«Полюби себя!» или как перестать себя ненавидеть
Если вы читаете эту статью, то вы, наверное, уже неоднократно слышали от окружающих «Полюби себя!» или «Почему ты себя так не любишь?». Или вы уже закончили какие-нибудь семинары на тему «Полюби себя или как поднять самооценку». Или вы прочитали кучу самоучителей на эту тему, каждое утро перед зеркалом повторяете аффирмации «я люблю себя», «я счастлив» и т. д. А у вас не получается. Любовь к себе не случается. Я поделюсь с вами инсайтом, который приобрела в поисках любви к себе: у вас и не получится! Бросьте стараться!
Любовь (и также любовь к себе) — это естественное чувство, которое есть у нас всех. Вам не надо его вызывать или насильно влюблять себя в себя. Оно всплывёт на поверхность, покажет себя во всей своей красоте и мощи, когда вы перестанете себя ненавидеть. Причина нелюбви к себе – это скрытая ненависть к себе. И именно к этому «больному месту» нужно прикладывать различные лекарства. Ненависть к себе не всегда очевидна. Это не только про людей, которые не хотят жить, причиняют себе физическую боль или не вылезают от пластических хирургов. Ненависть к себе очень часто коварная, субтильная спутница.
1. Ненависть к себе проявляется в самобичевании.
Сколько же лет я провела в каждодневном, почти каждоминутном бичевании себя! Оно начиналось уже с утра такими внутренними монологами: «Ты опять проспала, ты же хотела вставать раньше, делать зарядку и читать газету», «Зачем ты сьела кусок торта вчера? У тебя нет силы воли» и так далее. Я изводила себя самокритикой, я дико уставала сама от себя. В самые мрачные моменты я думала, что только летальный исход сможет освободить меня от этого внутреннего ада.
2. Ненависть к себе проявляется в подозрительности.
Когда коллеги закрывают дверь в свой офис, чтобы посплетничать, думаете ли вы, что это про вас сплетничают? Приписываете ли вы негативные замыслы людям и видите скрытый смысл в их поступках? Когда близкий вам человек вдруг ответил вам грубо или не уделил вам внимания, приходит ли к вам мысль «Ну вот, меня разлюбили, со мной перестали считаться и т. д.?». Или вы благодушно думаете: «Он устал/занят какой-то своей внутренней проблемой, его самого кто-то сегодня обидел»? Так как вы сами к себе не благодушны, вы не можете себе представить, что к вам люди могут хорошо относиться. И вы также не можете быть благодушным к другим. Любовь к другим, как известно, начинается с любви к себе.
3. Ненависть к себе проявляется в так называемом синдроме самозванца.
Это когда вы своими силами (в смысле не по блату) достигли всех целей, что ставили перед собой, сидите в своём угловом офисе и чувствуете себя фальшифкой. Вам кажется, что в любой момент вас разоблачат, что вы ничего не умеете и ничего не знаете и не заслуживаете своего места. Я сама уже 8 лет сижу в угловом офисе. Для тех кто не в курсе, это самый престижный офис, который получает управляющий персонал. Первые несколько лет я очень страдала от синдрома самозванца. Я всё еще видела в себе девушку-иммигранта, живущую в общежитии для беженцев, одетую в 18 лет в сшитую моей мамой одежду и часто ловящую презрительные взгляды от коренных жителей Германии из-за моего (тогда) ломаного немецкого. То, что между той девушкой и мной сегодняшней лежали почти 20 лет тяжелого труда, было не в счёт. Я знаю несколько очень успешных людей, которые страдают синдромом самозванца. Один из них стоит в списке ста лучших адвокатов Германии немецкого журнала Focus. Сотни выигранных процессов, невероятный процент оправдательных приговоров его клиентов, а он говорит, что чувствует себя как фальшивые деньги (нем. выражение) каждый раз, когда заходит в суд.
4. Ненависть к себе проявляется в неуверенности и ревности.
Так как вы себя не любите, вы не можете себе представить, что кто-то может любить вас. Вам кажется, что ваш партнёр в любой момент может осознать, что либо вы — ничтожество, либо он заслуживает лучшего, либо все вокруг вас лучше и т. д., и вас бросит. Вы выискиваете доказательства того, что вас в самом деле не любят, что с вами не считаются, вас не уважают. Возможно, что вы даже живёте с человеком, который к вам плохо относится, но не уходите, так как считаете, что лучшего вы не достойны.
