Как избавиться от неаккуратности

Как избавиться от неаккуратности

Встречается у пациентов с депрессией, психозами, а также при хронически текущих психических заболеваниях (шизофрения, нарастающее слабоумие).

В современном мире среднестатистическая неряшливость обывателей прогрессирует. Конечно, до средневековья нам далеко, но всё больше и больше людей загруженных повседневными заботами, не следят за своим внешним видом и выглядят неопрятно и не ухоженно. Правда, это всего лишь личные проблемы этих людей, не страдающих ни какими психическими отклонениями. Но если вернуться к нашей тематике, то неряшливость или пренебрежение гигиеной является одним из многих симптомов разнообразных нервных расстройств. Она может наблюдаться при деменции, алкоголизме, наркомании, а так же при ещё довольно большом количестве психотических расстройств человека.

При слабоумии неряшливость возникает совершенно логично, так как при данном нарушении психики человек словно оказывается снова в детстве, а ведь доподлинно известно, что большая часть детей малого возраста не будут соблюдать гигиену, без постоянного надзора родителей, учителей и воспитателей. По сколько деменция возникает у людей старшего возраста из-за возрастных изменений и происходит это постепенно, то опекунство и надзор за больным осуществляется не сразу, а после перехода болезни в более тяжёлые стадии, при которых самостоятельное соблюдение гигиены и чистоплотности становиться затруднительной или даже невыполнимой задачей.

Во время алкоголизма и наркомании, личность неизбежно деградирует и постепенно скатывается на самое дно общества. Когда человек страдает этими заболеваниями ему становиться глубоко, наплевать на свой внешний вид и мнение окружающих. И переставая следить за своим вешним видом и гигиеной, индивид становится неопрятным неряшливым существом, которое ориентированно лишь на удовлетворение своей потребности в новой порции яда, приносящей кратковременное улучшение самочувствия.

Если вы заметили, что ваш друг, знакомый, родственник или коллега изо дня в день пренебрегает гигиеной и неопрятно выглядит, систематически не пытаясь предпринять никаких мер по возвращению себе нормального облика, то, скорее всего, здесь имеют место серьёзные проблемы в его психическом состоянии. Для избавления от неряшливости много не надо, но чтобы убрать данный неприглядный симптом, нужно обратиться к психиатру для устранения основного психического расстройства.

Источник

Как преодолеть рассеянность и невнимательность

Рассказываем, как справиться с забывчивостью, рассеянностью, перестать терять вещи и ошибаться по невнимательности.

Внимание — психическая функция, которая помогает нам замечать детали окружающего мира, концентрироваться на выполнении учебных и других задач, помнить о запланированных делах. Разумеется, все люди могут иногда что-нибудь забыть или перепутать. Проблема появляется, если человек постоянно рассеян и не собран, это мешает и в учёбе, и в быту.

Признаки проблем с концентрацией внимания

  • невозможность надолго сосредоточиться на одном деле;
  • забывчивость (вы забываете о встречах, договорённостях, домашних заданиях, не берёте в школу нужные учебники);
  • потеря вещей (кошельков, ключей, очков);
  • необязательные ошибки в учебных работах (зная материал, вы записываете неправильные цифры, пропускаете важные условия задач, путаете буквы в словах, неверно выполняете вычисления).

Как правило, у хронической рассеянности обязательно есть причина или несколько причин. Достаточно их найти и устранить, чтобы стать более внимательным и собранным.

Основные причины невнимательности и рассеянности

1. Переутомление

К ослаблению внимания часто приводят хронический недостаток сна или большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени. Наверняка вы и сами замечали: если за уроки сесть на свежую голову, помарок и ошибок в задачах возникает намного меньше, а в состоянии усталости и сонливости порой трудно вникнуть в условие задачи.

Как бороться:

  1. Спите не меньше 7–8 часов в сутки даже в самые напряжённые учебные дни. Сделайте спокойный здоровый сон своей привычкой: следите за режимом дня, ложитесь и вставайте примерно в одно и то же время; если не выспались ночью, найдите возможность поспать днём 1-2 часа.
  2. Регулярно проводите время на свежем воздухе. Благодаря прогулкам и спорту на свежем воздухе клетки мозга получают больше кислорода, в результате повышаются активность и работоспособность, улучшаются память и внимание.
  3. Делайте паузы в учебе. Чтобы избежать переутомления во время занятий, применяйте технику 45×15, описанную в книге Яны Франк «Муза и чудовище». Через 45 минут занятий на 15 минут переключайтесь на какую-либо другую деятельность, не связанную с концентрацией внимания: домашние дела, разговор по телефону, зарядку. Повторите цикл 45×15 несколько раз — до полного завершения запланированных на сегодня задач. Отдых и переключение помогают вновь сосредоточиться на умственной деятельности.

