С 1 октября 2021 года снят запрет на высылку из России нарушителей миграционного законодательства
Закончился срок, в течение которого иностранные граждане и лица без гражданства, нарушившие миграционное законодательство и не имеющие законных оснований нахождения на территории Российской Федерации, могли обратиться в органы внутренних дел с заявлением об урегулировании своего статуса.
В отношении законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе урегулировавших свой статус до 30 сентября 2021 года, по-прежнему приостановлено течение сроков временного пребывания, временного и постоянного проживания, постановки на учет по месту пребывания, без необходимости совершения действий для их продления. При этом такие лица вправе обратиться с заявлениями о предоставлении государственных услуг в сфере миграции.
После снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, о чем будет издан соответствующий акт Правительства Российской Федерации, предусмотренные Указом меры будут действовать еще 90 суток.
До конца 2021 года получение и переоформление патента возможно без учета требований к установленному сроку подачи документов и заявленной цели въезда, граждане стран ЕАЭС сохраняют право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров, при чем — вне зависимости от заявленной цели визита, а работодатели, имеющие разрешение на привлечение иностранных работников, могут обращаться за выдачей или продлением разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане, на 15 марта 2020 года не имевшие законных оснований для пребывания в Российской Федерации и до 30 сентября 2021 года не обратившиеся в органы внутренних дел для урегулирования законности своего пребывания, считаются незаконно находящимися в Российской Федерации и подлежат привлечению к административной ответственности.
Источник
Что делать, если в соседней квартире образовалось общежитие для мигрантов?
Власти РФ недавно предприняли ряд мер по борьбе с «резиновыми квартирами», куда фиктивно прописываются десятки жильцов, но существует и обратная сторона проблемы – внушительное количество жильцов могут вполне реально проживать на одной жилплощади в многоквартирном доме. Подобные «общежития», пользующиеся в Москве повышенным спросом у иностранцев-мигрантов, стали все чаще возникать в столичных многоэтажках. Но, как заверяют эксперты, от проблемного соседства можно избавиться.
ФМС спешит на помощь
«Резиновые» квартиры, о которых сегодня много говорят в связи с рассматриваемым законопроектом, в реальной жизни доставляют проблемы только органам власти в части учета мигрантов. Сотни человек бывают прописаны по одному адресу, а на деле живут, где придется – на стройках, в подвалах и других непригодных для жизни местах. Но у «резиновых» квартир есть и реальное воплощение. Многие москвичи знакомы с проблемой, когда в одной из квартир в доме одновременно проживают несколько десятков постояльцев. Причем в таких условиях чаще всего обосновываются мигранты-иностранцы, не имеющие возможности снимать отдельное жилье.
Соседство с подобного рода общежитиями обычно становится проблемой для всего многоквартирного дома. И причина отнюдь не в культурных различиях местных жителей и мигрантов. Очень часто спутниками такого дружного проживания становятся антисанитария и случаи нарушения общественного порядка.
К сожалению, на сегодняшний день у собственников нет никаких ограничений на регистрацию в квартире новых жильцов. Поэтому они могут заселить у себя столько мигрантов, сколько поместится. Но избавиться от соседства с ними все же возможно. Главное действовать в рамках закона и привлечь к решению проблемы соответствующие органы власти.
В первую очередь жалобу следует направить участковому. Фиктивная регистрация жильцов является административным правонарушением, а как показывает практика, чаще всего мигранты имеют на руках в лучшем случае липовую регистрацию из очередной «резиновой» квартиры. Как известно, все иностранцы, приехавшие в Россию, должны в течение семи рабочих дней встать на миграционный учет, а значит закрепиться на конкретной жилплощади. Тут-то им и приходят на помощь дельцы с фиктивными регистрациями. ФМС России ежегодно фиксирует более 6 тысяч «резиновых» квартир, по которым «на бумаге» регистрируется значительное количество проживающих (от ста до двухсот и более человек). А реальной заменой фиктивному жилью становятся обычные квартиры, которые занимает «семья» из 30-40 человек.
Также по поводу многочисленных соседей-мигрантов можно обратиться с жалобой в региональное управление федеральной миграционной службы и попросить провести проверку законности пребывания иностранных граждан. УФМС обязано отреагировать на жалобу в месячный срок. В случае выявления нарушений и жильцам, и владельцу квартиры грозят штрафы в размере до 4-5 тысяч рублей. Помимо того, вполне возможна депортация мигрантов-квартиросъемщиков на родину.
