуть из головы, но у него ничего не выходит.
К примеру, девушку одолевает мысль, что ее может совратить женщина, и она станет лесбиянкой. Из-за этого она старается не допускать, чтобы женщины дотрагивались до нее.
Такие навязчивости проявляются в нескольких категориях:
- сомнения. В этом случае больной постоянно ставит под сомнение свои действия, ищет подтверждение их правильности во всем. На работе, выполняя свои обязанности, просит, чтобы его перепроверили. Выходя из дома, возвращается несколько раз, чтобы удостовериться, что закрыт газ;
- опасение. Человек боится, что не сможет правильно совершить какое-либо действие или сделает что-либо опасное для него. Сюда относится страх публичных выступлений;
- влечения. Стремление человека совершить непристойное или опасное деяние. Например, когда у горячо любящей матери возникает патологическое желание убить своего ребенка. Или у добропорядочной, нравственной девушки отмечается сверхтяга к совершению развратных действий. Особенностью таких влечений является то, что они никогда не воплощаются в жизнь;
- воспоминания. У человека в сознании постоянно всплывают образы прошедшего события, слова песни, фраза и т.д.;
- мысли. Неправдоподобные размышления о свершившемся важном событии. Такое часто случается у родителей, потерявших ребенка. Неверие в его смерть или уверенность в том, что его похоронили заживо, может подвигнуть их на эксгумацию тела.
К обсессиям также относят бессмысленное мудрствование. Это процесс бесплодных размышлений, без конкретных целей и результатов. Например, идя по улице, человек может рассуждать о том, проедет ли мимо него красная машина. Если да, то какого оттенка она будет: светлого или темного. Куда она едет, будет поворачивать или поедет прямо. Сколько в машине будет человек, какой она будет марки и т.д.
От резонерства такое мудрствование отличается критическим отношением к нему самого пациента.
К этой же группе отдельные специалисты относят и фобии – выраженная, гипертрофированная боязнь чего-либо. Самые распространенные:
- канцерофобия – боязнь заболеть раком;
- кардиофобия – заболевания сердца;
- алгофобия – страх боли;
- танатофобия – боязнь смерти;
- никтофобия – боязнь темноты;
- фобофобия – боязнь страха;
- панофобия – боязнь всего на свете.
Обсессии не сказываются на логическом мышлении больного. Кроме этого, некоторые пытаются бороться с такими навязчивыми мыслями. В случае активного противостояния человек может совершать действия наперекор навязчивым мыслям. Если у него возникают сомнения насчет запертой двери и его тянет вернуться и перепроверить ее, он умышленно не возвращается и следует в назначенном направлении.
В случае пассивного противостояния человек пытается переключиться на другие мысли или действия.
Компульсии представляют собой навязчивые действия, появляющиеся независимо от воли человека. При этом его сопровождает неуемная тяга совершать их многократно таким образом, что они приобретают характер ритуала. Если больной пытается отказаться от их совершения, то у него появляется тревожность, чувство страха. Они будут сопровождать его до тех пор, пока человек не совершит ритуал.
Девушка вынуждена нажимать выключатель по 3 раза. При этом она уверена, что если перестанет это делать, то случится что-то страшное.
Примерами компульсий также является патологическое переедание, чрезмерное выполнение физических упражнений – по несколько часов несколько раз в день, причем довольно стройными людьми, чья физическая форма этого не требует. Они занимаются спортом так много, потому что у них просто существует в этом непреодолимая потребность. Совершив ритуал, они успокаиваются, но на следующий день импульс к тренировкам возвращается.
Трудоголизм, потребность постоянно выполнять какую-либо работу и не сидеть без дела также относят к компульсиям.
Навязчивые действия способны посещать человека в одном экземпляре, а могут сочетаться в нескольких видах. Так, известна история одной девушки, у которой невроз навязчивых состояний впервые проявился в 10 лет. Всё началось с тяги к симметрии, для достижения которой она подрезала неоднократно свои ресницы. Затем присоединилась потребность считать шаги, мыть руки множество раз, обходить трещины на дороге. Постепенно присоединились самотравмирующие ритуалы: нанесение порезов, ожогов и т.д.