2. Нежелание действовать

На степень рассеянности и забывчивости сильно влияет уровень мотивации. Если мы подсознательно не хотим куда-то идти или что-то делать, мозг помогает нам избавиться от неприятной обязанности и как бы «вычеркивает» информацию о ней из памяти. Если вы часто забываете о встречах, договорённостях, обещаниях, записи домашнего задания или сроках выполнения реферата, возможно, проблема не в рассеянности как таковой, а в отсутствии желания.

Читайте также:  Как не привезти тараканов домой с отдыха

Как бороться:

  1. Пересмотрите свои дела и задачи с точки зрения приоритетов. Составьте список дел и ситуаций, в которых вы особенно часто проявляете рассеянность, и ответьте на вопрос, почему вам так трудно удерживать внимание на этих задачах, насколько вам необходимо этим заниматься и почему. Не исключено, что по итогам анализа список уменьшится на несколько пунктов, зато про остальные пункты вы забывать перестанете.
  2. Переформулируйте свои планы так, чтобы их хотелось выполнять. Проще всего достигать тех целей, которые сулят нам вознаграждение, моральное или материальное. Чем конкретнее поставлена цель, тем более ясно вы можете представить положительный эффект от неё. Формулируйте свои задачи таким образом, чтобы вам захотелось добиться результата. Например, вместо цели «Хочу выучить иностранный язык» поставьте цель «Научиться общаться на иностранном языке со сверстниками в интернете», и сосредоточиться на ней станет проще.
  3. Убедитесь, что поставленная цель реальна и достижима. Если наш мозг считает, что достичь цели невозможно, он перестаёт выделять энергию на ее достижение и концентрироваться на ней. В результате мы либо постоянно забываем о цели, либо не можем сосредоточиться на выполнении нужных действий. Если цель слишком большая, разбейте её на промежуточные шаги и двигайтесь поэтапно. К примеру, ваша цель — сдать ЕГЭ на 90+ баллов. Запишите все темы, которые нужно для этого освоить, изучайте их последовательно, на каждом этапе проверяйте себя и только после этого двигайтесь дальше.

3. Сбой «автопилота»

Многие бытовые действия мы совершаем автоматически, не задумываясь: уходя, закрываем дверь квартиры, выключаем свет, плиту, собираем учебники в школу. Если в момент совершения автоматического действия нас что-то отвлекает, программа может дать сбой. По этой причине люди часто теряют вещи, забывают выключить утюг, взять с собой нужные документы.

Как бороться:

  1. Хотя бы раз в день делать медитацию осознанности. Техника выполнения медитации: сесть или лечь в удобную позу и сосредоточиться на своем теле, его положении и ощущениях внутри себя, на коже, в мышцах. Не отвлекаться на любые внешние раздражители, не думать ни о чём другом. Продолжительность медитации: 5–10 минут.
  2. Чаще менять алгоритм привычных действий. Ходите в школу другой дорогой, меняйте последовательность утренних ритуалов, по-другому складывайте вещи на столе и на полках. Когда вы меняете алгоритм поведения, мозг отключает «автопилот» и начинает выстраивать новые нейронные связи. Это развивает интеллект и улучшает концентрацию.

4. Избыточное количество задач

Когда нужно выполнять несколько дел одновременно или удерживать в памяти несколько задач, внимание рассеивается, а концентрация снижается. Неудивительно, что про одну или несколько задач можно забыть, а другие выполнить некачественно. Избыток задач негативно сказывается на эффективности работы или учёбы.