Повод для жалобы
Достаточным основанием для жалобы в соответствующие органы также является нарушение элементарных правил общежития и санитарных норм в многоквартирном доме.
На шум в неположенное время можно жаловаться опять же участковому. В других случаях нарушения санитарных норм, таких, например, как распространение неприятного запаха и излишней влажности в квартире и местах общего пользования многоквартирного дома, жалобу следует направить в санитарно-эпидемиологическую службу (Роспотребназдор). За нарушение санитарного законодательства в нашей стране предусматривается как административная, так и уголовная ответственность с максимально возможным наказанием – лишением свободы на срок до 1 года.
В случае нарушения общественного порядка можно звонить в отделение полиции. Однако следует помнить, что согласно статье 15 закона №3-ФЗ «О полиции», полицейские могут проникать в квартиру без разрешения собственника только «для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая». Поэтому для проверки квартиры должны быть веские причины или подозрения со стороны соседей. Нарушители порядка могут быть оштрафованы (максимум на 4 тысячи рублей) или отправлены под арест на 15 суток, а за хулиганство и вовсе привлечены к уголовной ответственности.
Впрочем, если законопроект о «резиновых» квартирах все-таки будет принят и фиктивная регистрация станет уголовным преступлением, то уже одна уверенность в том, что в квартире проживают граждане без оформленной регистрации, может стать поводом для визита полиции.
На организатора «общежития» в доме, то есть на собственника жилья, также можно пожаловаться. О факте сдачи квартиры в аренду следует сообщить в Федеральную налоговую службу. Как известно, сдача жилплощади в наем приносит собственнику доход, который он должен декларировать. Однако статистика говорит о том, что более 90% сдаваемых жилых площадей в Москве арендуются при использовании «черных» схем, то есть без заключения договоров, что лишает арендатора возможности зарегистрироваться, а собственнику жилплощади позволяет не обременять себя налогами.
Стоит ли говорить, что с наемщиками-мигрантами отношения оформляются по «черной» схеме. Поэтому жалоба в налоговую наверняка обернется для арендодателя серьезными тратами: с него должны взыскать задолженность по налогам, а также штраф в размере 40% от неуплаченной суммы. В случае уклонения от уплаты налога владельцу «общежития» грозит уголовная ответственность, предусматривающая штрафы от 100 до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 1 года.
Если ни одна из жалоб не принесла ожидаемого результата, следует обратиться в прокуратуру с указанием служб, проигнорировавших все запросы.
Директор правового департамента компании «СтройМенеджмент» Роман Казанцев
Источник
Как убрать мигрантов со строек, тайные переговоры с США. Главное за ночь
Власти столицы готовят план решения проблемы кадрового кризиса на стройках, который предусматривает отказ от труда мигрантов, рассказал в интервью РБК вице-мэр столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Из-за оттока мигрантов в пандемию на столичных стройках сейчас недостает примерно 40% рабочих.
- По словам Бочкарева, стройка должна требовать в три раза меньше людей и вестись в два раза быстрее за счет высокой квалификации и новых технологий строительства. Оплачиваться такой труд будет в два-три раза выше. По его словам, на ряде объектов уже идет такой эксперимент. Кроме того, менять надо систему обучения инженеров строительства.
- Также в интервью РБК Бочкарев рассказал, как за месяц в Москве смогли построить крупнейшую ковидную больницу — центр «Вороновское». Такое строительство «в мирное время» заняло бы три года. По его словам, мэрия не исключала, что когда-нибудь эту больницу придется сжечь из-за заразности COVID-19.
Подробнее о «штурме» при строительстве инфекционного центра, реновации и мигрантах на стройке читайте в полной версии интервью.
Центробанк предупредил о переходе черных кредиторов в онлайн
Черные кредиторы — то есть компании, которые выдают кредиты, не имея лицензии ЦБ на эту деятельность, — стали чаще «уходить в онлайн» и перечислять деньги своим заемщикам даже без личного присутствия, рассказал РБК директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях. По его словам, с начала года ЦБ выявил 682 такие компании, это на 15% больше, чем за тот же период годом ранее.