Но чаще всего компульсии и обсессии возникают одновременно, формируя обсессивно-компульсивное расстройство.
Все начинается с зарождения навязчивой, пугающей мысли. Например, о скоплении болезнетворных бактерий на руках, которые способны вызвать ужасный, смертельный недуг. Человек ищет выход из ситуации, как этого избежать. Он начинает мыть руки, причем не как нормальный человек: перед едой, придя домой с улицы, а между «нормальным» мытьем еще несколько раз. Несколько десятков раз. Но это не просто банальное помыть руки с мылом.
Прежде чем осуществить ритуал, человек решает, сколько раз он должен намылить руки. 2 раза по 3 подхода, но не 3 раза. 3 — это Святая Троица, не надо приобщать ее к такому банальному делу. Тогда лучше 5 раз по 5 повторов. Он намыливает руки 5 раз, смывает и повторяет действие еще 4 раза. На некоторое время это приносит облегчение, но вскоре надоедливая мысль зарождается вновь. И человек снова начинает мыть руки определенное количество раз. При этом он понимает всю абсурдность ситуации, но не в силах отказаться от нее.
ОКР у детей
Чаще всего расстройство проявляется у детей в подростковом возрасте. Частота случаев до 12 лет составляет 1%.
Его причинами становятся генные мутации, инфекционные заболевания, нарушения в обмене нейромедиаторов, особенности развития ЦНС, а также издержки воспитания, атмосфера в семье и взаимоотношения в социуме.
Так, способствуют развитию невроза навязчивых состояний слишком строгое воспитание, проявление к ребенку завышенных требований, строгие моральные принципы, насилие и ссоры в семье, религиозный культ.
ОКР в большей степени проявляется тревожностью и страхами. Для дошкольников наиболее часто встречающимся видом ОКР являются фобии, для детей 6–8 – летнего возраста – компульсии. А подростков чаще всего одолевают обсессии.
Частыми проявлениями ОКР в детском и подростковом возрасте являются:
- Мысли о чистоте. Дети постоянно моют руки, вытирают ручки дверей, в том числе и в общественных помещениях.
- Страхи о вреде – заболеть опасной болезнью, попасть в ад, нанести кому-то увечья.
- Счет – пережевывание пищи определенное количество раз, пересчет предметов. Пример: нужно досчитать до 30, и тогда мой дедушка не умрет.
- Мысли о безопасности. Проверка двери, утюга, газа, 3 раза плюну через плечо – тогда ничего не случится страшного.
- Симметрия. Дети раскладывают книги, тетради, одежду в определенной последовательности, по размерам, цветам.
- Мысли о своей внешности. При этом подростки проводят слишком много времени в ванной или перед зеркалом.
- Дети множество раз перепроверяют домашнее или классное задание, боясь сделать ошибку. Или выполняют их очень медленно.
- Постоянное, надоедливое повторение определенных вопросов, требующих ответов: Я не опоздаю? А автобус точно придет? А у нас может быть цунами?
Дети пугаются своих навязчивых мыслей и действий, поэтому пытаются их скрыть от окружающих. Они становятся замкнутыми, нервными, нарастает тревожность, снижается успеваемость в школе.
Как диагностируется невроз навязчивых состояний
Неврологический осмотр и психиатрическое обследование становятся основными источниками данных для постановки диагноза ОКР. Применяют также психологическое и патопсихологическое тестирование и психологическое исследование личности. Для установления диагноза необходимо, чтобы симптомы заболевания проявлялись каждый день и занимали минимум час.
Для оценки степени выраженности ОКР используют шкалу Йеля – Брауна, разработанную совместно сотрудниками Йельского и Брауновского университетов.
Тест содержит 10 пунктов-вопросов, по 5 для определения степени тяжести обсессий и компульсий. Он может использоваться в качестве самооценки, а также в качестве интервью. Ответы оцениваются по 5-балльной шкале.
Сюда входят вопросы о продолжительности признаков на протяжении дня, насколько нарушен привычный уклад жизни, выраженность дискомфорта, сопротивления симптомам и контроль над ними.