5. Ненависть к себе проявляется во многих других вещах, таких, как болезненное стремление к статусу, материальным благам, знаменитости.
Когда человек чувствует, что он не ценен такой, какой он есть, что ему нужны вещи и т. д. для права существования.
И как же быть?
Сначала надо осознать ситуацию:
Для начала вы должны понять, что ваша ненависть к себе – это ненастоящее, даже до глубины фальшивое, не имеющее основания чувство, которое в вас кто-то когда-то давно заложил. Очень давно, когда вы были маленьким, беззащитным, ранимым и вы верили во всё, что вам говорили «большие» люди, вам сказали что вы – бестолковый, тупой, непригодный, что ваша мать жила и страдала с вашим отцом только из-за вас, что вы – некрасивый, слабохарактерный, что ваш брат/сестра вас намного лучше, что мать забеременела, чтобы «удержать» вашего отца, вы – самый тупой ученик в классе/школе. И вы поверили. Или же вас в открытую унижали, подавляли и критиковали. Это очень распространённый в (пост-) советском пространстве метод воспитания детей и преподавания в школе. Или над вами издевались сверстники, внушая вам физические или ментальные недостатки. Чувство, что вы неправильный и недостойный, вам внушили!
Второе, что вы должны понять, что бежать и выяснять отношения с родными, учителями или там соседями не стоит. Вы должны понять, что вас растили и воспитывали так, как могли и умели. И что у «больших» людей тоже были свои родители и учителя, от которых им самим достался определённый эмоциональный багаж. Душевные травмы часто передаются из поколения в поколение.
Третье, что вы должны понять, это, что избавление от ненависти к себе – это очень долгий и болезненный процесс. Если вы ненавидели себя несколько десятков лет, то за пару недель вам не излечиться. Наберитесь терпения.
И потом начать шагать вперед:
Первый шаг – это научиться распознавать ненависть в себе и распознавать, как она себя проявляет. Второй шаг – научиться её видеть и отлавливать её негативные импульсы, пока они еще не превратились в действия. Знакомо ли вам следующее: вами овладевает негативная эмоция или мысль, она полностью вас наполняет и вас «несёт», вы уже не можете остановиться, пока до победного конца не поскандалите, не наорётесь и почти не разрушите отношения с другим человеком? Вы во время процесса понимаете, что происходит, но уже не можете остановиться. Ваше болевое тело (термин заимствован у Экхарда Толле) всплывает у рушит всё вокруг вас. Так вот, вы можете научиться вылавливать этот магический момент между эмоцией/мыслью и действием. И когла вы его поймаете и осознаете, что с вами происходит («так, ясно, ненависть лезет наружу»), негативная эмоция/мысль теряет свой размах, свою значимость и перестаёт владеть вами. Потому что в этот магический момент у вас есть выбор: следовать негативному импульсу или нет. Вы управляете, а не вами управляют.
Но как этому научиться? Я перепробовала много практик (напишу об этом отдельно), но в конечном счёте мне помогла медитация. А именно техника mindfulness meditation. Не випассана, не трансцендальная медитация, а именно майндфулнесс. Техника майндфулнесс вышла из буддизма, в котором есть еще несколько других очень полезных практик медитации. Техника майндфулнесс учит вас обрести дистанцию к своим мыслям и чувствам, стать уравновешенным, спокойным наблюдателем своих внутренних состояний. И только обретя дистанцию вы сможете отлавливать свои состояния. Сделать это силой воли не получится. Начинать можно с 10 минут в день. Но надо делать это каждый день. Я медитирую не в одно и то же время (но и это помогает) уже более 3 лет с помощью британского медитационного приложения к IPhone, разработанного бывшим буддистским монахом. Я начала замечать успехи только через 2-3 месяца после начала ежедневной медитации. Сегодня я «отлавливаю» 9 из 10 своих негативных импульсов. И они приходят всё реже и реже. Такое чувство, что ненависти надоело меня терзать, потому что я ей больше не поддаюсь. Так как она не находит подпитки, она уменьшается в размерах, а любовь к себе растёт и крепнет! Сегодня я (почти всегда) чувствую себя состоявшимся, красивым, любимым и любящим человеком, который достоин своего места в жизни. Да, я иногда впадаю в старые состояния. Мой путь еще не закончен, но мне уже сегодня намного легче и радостнее жить.
Закончить я хочу, по-моему, одной из самых гениальных фраз из буддизма: «Не верь всему, что ты думаешь!».