- Рост числа выявляемых нелегальных кредиторов Лях связывает с появлением черного списка, публикуемого на сайте ЦБ, куда включаются поставщики финансовых услуг с признаками нелегальной деятельности. Этот список, по его словам, сам по себе помог выявлять такие организации, так как граждане стали сообщать ЦБ о них. Кроме того, по его словам, рост вызван развитием дистанционных каналов коммуникаций и платежей.
NYT узнала о «секретных» переговорах Москвы и Вашингтона
Вашингтон и Москва ведут секретные переговоры по множеству вопросов, и том числе по вопросам кибербезопасности, сообщила The New York Times со ссылкой на неназванных американских и российских чиновников. По данным издания, со стороны США переговоры возглавляет заместитель помощника президента США по национальной безопасности Энн Нюбергер.
- США уже передали России данные о нескольких хакерах, якобы активно осуществлявших атаки на Америку, утверждают собеседники NYT. Теперь в США ждут, что это «приведет к арестам», которые покажут серьезность намерений президента России относительно борьбы с киберпреступностью.
- Контакты между Москвой и Вашингтоном по самым разным темам, в том числе по вопросам стратегической безопасности, участились после того, как в Женеве прошли переговоры президентов Владимира Путина и Джо Байдена, пишет NYT. Собеседники газеты говорят, что этот «шквал переговоров» пока мало что дал по существу, но помогает предотвратить выход «российско-американской напряженности» из-под контроля.
Источник
Как избавиться от нелегальных мигрантов?
Совершенствование правового регулирования статуса сезонных трудовых мигрантов, занятых в сельском хозяйстве — результаты исследования. Во многих странах уже давно существует потребность во временных сельскохозяйственных работниках, нанимаемых в отдельные сезоны, особенно во время уборки урожая, и в роли таких работников традиционно используются мигранты. В ряде стран и регионов мигранты составляют почти 80% рабочих в сельском хозяйстве, причем число их растет.
Можно с уверенностью сказать, что во всем мире производство и переработка многих культур стали зависеть от труда мигрантов, отмечается в исследовании Союза товаропроизводителей и экспортеров. Причем в такой степени, что сегодня в некоторых странах или в отдельных их регионах мигранты составляют большинство сельскохозяйственных рабочих, что качественно меняет характер используемой в этой отрасли рабочей силы.
Каждый год в сельском хозяйстве Европейского Союза (ЕС) работает почти полмиллиона сезонных рабочих из стран, не входящих в ЕС.
В Испании мигранты составляют 80% сельскохозяйственных рабочих; большинство из них приезжает из стран Восточной и Центральной Европы, а также из Северной Африки и Латинской Америки.
В Германии мигранты, в основном из Польши и Румынии, составляют 90% сезонных рабочих.
Большое число рабочих-мигрантов занято в сельском хозяйстве Казахстана и России.
В сельском хозяйстве Малайзии работает около одного миллиона мигрантов, в основном из соседней Индонезии.
В США производство зерновых культур давно держится на рабочих из Мексики и других стран Центральной Америки.
Казахстан стремится создать условия для обеспечения равного обращения в отношении трудящихся-мигрантов, членов их семей в той мере, как это регламентируется законодательством страны и международными обязательствами. В частности, Правительством РК ратифицирована Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств.
По словам заместителя министра внутренних дел К. Тыныбекова только за два года последних года зарегистрировано свыше 2 миллионов прибывших в страну иностранцев. Из них почти миллион человек – граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. При этом менее 1% из них, целью приезда указали трудовую деятельность, а 96% назвали частную цель пребывания, что уже предполагает нелегальный формат их трудовой деятельности.
В структуре внешней миграции, наибольшая доля иммигрантов с продолжительностью проживания в 1 год и менее (27%). Это говорит о том, что в основном это – трудовые мигранты четвертой категории (квалифицированные рабочие и сезонные трудовые мигранты), так как согласно законодательству данной категории мигрантов разрешение на въезд и работу выдается на срок до двенадцати месяцев.
Чем более длительное время проживают иммигранты, тем меньше их удельный вес, за исключением 21% иммигрантов с продолжительностью проживания 7-9 лет, так как это лица с целью иммиграции – постоянное место жительство.