Как бороться:

  1. Выбрать одно дело и сосредоточиться на нём. При этом важно по максимуму устранить отвлекающие факторы — убрать лишние предметы с рабочего стола, закрыть ненужные игры и программы на компьютере, отключить звук или уведомления на телефоне, выключить музыку, телевизор, радио, попросить, чтобы вас не отвлекали и не беспокоили домашние.
  2. Разбираться с поступающими задачами сразу, не откладывая на потом. Если делать возникающие новые дела сразу, меньше риск, что из-за обилия задач вы о чем-то забудете. Этот способ лучше всего работает с мелкими учебными и бытовыми делами.
  3. Использовать методики эффективного планирования:
  • Составляйте списки задач (они помогут удерживать нужные дела в памяти).
  • Освойте систему канбан. Запишите дела и задачи на цветные карточки и распределите на специальной доске в графы «Нужно сделать», «Делается» и «Сделано». По мере выполнения задач передвигайте карточки в нужную графу. Таким образом, вы всегда можете следить за процессом и корректировать последовательность действий.
  • Применяйте визуальные подсказки. Кладите записки с напоминанием о важных делах в клавиатуру компьютера или вешайте на видном месте над столом, положите на стол какую-нибудь вещь — ручку, карандаш, книгу — которая сразу же напомнит вам о запланированной задаче.

5. Дефицит внимания

Синдром дефицита внимания встречается у людей любого возраста. При этом синдроме человеку сложно в течение длительного времени концентрироваться на одной и той же задаче.

Как бороться:

Справиться с проблемой помогут упражнения на улучшение концентрации. Делать их нужно регулярно — как минимум раз в день на протяжении 2–3 недель. Вот несколько примеров упражнений.

  • Взгляд на пальцы. Сядьте с прямой спиной на стул или кресло, расправьте плечи. Поднимите правую руку на уровень плеча и отведите её в сторону, поверните голову и сфокусируйте взгляд на пальцах правой руки. Удерживайте взгляд на пальцах в течение 1 минуты, после чего повторите упражнение с левой рукой.
  • Прямая линия. Ведите ручкой по бумаге прямую линию, удерживая внимание только на этом действии. Как только вы заметили, что внимание рассеялось, нарисуйте на линии маленькую зазубрину и продолжайте дальше. Чем меньше получилось зазубрин, тем выше уровень вашей концентрации. Старайтесь не отвлекаться и не уходить в свои мысли хотя бы 2–3 минуты.
  • Секундная стрелка. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и, не отрываясь, следите взглядом за её движением. Удерживайте внимание на стрелке в течение 5 минут, не отвлекаясь и не погружаясь в свои мысли.
Читайте также:  Как избавиться от чувства превосходства над другими

Что запомнить

  1. Мы становимся рассеянными, забывчивыми и невнимательными по разным причинам. Правильно определив причину, можно быстро и эффективно вернуть себе концентрацию.
  2. Основные причины невнимательности: переутомление, нежелание выполнять намеченные задачи, сбой «автопилота», избыточное количество задач и дефицит внимания.
  3. Избегайте переутомления: высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе, делайте паузы во время учёбы. Используйте систему 45×15: 45 минут занятий — 15 минут любой другой деятельности.
  4. Разберитесь с мотивацией: расставьте приоритеты, переоцените ваши цели и приведите их в соответствие со своими желаниями, сформулируйте задачи таким образом, чтобы они звучали более привлекательно. Это поможет избавиться от постоянной забывчивости.
  5. Старайтесь не полагаться на «автопилот» в повседневных делах, тренируйте осознанность, замечайте детали окружающего мира, меняйте алгоритмы рутинных действий.
  6. Минимизируйте количество задач, выполняйте их последовательно одну за другой, старайтесь делать мелкие дела сразу, чтобы они не накапливались. Если задач всё равно осталось много, применяйте разные методики эффективного планирования — составляйте списки, визуализируйте задачи.
  7. Работайте над концентрацией внимания с помощью специальных упражнений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Синдром Диогена ( Патологическое накопительство , Синдром старческого убожества )

Синдром Диогена – это психопатологический симптомокомплекс, проявляющийся крайне пренебрежительным отношением к собственной внешности и здоровью, социальной изоляцией, апатией, склонностью к накоплению хлама, отсутствием стыда. Пациенты неряшливы, не соблюдают правила гигиены и распорядок дня, безразличны к оценке окружающих, не заб отятся о чистоте в своем доме, стремятся к обособленному существованию, негативно реагируют на попытки вмешательства в их жизнь. Выявление синдрома проводится в комплексе диагностики основного заболевания, включает клиническую беседу, психологическое тестирование, инструментальные исследования мозга. Лечение медикаментозное.