В зависимости от выраженности заболевания лечение проходит амбулаторно либо в стационаре.
Если тревожные мысли касаются здоровья пациента, то назначаются обследования для исключения физической патологии.
Терапия навязчивых состояний
Лечение ОКР проводят медикаментозно и с помощью психотерапии.
Из медикаментозных средств, прежде всего, назначают антидепрессанты. Используют препараты 3 поколения – ингибиторы обратного захвата серотонина. Именно на их эффективности устранения ОКР основана нейромедиаторная теория возникновения расстройства.
Для усиления действия антидепрессантов назначают нормотимики – средства, стабилизирующие настроение.
Помимо этого, для снятия тревожности применяют транквилизаторы. При отсутствии эффекта от антидепрессантов, назначают атипичные антипсихотические средства, но с осторожностью, поскольку некоторые их виды усиливают проявления заболевания.
Из психотерапевтических методов самым действенным является когнитивно-поведенческая терапия. Она дает возможность пациенту осознать свою проблему и противостоять ей. Для этого используют метод экспозиции. Человека намеренно погружают в неприятную для него ситуацию и обучают, как снизить степень беспокойства, противостоять навязчивостям.
Еще один эффективный метод – это остановка мысли. Он состоит из нескольких этапов:
- определение навязчивых мыслей и действий;
- переключение на позитивные образы и размышления с помощью психотерапевта;
- остановка тревожащих мыслей произнесением слова стоп вслух, а потом мысленно;
- нахождение положительных сторон в обсессиях. Например, если человека одолевает навязчивая идея ударить кого-то по голове, то он представляет, как он мило беседует со своей «жертвой», прогуливается с ней. То есть ситуация как бы поворачивается в другую сторону, становится диаметрально противоположной.
- семейная терапия;
- аутотренировки;
- гипноз;
- рациональная терапия.
Иногда используются методы аверсивной терапии. Они заключаются в вызывании болезненных ощущений у пациента, когда его посещают обсессии или компульсии.
Психообразовательная терапия позволяет обучить человека, как игнорировать навязчивости, как переключиться на более приятное занятие или мысли.
Аутотренировки
После того как человек осознал суть своего заболевания, выявил тревожащие его мысли и чувства, он может помочь себе самостоятельности снизить степень напряженности и тревожности, уменьшить выраженность навязчивостей.
Особо эффективна трудотерапия. С ее помощью человек отвлекается на полезную деятельность. Довольно часто «плохие» мысли посещают таких больных в те моменты, когда они бездействуют, им скучно, они не знают, куда себя деть. В таких случаях заполнить свой день до отказа полезными делами – подходящий выход из ситуации.
Хорошая идея – постараться как можно больше находиться в кругу друзей или людей, с которыми вам комфортно. Общение – хороший способ отвлечься, направить свои мысли в другое русло.
При возникновении «опасных» мыслей или импульсов, запишите их на бумагу. Попробуйте проанализировать их. Постарайтесь понять, почему они вас посещают. Возможно, ваше подсознание пытается вам что-то сказать. Например, если вас посещают навязчивые сомнения по поводу выполнения своих профессиональных обязанностей, может просто пора повысить квалификацию, сходить на соответствующие курсы.
Навязчивости можно попробовать заменить каким-то приятным образом или мыслью. Сформулируйте или нарисуйте их в уме заранее и в момент навязчивых наплывов старайтесь усиленно их представить.
Расслабление отлично снимает тревогу и чувство внутреннего напряжения. В момент обострения расстройства лягте, если это уместно. Расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Дышите глубоко и медленно. Если нет возможности лечь, просто бросьте все дела, остановитесь. Закройте глаза, дышите ровно, вдыхая через нос и выдыхая через рот.
Невроз навязчивых состояний – это мучительное и истязающее расстройство. Чтобы избавиться от него раз и навсегда, важно не игнорировать его симптомы, не пугаться их, а посмотреть страху в глаза, осознать их и суметь тактично противостоять им. Слепая борьба и отрицание проблемы приведут к прогрессированию невротического состояния.
Источник