Миграция, таким образом, имеет риски для стабильного сельскохозяйственного развития и продовольственного снабжения, так как приводит к зависимости от притока рабочей силы из других стран. Трудовые мигранты с их навыками и знаниями могут уехать в другую страну, где будут созданы лучшие условия для работы, оставив Казахстан с проблемой отсутствия сельскохозяйственных кадров из числа местного населения.
Поэтому необходимо продвигать такие экономические стратегии, которые могли бы,с одной стороны, обеспечить понятную и прозрачную систему легального трудоустройства иммигрантов в Казахстане, а с другой – внедрять технологии, замещающие неквалифицированный сельскохозяйственный труд более высокооплачиваемым и интересным для местных кадров.
Анализ сильных и слабых сторон миграционного законодательства, положения иностранных трудовых мигрантов касательно соблюдения их трудовых, социальных и иных прав, на примере мигрантов Енбекшиказахского района Алматинской области, позволил выявить приоритетные направления миграционной политики, особенно в условиях, когда большая значимость придается обеспечению и защите прав и интересов мигрантов, что является фактором успешности страны.
Существующая практика занятости
Труд сезонных трудовых мигрантов в Енбекшиказахском районе Алматинской области согласно полученным данным, в среднем используется на протяжении 10 лет, максимальный срок – 22 года, минимальный — 2 года, что еще раз подтверждает нуждаемость в рабочей силе. Странами исхода мигрантов являются Кыргызстан и Узбекистан.
Основной отраслью занятости сезонных мигрантов Енбекшиказахского района является сельское хозяйство: табаководство, овощеводство, в редких случаях выпас и уход за домашними животными.
Первопричина найма трудовых мигрантов для работы на сельскохозяйственных работах – это отсутствие среди местного населения желания работать на сельхозработах (86% респондентов). Второй по значимости причиной является согласие самих мигрантов работать на сезонных временных работах – 76%. На третьей позиции расположились: недостаток местных кадров и требование местных кадров более высокой оплаты труда (по 67%).
Таким образом, для работодателей мигранты подходят лучше других. Мигрантов легче нанять и уволить; их уязвимость означает, что они с большей вероятностью согласятся с низкой оплатой и плохими условиями труда; они плохо знают законы, слабо представляют, к кому обращаться за помощью в трудных ситуациях, многиеиз них получают меньшую, чем у местных рабочих, заработную плату за ту же самую работу, отсутствуют социальные гарантии, работают гораздо больше, чем местные кадры.
Квотирование иностранной рабочей силы
Уже на первом этапе официального получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (этапе получения квот) возникает ряд существенных барьеров, способствующих использованию нелегальной иностранной рабочей силы:
Информационная закрытость процесса нормирования и распределения квот — отсутствие реальных консультаций с фермерами во время принятия решения о норме квот хотя бы на областном уровне, неинформирование работодателя о процессе рассмотрении квот.
Долгие сроки ожидания результатов по разрешенной квоте — заявки с работодателей начинают принимать до 1 сентября. До 1 октября обоснования привлечения рабочей силы направляются в уполномоченный орган по труду (МТСЗН РК), далее, в течение 2-х месяцев, до 1 декабря, МТСЗН РК вносит в Правительство РК проект решения Правительства РК об установлении квоты на предстоящий год. Решение принимается в конце декабря предшествующего года, затем утвержденная квота довольно в сжатые сроки (в течение 15 календарных дней) распределяется МТСЗН РК между регионами, а регионы далее распределяют между районами. Таким образом, весь процесс официального формирования и рассмотрения норм квот занимает 4 месяца (без учета времени сбора заявок от работодателей).
Далее, как показывает практика, требуется еще 4 месяца для того, чтобы нормы разрешенной квоты дошли до районных центров, а, следовательно, до фермеров. В итоге, мы имеем 8 месяцев ожидания квоты (сентябрь-апрель). После квот начинается процесс оформления документов для получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, который также занимает определенное количество времени. При этом подчеркнем, что сезон полевых работ в Алматинской области начинается в марте месяце (высадка рассады в парники, подготовка полей), эти виды работ традиционно выполняют трудовые мигранты, следовательно, из-за законодательных проволочек и несовершенств, возникает вынужденная ситуация привлечения «трудовых нелегалов», не имеющих официального разрешения на работу.