МКБ-10

Общие сведения

Диоген – древнегреческий философ, сторонник крайнего минимализма, живший в большом глиняном сосуде. Синдром Диогена был выделен в 1966 году и получил свое оригинальное название спустя 9 лет. До этого проявления патологического накопительства и неряшливости у пожилых людей относили к обсессивно-компульсивному расстройству. Синонимы синдрома Диогена – синдром старческого убожества, старческое расстройство, синдром Плюшкина, социальный распад. В Международной классификации болезней 10 пересмотра он не выделен отдельным заболеванием, традиционно рассматривается в рамках органических патологий мозга. Синдром наиболее распространен среди пожилых и старых людей, имевших социальное признание и профессиональный успех.

Причины

В основе синдрома лежит органическое заболевание мозга, однако его содержание определяется не только физиологическими изменениями, но и эмоционально-личностными особенностями, социальными навыками, сформировавшимися в течение жизни. Исследователи выделили ряд факторов, предрасполагающих к развитию синдрома старческого убожества:

  • Травматические поражения мозга. Расстройство развивается в отдаленном периоде ЧМТ. Кроме того, причиной может стать операция на головном мозге.
  • Интоксикации. Формирование старческого расстройства происходит при токсической энцефалопатии. Наиболее распространенный вариант – алкогольная нейроинтоксикация.
  • Нейроинфекции. Выявлены случаи синдрома, возникшего на основе вирусного поражения нервной системы. В группе риска находятся пациенты с энцефалитами.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС. В преклонном возрасте прогрессирующая утрата нейронов становится причиной когнитивного снижения и личностных изменений. Неряшливость, равнодушие к внешности, силлогомания чаще всего наблюдаются при болезни Пика.
  • Склонность к накопительству. У пациентов в преморбидном периоде имелись определенные личностные тенденции, в частности – страсть к коллекционированию и патологическое накопительство.

Патогенез

Экспериментальные исследования подтвердили наличие патофизиологической основы синдрома. У испытуемых с установленным диагнозом наблюдается аномальная активность двух областей коры головного мозга: островковой доли и передней части поясной извилины. Данные участки задействованы в процессе принятия решений, обработки ощущений, формирования отвращения к виду и запаху грязи. Они участвуют в анализе информации о нормах поведения, социальных эмоциональных реакциях. Нарушение функций островка и цингулярной коры проявляется равнодушием к нечистотам, несоблюдением правил поведения. Стремление собирать все подряд и нести в жилище происходит из древней глубинной потребности пополнения запасов. Центры, обеспечивающие такое рудиментарное поведение, находятся в подкорковых отделах. При патологических изменениях в корковых высших структурах нарушается процесс осознавания нужности, полезности вещей.

Симптомы

Основные признаки расстройства – стремление накапливать вещи, агрессивность и негативизм к окружающим, неряшливость, скупость, отсутствие брезгливости и стыда, отшельнический образ жизни, неспособность критически оценить свое состояние. На начальном этапе отмечаются изменения характера: больные становятся эмоционально неустойчивыми, раздражительными, вспыльчивыми. Постепенно степень адекватности поведения все больше снижается, нарастает замкнутость, настороженность, подозрительность.

Читайте также:  Ложнощитовка еловая как избавиться

Из-за коллекционирования старых непригодных вещей полностью захламляется жилище. Комнаты завалены поломанной ветхой мебелью и предметами быта, вышедшей из строя бытовой техникой, одеждой, книгами, газетами и журналами. Для жизни остается небольшая часть комнаты, пациенты спят на полу, организуя постель из попавшихся под руку тряпок. Попытки родственников и друзей привести помещение в порядок провоцируют агрессию, усиливают замкнутость и стремление к изоляции. Уговоры оказываются бесполезными. По мнению больных, все предметы полезны, пригодятся в будущем.

Хлам начинает источать неприятный запах. В доме или квартире заводятся тараканы, крысы, поселяются бездомные коты и собаки. Присутствие животных увеличивает риск заражения инфекциями. Больные полностью отгораживаются от контактов с людьми: не открывают двери посетителям, не отвечают на телефонные звонки. отказываются принимать помощь родственников, способных обустроить быт. Денежные накопления не реализуют и не инвестируют, но постоянно тревожатся о возможной краже, растрате средств. Сохранение и преумножение имущества становится главным занятием.

