Как избавиться от нигилизма

Содержание
  1. Кто такой нигилист и что такое нигилизм
  2. Определение понятия
  3. История возникновения
  4. Характеристика нигилиста
  5. Причины возникновения
  6. Суть нигилизма
  7. Известные нигилисты
  8. Как избавиться от нигилизма
  9. Пример нигилизма
  10. Заключение
  11. Ни во что не верить — опасно или полезно? Краткий курс нигилизма
  12. Активный и пассивный нигилизм по Фридриху Ницше
  13. Такие ценности, как истина или справедливость, часто наделяются сверхъестественной силой. Мы говорим: «Истина освобождает» или «Справедливость восторжествует». Когда вдруг оказывается, что эти ценности лишены приписываемой им силы — когда истина не освобождает, а правосудие не свершается, — мы чувствуем разочарование.
  14. Активный нигилист разрушает, чтобы найти то, во что стоит верить. По мнению Ницше и русских нигилистов XIX века, только ценности, прошедшие это испытание, могут сделать нас сильнее.
  15. Эпистемологический нигилизм: вы уверены в своем знании?
  16. Согласно этой позиции любые притязания на объективную истину ложны, а иллюзия знания создается, чтобы скрыть тот факт, что ничего не известно наверняка.
  17. Таким образом, нигилистом можно назвать не только того, кто отвергает возможность существования надежного знания, но и того, кто, зная о том, что всё знание ненадежно, предпочитает игнорировать этот факт.
  18. В конце концов, мы и в других случаях предпочитаем не задаваться вопросом, почему мы так уверены в своих знаниях. Таким образом, пассивный нигилизм — это вовсе не радикальная «постмодернистская» позиция, а часть повседневной жизни.
  19. Моральный нигилизм: с чего вы взяли, что ваши ценности универсальны?
  20. Если знание и истина не имеют объективных оснований, то нет объективных оснований и для суждений о добре и зле. А значит, мораль основана лишь на нашем представлении о добре и зле, которое может быть разным для каждой исторической эпохи, каждой культуры и каждого отдельного человека.
  21. Кант верил, что логика (а не Бог или стремление к счастью) может подсказать нам, является ли тот или иной поступок правильным (универсализуемым) или неправильным (неуниверсализуемым).
  22. Отвергнуть мораль — или исповедовать то, во что не веришь?
  23. Читайте также
  24. Пассивный нигилист подчиняется закону морали не ради морали, а ради подчинения. Для него жить в соответствии с представлениями других людей о добре и зле предпочтительнее, чем жить, не придерживаясь никаких моральных норм. Моральные нормы служат человеку компасом, и пассивный нигилист скорее будет руководствоваться неисправным компасом, чем рискнет отбросить компас в сторону и заблудиться.
  25. Политический нигилизм: отрицание власти
  26. Опасность активного нигилизма заключается в анархизме и готовности пожертвовать обществом ради личной свободы, а опасность пассивного нигилизма — в конформизме и готовности пожертвовать личной свободой ради общества.
  27. Пассивный политический нигилизм — бегство от свободы
  28. Даже метафизический нигилизм может иметь политическую подоплеку. Если человек верит, что вселенная бессмысленна, его легко убедить в том, что беспокоиться по поводу репрессий, войн и проблем окружающей среды тоже нет смысла.

Кто такой нигилист и что такое нигилизм

Нигилизм – это тип мировоззрения, при котором человек отрицает общественные нормы, порядки и ценности. Можно сказать, что это философия и образ жизни человека. Возможно, сейчас вы подумали, что речь пойдет об асоциальных личностях, вандалах, хулиганах, пьяницах. Нет. Все это хоть и является проявлениями нигилизма, но есть и другие, более привлекательные примеры. И само понятие куда сложнее и шире. Давайте разберем подробнее, что такое нигилизм и кто такой нигилист простыми словами.