Трудности в перспективном планировании трудовых ресурсов на предшествующий календарный год для мелких крестьянских хозяйств. в ходе исследования обнажилась проблема мелких к/х, которые не могут в срок до 1 сентября точно предположить, какое количество работников им будет необходимо на следующий год: «Фермеры, у которых, к примеру, 5 га, не могут рассчитать, сколько трудовых мигрантов им необходимо будет на следующий год, а заявку надо сделать к началу сентября. Многие вообще не могут предположить, будут ли они засеивать поля в следующем году, в силу многих обстоятельств» (из ГИ с фондом местных сообществ). Выходом для мелких крестьянских хозяйств в такой ситуации служит отказ в подачи заявки на рабочую силу, и привлечение ее при необходимости в неофициальном порядке.
Нежелание фермеров мелких к/х участвовать в процессе формирования квот по причинам отсутствия опыта и незнания законодательных процедур. Доказательством служит то, что 80% опрошенных фермеров затруднились ответить на вопрос: Кем определяется размер квоты мигрантов? так как сами ни разу не участвовали в данной процедуре.
Отсутствие необходимости участвовать в процедуре квотирования. В частности, более крупные крестьянские хозяйства в среднем за год привлекают 30-40 мигрантов 4 категории, из них примерно 40% работают «неофициально», без разрешений. Фермеры не утруждают себя поиском мигрантов, так как последние сами выходят на них.
Недостаточное количество квот для сельскохозяйственных работ. Результаты опроса фермеров показали, что количество выделяемой квоты недостаточно для удовлетворения спроса на рабочие руки в сельскохозяйственном труде. Фермеры указали, что размер заявки сокращают вдвое, мотивируя тем, что необходимо привлекать местные кадры. Решением проблемы нехватки кадров служит неофициальное использование труда мигрантов.
Требует внимания решение вопроса квотирования сезонных трудовых мигрантов из Узбекистана, так как труд данных мигрантов достаточно широко используется, а согласно законодательству для определения квоты из данного государства необходимо межгосударственное двухстороннее соглашение между Казахстаном и Узбекистаном, которое на данный момент отсутствует. Следовательно, вопрос количества квоты сезонных рабочих из Узбекистана не урегулирован.
Данные исследования казахстанского законодательства и результатов опроса доказывают, что существуют определенные проблемы с доступом к образованию для детей трудовых мигрантов с неурегулированным статусом.
Наблюдаются противоречия законодательных документов. Приказ МОН РК № 468 дает право на обучение, но в Законе РК «Об образовании», «О правовом положении иностранцев» законодательно не внесены изменения. Постановление Правительства РК №1427 ограничивает право на образование требованием предоставить ИИН ребенка.
Проблемы с обучением детей сезонных трудовых мигрантов с неурегулированным статусом не сняты с повестки дня. Дети данной категории мигрантов по закону не могут посещать образовательные учреждения, так как это противоречит правовым нормам (просроченные миграционные карточки, нет разрешения на работу в Казахстане, потеряны документы родителей).
При зачислении в школу требуется справка об убытии, с указанием класса и школы убытия.
Географическая отдаленность сельскохозяйственных полей от населенных пунктов.
Экономическим минусом, по мнению экспертов, принявших участие в исследовании, является то, что при зачислении ребенка из семьи мигранта с неурегулированным статусом, обучаться он будет за счет бюджета Казахстана. Так как ребенок в Казахстане не зарегистрирован, из бюджета образования средств на его обучения для школы не выделяется, и это неучтенные расходы нашего государства.
Если говорить о дошкольном образовании, что здесь в первую очередь положение осложняется нехваткой мест в детских садах для местного населения и необходимостью быть зарегистрированным в электронной очереди на получение места в детский сад. В свою очередь, постановка на очередь также требует документы ребенка и наличие ИИН.
Следовательно, соблюдение международного права ребенка на получение образования следует законодательно пересмотреть и урегулировать на правительственном уровне.
В плане национального законодательства касающегося трудовой миграции, вопросы доступа к медицинской помощи не получили столь широкого признания, как это прописано в международных документах, ратифицированных Казахстаном. Также отмечается несоответствие в правилах предоставления медицинской помощи и перечнях заболеваний, входящих в объем гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Согласно полученным данным исследования подтверждено, что на сегодняшний день у мигрантов существует ряд проблем с реализацией их прав на услуги здравоохранения.