Источник
Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
Ненависть — это подавленное влечение. Кого и за что мы ненавидим? Так сильно и страстно!
Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?
Многие в обыденной жизни считают, что ненависть — это противоположность любви, не совсем верно трактуя фразу: “от любви до ненависти один шаг”. Но с точки зрения психологии и физиологии противоположность любви не ненависть, а безразличие. Именно тот момент, когда человек становится безразличен, ты больше не испытываешь к нему страсти и влечения, уже его не ненавидишь, не думаешь о нём. Именно в этот момент умирает любовь.
При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.
Исследования с помощью МРТ показали, что в случае, когда человеку показывали фотографию любимой, префронтальная кора мозга была менее активной, чем в обыденной жизни. А если показывали фото ненавистного человека, префронтальная кора резко активизировалась, и ее работа зашкаливала. За что, в частности, отвечает префронтальная кора? Да за самое обычное критическое мышление, когда мы все подвергаем сомнению, ищем изъяны. Получается, что и при любви, и при ненависти мы становимся не объективны. В первом случае, просто не видим и не можем увидеть недостатки — образ любимого человека кажется нам идеальным. Во втором случае, замечаем все мелочи, которые нас раздражают, или даже придумываем о человеке несуществующие вещи или приписываем не свойственные характеристики, которые начинают раздражать нас еще больше.
Ненависть — крайнее агрессивное проявление подавленного влечения.
Уничтожающую ненависть мы можем испытывать только к тем, кого безответно любим или страстно желаем. И чем сильнее эта страсть и запрет на ее проявление, тем больше наша ненависть. Она, не имея возможности прямой разрядки нервной системы на объекте страсти, затмевает все другие чувства. Ненависть убивает нашу психику. Нервная система словно между молотом и наковальней. С одной стороны, сильнейшее влечение, обладающее огромной энергией и потенциалом, с другой — твердая глыба запрета, которую мы не можем сломать. Любовь и ненависть амбивалентны: оба этих чувства мы испытываем к одному и тому же объекту. Исключений нет! Мы можем любить человека и бессознательно желать ему смерти. Мы можем стремиться уничтожить объект, если он будет принадлежать не только нам, но еще кому-то.
Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.
Например, драма “Бесприданница” Александра Островского. В финальных сценах Карандышев глубоко оскорблен, им движут противоречивые чувства: злоба, обида, разочарование, ревность. Последним ударом для его психики становится признание Ларисы: “Как вы мне противны, кабы вы знали!”. Его захватывает нестерпимая ненависть, и со словами: “Так не доставайся ж ты никому!” — убивает ее из пистолета, положив конец ее страданиям и колебаниям. Эту сцену можно отнести к проявлению накопленного аффекта. Когда чувства внезапно ввели психику в полный ступор, истощенная нервная система приняла единственное решение — избавиться от фрустрирующего обьекта. Уничтожить источник столь сильного нервного напряжения. Это один из классических примеров поведения психики в момент сильного подавления сексуального влечения.
Другой пример — когда объект влечения из нашей жизни исчезает. Он хорошо представлен в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”. Одна только мысль, что человека которого ты любишь больше нет, заставляет сначала одного, а затем и второго любовника выпить яд. Нестерпимое чувство невозможности больше удовлетворять свое влечение на конкретном объекте переносит всю ненависть на психику оставшегося партнера, и он принимает решение убить себя. В современном мире несчастная любовь или проблемы в личной жизни — самая частая причина самоубийств.
В психоанализе Фрейда широко используется термин амбивалентности чувств. В научный оборот этот термин ввел швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он один из немногих профессоров психиатрии своего времени, кто признавал важность учений Фрейда, а особенно мысль о том, что психические болезни не стоит лечить по шаблону. Блейлер ввел в обиход и другое, более известное нам понятие — диагноз «шизофрения». Одним из основных симптомов шизофрении он назвал как раз ярко выраженную амбивалентность, «расщепление».
В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:
Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).
Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.
Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Если Блейлер считал все это симптомами шизофрении, то Фрейд, поспорив с ним, придал термину амбивалентности немного иной смысл. Амбивалентность по Фрейду — это сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений. Сильнее всего она проявляется как раз в одновременной любви и ненависти к одному человеку, но присуща абсолютно всем областям душевной жизни. Заметнее всего для окружающих она становится, когда человек испытывает сильные эмоции и чувства в момент конфликта между сильным побуждением и невозможностью его реализовать.
Давайте попробуем понять природу ненависти.
По Фрейду мать, еще до того, как полюбить своего ребенка, испытывает к нему именно чувство ненависти. Складывается оно из множества факторов: ребенок появился на свет не по волшебству, он угроза материнскому телу при беременности и родах, женщина испытывает нестерпимые страдания и боль как от процесса вынашивания так и от родов, ребенок — вмешательство в личную жизнь матери, угроза ее сексуальности и влечениям, ребенок принадлежит не только ей, но он еще ребенок другого — ее мужа (любимого или ненавистного). Помимо этого, ребенок высасывает из нее жизненные соки как будучи в утробе, так и после рождения, когда сосет грудь.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.
Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.
Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.
Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.
В своей работе 1909 года “Анализ фобий пятилетнего мальчика” Фрейд отмечал, что любовь и ненависть у детей очень долго сосуществуют. На примере маленького Ганса он показывает во что выливаются амбивалентные переживания пятилетнего мальчика. Он одновременно любил своего отца и желал ему смерти. Внутренний конфликт от этих чувств был настолько нестерпим, что ребенок замещает объект ненависти. Маленький Ганс начал бояться и ненавидеть лошадей. Фрейд отмечал, что при фобиях происходит смещение, например ненависти, на замещающий объект, а при неврозе навязчивых состояний — враждебные побуждения вытесняются в бессознательное.
Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.
Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.
Классовая ненависть работает немного иначе.
Здесь во главе принцип фрустрации. Именно фрустрация — неспособность добиться своих целей — вызывает сильное чувство агрессии. Люди с маленьким достатком видят роскошную жизнь других, фантазируют как бы они тратили огромные деньги на себя: на хорошую еду, на недвижимость, автомобили, дорогую одежду и путешествия. При этом они не могут добиться хоть небольшого повышения доходов. И чем больше желание и невозможность все это получить, тем больше злость.
Почему так часто в нас вызывают ненависть конкретные поступки или особые черты человека? Кто-то может позволить себе абсолютно неприемлемые для нас действия или слова. Здесь срабатывает наше огромное желание позволить себе хотя бы раз поступить именно так, но оно сталкивается со “сверх Я”, с нашими внутренними и внешними запретами, социальными нормами, воспитанием. Невозможность преодолеть эти запреты — фрустрирует, злит, вызывает агрессию.
Гомофобия — главный показатель латентных (скрытых) желаний вступить в сексуальные отношения с представителем своего пола.
Да, именно яростные гомофобы, вывешивая флаг борьбы с гомосексуализмом, в тайне мечтают о таких отношениях. Их психика фрустрирована, их желания настолько сильны, что единственный выход этой огромной внутренней энергии — разрядка через борьбу с гомосексуальностью. Только так они могут прикоснуться к запретному, не испытывая осуждения общества и запретов собственного воспитания. Свою гомофобию и агрессию они зачастую объясняют различными запретами: религиозными или законодательными.
Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.
Одним из способов борьбы с собственным чувством ненависти является эмпатия. Для понимания другого нужно проявить к нему обычные человеческие эмоции. Если вам кажется, что вы испытываете ненависть к конкретному человеку, необходимо поговорить и понять почему человек действует так или иначе в конкретной ситуации и каковы причины подобного поведения. Скорее всего после душевного разговора и новых фактов ваше чувство ненависти начнет спадать. Принятие инаковости и права другого человека быть не похожим на вас — очень важно для борьбы с собственной ненавистью.
Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.
Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.
В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?
Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:
“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…»
«Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”
Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.
Животные не готовы уничтожать себе подобных, так как в бою могут погибнуть сами. Человек же, имея оружие или владея методами ведения боя, уничтожает себе подобных в борьбе за мнимое превосходство.
Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.
Еще один способ, о котором писал Фрейд в своих письмах к Эйнштейну — изменить вектор агрессивного драйва, сменить фокус агрессии и перенести ее на совсем другой объект, который от ваших действий не пострадает. Можно купить боксерскую грушу и поставить ее в офисе, можно заняться спортом, пойти к психологу и выговориться, заняться тяжелым физическим трудом. Лоренц считал, что общество должно обеспечить своих членов социально-приемлемыми способами разрядки агрессивных сил, неизбежно накапливающихся у людей, иначе это грозит неконтролируемыми вспышками насилия.
Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.
Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.
Материал написан в рамках проекта PSY.one
Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.
Источник