Определение понятия

Нигилизм – что это такое и каково значение слова? Оно образовано от латинского nihil, что переводится как «ничто». Нигилизм – это отрицание и разрушение существующих в обществе норм, систем, порядка. Феномен изучали и продолжают изучать в философии, истории, социологии, психологии. И в разных науках этому понятию дают разное определение:

  1. Нигилизм в истории – это отрицание всех норм, принципов и законов, созданных человечеством, полный скептицизм.
  2. Нигилизм в литературе – это проявление нонконформизма, стремление выйти за рамки системы, привычного уклада жизни.
  3. Нигилизм в философии – это отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры и т.д.
  4. Нигилизм в психологии – это защитный механизм психики, при котором человек стремится разрушить мир, чтобы тот не разрушил его.

История возникновения

Впервые о нигилизме заговорили в средние века. Так называли учение, которое отвергало человеческое естество Христа. Позже понятие стало популярно в западной философии. Сначала оно также было связано с религией, а затем под нигилизмом стали понимать философию жизни, согласно которой сама жизнь не имеет никакого смысла. Изучением проблемы занимались Ф.Г. Якоби, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер.

В психологии нигилизм стали изучать после того, как он отделился от философии в самостоятельную науку (1876 год). Особый вклад в изучение проблемы внесли Э. Фромм и В. Райх. Фромм полагал, что нигилизм – это защитный механизм психики. Столкнувшись с проблемами адаптации и самореализации, человек стремится разрушить мир, чтобы тот не разрушил его. Райх рассматривал нигилизм как невроз характера и защитный механизм.

Распространение нигилизма в России больше связано с литературой. Именно там это явление описывали максимально подробно. Впервые это понятие использовал Н.И. Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» (1829 год). Во второй половине XIX века в России называли нигилистами тех, кто отрицал религию и нормы морали, хотел разрушить существующий общественный строй. Как правило, речь шла о революционерах. В западной литературе термином «нигилизм» даже обозначали русское революционное движение.

Обратите внимание! Нигилисты стремятся разрушить прежние устои, но не предлагают ничего взамен. Нигилист – это тот, кто отрицает и критикует, но ничего не предлагает.

Характеристика нигилиста

Кто же такой нигилист? Опишем кратко. Это человек, который отрицает любые нормы, правила и ценности. Это скептик, циник, критик, эгоист, который ориентируется только на материальное и физическое. Никто и ничто для него не указ. Он отрицает само устройство мира. Нигилист всегда сохраняет трезвый рассудок, не дает воли эмоциям и чувствам. Он уверен, что общественные устои, нормы и порядки ограничивают его свободу, мешают жить.

Нигилист может объединяться с такими же людьми, как он. Но при этом все вместе они существуют как бы автономно от общества. Они создают свой мир, куда не пускают посторонних. В этой группе нет авторитетов, лидеров. Там никто никому не подчиняется, никто никому не признается в теплых чувствах. Эти люди объединяются, чтобы вместе выступить против всего мира. И они демонстрируют свое отвращение, презрение, пренебрежение через сарказм, провокации, язвительные шутки, насмешки, дерзкие выходки.

Причины возникновения

Как мы уже отметили, с точки зрения психологии, нигилизм – это защитный механизм психики. И, как и многие проблемы, он уходит корнями в детство. Нигилизм связан с непринятием и непониманием человеком себя, а также с недоверием к миру. Это, в свою очередь, вызвано недоверием к родителям. Вероятно, в детстве нигилист столкнулся с авторитарным стилем семейного воспитания или с гиперопекой. То есть человек привык к тому, что его не любили, подавляли, заставляли. Это породило в нем агрессию, злость, холодность. Однако в то же время в каждом человеке жива потребность в присоединение к социуму. Такое противоречие еще больше разжигает внутренний конфликт нигилиста.

Читайте также:  Как уничтожить тлю комнатных цветов

Суть нигилизма

Суть или философия нигилизма (принципы и убеждения, особенности мышления нигилиста):

  • не существует того, что нельзя увидеть, потрогать (например, нигилист уверен, что Бога нет, пока не доказано обратное);
  • не существует объективной морали и нравственности – только субъективное видение мира;
  • в жизни нет смысла и истины, поэтому ни одно дело нельзя рассматривать как наиболее предпочтительное.

Нигилист никогда и ни во что не поверит просто так, ему нужно логическое объяснение, факты, основания. Он не поверит во что-то, пока нет неопровержимых доказательств существования этого. Нигилист отрицает все, что можно отрицать. Он выступает за полную свободу от веры, прав, рамок, норм, ценностей, общества, семьи, власти и т.д. Проявления нигилизма могут меняться, как и понимание этого феномена, но само явление не исчезнет никогда.

Виды нигилизма в современном обществе:

  • социальный – это отрицание норм, морали, правил, стереотипов;
  • правовой – это отрицание законов, нормативно-правовой базы общества;
  • моральный нигилизм или этический – это отрицание морали и нравственности из-за неспособности оправдать зло и несправедливость всего мира;
  • культурный – это отрицание культуры, создание субкультур;
  • юношеский нигилизм или демонстративный – это стремление подростка заявить о себе, выделиться из «серой массы»;
  • мереологический – это отрицание чего-либо целого, единого.

Существуют и другие виды нигилизма, например, политический, космический, экзистенциальный. Можно назвать еще больше видов, суть в одном – отрицание, непринятие. Меняется только предмет отрицания. Общая черта всех форм и видов нигилизма – отказ от норм, принятых в обществе.

Отдельно стоит отметить позитивный нигилизм. Если коротко, то его суть в следующем: все равно мы все умрем, так давайте веселиться, получать удовольствие и жить так, как хочется. После смерти будет уже не важно, что вы делали правильно, а что неправильно, так почему бы не отказаться от всех этих норм и правил прямо сейчас?

Известные нигилисты

Всегда были те, кто критиковал или поддерживал нигилизм. Известные представители нигилизма среди философов, психологов, литераторов и революционеров:

  • М.А. Бакунин – русский мыслитель и революционер-анархист;
  • П.А. Кропоткин – русский революционер-анархист;
  • Д.И. Писарев – русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ;
  • Э. Фромм – немецкий философ;
  • Ницше – немецкий психолог.

Некоторые исследователи относят к нигилистам В.И. Ленина.

Как избавиться от нигилизма

Нужно ли избавляться от нигилизма? Если мы рассматриваем это как защитный механизм, то да, с этим нужно бороться. Чрезмерная рациональность, подавление чувств и эмоций опасны выгоранием, депрессией или развитием других психических расстройств. Кроме того, нигилист не может полноценно реализоваться в обществе. Личность не может развиваться вне социума, а нигилисты делают все, чтобы выйти из общества, разрушить его, разрушить систему.

Как избавиться от нигилизма:

  1. Признайте проблему. Проанализируйте и составьте список того, чего вас лишает нигилизм.
  2. Вспомните, когда отвращение к миру возникло впервые. Определите примерную причину своего состояния.
  3. Познайте и примите себя, увидьте уникальность каждого человека. Вы же верите науке? Запаситесь исследованиями, книгами по психологии и изучите проблему способностей, задатков, темперамента. Не такие уж мы и биороботы, хотя во многом это и так.
  4. Определите главную неудовлетворенную (фрустрированную) потребность. Подумайте, каких инструментов вам не хватает, как это взять в условиях общества.
  5. Найти то, что является ценным для вас, придумайте свою «историю до и после» (определение Марка Мэнсона). Что это значит? Например, это может быть воспитание достойного гражданина общества, написание книги, создание своей школы или курсов, разработка своего сайта или ведение колонки в каком-то журнале. Я думаю, что каждый человек в чем-то нигилист, но при этом каждый может найти то, что ему нравится в нашем обществе.

Нередко избавление от нигилизма предполагает работу с детскими травмами. Не все люди готовы и могут проделать этот путь самостоятельно. В качестве мотивации чаще напоминайте себе, что попытки разрушить мир – это попытки защитить себя, пока мир не разрушил вас. Так от чего или кого вы на самом деле защищаетесь? Что все еще значимо и живо для вас? Вы лукавите, когда говорите, что живете только по законам разума. Что-то заставляет вас злиться, бояться, ненавидеть. Что это?

Пример нигилизма

В литературе можно найти много примеров нигилизма. Один из ярких нигилистов литературы – Базаров из произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». Мало кто знает, что на создание такого образа писателя вдохновил реальный человек – врач, с которым Тургеневу довелось познакомиться.

Что же это за человек – Базаров:

  • он спорит со всеми и всегда, ставит себя в оппозицию ко всему;
  • ему не важно, что о нем подумают другие;
  • он не выбирает слова, не пытается быть тактичным или приветливым, дружелюбным;
  • он отрицает все общественные порядки.

Искусство, религию и философию он называет гнилью, глупостью. Для него существует только один авторитет – наука. Ни вера, ни люди его не интересуют. К человеку он относится исключительно как к биологическому виду и считает, что все люди одинаковые. Он не верит в любовь, душу и не подвластен эмоциям. Им всегда руководит разум.

Как позже становится ясно, Базаров живет в конфликте с собой, семьей и обществом. На базе этого и возникло его отношение к миру, его философия жизни.

Заключение

Нигилизм плотно вошел в нашу жизнь. Возможно, вы и не замечаете, как часто встречаетесь с этим в быту. Например, в нашем обществе существуют атеисты, феминистки, люди, которые отрицают существующую систему образования или систему в трудовой сфере и т.д. Нарушение прав и свобод человека или противозаконное, асоциальное поведение – это тоже примеры нигилизма. Среди нас много тех, кто всем своим внешним видом и поведением бросает вызов обществу. Элементы отрицания заметны в современном искусстве, фильмах, песнях. Хорошо это или плохо? Нельзя сказать однозначно. Все зависит от особенностей нигилиста и его поведения.

Источник

Ни во что не верить — опасно или полезно? Краткий курс нигилизма

Понятие «нигилизм» — не просто синоним «отрицания», оно подразумевает целую череду философских, моральных и политических выборов. Aeon разбирается, как возникает нигилизм, почему Фридрих Ницше считал, что активный нигилизм лучше пассивного, и чем неразбериха с ценностями выгодна политикам и капиталистам.

Как проницательно заметила философ Ханна Арендт, нигилизм — это не набор «опасных идей», а постоянная угроза, неразрывно связанная с самим процессом мышления. Какой бы верной и неопровержимой ни казалась та или иная идея на первый взгляд, размышляя над ней достаточно долго, мы рано или поздно начинаем сомневаться в ее истинности, а затем и в том, знают ли те, кто верит в эту идею, о том, истинна она или нет.

Читайте также:  Как делают отраву с борной кислотой для тараканов

Отсюда — лишь один шаг до вопроса, почему все остальные настолько уверены в том, что нам теперь кажется сомнительным. К этому моменту мы уже балансируем на грани нигилизма и оказываемся перед непростым выбором: продолжить размышления и потерять связь с обществом или остановиться и потерять связь с реальностью.

Активный и пассивный нигилизм по Фридриху Ницше

Почти за сто лет до Арендт Фридрих Ницше описал в своем дневнике (опубликованном после смерти его сестрой) два вида нигилизма: активный и пассивный .

Ницше утверждал, что нигилизм возникает тогда, когда «высшие ценности теряют свою ценность».

Такие ценности, как истина или справедливость, часто наделяются сверхъестественной силой. Мы говорим: «Истина освобождает» или «Справедливость восторжествует». Когда вдруг оказывается, что эти ценности лишены приписываемой им силы — когда истина не освобождает, а правосудие не свершается, — мы чувствуем разочарование.

Но вместо того, чтобы упрекать себя в том, что мы слепо верили в эти ценности, мы виним сами ценности в том, что они не оправдали наших ожиданий.

По словам Ницше, в этот момент мы встаем перед выбором: стать активными нигилистами , отвергнуть навязанные нам ценности и создать собственные; или стать пассивными нигилистами и продолжить верить в традиционные ценности, вопреки сомнениям в их истинности.

Активный нигилист разрушает, чтобы найти то, во что стоит верить. По мнению Ницше и русских нигилистов XIX века, только ценности, прошедшие это испытание, могут сделать нас сильнее.

Пассивный нигилист не хочет рисковать и поэтому цепляется за безопасные, традиционные ценности. Ницше утверждает, что такая самозащита в действительности намного опаснее саморазрушения, так как вера ради самой веры ведет к поверхностной жизни и послушному принятию всего, во что верят остальные.

Сегодня слово «нигилизм» часто используется для описания отношения к положению вещей в современном мире. Причем ему почти никогда не дается определение — как будто каждому отлично известно, что оно значит.

Но теперь мы знаем, что нигилизм может быть активным и пассивным. И если мы хотим лучше понять современный нигилизм, мы должны проследить его эволюцию с точки зрения эпистемологии, этики и метафизики, а также рассмотреть его различные проявления: самоотрицание , отрицание смерти и отрицание мира .

Эпистемологический нигилизм: вы уверены в своем знании?

Эпистемологический нигилизм отрицает возможность достижения знания и утверждает, что наши самые заветные убеждения не имеют под собой основания.

Согласно этой позиции любые притязания на объективную истину ложны, а иллюзия знания создается, чтобы скрыть тот факт, что ничего не известно наверняка.

Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» (1962) утверждал, что какими бы утонченными и эффективными ни были созданные нами модели для описания реальности, мы не можем доказать, что они действительно отражают объективную реальность.

Когда мы утверждаем истинность чего-либо на основании прошлого опыта, возникает проблема индукции : если что-то имело место ранее, это еще не значит, что оно должно произойти снова.

Когда мы утверждаем истинность чего-либо на основании научных доказательств, мы впадаем в заблуждение, которое в логике называется обращением к авторитету : утверждения других (даже экспертов) не могут служить основанием истинности, ведь даже эксперты могут быть необъективными и могут ошибаться. Поэтому, когда ученые делают свои заключения на основе выводов, сделанных учеными прошлого, они совершают ту же логическую ошибку.

Это, в свою очередь, ведет к еще одной проблеме — проблеме бесконечного регресса : любое утверждение, сделанное на каком-либо основании, неизбежно влечет за собой вопросы об основании этого основания, затем — об основании того основания — и так далее, и так далее.

Может показаться, что эпистемологический нигилизм ничем не отличается от скептицизма , ведь скептик также сомневается в том, что у какого-либо знания может быть надежное основание. Здесь уместно будет вернуться к различию между активным и пассивным нигилистом: активного нигилиста можно сравнить с радикальным скептиком; пассивный же нигилист знает, что есть основания для сомнений, но всё равно продолжает верить. Следовательно, для пассивного нигилиста знание основано на вере.

Таким образом, нигилистом можно назвать не только того, кто отвергает возможность существования надежного знания, но и того, кто, зная о том, что всё знание ненадежно, предпочитает игнорировать этот факт.

Все научные теории основаны на других научных теориях, которые, в свою очередь, основаны на третьих теориях, любая из которых может оказаться ложной. Но до тех пор, пока научные теории продолжают приносить плоды — в первую очередь плоды в виде технического прогресса, — истинностью этих теорий можно пренебречь.

Однако, пренебрегая окончательной истиной, пассивный нигилист обесценивает и сам поиск знания. Другими словами, для пассивного нигилиста знание не имеет значения.

Подумайте о том, как безответственно в повседневной жизни люди бросаются словами «знание» или «уверенность». Если кто-то говорит, что поезд скоро прибудет, мы либо вовсе не спрашиваем, откуда им это известно, либо сталкиваемся с абсолютным аргументом в современном мире: потому что так показывает их телефон. Если телефон окажется прав, его авторитет подтвердится. Если телефон окажется неправ, мы, скорее всего, будем винить в этом поезд, а не телефон. Поскольку телефон стал нашим главным гарантом знания, признать, что он может ошибаться, — значит признать, что не только наше основанное на информации из телефона знание, но и всё наше знание вообще может не иметь под собой основания.

В конце концов, мы и в других случаях предпочитаем не задаваться вопросом, почему мы так уверены в своих знаниях. Таким образом, пассивный нигилизм — это вовсе не радикальная «постмодернистская» позиция, а часть повседневной жизни.

Моральный нигилизм: с чего вы взяли, что ваши ценности универсальны?

В нравственной философии нигилизм определяется как отрицание морали . Как утверждает Дональд Аллен Кросби в книге «Призрак абсурда» (1988), моральный нигилизм — следствие эпистемологического.

Если знание и истина не имеют объективных оснований, то нет объективных оснований и для суждений о добре и зле. А значит, мораль основана лишь на нашем представлении о добре и зле, которое может быть разным для каждой исторической эпохи, каждой культуры и каждого отдельного человека.

Тот или иной поступок обычно считается правильным, потому что так говорит Бог, потому что так подсказывает здравый смысл или потому что он может сделать нас счастливыми.

Философ Иммануил Кант осознавал, что использование Бога или счастья в качестве основания для морали ведет к моральному скептицизму . Вера в Бога может побуждать людей поступать нравственно, но только для того, чтобы попасть в рай, а не в ад. Стремление к счастью может побуждать людей поступать нравственно, но невозможно знать заранее, какие поступки в итоге принесут счастье.

Читайте также:  Препараты для травления тараканов

Поэтому Кант выступал в пользу нравственности, основанной на здравом смысле. Он предложил принцип универсализации поступков : прежде чем совершить поступок, человек должен представить, смогло бы общество, состоящее из существ, наделенных разумом, существовать, если бы все поступали так, как собирается поступить он.

Кант верил, что логика (а не Бог или стремление к счастью) может подсказать нам, является ли тот или иной поступок правильным (универсализуемым) или неправильным (неуниверсализуемым).

Но мораль, основанная на здравом смысле, также имеет свои недостатки. На один из них указал Жак Лакан в тексте «Кант с Садом» (1989): использование принципа универсализации в качестве критерия добра и зла дает возможность хитрым людям (вроде Маркиза де Сада) оправдать свои ужасные злодеяния, если им удастся доказать, что эти злодеяния могут пройти кантовский тест. Другой недостаток, описанный Джоном Стюартом Миллем в трактате «Утилитаризм» (1861), состоит в том, что разум — не единственный инструмент, которым наделен человек, поэтому следование кантианскому закону морали превратит людей в бессердечных роботов.

Ницше указал на еще один недостаток: здравый смысл может оказаться ничуть не более надежным, чем Бог или счастье. В книге «Генеалогия морали» (1887) Ницше отмечает, что разум — это не нечто абсолютное и универсальное, а нечто, возникшее со временем. Так же, как лабораторные крысы могут научиться принимать рациональные решения после участия в нескольких экспериментах, так и люди научились быть рациональными благодаря многовековым философским, религиозным и политическим «экспериментам».

Отвергнуть мораль — или исповедовать то, во что не веришь?

Активный нигилист и пассивный нигилист по-разному реагируют на моральный скептицизм.

Способность подвергать что угодно сомнению позволяет активному нигилисту либо отринуть мораль вообще, либо выработать собственные нравственные принципы.

Однако может оказаться, что его нравственные принципы на самом деле заимствованы, так как иногда очень трудно понять, когда мы мыслим самостоятельно, а когда — в соответствии с нашим воспитанием. Поэтому активный нигилист скорее попросту отвергнет мораль и будет оценивать, насколько тот или иной поступок приближает его к желаемой цели.

В таком случае поступки человека будут приравнены к поступкам животного или машины. Раз животное нельзя считать аморальным из-за того, что оно ест других животных, то и человека, утверждает активный нигилист, нельзя считать аморальным из-за того, что он крадет у других людей, когда голоден. Яркий пример активного нигилизма такого типа — древнегреческий софист Фрасимах. В «Республике» Платон приписывает Фрасимаху слова, что «справедливость» — это всего лишь то, что выгодно сильнейшему.

Читайте также

Пассивный нигилист не станет отвергать традиционную мораль из-за того, что у нее нет надежного основания. Вместо этого он заявляет, что обоснованность морали не имеет значения.

Пассивный нигилист подчиняется закону морали не ради морали, а ради подчинения. Для него жить в соответствии с представлениями других людей о добре и зле предпочтительнее, чем жить, не придерживаясь никаких моральных норм. Моральные нормы служат человеку компасом, и пассивный нигилист скорее будет руководствоваться неисправным компасом, чем рискнет отбросить компас в сторону и заблудиться.

Моральные нормы также создают ощущение принадлежности к социальной группе. Общие нормы и ценности настолько же важны для совместной жизни, как и общий язык. Отвергая мораль, активный нигилист тем самым отвергает общество. Пассивный же нигилист боится одиночества, поэтому выбирает быть частью группы. Таким образом, для пассивного нигилиста важно не то, насколько обоснована та или иная моральная норма, а то, насколько она общепринята.

Пассивный нигилист ценит мораль лишь как средство достижения цели, а не как самоцель. Он принимает ту или иную систему моральных ценностей в первую очередь ради чувства общности с другими людьми. Пассивный нигилист напоминает зрителя, который болеет за команду хозяев спортивного чемпионата просто потому, что за нее болеют все остальные. Он принимает моральные нормы потому, что они принимаются обществом, частью которого он хочет быть.

Политический нигилизм: отрицание власти

Под политическим нигилизмом, как правило, подразумевается отрицание власти. Именно так его понимали русские нигилисты XIX века, которым в итоге удалось убить царя. У этой революционной формы нигилизма, которую можно соотнести с активным нигилизмом, нет пассивного компонента.

Опасность активного нигилизма заключается в анархизме и готовности пожертвовать обществом ради личной свободы, а опасность пассивного нигилизма — в конформизме и готовности пожертвовать личной свободой ради общества.

Пассивный нигилист рассматривает знание и мораль лишь как средства для достижения цели — комфорта и безопасности. Именно стремление избежать сомнений и неопределенности в конечном счете приводит к тому, что пассивный нигилист становится более деструктивным, чем активный нигилист.

Политические и моральные системы, поощряющие свободу и независимость, для пассивного нигилиста менее привлекательны, чем системы, требующие бездумного следования традиции и беспрекословного подчинения власти.

Пассивный политический нигилизм — бегство от свободы

Люди часто говорят, что хотят быть свободными и независимыми, но свобода может быть тяжким бременем. Сёрен Кьеркегор определяет страх как «головокружение свободы», которое возникает, когда мы заглядываем в «зияющую бездну» неограниченных возможностей. Как часто посетители ресторана при взгляде на обширное меню спешат обратиться за советом к официанту!

Ницше был обеспокоен тем, что всё больше людей считают бескорыстие, самоотрицание и готовность к самопожертвованию моральными идеалами, и видел в этом свидетельство распространения нездорового пассивного нигилизма в Европе. Столетием позже Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» (1941) выразил схожую обеспокоенность распространенным среди европейцев «страхом перед свободой».

Ханна Арендт предостерегала, что нигилизм — это не только личный, но и политический кризис. Более того, нигилизм иногда поощряется представителями власти, которым кризис играет на руку.

Даже метафизический нигилизм может иметь политическую подоплеку. Если человек верит, что вселенная бессмысленна, его легко убедить в том, что беспокоиться по поводу репрессий, войн и проблем окружающей среды тоже нет смысла.

Симона де Бовуар писала в «Этике двойственности» (1948), что одна из форм, которые принимает нигилизм, — это ностальгия, желание вернуться к тому чувству свободы, которое мы испытывали в детстве, когда еще не знали, что свобода подразумевает ответственность. Это значит, что нигилизм в такой форме также выгоден корпорациям, стремящимся продать нам средства, которые помогают убежать от реальности.

Вот почему так важно уметь распознавать нигилизм не только в себе, но и в окружающем мире. Мы должны научиться определять источник нигилистических взглядов на мир и понимать, кому выгодно, чтобы мы их исповедовали. Только так мы сможем не чувствовать себя беспомощными в этом безразличном мире.

Источник

Оцените статью
Избавляемся от вредителей