Нет гарантии, что мигранта примут в поликлинике или больнице, так как могут потребовать документы, и в частности ИИН. Как и в случае с образованием, требование предоставить ИИН для мигрантов создало трудности в доступе к услугам здравоохранения. Особенно это касается мигрантов, имеющих маленьких детей, т.к. они нуждаются в постоянном наблюдении врача. Детей не ставят на учет в местные поликлиники, аргументируя отказ в регистрации отсутствием ИИН у ребенка. Хотя, согласно законодательству, ИИН нужен только для получения информации о месте проживания (то есть адресная справка), о наличии пенсионных отчислений и наличии или отсутствии недвижимости. То есть в учреждениях здравоохранения не должны отказывать гражданам в приеме из-за отсутствия ИИН. Главное, чтобы мигрант предоставил регистрацию по месту проживания.
Такое положение дел с отказом в медицинском обследовании трудовых мигрантов с неурегулированным статусом в дальнейшем поставит под угрозу жизнь своих сограждан и детей, которые учатся и общаются с мигрантами и их детьми, возможными носителями различных заболеваний, не исключено, что и опасных для здоровья окружающих.
Трудности с получением экстренной медицинской помощи по причине географической отдаленности полей от населенных пунктов, отсутствия транспорта и связи;
Низкая информированность трудовых мигрантов о своих правах и перечнях заболеваний, по которым они могут получить бесплатный объем гарантированной медицинской помощи.
Опрошенные в рамках исследования эксперты выразили озабоченность тем, что мигранты уклоняются от прохождения бесплатного медицинского обследования, это чревато тем, что среди мигрантов распространяются заболевания, опасные для здоровья окружающих. Также спокойно относятся к такому положению дел и работодатели, многих из них совершенно не беспокоит здоровье работника, так как все мысли работодателя устремлены на получение прибыли. Тем самым работодателям также необходимо объяснять, чем опасно такое отношение к здоровью нанятых им трудовых мигрантов. Элементарное требование работодателей в виде снимка флюорографии при приеме на работу трудящегося мигранта могло бы стать минимальным гарантом социальной безопасности в контексте интегрирования в принимающее сообщество. В данном случае необходимо единство и взаимодействие правовой и социальной политики государства в вопросах оказания медицинских услуг мигрантам и соответственно реализации их права на здоровье. Но пока статус трудовых мигрантов не будет урегулирован законодательно, угроза здоровью наших граждан останется, а дискриминация в предоставлении медицинских и образовательных услуг мигрантам и их детям будет продолжаться.
Выводы и рекомендации по совершенствованию национальной миграционной политики достойного труда и равного обращения
Анализ результатов исследования показал, что преимущественное использование труда мигрантов стало характерной чертой сельского хозяйства Алматинской области Енбекшиказахского района, особенно во время сезонных работ, когда возникает срочная потребность в большом количестве рабочей силы на короткий период времени. Во многих случаях наем таковых трудовых мигрантов производится без официального оформления.
Многие мигранты пребывают в Казахстане без права официального трудоустройства, и по этой причине они готовы выполнять любую работу вне зависимости от ее условий. Некоторые мигранты даже приезжают в страну с намерением наняться на нелегальную работу, зная, что для этого имеются прекрасные возможности в сельскохозяйственном секторе, куда можно устроиться, используя личные связи.
Озабоченность вызывают условия труда и проживания мигрантов, занятых на работах в сельском хозяйстве, а также масштабы нелегального трудоустройства мигрантов.
К сожалению, несмотря на то, что ряд сельскохозяйственных работ нуждается в сезонных работниках, а местная сезонная рабочая сила зачастую отсутствует, и что многие мигранты готовы наняться на сезонные сельскохозяйственные работы, в Казахстане не разработано ясной, прозрачной и последовательной политики найма мигрантов в качестве сезонных работников и последующего предоставления им базовых социальных и трудовых прав, не говоря уже о согласованном подходе к этому вопросу.
Необходимо в законодательном порядке рассмотреть вопросы квотирования иностранной рабочей силы, правового статуса сезонных трудовых мигрантов, легализации миграции, урегулирования положения мигрантов с неурегулированным статусом, условий труда и проживания сезонных мигрантов, процедуры найма и санкций, применяемых в отношении работодателей, действующих как на формальном, так и на неформальном рынке труда.
a. Сделать процедуры найма иностранной рабочей силы более понятными, прозрачными и рациональными, чтобы сделать экономически выгодным законопослушное поведение работодателей и мигрантов, а не обход закона, когда выгодней заплатить штраф или дать взятку, чем выполнять требования законодательства;
b. Чтобы заполнить нехватку сезонной рабочей силы, необходимо разрешить приезжим сезонным работникам получить визу на 1 месяц с продлением ее до 4 месяцев при условии заключения контракта, а также необходимо распространить действие патентов на фермеров, чтобы те имели возможность нанимать мигрантов;
c. Создавать преференции для работодателей, использующих новые технологии и привлекающих высококвалифицированный персонал, в том числе в сфере сельского хозяйства;
d. Пересмотреть систему квотирования, чтобы она в большей степени отражала реальные потребности работодателей как по численности, так и по сокращению времени согласования и одобрения заявок местными властями, а также была более прозрачной на всех стадиях принятия решений;
e. Сделать заявки работодателей открытыми, на их основе формировать электронную базу данных для Казахстана и Центральной Азии, которая была бы доступна для работников, агентств и центров занятости.
f. Создать законные и надежные каналы найма временных и сезонных трудящихся-мигрантов путем заключения двусторонних соглашений со странами их происхождения, проводить широкую разъяснительную работу как в стране, которой требуется сезонная рабочая сила, так и в потенциальных странах ее происхождения.
g. Расширять сеть частных агентств занятости, как в «странах исхода» мигрантов, так и в Казахстане, которые могли бы быть как информационными каналами, так и вести целенаправленный набор работников.
h. Выдавать сезонным трудящимся-мигрантам, принятым на работу согласно законодательным процедурам, разрешение на работу, предоставляющее им, в числе других прав, доступ в полном объеме к гарантиям социального страхования в принимающей стране.
i. Создать возможности по присвоению индивидуальных идентификационных номеров (ИИН) трудящимся мигрантам (в том числе сезонным), что позволит их интегрировать в налоговую и систему соцстрахования;
j. Облегчить и сделать более доступным механизм временной регистрации иностранцев из стран, с которыми Казахстан имеет безвизовый режим. Возможно, сделать регистрацию уведомительной и предоставить возможность ее продления при отсутствии нарушений правил и норм со стороны мигранта.
k. Усилить информационную работу среди трудящихся-мигрантов, работодателей и других заинтересованных лиц о миграционном законодательстве.
l. Обеспечить введение и соблюдение соответствующих правовых норм, предусматривающих наложение санкций на работодателей, использующих нелегальную рабочую силу в сельском хозяйстве, а также на поставщиков нелегальной иностранной рабочей силы; мера наказания должна соответствовать тяжести нарушений, быть достаточной для оказания эффективного профилактического воздействия и увеличиваться в случае повторных нарушений;
m. Создать межведомственную комиссию из представителей заинтересованных государственных структур, ассоциаций работодателей, трудящихся, в том числе мигрантов, для контроля над эффективностью применения системы санкций.
n. В качестве инструментов для урегулирования вопросов сезонных трудовых сельскохозяйственных мигрантов рассматривается разработка и подписание двусторонних межправительственных соглашений в области сезонной трудовой миграции.
o. Усилить потенциал и поддержку Фондов местных сообществ (ФМС) за счет бизнеса, государственной поддержки, так как на примере работы ФМС Енбекшиказахского района доказана эффективность их работы с трудовыми мигрантами и работодателями. Эта работа способствовала бы укреплению межведомственного взаимодействия.
p. Неправительственным организациям необходимо вести дальнейшую работу по повышению уровня правовых знаний среди мигрантов, работодателей. Вовлекать самих мигрантов в волонтерское общественное движение.
q. Создать профсоюзы трудящихся-мигрантов, занятых в сельском хозяйстве. Использовать потенциал профсоюзов: проведение информационных кампаний, защита прав мигрантов и фермеров, организация тренингов, семинаров.
Подписать и ратифицировать Конвенцию ООН о правах всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенцию о трудящихся-мигрантах № 97, Конвенцию о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения № 143.
Источник