Не уделяется должное внимание питанию и гигиене. Гипертрофированная бережливость проявляется тем, что больные не покупают качественные продукты, а приобретают просроченную еду или питаются объедками, найденными в мусорных баках. Они не пользуются ванной комнатой: не принимают душ, не умываются, не чистят зубы, не причесываются, не стирают, не меняют белье. Санузел часто оказывается заваленным вещами. К симптомам синдрома Плюшкина относится отсутствие стыда. Пациенты выглядят асоциально: носят испачканную рваную одежду, имеют спутанные грязные волосы, не беспокоятся о неприятном запахе тела, нагнаивающихся ранах, вшах. Могут публично раздеваться, справлять нужду, что становится основанием для ареста полицией за нарушение общественного порядка.

Осложнения

Отсутствие ухода за больными и необходимого лечения при синдроме Диогена приводит к печальным последствиям. Основными причинами осложнений становятся социальная изоляция, пренебрежительное отношение к здоровью и внешности. Питание испорченными продуктами, наличие бездомных животных и их экскрементов, невыполнение гигиенических процедур способствует развитию инфекционных заболеваний (желудочно-кишечных, респираторных, кожных). Патологическая скупость пациентов проявляется экономией на лекарствах и посещениях врачей. Затяжные инфекции и обострения болезней внутренних органов в условиях изоляции заканчиваются летальным исходом.

Диагностика

Обследование пациентов проводится врачом-психиатром, клиническим психологом и неврологом. Задачей диагностического этапа является обнаружение характерных симптомов расстройства и их физиологического субстрата, дифференциация с другими психическими заболеваниями, которые проявляются схожим образом (асоциальным поведением, неряшливостью, накопительством). Основными методами исследования считаются:

  • Беседа. Поскольку пациенты некритичны к собственному заболеванию, обследование проходит в присутствии родственников. Основные жалобы – тяга к собиранию и хранению ненужных вещей, отказ от гигиены, крайняя социальная изолированность, отсутствие чувства стыда. По результатам беседы врач дифференцирует синдром с патологическим накопительством при навязчивом поведении, с шизофренией.
  • Наблюдение. Больные ведут себя настороженно, отказываются отвечать на вопросы, негативно настроены по отношению к врачам и другому медицинскому персоналу. Внешне неопрятны, не удерживают дистанцию при общении, проявляют нетактичность.
  • КТ головного мозга. Инструментальная диагностика позволяет обнаружить изменения специфических участков мозга, определить степень поражения. Компьютерная томография может быть заменена другими исследованиями, например, МРТ.
  • Психодиагностика когнитивной сферы. Исследование познавательных процессов необходимо для выявления деменций и шизофрении. При данных заболеваниях первичным является снижение интеллектуальных способностей или искажение восприятия и мышления, а не эмоционально-личностные отклонения, что характерно для синдрома Диогена.

Лечение синдрома Диогена

Требуется терапия заболевания, спровоцировавшего синдром. На начальных стадиях лечение может проводиться амбулаторно. При стойкой социальной изоляции, возникновении угрозы жизни пациента или окружающих необходима госпитализация в стационар даже при отсутствии добровольного согласия. Комплексная медико-психологическая помощь включает:

  • Фармакотерапию. Используются сосудистые и ноотропные препараты с успокаивающим действием. Лекарства этих групп способствуют восстановлению кровоснабжения и нервной передачи в мозге, смягчают симптомы расстройства. Индивидуально подбираются сочетания нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов. Их прием необходим для восстановления эмоциональной стабильности, купирования поведенческих нарушений (агрессивности).
  • Психологическое консультирование. Помощь психолога может потребоваться родственникам. Специалист рассказывает об особенностях поведения пациентов, ожидаемых результатах медикаментозного лечения, дает рекомендации относительно способов ухода и общения с больным. Основной задачей является убеждение в необходимости совместного проживания, поддержания порядка и личной гигиены.
  • Реабилитацию. Основой восстановления социальной активности является любовь и поддержка близких родственников. Пожилые люди должны чувствовать свою нужность, полезность для общества. Реабилитация начинается с вовлечения в ежедневные семейные дела, торжественные мероприятия. Следует постепенно расширять круг знакомств, позволять больному проявлять самостоятельность.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения синдрома Диогена зависит от характера течения основной болезни и своевременности медицинской помощи. При раннем обращении к психиатру прогноз наиболее благоприятен, улучшения состояния больного удается добиться минимальной медикаментозной коррекцией и усилением контроля со стороны родственников. Специфические профилактические меры не разработаны. Основная задача по предупреждению эмоционально-личностных органических расстройств в пожилом возрасте – вовлечение в семейные обсуждения и бытовые дела, периодическое наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием, обращение к врачу при первых признаках отклонения от нормы.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей