Как избавится от непрофильного актива

Что делать с непрофильными активами

«Консультант», N 21, 2004

Многие компании имеют активы, которые для них менее важны по сравнению с другими. Означает ли это, что их сразу нужно продавать? Ответ на этот вопрос зависит от стратегии компании, ситуации на рынке, а также от некоторых других факторов.

Непрофильными активами большой корпорации можно считать любые активы, которые не относятся к ее основной деятельности. Это могут быть сервисные компании, которые обслуживают основной бизнес, социальные объекты. Также сюда можно включить активы, находящиеся в отраслях, не связанных с основной деятельностью компании, или в тех географических регионах, которые не являются ключевыми с точки зрения стратегии компании. Кроме того, если бизнес компании носит вертикально-интегрированный характер, непрофильными могут быть наименее рентабельные и наименее коммерчески привлекательные звенья в этой структуре.

Стратегии управления активами

Существует два основных подхода к управлению непрофильным бизнесом — активный и пассивный.

Компании с пассивным подходом — те, которые почти не проводят сделок по продаже имеющихся активов либо по приобретению новых. Компании с активным подходом — компании, которые постоянно перестраивают портфель своих активов. Проведенные исследования показали, что на 100 долл., вложенных в бизнес 10 лет назад, компании с пассивным подходом получили существенно меньший доход, чем компании с активным подходом.

Среди компаний с активным подходом можно выделить несколько групп. Во-первых, это те компании, которые методично избавляются от непрофильного бизнеса и вкладывают вырученные средства в имеющееся производство для его развития. Во-вторых, это те фирмы, которые проводят политику активных приобретений на рынке предприятий, относящихся к их бизнесу. И наконец, компании, которые и покупают, и продают активы. Исследование показало, что именно третья группа компаний обеспечила наибольший возврат на вложенные инвестиции. То есть 100 долл., вложенные в 1990 г., в 2000 г. принесли 519 долл.

Как распорядиться непрофильными активами

По большому счету, есть две альтернативные стратегии — выход из непрофильного бизнеса и его сохранение в составе группы. Однако подвариантов может быть множество (см. схему).

Процесс принятия решения

Естественно, широкий спектр возможных решений по непрофильному активу требует грамотного первоначального анализа бизнеса. Прежде всего необходимо определить, насколько непрофильное предприятие стратегически важно для финансово-промышленной группы, что станет с основным ее бизнесом, если данный актив вывести из состава группы.

Далее нужно провести анализ рынка. Здесь надо решить такие вопросы: насколько перспективен сам рынок, на котором работает предприятие, кто основные конкуренты и как наше предприятие соотносится с конкурентами по основным показателям деятельности. При этом важен анализ не только на сегодняшний день, но и на перспективу: какие существенные явления могут произойти в будущем, которые повлияют на привлекательность рынка.

Финансовый анализ нужно начинать с вопроса о том, насколько предоставляемая предприятием информация заслуживает доверия. Затем важно понять, имеются ли признаки финансового кризиса на предприятии и есть ли потребность в неотложных мерах по стабилизации. Далее нужно исследовать финансовое положение предприятия. Кроме того, важно проанализировать финансовые риски, которые данный бизнес может приносить для группы в целом.

Читайте также:  Если собаку укусил клещ какие могут быть последствия

Что касается оценки операционной эффективности, то, к примеру, бизнес может быть «потенциально жизнеспособен», но для его успешного развития необходимы большие капиталовложения. Нужно оценить эти вложения и понять, насколько группа готова финансировать развитие непрофильного актива. Могут быть и другие важные направления анализа: оценка состояния основных фондов и их привлекательности для потенциальных инвесторов, а также сравнение операционной эффективности с показателями конкурентов. Разумеется, необходим правовой и налоговый анализ возможных путей выхода из непрофильного бизнеса или его реструктуризации (реорганизации).

Специфические проблемы в России

В России на нынешнем этапе экономического развития по-прежнему имеется целый ряд факторов, осложняющих для крупных компаний реализацию модной во всем мире темы избавления от непрофильных активов.

Во-первых, российский рынок товаров и услуг до сих пор не развит. Продажа непрофильных предприятий, являющихся поставщиками основного бизнеса, может в дальнейшем увеличить стоимость поставок, привести к снижению качества или к перебоям в поставках. Допустим, какой-то поставщик может быть монополистом. И, если мы его продадим, он может начать нас шантажировать или не обеспечивать должного качества, ведь у нас уже не будет прямого контроля над ним.

Во-вторых, как страна с переходной экономикой, мы унаследовали многое со времен централизованно-планируемой системы. На многих предприятиях есть балласт, который тянет их вниз. Но избавиться от него не так просто по разным социальным, политическим, репутационным соображениям. Возьмем, к примеру, социальные объекты предприятия. Все стремятся перевести их на баланс местного бюджета. Но часто у местного бюджета просто нет денег на обслуживание таких объектов. В то же время бизнес ценит отношения с властями данного региона и совершенно не хочет их портить. Соответственно, они остаются в составе финансово-промышленной группы.

Бывают и другие моменты в нашей практике. Допустим, предприятие выпускает какую-то социально важную продукцию. Компания уже не свободна в выборе, кому продавать такой бизнес. Ведь инвестор может полностью перепрофилировать купленное предприятие или вообще закрыть его. А это, скорее всего, негативно скажется на репутации компании.

И еще один важный момент. Если компания хочет продать бизнес, то круг возможных покупателей в России гораздо уже, чем на Западе. В странах с развитой рыночной экономикой это могут быть стратегические и финансовые инвесторы, фонды прямых инвестиций, а также менеджмент предприятий. В России же все эти институты пока не развиты. Часто потенциальными покупателями бывают одна или две компании. Естественно, спектр возможных решений здесь меньше.

Исходя из всего этого, в России компании часто вынуждены сохранять в своей структуре активы, которые при других условиях были бы уже проданы. Следовательно, повышается значение реструктуризации непрофильных активов. Если же решение о продаже все же принято, то, чтобы продать предприятие за приемлемую цену, часто требуется серьезная предпродажная подготовка.

Реструктуризация компании

При реструктуризации непрофильного бизнеса менеджменту и акционерам группы важно решить вопрос о глубине необходимых преобразований. Если предприятие остается в составе корпорации и поставлена цель повышения его эффективности, то работа по реструктуризации может быть кропотливой и длительной. Если же корпорация принимает решение быстро продать это предприятие, то ей не нужно проводить на нем какие-то кардинальные изменения. Дело в том, что, скорее всего, покупатели будут иметь свои идеи и планы, что с этим предприятием делать дальше. Группе нужно ориентироваться на потребности намеченного круга потенциальных покупателей. Причем для них могут быть важны не только количественные факторы (прибыльность предприятия, его оборот и т.д.), но и качественные (прозрачность корпоративной структуры, качество менеджмента и т.д.).

Читайте также:  Как излечиться от подкожного клеща

Естественно, реструктуризация может затрагивать самые разные моменты — организационную и юридическую структуру, стратегию, менеджмент, финансовое положение и т.д. Возможных мер может быть масса. Здесь нужно сказать о планировании процесса. Сначала нужно наметить, какие существуют возможности для реструктуризации. Потом следует определить, сколько компания ожидает от каждой из них получить. Какие при этом затраты, риски могут возникнуть и достаточно ли у компании ресурсов, чтобы реализовать эти возможности. Затем нужно выбрать тот вариант, который при меньших затратах в наименьшие сроки принесет для группы наибольший эффект. Здесь действует «золотое правило» 20 : 80. То есть 20 процентов мер реально приносит 80 процентов результата. На этой основе менеджмент компании должен составить комплексный план реструктуризации.

Продажа непрофильного бизнеса

В процессе продажи важно избежать некоторых распространенных ошибок.

Во-первых, часто продавец не выявляет всех возможных покупателей. Тем самым он сразу сужает круг претендентов. Здесь важную роль может сыграть опытный консультант, который подскажет, на каких потенциальных покупателей стоит обратить внимание, а на кого не следует тратить времени.

Во-вторых, продавец часто не предоставляет возможным покупателям полную информацию о бизнесе. Существует точка зрения, что нужно предоставить как можно меньше сведений, чтобы покупатель не узнал ничего «плохого», не нашел каких-то «скелетов в шкафу». Это заблуждение. Если покупатель серьезный, он все равно проведет подробное исследование продаваемого бизнеса и, скорее всего, обнаружит проблемы — только на более поздней стадии. Предлагаемая цена за бизнес, таким образом, снизится, поскольку покупатель первоначально закладывает в стоимость риск обнаружения таких проблем.

Еще одной из основных проблем является несоблюдение сроков продажи. Это происходит из-за слабого контроля над процессом. Для каждого этапа продажи должны ставиться четкие сроки. Иначе возникает неопределенность, в результате которой стоимость бизнеса неминуемо снижается.

Кроме того, важны вопросы мотивации руководства продаваемой компании. Понятно, что, когда бизнес продается, неизвестно, что будет с компанией в дальнейшем. Поэтому мотивация сотрудников резко снижается. Здесь нужно определить тех ключевых членов руководства компании, которых нужно удержать, потому что они располагают основной информацией и больше всего могут помочь в продаже. Бывает полезным предусмотреть премии за успешное выполнение продажи.

Неподходящий момент — еще один фактор, который негативно воздействует на результаты продажи. Бизнес может быть сильным, но на данный момент рынок в целом подавлен. Тогда стоит подождать с продажей до лучших времен.

Наконец, продавцу важно четко оградить себя от последующих исков покупателя. То есть объем обязательств и гарантий, который предоставляется покупателю в договоре, должен быть минимальным. Лучший способ достичь этого — опять же предоставить в процессе продажи потенциальным покупателям максимум информации и возможность самим оценить возможные риски.

Источник

Непрофильные активы: учимся выявлять и управлять имуществом

Что относится к непрофильным активам

Непрофильные активы находятся в собственности и отражаются в балансе организации. Но при этом они не участвуют в процессе производства и сбыта продукции и не применяются ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периодах функционирования предприятия.

Читайте также:  Можно ли избавиться от паранойи самостоятельно

Для того чтобы относиться к этой категории, ресурсы предприятия должны соответствовать следующим критериям (пп. 3.1, 3.2 Приказа Росимущества № 526 от 30.12.2014):

  1. Не использоваться в основной деятельности и не применяться для целей функционирования организации, а также для уставных целей.
  2. Находиться в собственности учреждения в количестве, установленном сверх нормативов, и обременять его финансово-хозяйственную деятельность.
  3. Не соответствовать законодательно определенным техническим нормативам и требованиям в процессе их применения.

Ключевой проблемой являются существенные вложения учреждения в их обслуживание. При этом такие ресурсы абсолютно не задействованы в финансово-хозяйственной деятельности и стратегическом развитии. Их признаки:

  • руководство предприятия по различным причинам не может полноценно отслеживать их состояние;
  • главный признак — такие фонды никак не задействованы в функционировании учреждения;
  • необходимо вложить большие средства для привлечения их в производственный и сбытовой процесс;
  • их себестоимость существенно выше рыночной стоимости аналога.

На сегодняшний день выделяют 2 вида непрофильных активов:

  1. Избыточные — фонды, которые находятся на балансе, но не задействованы при основной деятельности, при этом издержки на их обслуживание ежегодно растут. Обнаруживаются при проведении аудита или оценочных мероприятий.
  2. Инвестиционные — приобретаются собственниками бизнеса либо инвесторами и передаются на баланс в качестве непрофильных активов.

Управление непрофильными активами

Как было сказано выше, такие фонды зачастую весьма затратны в своем содержании, не принося при этом никакой прибыли владельцам. Поэтому руководству необходимо принять решение, каким образом извлечь из этого балласта материальную выгоду. Организовать это можно следующими способами:

  • продажа непрофильных активов;
  • их реструктуризация.

Реализация является наиболее предпочтительным способом, если собственники бизнеса хотят избавиться от зависших на балансе фондов и получить при этом денежные средства.

Реструктуризация проводится в том случае, если ресурсы не используются предприятием в основной деятельности, не приносят прибыль и их перевод в профильные затребует больших расходов, но руководство при этом видит стратегическую возможность их преобразования в другой объект (аренда, лизинг, возврат в производственный цикл, замена объекта на аналогичный и т. д.).

Способ управления такими ресурсами выбирается с учетом его целевого назначения и факторов использования.

Как организовать продажу непрофильных активов

Реализация — это наиболее приемлемый и выгодный способ ликвидации обременения в виде непрофильных активов. Собственники получают определенный доход, уменьшая при этом свои издержки. Продавать ресурсы, не являющиеся профильными, следует, если:

  • наблюдается отсутствие взаимодействия между объектом и ключевыми видами деятельности организации;
  • на рынке есть спрос и покупатели, желающие приобрести такие ресурсы;
  • объект является дорогостоящим.

После реализации компания может воспользоваться полученным доходом для модернизации процесса производства и улучшения материальной стабильности бизнеса.

Продажа такого вида ресурсов проводится в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99. Реализация отражается следующими бухгалтерскими записями:

Проводка Содержание операции
Дт 62 Кт 91 Учет договорный цены продажи как части прочих доходов
Дт 91 Кт 68 Отражен налог на добавленную стоимость по сделке
Дт 91 Кт 01, 07, 08, 10 Объект списан по своей балансовой стоимости

Ключевым действием управляющих с непрофильными активами является постоянный анализ рентабельности и эффективности каждого ресурса организации с целью определения различных путей для их дальнейшего преобразования.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей